Доклад "О деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2008 году"

По просьбе Уполномоченного заместитель Губернатора края встретился с представителем общественности Угловского района. По её результатам в Правительство РФ направлено соответствующее обращение Губернатора Алтайского края А.Б. Карлина с просьбой о рассмотрении вопроса и принятии соответствующих мер, состоялась его встреча с Министром МЧС России Шойгу С.К.

Кроме того, Уполномоченный обсудил с руководителем Управления преодоления последствий радиационных аварий и катастроф этого Министерства проблемные вопросы. Правительству РФ, депутатам Государственной Думы и Минздравсоцразвития вновь направлены ходатайства. Однако положительного решения пока не достигнуто. По-прежнему важной проблемой остается обеспечение населения края путевками на санаторно-курортное лечение. В связи с принятием Федерального закона №122-ФЗ была изменена система обеспечения ими граждан, подвергшихся радиации как вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, так и вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. До принятия закона они имели право ежегодно получать путевки на санаторно-курортное лечение. В настоящее время они поставлены в общую очередь, что, естественно вызвало недовольство. Из 16 тысяч нуждающихся путёвками было обеспечено около половины, так как объемы финансирования со стороны государства расходов этого вида социальных услуг не соответствует потребностям.

В конце 2007 года был подготовлен специальный доклад «О соблюдении прав лиц без определенного места жительства и лиц, утративших социальные связи». С целью анализа выполнения рекомендаций, изложенных в нём, изучена ситуация в целом по краю, публикации в средствах массовой информации. Изучив текст доклада, Минздравсоцразвития РФ сообщило, что запланирована разработка нормативных актов по профилактике бродяжничества и социальной реабилитации лиц без определенного места жительства.

В Бийске введен в эксплуатацию центр социальной адаптации для лиц этой категории. Администрацией города при формировании бюджета на 2009 год предусмотрено введение в штаты медицинских учреждений ставок социального работника.

Ряд территорий края, понимая значимость проблемы бездомных, провели работу, направленную на выделение мест для их временного проживания. Преимущественно эти лица проживают в больницах на «социальных койках», в Кулундинском, Красногорском районах, в городе Камень-на-Оби выделены комнаты в общежитиях, куда временно, после медицинского обследования, заселяются лица без определенного места жительства. В Рубцовске запланировано создание социальной гостиницы, а также выделение комнат в муниципальном общежитии. Изыскивается возможность для предоставления временного жилья в городах Яровое и Славгороде. Понимая остроту проблемы и значимость ее решения, администрации городов Камень-на-Оби и Рубцовска просят Главалтайсоцзащиту об открытии приютов для лиц без определенного места жительства на их территориях.

Активно включились в эту работу религиозные объединения. Администрация Барнаула выделила Барнаульской Епархии Русской православной церкви помещение для организации благотворительной столовой. Многие из них при организации социального служения раздают бездомным горячие обеды. Данные свидетельствуют об определенной активизации работы с лицами без определенного места жительства и утратившими социальные связи. Признание властью очевидности и пагубности проблемы, необходимости ее решения свидетельствует о том, что тема, затронутая Уполномоченным актуальна, а рекомендации, сформулированные в специальном докладе, послужили усилению влияния на ситуацию.

Одной из болезненных тем, поднимаемых жителями края остаются вопросы пенсионного обеспечения.

Не теряет своей актуальности проблема, связанная с уплатой обязательных страховых взносов работодателями в бюджет Пенсионного Фонда РФ. Согласно данным управления Федеральной налоговой службы задолженность по этому виду страхования на 01 января 2009 года составила около 2 млрд. рублей. Неуплата работодателем взносов не просто ущемляет права будущих пенсионеров, а приводит к нанесению им материального ущерба, в виде уменьшения размера пенсии. Но, в соответствии с существующим положением дел, уплата страховых взносов для работодателя скорее морально – этическая проблема, чем, обязанность. Действенной ответственности за не исполнение закона не существует.

