Доклад "О деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2008 году"

Продолжает существовать проблема контроля за сохранностью закрепленного за сиротами жилья. Не единичны случаи, когда оно становится непригодным для проживания в результате бесконтрольности должностных лиц. Часто квартира находится в таком населенном пункте, где молодому человеку попросту нет работы. Серьезной проблемой остается трудоустройство таких детей. Из них в прошлом году закончили профессиональные училища 729 человек, трудоустроен же только каждый второй. Такая картина, видимо, будет и в этом году.

В целях обеспечения местом работы, службами занятости ведётся работа по персональному информированию о профессиях, востребованных на рынке труда; оказанию индивидуальной помощи в профессиональной реабилитации, психологической поддержке, профессиональном обучении. Однако, меры по содействию трудоустройству детей-сирот недостаточно эффективны.

Как уже отмечалось, отсутствие жилья и, как следствие, регистрации по месту проживания, часто лишает их даже возможности получить статус безработного. Недостаточно работают учебные заведения по их трудоустройству.

К сожалению, есть случаи иждивенчества и не готовности бывших воспитанников детских учреждений к трудовой деятельности и проживанию вне детского дома или школы-интерната.

Заслуживает рассмотрения предложение ряда руководителей, учреждений общественного воспитания об открытии межрайонных центров с соответствующей производственной базой, где можно было бы обеспечить лиц из числа детей, оставшихся без родителей жильем и работой. Главная причина такой ситуации в том, что на сегодня нет единой системы постинтернатного сопровождения детей, оставшихся без родителей. Этот вопрос требует незамедлительного решения.

Представляется целесообразным разработать специальную систему межведомственного постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов, в том числе программу их профессионального обучения, трудоустройства и обеспечения жильем. В бюджетах разного уровня предусматривать ежегодное увеличение финансирования расходов на приобретение или строительство жилья для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с учётом того, что оно должно предоставляться нуждающимся безотлагательно.

Отдельно рассмотреть вопрос о деятельности органов опеки и попечительства. С 01 января 2008 года эта функция передана субъектам федерации. Их деятельность требует совершенствования в области решения проблемы постинтернатного сопровождения молодых людей, закончивших свое пребывание в учреждениях общественного воспитания, контроль за условиями жизни детей, находящихся под опекой как физических лиц, так и в государственных учреждениях, сохранения и разумного использования собственности таких детей. Порой органы управления не в полном объеме выполняют функции опекунов. Есть случаи, когда действия должностных лиц наносили прямой ущерб правам детей, т.к. без учёта их интересов давались разрешения на продажу либо обмен квартир, иной собственности. Часто специалисты органов опеки и попечительства не имеют достаточного запаса практических и юридических знаний, отсутствует какая-либо система их подготовки. В городе Рубцовске, в ходе проверки, поводом для которой послужила статья в одной из краевых газет, установлены грубые нарушения прав детей. Как выяснилось, оставшись сиротой, девочка была помещена в социальный приют, в ноябре 2007 года, где находилась до лета 2008 года.

В соответствии с нормами Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в таких случаях возлагается на органы опеки и попечительства, обязанность которых своевременно выявлять, вести их учет и, исходя из конкретных обстоятельств, определять формы устройства.

Во время проверки выяснилось, что, находясь в приюте, дети, обучаются по программе надомного обучения. Являясь ученицей 9 класса, девочка училась только 3 дня в неделю. При этом не было ясно, при таком обучении получит ли она вообще общее образование.

Несмотря на длительность пребывания, у неё не было никаких документов для определения в соответствующее учреждение общественного воспитания, хуже того, к тому не предпринималось даже попыток.

Органами опеки и попечительства, другими учреждениями системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних города, индивидуальная работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, велась бессистемно и не была ориентирована на конечный результат, скорейшую адаптацию и определение формы постоянного жизненного устройства конкретного ребенка.

Ситуация, сложившаяся с помещенной в социальный приют девочкой свидетельствует о безответственном отношении ответственных должностных лиц к исполнению обязанностей, предусмотренных законом.

Такое положение дел стало возможным из-за несогласованности действий органа опеки и попечительства, социальных служб, ослабленного контроля со стороны органов управления.

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав утрачена и не исполняется координирующая роль по вопросам, связанным с охраной прав детей. В крае имеют место нарушения действующего законодательства в части бесплатности образования. В некоторых учреждениях сложилась практика сбора денег с родителей учащихся. Нарушение принципа добровольности, установление конкретных сумм взносов и целей их использования прямо закреплены в незаконных локальных актах образовательных учреждений Центрального района г. Барнаула, Панкрушихинского, Каменского, Алтайского, Усть-Пристанского и других районов. В учреждениях начального профессионального образования края практикуется вычет из стипендии учащихся на ремонт классов. В Алтайском машиностроительном колледже установлен вступительный взнос для первокурсников поступивших учиться на бюджетной основе в размере 5 тысяч рублей. Во многих местах осуществлялись принудительные сборы денег с родителей в дошкольных учреждениях. К примеру, в городе Барнауле неофициальный, но практически обязательный, взнос при зачислении в детский сад в очередной раз возрос и составляет 25 тысяч рублей.

