Доклад "О деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2008 году"

В 2008 году зарегистрированы самые низкие за истекшие 5 лет показатели уровня преступности.

Для улучшения работы необходимо обратить особое внимание на подготовку и знание сотрудниками милиции законов, положений и приказов в области прав и свобод человека и гражданина, а также больше информировать население о работе органов внутренних дел через краевые массовые газеты, электронные СМИ, в т.ч. и Интернет. Придать действиям правоохранительного ведомства большую открытость и прозрачность.

Одним из важнейших направлений деятельности пенитенциарной системы является соблюдение прав человека в местах лишения свободы. Уголовно-исполнительная система края включает в себя 6 исправительных и 2 воспитательные колонии, 3 лечебных учреждения, краевую больницу для осужденных, 4 следственных изолятора, колонию - поселения, 10 межрайонных уголовно - исполнительных инспекций.

Всего за 2008 год поступило 264 обращения от осужденных, причём больше всего их из следственных изоляторов (более 200). Заявители просят направить различные нормативные акты, дать консультации по правилам предоставления условно-досрочного освобождения, по трудоустройству, разъяснить правила перевода в другие исправительные колонии, и многим другим вопросам. Это свидетельствует о недостаточной информации в местах лишения свободы по законодательству, правилам и положениям, а в ряде случаев – об отказе персонала исправительных колоний предоставить их осужденным для ознакомления.

Часть жалоб от лиц, содержащихся в местах лишения свободы, связано с нарушением их права на обращение. Как следует из их содержания и материалов проверок, находящиеся под арестом в следственных изоляторах граждане не всегда получают ответы из районных и городских судов о результатах рассмотрения поданных ими жалоб.

Значительную часть почты, поступающей Уполномоченному, занимают обращения осужденных на несправедливые (по их мнению) приговоры судов, на неправомерные действия сотрудников и руководителей исправительных учреждений, неоказание необходимой медицинской помощи, на неправомерное помещение в дисциплинарные изоляторы, несвоевременное освидетельствование на инвалидность.

Руководством УФСИН и администрацией учреждений по всем жалобам проводились служебные проверки, встречи с осужденными.

Так, в адрес Уполномоченного обратился осужденный Ш. с жалобой на незаконное его содержание в колонии строгого режима.

В результате служебной проверки установлено, что администрацией исправительной колонии в течение месяца с момента получения документов нарушались его права в части перевода с одного вида режима на другой. За ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей начальнику отдела специального учета объявлено взыскание. Законность содержания и своевременность освобождения осужденных Управлением взято на особый контроль.

В исправительной колонии № 3 подтвердился факт содержания осужденных в полуподвальном помещении без должной вентиляции и освещения при высокой влажности. Поступают и другие жалобы на условия содержания в исправительных учреждениях края.

Одним из важнейших вопросов в обеспечении конституционных прав осужденных является оказание медицинской помощи в необходимом объеме. Это особенно важно в связи с тем, что ввиду лишения свободы человек ограничен в возможности выбора врача, лечебного учреждения, медикаментов.

В ряде учреждений приняты необходимые оперативные меры для устранения недостатков в медицинском обеспечении. Однако, нарушение санитарно – эпидемиологических норм и правил в некоторых учреждениях УФСИН привело к увеличению заболеваемости осужденных туберкулёзом.

В этом году, в соответствии с законом, начинает свою работу общественная наблюдательная комиссия Алтайского края по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания. Стоит предположить, что при наличии независимого и не предвзятого контроля, жалоб на условия содержания и по другим поводам станет меньше, а ответственность за работу у служащих ведомства ещё выше.

СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВА НА СПРАВЕДЛИВОЕ СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО

Конституция РФ гарантирует каждому человеку судебную защиту его прав и свобод. В соответствии с этим, ключевую роль в системе органов, призванных стоять на страже защиты прав и свобод человека и гражданина, играет судебная система и сегодня именно она является основным инструментом обеспечения защиты законных прав и интересов любого гражданина.

