Курс лекций Минск 2002 содержание

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Система открытого образования

Кафедра философских наук

Г.И. Касперович

О.С. Павлова

Концепции современного естествознания

Курс лекций

Минск 2002

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Введение в учебный курс «Концепции современного естествознания» 5

Лекции 1-2. Предмет, цели и задачи курса 5

I. ОБЩЕЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 10

Тема 2. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ как феномен культуры и комплекс наук о природе 10

Лекция 3. Социокультурный статус науки. Специфика научного познания. 10

Контрольные вопросы 20

Лекция 4. Естествознание в системе науки и культуры. 21

Контрольные вопросы 25

Лекция 5. Исторические этапы познания природы. Особенности современного естествознания 26

Контрольные вопросы 37

Лекция 6. Особенности методов современного экспериментально-математического естествознания. Системный подход как его важнейшая парадигма. 39

Контрольные вопросы 46

II. Фундаментальные законы и концепции современного естествознания 47

Тема 3. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ 47

Лекция 7. Научные картины мира и научные революции в истории естествознания. 47

Контрольные вопросы 50

Лекция 8. Физическая картина мира в ее развитии. 51

Контрольные вопросы 59

Тема 4. КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВСЕЛЕННОЙ 61

Лекция 9. Современная космологическая картина мира и модели Вселенной 61

Проблема существования и поиска жизни во Вселенной 66

Контрольные вопросы 69

Тема 5. КОНЦЕПЦИИ САМООРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ: СИНЕРГЕТИКА И КИБЕРНЕТИКА 71

Лекция 10. Синергетическая парадигма в современном естествознании 71

Механизм протекания процессов самоорганизации (по И. Пригожину) 76

Контрольные вопросы 79

Лекция 11. Кибернетика: концептуально-понятийная характеристика 80

Контрольные вопросы 87

Тема 6. СОВРЕМЕННЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ 88

Лекция 12. Современная химическая картина мира и ее эволюция 88

Контрольные вопросы 96

Тема 7. БИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ 97

Лекция 13. Биология, ее исторические типы и место в структуре естествознания. Современные концепции эволюции живой природы и сущности жизни 97

Основные концепции происхождения жизни. 108

Контрольные вопросы 109

Лекция 14. Человек как биосоциальное существо. Его место и роль в социо-природном комплеске. 110

Контрольные вопросы 116

  . ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 118

Тема 8. КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. 118

Лекция 15. Естественнонаучные основы современных технологий. 118

Перспективные материалы и технологии 128

IУ. ПРИЛОЖЕНИЕ (к теме 8) 132

Молекулярный уровень биотехнологии. 132

Биокатализ 133

Генные технологии 134

Геном человека 136

Клонирование 141

Обновление технологии производства энергии 145

Модернизация технической базы промышленности 147

Контрольные вопросы 149

Экзаменационные вопросы 151

ЛИТЕРАТУРА 154

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ 157

А 157

Б 158

В 160

Г 160

Д 162

Е 163

Ж 163

З 163

И 163

К 165

Л 166

М 167

Н 168

О 168

П 169

Р 170

С 171

Т 172

У 173

Ф 173

Х 174

Ц 174

Ш 174

Э 174

Тема 1. Введение в учебный курс «Концепции современного естествознания»

Лекции 1-2. Предмет, цели и задачи курса

Новый вузовский курс «Концепции современного естествознания», введенный в учебные программы в последние годы ХХ столетия, призван к решению одной из важнейших задач нового этапа развития образования – преодолению исторически возникшего разобщения естественнонаучной и гуманитарной культуры и поиску единства целостной современной культуры. Разделение культуры на две – естественнонаучную и гуманитарную по принципу экономической эффективности и значимости породило многие экологические и социальные проблемы кризисного характера.

Существующие каноны специализации в системе высшего образования всё ещё закрепляют сложившийся раскол между двумя сферами культуры и препятствуют становлению всесторонне развитой личности специалиста, порождая ограниченный, односторонний взгляд на мир. Более того, для специалистов этих сфер характерно признание взаимоисключающих ценностей и приоритетов, что ведет зачастую к утрате взаимопонимания и абсолютизации статуса своей области знания, порождая сциентизм и технократизм естественников или снобистские претензии на «наднаучность» гуманитариев.

Необходимость перехода к новой парадигме образования уже нашла свое отражение в изменении учебных вузовских планов и программ. В основу новой системы образования закладываются три базисных принципа – фундаментальность образования, его систематическая целостность и гуманистическая направленность, как общие требования к подготовке специалистов любого профиля. Этой проблеме посвящен Меморандум Международного симпозиума ЮНЕСКО «Фундаментальное (естественнонаучное и гуманитарное) университетское образование» (Москва,1994г.).

