Доклад "О деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2008 году"

Доклад

"О деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2008 году"

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 закона «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае» представляю Губернатору Алтайского края, Алтайскому краевому Законодательному Собранию доклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2008 году».

В докладе дается общая оценка положению дел с правами человека в Алтайском крае, состоянию и динамике наиболее важных правозащитных проблем, приводится информация о деятельности Уполномоченного, в том числе о реакции государственных органов и должностных лиц на его рекомендации и предложения.

Доклад составлен на основе мониторинга правозащитной ситуации, осуществлявшегося путем обобщения:
- письменных обращений граждан;
- информации, полученной в ходе личного приема граждан Уполномоченным и сотрудниками аппарата;
- материалов, полученных при посещении отделов внутренних дел, мест лишения свободы, психиатрических больниц, детских домов и других учреждений;
- материалов научно-практических конференций;
- информации, поступившей от государственных органов и неправительственных правозащитных организаций по запросам Уполномоченного или в инициативном порядке;
- публикаций средств массовой информации.
Выражаю искреннюю признательность сотрудникам аппарата Уполномоченного, участвовавшим в подготовке настоящего доклада, а также всем гражданам и организациям, оказавшим содействие в этой работе.

ОБ ИНСТИТУТЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

4 ноября 2002 года был принят закон «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае». В соответствии с ним 28 февраля 2003 года краевой Совет народных депутатов избрал Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае (далее – Уполномоченный). Таким образом, история нового государственного правозащитного института в крае насчитывает уже шесть лет.

Согласно международных правил, омбудсман (общепринятое международное название должности уполномоченного по правам человека) – достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на защиту прав граждан и осуществляющее контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти, иными государственными органами и организациями, органами местного самоуправления без права изменения принятых ими решений. Общепринято также, что Уполномоченный, действующий в пределах своей компетенции, независим от органов государственной власти и неподотчетен им, а эффективность его работы напрямую зависит от желания государственных и муниципальных органов воспринимать и следовать рекомендациям Уполномоченного, степени зрелости и активности гражданского общества.

Основными направлениями его деятельности являются:
• контроль за соблюдением на территории края прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти, местного самоуправления и их должностными лицами;
• анализ законодательства Алтайского края в области прав и свобод человека, подготовка рекомендаций и предложений по его совершенствованию;
• участие в правовом просвещении жителей края;
• рассмотрение жалоб о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;
• развитие международного и межрегионального сотрудничества в области защиты прав и свобод человека;
• подготовка и направление в государственные органы ежегодного доклада о своей деятельности, а также специальных докладов по актуальным проблемам защиты прав и свобод человека;
• обращение в Алтайское краевое Законодательное Собрание с предложениями о создании депутатской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод человека и о проведении депутатских слушаний;
• принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан;
• направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений по принятию мер, связанных с восстановлением нарушенных прав и свобод человека.

В прошедшем 2008 году были достигнуты и закреплены положительные тенденции социально – экономического развития края. Положительные результаты работы отраслей экономики края, позволили обеспечить стабильное финансовое положение, качественно сформировать бюджет. Значительно возросли расходы на социальную сферу, в том числе на образование – на 27 %, здравоохранение и спорт – на 42%, на социальную политику – на 23 %. Была проведена большая работа по повышению уровня денежных доходов населения. Это оказало положительное влияние на ситуацию по соблюдению и защите прав человека в крае по самым разным направлениям. Однако, несмотря на достигнутые в последние годы позитивные сдвиги в экономике, уровень жизни многих жителей все еще низок. В связи с финансовым кризисом, растёт тревожность всех слоёв населения за своё будущее, что, естественно, неблагоприятно отражается на практической реализации социально-экономических прав граждан. Существуют проблемы и с реализацией декларированных в Конституции РФ политических и гражданских прав. В обществе имеет место правовой нигилизм, недоверие к власти. Все это делает работу государственного правозащитного института весьма сложной и ответственной.

В 2008 году в адрес Уполномоченного поступило 1998 обращений, в т.ч. содержащих индивидуальные и коллективные жалобы жителей края. Преобладающими категориями прав, нарушения по которым послужили поводом для обращений заявителей, являются гражданские (личные) права – 57 %, социальные и экономические права – 37 %.

Много обращений, связанных с правоотношениями между гражданами и властными органами. Значительная их часть касается осуществления правосудия по уголовным делам. Подозреваемые и обвиняемые, осужденные жалуются на неправомерные действия сотрудников милиции, необъективность следствия, повлиявшего на принятые судом решения.

Увеличилось число обращений по нарушению прав человека в процессе уголовного судопроизводства, дознания и предварительного следствия, а также условий содержания в изоляторах временного содержания (далее – ИВС). Много обращений по жилищным вопросам, социальному обеспечению, по доступности медицинской помощи, вопросам труда и занятости. Исходя из территориальной принадлежности заявителей, традиционно больше их (в расчете на 10 тысяч населения) из города Барнаула (31), Шелаболихинского (15), Тюменцевского (10), Третьяковского, Крутихинского районов и города Змеиногорска (по 7).