За истекший год в почте Уполномоченного 204 обращения граждан, связанных с деятельностью судов разного уровня. В том числе жалобы на судебные постановления по уголовным делам, на отказ в выдаче копий процессуальных документов, по вопросу неэтичного поведения судей. Так как Уполномоченному не дано право подвергать сомнению законность и обоснованность решений суда, обратившимся гражданам разъяснено как правильно и куда следует обратиться, чтобы его обжаловать. Заявителям направлены пособия с примерными схемами кассационной (надзорной) жалобы по гражданскому (уголовному) делу по разным вопросам, примерные образцы жалоб в Европейский суд по правам человека.

Часть обращений граждан касалась выдачи повторных копий приговоров. При рассмотрении таких обращений было установлено, что в некоторых судах ограничивают право граждан на копирование материалов уголовного дела за свой счет, в том числе с помощью собственных технических средств, что порождает вполне обоснованные жалобы.

Судам следует более взвешенно относиться к избранию меры пресечения в виде ареста. По данным УФСИН, из следственных изоляторов в связи с изменением меры пресечения освобождено 250 человек, по судебным приговорам об условном осуждении и к мерам наказания, не связанным с лишением свободы - 891 человек. Статистика дает основания полагать, что решения судей на изоляцию от общества подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления не всегда обоснованы. Это обстоятельство приводит к переполненности следственных изоляторов, дополнительным финансовым затратам на содержание спецконтингента и огромному моральному ущербу.

Поступают жалобы от арестованных подсудимых на условия содержания в камерных блоках федеральных судов края. В ряде мест арестованные жалуются на несоблюдение нормы санитарной площади, отсутствие условий для подготовки к судебному заседанию и возможности для отдыха во время перерывов между ними, отсутствие места для приема пищи, горячей кипяченой воды и другим вопросам.

По этому поводу были направлены письма начальнику Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ по Алтайскому краю, однако часть вопросов осталось не решенными. В настоящее время направлен запрос на имя Генерального директора Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации за соответствующим разъяснением и с просьбой, содействовать обеспечению прав подсудимых в федеральных судах Алтайского края.

В адрес Уполномоченного продолжают поступать жалобы на длительное неисполнение решений судов. Самые «популярные» темы этих обращений: невыплата задолженности по заработной плате, алиментов, имущественных долгов.

С жалобой обратились гр. К. и П. по поводу неисполнения исполнительных листов о взыскании с одного из частных образовательных учреждений задолженности преподавателям по заработной плате. Документы на исполнении находились в отделении федерального казначейства по городу Барнаулу, межрайонном отделе службы судебных приставов, но ни один из государственных органов взыскать долги и заставить учредителя образовательного учреждения платить по исполнительным листам не смог. Примечательно, что при погашении части задолженности, первым получил деньги учредитель, а для учителей их не хватило.

Деятельность учреждения приостановлена. Общая сумма невыплаченной заработной платы составила более 1,3 миллиона рублей. По заключению следственных органов, виновны в невыплате заработной платы государственные органы и органы местного самоуправления.

Сегодня общество нуждается в более четких ориентирах правоприменения. Любая обязанность только тогда становится мерой надлежащего поведения, когда она сопряжена с ответственностью.

Причины неисполнения судебных решений везде разные. Однако, как сказано в Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, следует отметить одну общую - отсутствие реальной ответственности должностных лиц, да и самих граждан, которые не исполняют решения суда. Такая ответственность должна быть введена.

ПРОСВЕЩЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Такая важнейшая цель как защита прав человека и гражданина, в своей основе содержит принцип обеспечения справедливости. Без осознания того, что права гражданам принадлежат от рождения, что они гарантируются законами, не может быть государства социального и правового одновременно. Особая роль в системе защиты прав человека отводится правовому просвещению.

Как уже не раз отмечалось, одной из основных проблем российского общества является высокий уровень правового нигилизма. Он бытует как среди граждан, так и в государственных структурах и часто носит демонстративный и неконтролируемый характер. Одним из главных путей его преодоления должно стать всемерное повышение правовой культуры граждан.