С решением этой задачи связана, с одной стороны, широко распространившаяся сейчас тенденция гуманитаризации в сфере естественнонаучного и технического обучения. Однако, с другой стороны, проблема ознакомления студентов-гуманитариев с важнейшими достижениями современной естественнонаучной культуры особенно сложна по своей новизне и подходам к ее решению. Одной из причин тому – устойчиво бытующий предрассудок о том, что естественнонаучные знания далеки от социальных, личностных и гуманитарных проблем и потому излишни для гуманитариев.

Ценности фундаментального научного (и в первую очередь – естественнонаучного) знания составляют важнейшую и непреходящую компоненту цивилизованной формы культуры и они должны быть усвоены в той или иной мере любым образованным человеком. Без знания хотя бы основ современного естествознания, которое всё больше входит своими достижениями в повседневную жизнь цивилизованного общества, не может сформироваться человек современного информационного общества, а тем более специалист-профессионал.

В задачи курса «Концепции современного естествознания» не входит подробное изучение всей системы естественнонаучных знаний, что практически невозможно в одном учебном курсе. Наш курс предполагает обзорное знакомство и логико-исторический анализ основных идей и концепций современного знания о природе в целом и природных составляющих человека и общества.

Слово «концепция» в переводе с латинского означает понимание, систему взглядов. Это - определенный способ понимания или истолкования предметов, процессов, явлений. Концепция – это кратко выраженный основной смысл той или иной теории, ее суть. Когда теория ещё не выработана, а имеется только главная идея для объяснения некоторого класса событий, то такую идею тоже называют концепцией, в этом смысле она понимается как ведущий замысел или конструктивный принцип научной деятельности. Таким образом, каждая теория и гипотеза имеют свою концепцию, свой смысл и свой принцип научной деятельности.

Задача настоящего курса состоит в ознакомлении с основными современными концепциями общенаучного значения, на которых базируется естествознание и современная научная картина мира (НКМ). Современная НКМ – это сложное синтетическое построение метатеоретического уровня знания, синтезирующее фундаментальные естественнонаучные идеи и концепции с фундаментальными представлениями и принципами гуманитарного знания, которые требуют широкого осмысления и представления результатов конкретно-научных исследований в общенаучной форме. Будущие специалисты и в области естествознания, и в гуманитарной сфере нуждаются в общих представлениях о современной научной картине мира, ее идеях и концепциях. Именно через общенаучную картину мира осуществляется взаимопроникновение идей, развиваемых в гуманитарных науках, в естествознание и, наоборот, естественнонаучные идеи и принципы, приобретая характер общенаучных методологических регулятивов, начинают внедряться в гуманитарные науки. Вот почему анализу и изучению научной картины мира и ее исторических типов в нашем курсе уделяется особое внимание.

Знания идей и концепций современного естествознания поможет будущим специалистам гуманитарных направлений расширить кругозор и познакомиться с конкретными естественнонаучными проблемами, тесно связанными с экономическими, социальными и экологическими задачами, от решения которых зависит уровень и качество жизни общества и каждого из нас.

На первый взгляд, может показаться, что естествознание – ненужный груз для специалистов управления, юристов и экономистов. Однако на самом деле любой подлинный специалист и прежде всего менеджер или экономист должен владеть не только законами управления, права или экономики, но и понимать естественнонаучную сущность объекта управления и экономического анализа.

В современном обществе большое внимание уделяется не только различным отраслям естествознания, но и бурно развивающимся наукоёмким технологиям, которые базируются на естественнонаучных знаниях. Концептуальный системный подход полезен не только для понимания содержания и логики развития естествознания, но и для знакомства с фундаментальными основаниями и важнейшими достижениями естественнонаучного знания, на основе которых успешно развиваются современные технологии.

В современных условиях становления информационного общества нематериальные накопления – научные знания, квалификация, творческий профессионализм – приобретают решающее значение для развития экономики, общества в целом. Они являются основой инновационных процессов, изменения структуры общественного производства и управления. Сегодня обществу все больше нужны специалисты высокого класса и широкого кругозора, смелой новаторской мысли, изыскивающие новые пути в науке, технике, экономике, управлении, социальном прогнозировании. Нужны исследователи, свободно владеющие принципами системного анализа, методами современных технологий.

Целью учебного курса «Концепции современного естествознания» является преодоление односторонне гуманитарного профиля образования и ознакомление студентов-гуманитариев с важнейшими достижениями современного естествознания, формирование целостной мировоззренческой научной картины мира, синтезирующей фундаментальные представления гуманитарного и естественнонаучного знаний, развитие широты и гибкости мышления, творческого потенциала слушателей за счет освоения фундаментальных идей, опыта и установок современного естествознания.

Достижение этих целей предполагает решение в процессе преподавания курса следующих задач:

1. Изучение и освоение системы базисных принципов, понятий и теорий, составляющих концептуальный каркас современного естествознания.