Стоит заметить, что это происходит при молчаливом попустительстве, либо с согласия органов управления образованием на местах.

Требует повышенного внимания система внешкольной работы. По ряду причин многим детям, особенно в сельской местности, полноценное дополнительное образование недоступно. Основные из них - низкий профессиональный уровень педагогов дополнительного образования и недостаточное материально-техническое обеспечение системы, что сказывается на качестве дополнительного образования детей и его доступности.

С одной стороны все объяснимо, система дополнительного образования детей претерпевает серьезные изменения. С другой - сами родители не всегда понимают необходимость его получения подросткам.

Как отметил в своём Послании Федеральному собранию Российской Федерации Президент Д.А. Медведев, в школе должен быть реализован приоритет здорового образа жизни, так как именно в школьный период формируется здоровье человека на всю оставшуюся жизнь. «Сегодня статистика здоровья школьников просто ужасающая». В школах стали регулярно проводиться медицинские профилактические осмотры. К сожалению, результаты пока неутешительны: почти каждый седьмой осмотренный ребёнок имеет хроническую патологию. Среди инвалидов более половины детей страдают психическими заболеваниями. Из детей-сирот каждый пятый – инвалид. А каждый третий юноша призывного возраста не годен к воинской службе по состоянию здоровья. Психический стресс стал характеризовать «нормальное» состояние практически всех детей школьного возраста.

В ряде образовательных учреждений стало нормой несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил. Остается серьезной проблемой несоответствие питьевой воды, используемой в детских учреждениях, по показателям качества и безопасности, не соответствует санитарным нормам уровень искусственной освещенности. Несмотря на проведённый большой объём ремонтных работ образовательных учреждений края, по данным прокуратуры имеются несоответствия условий осуществления образовательного процесса требованиям безопасности. К началу текущего учебного года 92 учреждения не соответствуют требованиям пожарной безопасности. В ряде образовательных учреждений, ничего не сделано по антитеррористической защищенности, не отлажен пропускной режим, подъезд автотранспорта к школе. Более 300 функционирующих в крае детских садов и школ нуждаются в проведении капитального ремонта. Недостаточно уделяется внимания проблемам сохранения жизни детей.

В 2008 году в розыск было объявлено полторы тысячи детей, которые ушли из дома и утратили связь с родственниками. До настоящего времени не найдено 32 ребёнка. На дорогах края погибло 24 ребёнка, всего в дорожно-транспортных происшествиях пострадало 408 детей.

За 2008 год в результате преступлений признано потерпевшими 730 детей, а в отношении 160 из них совершены тяжкие и особо тяжкие преступления. 3 ребенка потеряли жизнь. В результате невнимания со стороны взрослых в крае имелись факты детского суицида. 14 случаев предотвратить не удалось. Одной из основных причин допущенных нарушений прав и законных интересов детей в крае является бездействие и никем не контролируемые действия должностных лиц, на которых возложена обязанность исполнения нормативных правовых актов федерального и краевого уровня.

Возьмем пример закона, где вроде бы все формально урегулировано. Забота о детях, их воспитание и содержание — обязанность родителей. Уклонение от этих норм наказывается уголовным законодательством. Тем не менее, сотни родителей в крае не платят алименты. Формально ответственность есть, а реально её нет. В результате страдают дети.

Работа комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав ряда муниципальных образований по-прежнему, как и в предыдущие годы, не носит координирующего характера для органов власти обеспечивающих защиту прав и законных интересов детей.

СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

350 жалоб поступило к Уполномоченному на действия (бездействие) правоохранительных органов. В основном они касались отказа в возбуждении уголовного дела по заявлениям или его прекращения, незаконных методов ведения следствия и дознания. В жалобах граждане указывали на длительность сроков расследования, на необоснованность и нецелесообразность длительного содержания под стражей, на применение к задержанным и подследственным психологического и физического воздействия и иных методов с целью добиться признания, на нарушения права на защиту, на не предоставление свиданий с родственниками и др.

Их анализ свидетельствуют о том, что не всегда действия сотрудников правоохранительных органов являются правомерными. Имеют место случаи, когда граждане страдают от нарушения прав должностными лицами, которые по роду своей деятельности призваны их защищать.

Среди общего потока обращений на первом месте жалобы на действия (бездействие) сотрудников органов внутренних дел. Люди недовольны тем, что не возбуждаются либо не расследуются уголовные дела, грубостью. Многие претензии совершенно обоснованы.