В большинстве государств осуществляется особая деятельность по правовому воспитанию и просвещению, для чего используются учебные заведения и школа, СМИ, литература и другие, имеющиеся в распоряжении средства. Она является составным элементом идеологической функции государства. Характер правонарушений в сфере налогового, трудового, земельного, миграционного и другого законодательства свидетельствуют об отсутствии знаний и уважения к закону, низком уровне правовой культуры значительной части населения.

В крае можно выделить следующие основные направления работы по правовому просвещению:
• реализация разрозненных учебных курсов, образовательных программ в образовательных учреждениях;
• проведение некоторых мероприятий по правовому просвещению;
• информирование населения о новых законах и изменениях в действующем законодательстве;
• реализация проектов и программ общественными объединениями;
• периодические публикации материалов и статей правовой тематики в газетах и на интернет-сайтах.

Всё больше внимания уделяется правовому просвещению детей и молодежи.

В числе мероприятий конкурсы исследовательских работ учащихся «Права человека – основа гражданского общества», «Зимняя школа по правам человека» для студентов Вузов, проводимая совместно с Алтайским государственным университетом, другими учебными заведениями края.

Совместно с общественной организацией «Алтайский краевой союз детских и подростковых организаций» для вожатых педагогического отряда «Ювента» были проведены занятия по правам человека, подготовлены соответствующие методические материалы. Такие занятия были проведены с педагогическими коллективами и детьми профильных смен в Международной летней детской деревне «Алтай – 2008», других детских оздоровительных лагерях. Это позволило значительно оживить правовое просвещение летом, активизировать деятельность педагогического состава по формированию правовой культуры и активной гражданской позиции большого числа школьников.

В 2008 году студенты Барнаульского юридического института МВД России, Алтайского государственного технического университета имени И.И. Ползунова, Алтайской академии экономики и права, Алтайской государственной академии культуры и искусства приняли активное участие во Всероссийском конкурсе студентов гуманитарных Вузов на лучшую научную работу по теме: «Права человека в условиях глобализации».

Учитывая большой интерес студентов к проблематике прав человека в рамках X городской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь - Барнаулу» была проведена секция по теме: «Права человека в условиях глобализации».

Другое не менее значимое направление правового просвещения - работа с библиотечной системой, охватывающей своей деятельностью самые широкие слои населения. В прошлом году конкурс Уполномоченного «Право. Библиотека. Читатель» проводился среди муниципальных библиотек города Барнаула. В его рамках были проведены семинары, методические выставки материалов, другие мероприятия для школьников и учащихся профессионально-технических училищ.

Совместно с Управлением края по печати и информации был продолжен конкурс журналистов краевых, городских, районных газет и электронных СМИ на лучшее освещение темы прав человека.

При активном участии сотрудников аппарата Уполномоченного, в июне Администрацией края был проведен единый Информационный день по теме «Пути реализации Концепции защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае».

В лекциях, встречах, беседах, приняло участие около 3000 жителей края.

В связи с шестидесятой годовщиной принятия Всеобщей декларации прав человека и юбилеем Конституции РФ в октябре - ноябре совместно с Администрацией края и Алтайским краевым Законодательным Собранием проведены зональные конференции по теме «Основные права человека в Конституции Российской Федерации: концепция и практика».

В их работе приняли участие руководители представительных органов местного самоуправления, работники библиотек, редакторы газет, сотрудники Управлений по социальной защите населения, районных комитетов по образованию, органов внутренних дел, представители Уполномоченного по правам человека в районах, городах и образовательных учреждениях, руководители общественных объединений, занимающихся защитой прав человека. Всего более 500 человек. Финалом этих мероприятий стала межрегиональная научно-практическая конференция, проведенная при совместном участии Администрации края, краевого Законодательного Собрания, государственного университета, регионального отделения Ассоциации юристов России и Уполномоченного.

