Доклад "О деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2008 году"

К сожалению, уполномоченные органы не всегда пользуются правом контроля за соблюдением установленных тарифов на услуги и поставку ресурсов поставщиками и люди вынуждены защищаться самостоятельно от произвола монополистов.

Часто поступают просьбы малоимущих граждан помочь в получении социального жилья, которое им должно предоставляться бесплатно или за доступную плату из муниципальных жилищных фондов. Таких в крае 45 тысяч. На учете в Главалтайсоцзащите состоит около 5 тысяч семей, имеющих право, в соответствии с федеральными законами, получить жильё по специальным основаниям. В крае работает несколько целевых жилищных программ, направленных на решение данной проблемы. Однако в ряде территорий очереди нуждающихся в квартирах не уменьшаются. Строительство социального жилья практически не ведется. Но если проблемой не заниматься, то тяжелые последствия от этого только усугубятся.

На эту тему был подготовлен специальный доклад «О соблюдении прав отдельных категорий граждан на жилище в Алтайском крае». Его цель – привлечь внимание органов власти и местного самоуправления к проблеме, а учет рекомендаций, изложенных в нём, может оказать положительное влияние на ситуацию. Он направлен в государственные органы и организации, всем представительным и исполнительным органам власти и местного самоуправления и вызвал определённый интерес. В результате поступили положительные отзывы ряда должностных лиц, появилась практика проведения круглых столов, депутатских слушаний для обсуждения ситуации по гарантиям права на жилище. Главалтайсоцзащитой направлены заявки в Минрегионразвития РФ и Министерство финансов РФ о дополнительном выделении Алтайскому краю субвенций из Федерального фонда на обеспечение жильем специальных категорий граждан.

Длительное время на рассмотрении находилось обращение жителей города Камень-на-Оби по вопросу неудовлетворительных условий проживания у железнодорожного моста через реку Обь. При прохождении железнодорожных составов специалистами Роспотребнадзора было установлено превышение допустимого уровня шума в близлежащих жилых домах. Письма в защиту прав жителей были направлены Главному государственному санитарному врачу по Западно-Сибирской железной дороге, территориальному управлению Роспотребнадзора по Алтайскому краю. С помощью этих органов и администрации города удалось добиться от руководства филиала «Западно-Сибирская железная дорога» ОАО «РЖД» начала строительства шумозащитного экрана. Возводимое сооружение должно существенно снизить уровень шума и предотвратить вредное воздействие на жителей города.

С жалобами на неблагоприятные условия проживания несколько раз обращались жители села Тигирек Краснощековского района. Село с ноября по май фактически отрезано от внешнего мира. Жители не обеспечены первичной медицинской помощью, лишены связи, не получают почту, не могут приобрести продукты питания и промышленные товары.

Добраться до села можно через Ханкаринский участок Государственного природного заповедника «Тигирекский», нарушая его режим и правила охраны. Неоднократно лица, пользующиеся этим путем, привлекались к административной ответственности. Кроме того, проживая в лесу, они не имеют возможности заготовить дров на зиму.

Администрация сельсовета и района каких-либо активных действий, нормализующих ситуацию, по мнению заявителей, не предпринимают. Эта стало поводом для обращения Уполномоченного к муниципальным органам власти, депутатам Алтайского краевого Законодательного Собрания, Губернатору края. Изучение ситуации поручено КГУ «Алтайавтодор», которым запланировано проведение ремонта дороги между населенными пунктами.

ПРАВО НА ТРУД

В статье 37 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина РФ на свободный труд, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Нарушений в этой сфере достаточно много. По данным государственной инспекции труда в Алтайском крае в 2008 году выявлено более 18 тысяч случаев нарушения трудового законодательства.

Не остается в стороне от защиты трудовых прав и Уполномоченный.

Темы обращений жителей касались невыплаты заработной платы, незаконного увольнения, нарушения условий трудового договора, незаконного привлечения к дисциплинарной ответственности, отстранения от занимаемой должности.

Так, в Калманском районе восстановлена в должности работница ООО «Тепло», незаконно сокращённая руководителем организации за жалобы о нарушении трудового законодательства в государственные органы.

По жалобе жителя Благовещенского района отменено незаконное распоряжение о снятии доплаты за ненормированный рабочий день.

Жителям Усть-Пристанского района оказано содействие в получении долгов по заработной плате.

Известно, что невыплаченная заработная плата является одной из причин банкротства предприятий, иногда и преднамеренного. В большинстве случаев, при завершении конкурсного производства, бывшие работники не получают заработную плату в полном объёме.

За прошлый год банкротами признано 186 предприятий. При общем долге организаций банкротов перед кредиторами 13 миллиардов рублей, задолженность по заработной плате составляет более 200 миллионов.