Так, по заявлению гр. П. по поводу неправомерных действий сотрудников ОВД Локтевского района в отношении подозреваемого в преступлении гражданина выяснилось, что тот незаконно удерживался под охраной двух вооруженных сотрудников милиции в помещении районного отдела милиции в течение полутора суток до составления официального протокола и провел ночь на стульях без еды и питья. По поручению Уполномоченного сотрудниками ГУВД проведена служебная проверка, в ходе которой установлено, что доводы, изложенные в жалобе, нашли свое подтверждение. Должностные лица, допустившие факты нарушения норм уголовно-процессуального законодательства, привлечены к дисциплинарной ответственности.

За отказ в регистрации письменного обращения гражданина Л. ряд сотрудников милиции Калманского района также привлечен к дисциплинарной ответственности. Изучение жалоб показывает, что не всегда соблюдаются требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела. Результатом этого является несогласие граждан с возбуждением, приостановлением либо прекращением дел, а также отказом в их возбуждении.

Уполномоченный в силу своей компетенции не вправе отменить процессуальное решение, принятое правоохранительными органами. В этом случае остается только одно - обратиться в интересах заявителя с письмом в краевую прокуратуру или следственное управление с просьбой о проверке законности и обоснованности принятого решения.

Как никогда много поступало (56) жалоб на ненадлежащие условия пребывания в изоляторах временного содержания (далее – ИВС), в том числе неоднократно из Калманского, Тальменского, Топчихинского, Шипуновского, Угловского, Кулундинского районов, города Новоалтайска.

Часть из них проверялись с выездом на место и, как показали проверки, в ряде ИВС не соблюдаются нормы площади на одного человека (4 кв.м.) и требования о раздельном содержании различных категорий задержанных, нет условий для ежедневных прогулок, помещений для свиданий с родственниками. Камеры слабо освещены, не оборудованы электрическими розетками и средствами радиовещания.

Не всегда плохие условия содержания в ИВС можно объяснить отсутствием средств. В течение пяти лет бывший начальник ОВД Рубцовска пояснял, что нельзя оборудовать прогулочный дворик, а задержанные были лишены права на прогулку. С приходом другого руководителя проблема была решена немедленно, причём без значительных на то затрат.

А вот в Калманском РОВД, несмотря на вопиющие условия содержания, начальник отдела ничего не сделал для улучшения положения дел. Пришлось направлять специальное заключение Уполномоченного, чтобы хоть как то поправить дело. В настоящее время изолятор закрыт.

Несмотря на единую нормативную правовую регламентацию вопросов организации питания, на практике не соблюдается единообразие в ее реализации. Вопреки закону, иногда задержанные граждане содержатся в ИВС свыше 10 суток.

За 2008 год удалось снизить количество таких нарушений на 1/3 (469 до 326), но их ещё много.

С целью устранения существующей проблемы проведено заседание секции Экспертного Совета при Уполномоченном. По результатам обсуждения данного вопроса принято решение о направлении представлений начальникам Управления Судебного департамента и следственного управления при ГУВД по Алтайскому краю. Несмотря на принимаемые ГУВД конкретные и объёмные меры, из – за запущенности проблемы федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и «Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» в ряде мест не исполняются. И вопрос не теряет своей актуальности.

Вместе с тем, стоит отметить, что милиция настойчиво работает по улучшению положения дел. В её работе появилась большая заинтересованность, открытость. Руководители ГУВД систематически ведут приём граждан в районах края, создан общественный Совет, проведены и иные мероприятия. Конечно, одним махом все проблемы, накопившиеся за много лет, не решить. Но позитивные изменения налицо.

  1. Доклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Амурской области и деятельности уполномоченного по правам человека в Амурской области в 2008 году

    Доклад
    Взаимодействие уполномоченного с органами государственной власти и местного самоуправления Амурской области, федеральными органами власти, правоохранительными и правоприменительными органами,
  2. «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае» (1)

    Доклад
    Доклад подготовлен в соответствии со ст. 20 Закона Алтайского края «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае». В его подготовке приняли участие специалисты Главного управления Алтайского края по социальной защите населения
  3. «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае» (3)

    Доклад
    Доклад подготовлен в соответствии со ст. 20 Закона Алтайского края «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае». В его подготовке приняли участие специалисты Главного управления Алтайского края по социальной защите населения
  4. Руководствуясь статьей 17 Закона Краснодарского края от 04 июля 2000 г. №287-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае» представляю Доклад

    Закон
    Руководствуясь статьей 17 Закона Краснодарского края от 04 июля 2 г. № 287-КЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае» представляю Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае в 2008 году.
  5. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год

    Доклад
    В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  6. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (8)

    Доклад
    В целях максимально полного обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Калужской области, с учетом выводов и рекомендаций Уполномоченного по правам человека в Калужской области Правительство Калужской области
  7. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (1)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  8. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (4)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  9. Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в 2007 году

    Содержательный отчет
    Представленный пятый ежегодный отчет Уполномоченного по правам человека подготовлен в соответствии с пунктом 23 Положения об Уполномоченном по правам человека, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002

Другие похожие документы..