10 декабря во Всемирный день прав человека в целях правового просвещения молодежи в образовательных учреждениях края был организован и проведен единый День правовых знаний.

Мероприятия прошли практически во всех школах края с участием представителей Уполномоченного, работников правоохранительных органов, средств массовой информации, библиотек, музеев. Они со всей очевидностью подчеркнули необходимость организации правового просвещения и образования детей во всех учебных заведениях, начиная с детского сада.

Свой вклад в правовое просвещение жителей края вносит Общественный Совет при ГУВД по Алтайскому краю. На его заседаниях рассмотрены вопросы взаимодействия органов внутренних дел и представителей гражданского общества в решении проблемы правового нигилизма и правового цинизма в обществе, формы и методы взаимодействия гражданского общества и органов внутренних дел в решении наиболее важных вопросов защиты прав и свобод граждан. Активно работает общественный Совет при УФСИН, силами которого создана и работает юридическая консультация по правовой помощи осужденным.

Отдельные мероприятия по правовому просвещению при поддержке Уполномоченного проводят учреждения образования и общественные организации. Так, комитет по образованию администрации г. Яровое провел конкурс рисунков «Права человека глазами детей». Общественная организация по защите прав человека «Форпост» реализует просветительский проект «Права человека – основа гражданского общества». Свой вклад в это дело вносят общественные организации «Молодые журналисты Алтая», «Женский бизнес – центр «Этуаль», общественная организация «Права пациентов» и другие.

Таким образом, в крае сложились определенные подходы по правовому просвещению различных категорий населения. Однако без системного, программно-целевого обеспечения, имеющиеся ресурсы используются еще недостаточно эффективно.

Система непрерывного правового просвещения и образования всех групп населения, учитывающая интересы жителей края и предполагающая не только знание, но и наличие навыков защиты прав и свобод отсутствует. Не проводится мониторинг и социологические исследования по вопросам правовой культуры граждан и отдельных социальных групп. Недостаточно готовится кадров для ведения этой работы.

Изменить ситуацию возможно только на основе краевой целевой программы. С таким предложением Уполномоченный год назад обращался к Губернатору края, об этом сказано и в Концепции защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае.

Принятие такой программы будет способствовать повышению уровня правовой культуры, развитию гарантий обеспечения прав и основных свобод человека и гражданина в нашем крае.

РАБОТА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ (ДОВЕРЕННЫХ ЛИЦ)

Большую работу по организации правового просвещения ведут представители (доверенные лица) Уполномоченного в городах и районах края. В связи с окончанием срока полномочий прежнего состава представителей по рекомендациям представительных, исполнительных органов власти муниципальных образований было проведено их новое назначение. Примечательно, что большинство работавших первый срок полномочий, были вновь рекомендованы на эту ответственную работу.

Всего сейчас в крае работает более 180 представителей (доверенных лиц) Уполномоченного, в том числе больше ста в образовательных учреждениях, которые содействуют восстановлению нарушенных прав граждан.

В Солонешенском районе по инициативе представителя Н.Т. Ермаковой на базе районной библиотеки создан народный университет. В нем организовано 4 факультета («Правоведение», «Здоровье», «Культура и жизнь», «Личное подсобное хозяйство»), планируется открыть еще один – «Вам – молодые».

По инициативе представителя Уполномоченного в Немецком национальном районе Т.Р. Кормишиной районной библиотекой проведен конкурс среди сельских библиотек по вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Это направление в текущем году будем отрабатывать по большинству других районов края. Практически все представители (доверенные лица) Уполномоченного уважаемые, ответственные, активные и не равнодушные люди. Именно эти качества, а также высокий профессиональный уровень позволяют им справляться с огромной дополнительной моральной и физической нагрузкой по разрешению проблем граждан. В декабре прошла встреча представителей Уполномоченного с председателем краевого Законодательного Собрания И.И. Лоором. На ней обсуждены вопросы дальнейшего улучшения работы по соблюдению и защите прав граждан, намечены пути её совершенствования при активном участии депутатов представительного органа края. В течение года награждены за активную работу краевым Законодательным Собранием и Уполномоченным 21 доверенное лицо.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщение и анализ деятельности Уполномоченного дают основание к выводу, что практическая реализация Концепции защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае, утверждённая два года назад постановлением Главы Администрации Алтайского края, приносит свои положительные результаты. Отмечается рост внимания органов государственной власти и органов местного самоуправления к проблемам, названым в этом основополагающем документе. Повысилась ответственность органов власти края за проведение и регулирование социальной политики.