2.Ознакомление с сущностью научного мышления, спецификой естественнонаучных методов исследования, их типологией и когнитивными возможностями.

3.Выявление основных парадигм естествознания, анализ их смены в динамике культуры, эволюционных и революционных преобразований науки.

4.Анализ междисциплинарных взаимодействий различных отраслей науки, знакомство с основными принципами новых направлений в естественнонаучном познании.

5. Знакомство с прикладными проблемами естествознания посредством анализа естественнонаучных основ современных наукоемких технологий.

6. Выработка адекватного понимания особенностей естественнонаучной и гуманитарной культур для нормального общения будущего юриста и экономиста с экспертами, опирающимися на естественнонаучные данные и методологию естествознания.

7. Систематизация полученных ранее естественнонаучных знаний для более эффективного их использования в будущей деятельности, особенно связанной с выработкой различных стратегических прогнозов и оценок.

Содержание курса, методология его подготовки и методика обучения опираются на уровень школьных знаний в области естественных наук и дают студентам –гуманитариям интегративное и сущностное представление о мире сквозь призму современного естествознания.

Учебный курс «Концепции современного естествознания» состоит из трех разделов.

Первый раздел «Общее естествознание» представляет собой теоретическое введение в концептуальные проблемы естествознания как систему наук о природе. В него включены темы, раскрывающие сущность, специфику, место и роль естествознания в системе научного познания и культуры, взаимосвязь и специфику естественнонаучной и гуманитарной культуры, особенности современного естествознания, его методы и формы развития.

Во втором разделе « Фундаментальные законы и концепции естествознания» рассматриваются базовые понятия и идеи, законы и концепции естественнонаучной картины мира в ее исторической динамике от классического к современному постнеклассическому типу, включая фундаментальные концепции современного естествознания из области физики, космологии, химии, биологии, синергетики и теоретической кибернетики.

Третий раздел и приложение к нему посвящены прикладным проблемам естествознания на основе анализа естественнонаучных концепций современных технологий (информационных, мультимедийных, лазерных, энергетических и биотехнологий).

Темы учебного курса, входящие в выделенные разделы позволяют усвоить специфику содержания естественнонаучной системы знаний, логику их исторической динамики и место естествознания в современной науке и культуре, его теоретическую и практическую значимость для гуманитарных профессий и управленческой деятельности, ибо «великая цель образования – это не знания, а действия» (Г.Спенсер).

I. ОБЩЕЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

  1. Мировая экономика Курс лекций Минск 2002

    Реферат
    Современная международная экономика представляет собой динамично развивающуюся сложноструктурированную систему, главной отличительной особенностью и объективной тенденцией которой является глобализация мирохозяйственных отношений.
  2. Курс лекций Минск 2009 Содержание

    Документ
    2.1.Объективная необходимость, понятие, характеристика и основополагающие принципы формирования системы государственного регулирования рыночной экономики и экономики переходного к рынку периода 28
  3. Курс лекций Минск 2005 удк 614. 876(076. 6) Ббк 22. 383 (2)

    Документ
    Рецензент – профессор кафедры физики факультета радиофизики и электроники Белорусского Государственного университета, доктор технических наук Сидоренко А.
  4. Курс лекций Минск Редакционно-издательский центр Академии управления при Президенте Республики Беларусь

    Документ
    Издание представляет собой каткое изложение курса «Административное право Республики Беларусь». В нем освещаются основные понятия, категории, положения и институты административного права на современном этапе.
  5. Курс лекций Минск 2005 удк 614. 88 (042. 4)

    Документ
    Рецензенты: зам. нач. военно-медицинского факультета, полк. мед. сл. С.В. Сокол; нач. каф. военной эпидемиологии и военной гигиены, канд. мед. наук, полк.
  6. Курс лекций Минск 2004 удк 34. 01(076. 6)

    Лекция
    Ш26 Общая теория государства и права: курс лекций / А.Т. Широков. – Мн.:Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 210 с. – (Система открытого образования).
  7. Курс лекций Минск 2005 удк 338. 28

    Документ
    Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности «Государственное управление и экономика».
  8. Курс лекций минск бгу 2004 удк 553. 3+553. 4 Ббк

    Документ
    В курсе лекций рассмотрены основные промышленные типы месторождений черных и цветных металлов. Приводятся сведения по геохимии, минералогии, ресурсам, эпохам рудообразования и генетическим типам промышленных месторождений.
  9. Курс лекций Минск, 2004 удк ббк б 24

    Документ
    В данном издании изложены лекции по курсам «Некоронарогенные заболевания миокарда. Инфекционный миокардит» в соответствии с требованиями Унифицированной программы, утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Другие похожие документы..