Такая ситуация обсуждалась уполномоченными в субъектах РФ, в Высшем Арбитражном Суде РФ. Были направлены письма в Государственную Думу РФ, Минэкономразвития, Алтайское краевое Законодательное Собрание. Несмотря на то, что практически все участники рассмотрения проблемы признают её наличие, ожидаемых перемен не наступает и права граждан на своевременное получение заработной платы продолжают систематически нарушаться. По сведениям Алтайкрайстата на начало года долги составили 92,9 млн. руб. В течение года размер задолженности снизился в 2,5 раза, однако полной её ликвидации, к сожалению, не произошло.

Сложившееся положение дел требует незамедлительных действий по изменению закона «О несостоятельности (банкротстве)» в части выплаты заработной платы работникам предприятий банкротов и всемерного повышения ответственности работодателей за своевременную выплату заработной платы.

Работа – это, пожалуй, одно из основных условий, которое делает жизнь человека по-настоящему благополучной. Согласно информации Управления Алтайского края по труду и занятости населения численность официально зарегистрированных безработных в центрах занятости населения края на конец года составила 41,5 тысяч человек. Уровень безработицы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снижен. Но надо иметь ввиду, что далеко не каждый человек обращается в органы занятости населения для трудоустройства.

На ряде предприятий начали проявляться последствия финансового кризиса, которые негативно отражаются на занятости. Часть из них объявило о неполной занятости работников. Большинство предприятий строительства и промышленности строительных материалов испытывают недостаток собственных оборотных средств и осложнения с получением инвестиционных кредитов.

По состоянию на 01.01. 2009 года в отраслевом разрезе больше всего сокращено в обрабатывающем производстве, в сельском хозяйстве, транспорте и связи. К сожалению, не преодолено это явление и сегодня.

Некоторые работодатели под разными предлогами предлагают уволиться «по собственному желанию», не платят заработную плату. В связи с этим, для нормального социального самочувствия общества первостепенной задачей является безусловное выполнение должностными лицами трудового законодательства.

В соответствии с задачей, поставленной Губернатором края в итоговом докладе на сессии краевого Законодательного Собрания, нужно вести полномасштабную работу по предупреждению сокращений, созданию дополнительных рабочих мест, профессиональному обучению и переподготовке людей. Кризисную полосу нужно миновать с минимальными потерями, используя негативные процессы для оптимизации хозяйственной деятельности.

ПРАВО НА ГРАЖДАНСТВО

В числе других личных прав особое место занимает право на гражданство, поскольку оно составляет основу правового статуса физического лица. Хочется отметить, что должностные лица Управления Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю (далее - УФМС) внимательно относятся к обращениям Уполномоченного, оперативно реагируют на них.

Однако анализ обращений граждан свидетельствует о том, что основными проблемами по-прежнему, остаются вопросы, связанные с получением российского гражданства, вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Вынуждены на себе испытывать все неблагоприятные последствия легкомыслия либо неграмотности родителей дети, родители которых вовремя не позаботились о легализации их проживания на территории России.

Кроме того, важно отметить, что, если человек в подростковом возрасте не чувствует значимость и уважение своей личности, заботу о себе как о человеке и гражданине своей страны, это может существенно повлиять на формирование его правовой культуры.

В 2008 году Уполномоченный продолжил работу по разрешению проблемы изъятия паспортов у жителей края. При достижении возраста, изменении фамилии при вступлении в брак и в других случаях люди обращаются в отделы миграционной службы с заявлением о замене паспортов. Однако, в связи с отсутствием сведений о принятии российского гражданства, должностными лицами миграционной службы производилось изъятие у них паспортов без последующей замены.

Не отрицая необходимости строгого соблюдения законодательства о гражданстве, обеспокоенность сложившейся ситуацией обусловлена тем, что без документа, удостоверяющего личность, фактически жители края не могут реализовать свои права на охрану здоровья и медицинскую помощь, на социальное обеспечение и защиту, на участие в выборах и т.д. В каждом случае такие обращения были предметом тщательного рассмотрения.

Значительную проблему представляет собой оформление паспортов лицам, находящимся в местах лишения свободы. По информации Управления Федеральной службы исполнения наказаний РФ по Алтайскому краю (далее – УФСИН) на 01.11.2008 года в воспитательных учреждениях и колониях не было паспорта у каждого пятого осужденного, 327 человек не паспортизированы при освобождении из колоний.

В июне 2008 года по инициативе Уполномоченного состоялось совместное оперативное совещание УФСИН и УФМС по Алтайскому краю по вопросу документирования лиц, находящихся в учреждениях исполнения наказания паспортами.

Руководителями этих органов приняты соответствующие решения по усилению данного направления деятельности, организована рабочая группа. Есть соответствующие результаты. Учреждения края в числе лучших по своей системе в организации этой работы.

ПРАВА И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ РЕБЁНКА

Одной из важных составляющих деятельности Уполномоченного является защита прав и интересов детей.