С учётом реальности, основными участниками обеспечения прав и свобод, их соблюдения и защиты становятся местные администрации. Передача полномочий органам местного самоуправления связана с ответственностью за оказание услуг в здравоохранении и образовании, жизнеобеспечении и охране общественного порядка показывает, что местные органы власти стали одним из основных мест формирования политики. Они могут оправдать ожидания своих граждан, если предпримут попытки для их выяснения и адекватной реакции на них. Реализация принципов Концепции повысит качество их работы, послужит активному участию граждан в жизни общества.

В обращениях жителей в адрес Уполномоченного часто говорится о низкой эффективности работы и падении доверия к должностным лицам, даётся нелицеприятная оценка деятельности государственных и муниципальных служащих.

Именно совершенствованию деятельности всех структур власти посвящена проводимая в крае работа по административной реформе. Чиновник обязан знать о правах человека. Принятое решение, заведомо не соответствующее законам и вынуждающее человека защищаться от необоснованных действий должностных лиц должно придаваться огласке, а для принявшего его работника, применяться соответствующая мера ответственности.

Далеко не всегда люди, ущемленные в своих правах, получают быструю и квалифицированную помощь. Соответственно, они делают собственные выводы об эффективности действующих законов и о качестве государства.

Нуждается в совершенствовании процедура нормотворчества. Проекты нормативных актов, как правило, разрабатываются органами исполнительной власти, призванными их исполнять, в силу чего внутриорганизационные интересы нередко выдвигаются на первый план в ущерб интересам человека. Такие документы должны проходить обязательную правовую и правозащитную экспертизу при возрастающей значимости общественных организаций. Права человека могут быть гарантировано обеспечены только при условии сотрудничества государства и гражданского общества. Кроме того, обеспечение единых стандартов защиты прав человека предполагает регламентировать не только процедуру обнародования нормативных актов органов власти и местного самоуправления, но и их толкования. Необходимо отметить, что в ходе реализации Концепции возросло число центров правовой информации, появились иные формы работы, что позволяет устранять пробелы в правовом воспитании граждан.

Однако, не владея достаточными правовыми знаниями, человек порою испытывает затруднения при обращении в нужную инстанцию за восстановлением нарушенных прав. К сожалению, бесплатная юридическая помощь нуждающимся в ней малообеспеченным гражданам остаётся недоступной. Министерством юстиции РФ ведётся эксперимент по работе бесплатных государственных юридических бюро в 10 субъектах федерации. С инициативой об открытии федеральной сети бесплатных центров правовой поддержки в каждом муниципальном образовании выступила Ассоциация юристов России. Хочется, чтобы такой почин получил развитие у нас в крае.

На существующие объективные причины, порождающие нарушения законных прав и интересов граждан, накладываются негативные факторы ненадлежащего отношения органов власти, должностных лиц к исполнению обязанности неукоснительного соблюдения требований конституционных норм о приоритете прав и свобод граждан. Нередко это связано с бесконтрольностью деятельности и недостаточно профессиональном уровнем подготовки должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, их недооценкой как Конституции РФ, так и Концепции. Изложенный фактический материал подтверждает, что в ряде случаев лица, призванные соблюдать требования Конституции РФ и положения Концепции не изыскивают эффективных способов к улучшению результатов работы, поясняя недостатки причинами объективного порядка. При этом такое положение не всегда получает принципиальную оценку со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, допускающих в некоторых ситуациях проявления корпоративности.