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В условиях дефицита финансовых средств и кризисных явлений в экономике, первоочередной задачей является сосредоточение внимания на проблемах слабо защищённых категорий граждан.

За счёт изменений, внесённых в краевой закон, значительно увеличилось число граждан, которым присвоено звание «Ветеран труда». Расходы краевого бюджета на социальную поддержку различных категорий граждан в форме социальных выплат впервые превысили сумму 4 миллиарда рублей. Конституция РФ закрепляет основы социальной защиты. Их сущность в том, что государство гарантирует создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности, предоставление достаточных средств гражданам, лишенным в силу обстоятельств возможности трудиться и по иным случаям. Но пока ещё такое состояние дел — конституционный идеал.

При проведении реформы монетизации системы социального обеспечения, люди не без оснований опасаются снижения достигнутого уровня социальной защиты, т.к. эффективного финансового механизма, обеспечивающего осуществление единой государственной политики в этом направлении, не существует. Обращения граждан показывают, что нерешенных проблем в этой области много. При их изучении часто складывается впечатление, что человек не может получить помощь при решении важного для него вопроса из-за того, что должностные лица порой сами не могут разобраться с тем, что они фактически должны делать, а также полагают, что оказание гражданам консультационной помощи не входит в круг их обязанностей. Бездействие и равнодушное отношение, с которыми граждане часто сталкиваются в кабинетах чиновников, волокита не добавляют уважения к власти.

Еще одной проблемой является хождение граждан «по кругу» - из одного учреждения в другое. Административные структуры реорганизуются, меняются направления их деятельности, функции, компетенция.

Примером тому может служить ситуация, сложившаяся с передачей функций органа опеки и попечительства с местного на краевой уровень. Начало года запомнилось тем, что длительное время органы местного самоуправления их уже не исполняли, а краевые органы эти функции еще не исполняли. Чтобы рассмотреть ряд жалоб на действия органов опеки и попечительства пришлось обращаться к заместителю Губернатора края.

Часто человеку сложно определиться, где ему можно решить волнующий его вопрос. В некоторых учреждениях, сотрудники не утруждают себя работой с населением и информированием жителей о своей деятельности. Во время приёма по личным вопросам в одном из районов председатель ветеранской организации рассказала, что невозможно получить информацию о работе филиала отделения Фонда социального страхования. Чтобы поправить ситуацию, пришлось обращаться в Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.

В рамках административной реформы в крае принято более 50 регламентов, регулирующих работу государственных учреждений по многим направлениям деятельности, в том числе порядок рассмотрения обращений. Предстоит ещё большая работа по регулированию взаимоотношений гражданина с властью. Нужно добиться того, чтобы каждое учреждение, имеющее дело с людьми, регулярно информировало через СМИ о своей деятельности по вопросам, входящим в его компетенцию и об итогах своей работы.

По-прежнему одной из наиболее социально уязвимых групп населения остаются инвалиды. В крае их проживает 224 тысячи, из них 9,6 тысяч дети. Не всё сделано для того, чтобы эти люди не чувствовали себя лишними в нашем обществе. Инвалидам неимоверно трудно получить образование, найти работу, не всегда доступна бесплатная медицинская помощь, у них возникают большие проблемы с передвижением в многоквартирных домах, в пределах населенного пункта.

Россия присоединилась к Конвенции ООН по правам инвалидов. Применение этого международного правового документа должно способствовать не только решению проблем, но и выявлению причин и условий, приводящих к нарушению прав лиц данной категории.

С января 2007 года действует закон «Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов», согласно которому в 2008 году трудоустроено 7770 человек, что почти на тысячу человек больше 2007 года. Для людей с ограниченными возможностями это не только хлеб насущный, но и реализация своих способностей и возможность чувствовать себя нужными обществу.

Большое количество обращений поступило по вопросам, связанным с ущемлением прав инвалидов по зрению. С введением в действие закона об авторском праве, появилась проблема отказа специализированными библиотеками выдавать для прослушивания на дому произведения писателей, изготовленные на электронных цифровых носителях, - так называемых «говорящих книг». Это, безусловно, ограничивает право инвалидов на доступ к литературе. Многие из них просто остаются в информационном вакууме, так как не владеют техникой чтения, а купить издание в электронном виде не имеют средств.

Уполномоченным были направлены письма с просьбой о содействии в разрешении этих вопросов в Минздравсоцразвития, Министру культуры и массовых коммуникаций, Уполномоченному по правам человека в РФ, депутатам Государственной Думы РФ. Просьба была поддержана и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ инициировали законодательную инициативу по внесению соответствующих изменений в Гражданский кодекс РФ.