В крае успешно проведён год семьи, принята целевая программа «Демографическое развитие Алтайского края на 2008-2015 годы», увеличено пособие на ребёнка в семьях с доходом ниже прожиточного минимума, предусмотрены и реализуются мероприятия по расширению сети детских дошкольных учреждений.

В этой работе сложилось конструктивное сотрудничество с органами исполнительной власти и местного самоуправления, государственными детскими учреждениями. Это позволило защитить и восстановить права многих детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 2/3 школьников обучается в соответствии с национальными стандартами образования.

Положение детей в крае остается достаточно сложным: их права нарушаются как родителями, так и должностными лицами. В значительной мере сказывается укоренившаяся в обществе привычка воспринимать права ребенка как что-то искусственное, а самих детей – как объект любви и заботы, а не как субъект права. В то время как к основополагающим правам детей относится их право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу и совместное проживание, в крае почти 3% детей лишены родительского попечения – это 12 тысяч детей.

Органами управления края приняты все организационные меры, созданы соответствующие структуры по устройству детей, лишившихся попечения родителей, в семью. Мероприятия, связанные с этим вопросом, финансово полностью обеспечены. В крае приняты необходимые законы по поддержке многодетных семей, утверждена программа «Дети Алтая». В ней впервые заложено решение проблемы постинтернатного сопровождения детей – сирот.

Но требует постоянного внимания обеспечение жильём детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. без сомнений это право одно из определяющих для реализации других прав человека.

Законодательно эта проблема полностью обеспечена. Утверждён порядок предоставления квартир и выделения средств на строительство или приобретение жилья лицам из числа детей этой категории.

За счет безвозмездных субсидий в 2006 году получили квартиры 42 гражданина из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В 2007 году жилье получили 117 человек, для чего было выделено почти 43 миллиона рублей. В прошедшем году на решение этого вопроса истрачено 42,5 миллиона, что позволило обеспечить жильем 77 сирот в городах края.

Однако в настоящее время в очереди на получение субсидий стоит более 400 человек, на учете нуждающихся в получении социального жилья зарегистрировано 1154 гражданина из числа детей оставшихся без попечения родителей. При решении проблемы темпами 2007 года (117 человек), ещё потребуется, около десяти лет. Если не учитывать, что на предварительном регистрационном учете, нуждающихся по окончанию учёбы стоит 4057 несовершеннолетних этой категории. Понятно, что вероятность получения жилья лицами из числа детей-сирот на момент нуждаемости весьма призрачна, а понятие, заложенное в законах «внеочередное предоставление жилья», к сожалению, не имеет временных рамок. Выпускники детских домов годами ждут получения квартиры. В учреждениях общественного воспитания им продлевают проживание, оставляют в профессиональном училище для получения очередной профессии. Однако это проблемы не решает. Общеизвестно, что вовремя не решенный жилищный вопрос для них нередко остается проблемой на всю жизнь. Не имея регистрации, они не могут устроиться на работу, пополняя ряды лиц без определенного места жительства и нередко - преступников.

Ситуация по жилищному обеспечению лиц из числа детей, оставшихся без родителей, требует принятия более энергичных мер по её решению. Правомерна постановка вопроса о том, что внеочередное выделение жилья лицам из категории детей-сирот должно осуществляться не более чем через шесть месяцев после окончания школы, профессионального учебного заведения, а вообще-то безотлагательно.

  1. Доклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Амурской области и деятельности уполномоченного по правам человека в Амурской области в 2008 году

    Доклад
    Взаимодействие уполномоченного с органами государственной власти и местного самоуправления Амурской области, федеральными органами власти, правоохранительными и правоприменительными органами,
  2. «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае» (1)

    Доклад
    Доклад подготовлен в соответствии со ст. 20 Закона Алтайского края «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае». В его подготовке приняли участие специалисты Главного управления Алтайского края по социальной защите населения
  3. «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае» (3)

    Доклад
    Доклад подготовлен в соответствии со ст. 20 Закона Алтайского края «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае». В его подготовке приняли участие специалисты Главного управления Алтайского края по социальной защите населения
  4. Руководствуясь статьей 17 Закона Краснодарского края от 04 июля 2000 г. №287-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае» представляю Доклад

    Закон
    Руководствуясь статьей 17 Закона Краснодарского края от 04 июля 2 г. № 287-КЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае» представляю Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае в 2008 году.
  5. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год

    Доклад
    В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  6. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (8)

    Доклад
    В целях максимально полного обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Калужской области, с учетом выводов и рекомендаций Уполномоченного по правам человека в Калужской области Правительство Калужской области
  7. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (1)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  8. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (4)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  9. Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в 2007 году

    Содержательный отчет
    Представленный пятый ежегодный отчет Уполномоченного по правам человека подготовлен в соответствии с пунктом 23 Положения об Уполномоченном по правам человека, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002

Другие похожие документы..