На качестве исполнения обязанностей негативно сказывается слабая подготовка в сфере знания конституционных норм, недостаточный контроль за неисполнение их требований.

Исходя из того, что основные права и свободы человека и гражданина имеют особое место в системе государственной службы, приоритет основных прав устанавливается в качестве исходного её принципа (Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ»). В настоящее время есть необходимость обратить особое внимание на образование государственных служащих в области основных прав человека. Нередко на практике именно незнание и несоблюдение государственными служащими своих должностных обязанностей по обеспечению основных прав порождает правонарушения. Доводом в пользу этого выступают акты ряда международных организаций, членами которых является Россия, требующие включения образования в области основных прав в учебные программы подготовки государственных служащих.

Указанные причины сочетаются с низкой правовой грамотностью подавляющей части населения. Хорошо налаженная и чётко функционирующая система правовой пропаганды и правового просвещения в крае пока отсутствует.

При явной актуальности задачи по правовому просвещению учащейся молодёжи правовое обучение ведётся без должной координации со стороны органов управления образованием. Надлежаще подготовленных кадров, как и учебных пособий недостаточно. Из-за правовой неосведомлённости значительное число нарушений носит скрытый характер, что в сочетании с иными негативными проявлениями служит основой правового нигилизма, являющегося питательной средой недоверия граждан к органам власти.

В связи с изложенным целесообразно:
1. начать разработку краевой целевой программы правового просвещения населения края. Принятие такой программы будет способствовать повышению уровня правовой культуры, развитию гарантий обеспечения прав и основных свобод человека и гражданина.
2. совершенствовать систему правового просвещения и информирования населения края в области защиты прав и свобод человека и гражданина. Активизировать работу в этом направлении библиотечных учреждений края, в т.ч сельских библиотек, библиотек учебных заведений.
3. совершенствовать работу органов местного самоуправления по реализации в крае основных положений Концепции прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае.
4. совершенствовать работу представителей Уполномоченного в районах и образовательных учреждениях.

Доклад о деятельности Уполномоченного в 2008 году не претендует на полное и всестороннее изложение правозащитной ситуации в крае. Он основан на обобщении и анализе лишь тех фактов, с которыми сотрудники аппарата столкнулись в течение года в своей работе, и затрагивает только наиболее существенные проблемы обеспечения и защиты прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае Ю. Вислогузов

  1. Доклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Амурской области и деятельности уполномоченного по правам человека в Амурской области в 2008 году

    Доклад
    Взаимодействие уполномоченного с органами государственной власти и местного самоуправления Амурской области, федеральными органами власти, правоохранительными и правоприменительными органами,
  2. «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае» (1)

    Доклад
    Доклад подготовлен в соответствии со ст. 20 Закона Алтайского края «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае». В его подготовке приняли участие специалисты Главного управления Алтайского края по социальной защите населения
  3. «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае» (3)

    Доклад
    Доклад подготовлен в соответствии со ст. 20 Закона Алтайского края «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае». В его подготовке приняли участие специалисты Главного управления Алтайского края по социальной защите населения
  4. Руководствуясь статьей 17 Закона Краснодарского края от 04 июля 2000 г. №287-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае» представляю Доклад

    Закон
    Руководствуясь статьей 17 Закона Краснодарского края от 04 июля 2 г. № 287-КЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае» представляю Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае в 2008 году.
  5. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год

    Доклад
    В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  6. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (8)

    Доклад
    В целях максимально полного обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Калужской области, с учетом выводов и рекомендаций Уполномоченного по правам человека в Калужской области Правительство Калужской области
  7. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (1)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  8. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (4)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  9. Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в 2007 году

    Содержательный отчет
    Представленный пятый ежегодный отчет Уполномоченного по правам человека подготовлен в соответствии с пунктом 23 Положения об Уполномоченном по правам человека, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002

Другие похожие документы..