Есть и другие застарелые проблемы. Инвалиды, имеющие право на оплату стоимости проезда до места лечения и обратно, не могут его реализовать, так как постановлением Минздравсоцразвития оно ограничено до поездок в лечебное учреждение федерального уровня. Многие из них вынуждены по нескольку раз в месяц ездить для получения процедур в краевые лечебные учреждения. У некоторых вся пенсия уходит на такие поездки. Другого выхода просто нет, т.к. вопрос касается жизни.

В одном из отдалённых районов края живёт молодой человек, страдающий хронической почечной недостаточностью. Для сохранения жизни, ему нужно два раза в неделю проходить процедуру гемодиализа. Самое близкое место, где это можно сделать – Барнаул. У больного есть семья. Чтобы регулярно проходить процедуру, нет денег на проезд, чтобы жить в городе, также нет средств, плюс ко всему нужно практически оставить семью. Оснастить нужным оборудованием районную больницу, по утверждению управления по здравоохранению, тоже не целесообразно.

Выход из положения может быть в решении вопроса оплаты проезда таким больным к месту лечения в краевом учреждении здравоохранения. К сожалению, эту проблему в прошлом году решить не удалось.

Поступают жалобы на недостатки в дополнительном лекарственном обеспечении инвалидов (ДЛО). Все они направляются в Главное управление по здравоохранению и фармацевтической деятельности. Что-то удается сделать, однако, общей картины это не меняет. В результате и в прошлом году от таких услуг вновь отказалось почти 68 % жителей, имеющих на то право.

По прежнему большая часть обращений касалась вопросов, связанных с социальной защитой граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Отсутствие адекватного механизма индексации ежемесячных денежных выплат, доступного санаторно-курортного лечения, задержки в выдаче удостоверений пострадавших от взрывов, - вот темы обращений граждан. К ним прибавляются письма жителей края, проживавших в Казахстане. Там они считались пострадавшими от взрывов, а в России лишились такого статуса, т.к. мнения российских и казахских ученых по поводу уровня воздействия радиации на человека не сошлись по дозам облучения и территориям.

Забюрокраченная процедура решения вопроса выдачи удостоверений в административном порядке, побуждает большое количество граждан прибегать к судебной защите своих прав. В помощь обратившимся разработан образец искового заявления о признании статуса лицам, которые жили в населённых пунктах, не включённых в перечень. Есть положительные судебные решения.

Но и они исполняются в министерствах длительное время. На сегодня более 7 тысяч судебных решений находится на исполнении в МЧС РФ. За 2008 год Главалтайсоцзащитой в министерство направлено более 34 тысяч представлений, подтверждающих право граждан на получение удостоверений, а, соответственно, и мер социальной поддержки. Выданы же они только половине заявителей, статус которых установлен через суд.

На встречах с членами общественных организаций пострадавших от взрывов на Семипалатинском ядерном полигоне были высказаны претензии по поводу уменьшения внимания к проблеме, сокращения мер социальной поддержки, прекращения исследований влияния радиации на здоровье людей. Наиболее остро стоит вопрос о расширении перечня населенных пунктов Алтайского края, жители которых подверглись облучению. Ряд учёных утверждают, что значимое радиационное воздействие оказали, кроме исследованных, взрывы 1951, 1953 годов и два взрыва 1956 года.

  1. Доклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Амурской области и деятельности уполномоченного по правам человека в Амурской области в 2008 году

    Доклад
    Взаимодействие уполномоченного с органами государственной власти и местного самоуправления Амурской области, федеральными органами власти, правоохранительными и правоприменительными органами,
  2. «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае» (1)

    Доклад
    Доклад подготовлен в соответствии со ст. 20 Закона Алтайского края «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае». В его подготовке приняли участие специалисты Главного управления Алтайского края по социальной защите населения
  3. «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае» (3)

    Доклад
    Доклад подготовлен в соответствии со ст. 20 Закона Алтайского края «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае». В его подготовке приняли участие специалисты Главного управления Алтайского края по социальной защите населения
  4. Руководствуясь статьей 17 Закона Краснодарского края от 04 июля 2000 г. №287-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае» представляю Доклад

    Закон
    Руководствуясь статьей 17 Закона Краснодарского края от 04 июля 2 г. № 287-КЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае» представляю Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае в 2008 году.
  5. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год

    Доклад
    В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  6. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (8)

    Доклад
    В целях максимально полного обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Калужской области, с учетом выводов и рекомендаций Уполномоченного по правам человека в Калужской области Правительство Калужской области
  7. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (1)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  8. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (4)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  9. Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в 2007 году

    Содержательный отчет
    Представленный пятый ежегодный отчет Уполномоченного по правам человека подготовлен в соответствии с пунктом 23 Положения об Уполномоченном по правам человека, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002

Другие похожие документы..