В прошлом году по вопросу отказа в назначении трудовой пенсии к Уполномоченному обратились бывшие военнослужащие, которые продолжали работать по трудовому договору и имели страховой стаж, требуемый для назначения пенсии по старости. По поводу этой ситуации был направлен запрос в правление Пенсионного Фонда РФ, которое также признало такое положение неудовлетворительным. В результате, в июле 2008 года принят федеральный закон, предоставивший возможность бывшим военным получать страховую «гражданскую пенсию» одновременно с пенсией за выслугу лет.

ПРАВО НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

На современном этапе развития общества, реализация декларируемых Конституцией РФ прав и свобод граждан является одной из наиболее актуальных и, одновременно, сложных проблем. Охрана здоровья граждан включает в себя многочисленные меры, которое обязано поводить государство. Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения должна оказываться всем гражданам бесплатно, за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Принимаемые в крае меры по укреплению материальной базы учреждений здравоохранения, организации медицинского кластера, созданию краевой врачебно-диспетчерской службы, должны оказать положительное влияние на ситуацию в здравоохранении и обеспечить больному в краевых учреждениях человеческие условия для приема и максимум внимания и оперативности.

В конце года Губернатором края принято постановление «О Координационном совете по обеспечению защиты прав граждан в системе обязательного медицинского страхования в Алтайском крае». Он создан с целью совершенствования системы обеспечения прав граждан, включая право на экспертизу качества медицинской помощи в условиях обязательного медицинского страхования, а также координации взаимодействия её участников.

Можно перечислять и другие позитивные изменения, ставшие возможными при постоянном внимании со стороны власти.

Вместе с тем соблюдение прав граждан в сфере здравоохранения по многим показателям оставляет желать лучшего. Большая часть жалоб поступает на организацию и качество оказания медицинской помощи. Несмотря на то, что вопросам медицинской этики стало уделяться больше внимания, есть факты грубого обращения врачей с пациентами.

Так у жительницы Барнаула в поликлиническом отделении МУЗ «Городская больница № 5» при проведении профилактического флюорографического обследования, в документах была сделана ошибочная запись «без патологии». Обратившись в то же учреждение через год на повторное обследование, пациентка узнала, что время лечения упущено, заболевание приняло неблагоприятное течение.

Из-за досадной ошибки работников ГУЗ «Алтайский краевой наркологический диспансер» в процессе согласования медицинского сертификата для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации гражданку Киргизии Г. безосновательно обвинили в подделке документов и отказали в просьбе. Нарушенное право удалось восстановить благодаря вмешательству Уполномоченного.

Несмотря на то, что законодательно закреплена возможность выбора врача, а также лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования, в лечебных учреждениях по причине отсутствия у заявителя регистрации в соответствующем районе в приёме отказывают. В реальной жизни такой выбор не реализуется и это заслуживает отдельного рассмотрения. Логика вопроса проста: если есть право пациента, то почему нет обязанности руководителей медицинских учреждений? Одну из жалоб удалось разрешить только после обращения Уполномоченного к заместителю Губернатора края. Вызывает обеспокоенность ситуация с условиями содержания пациентов краевой психиатрической больницы в специализированном отделении №11 и отделении стационарной судебной психиатрической экспертизы. Здесь не соблюдаются установленные нормы площади помещений, необходимой для содержания больных, нет специальных палат для несовершеннолетних, отсутствует женское отделение. Условия содержания лиц, направленных органами предварительного расследования для проведения психиатрической экспертизы не соответствуют требованиям, предъявляемым к помещениям такого типа, в неудовлетворительном состоянии находится мягкий инвентарь, слабое освещение. Не оборудованы места для приема пищи, нет прогулочного двора.

В ходе посещения больницы установлено, что Положение «Об отделении судебно - психиатрической экспертизы при КГУЗ АКПБ им. Ю.К. Эрдмана» и закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» не выполняется. После вмешательства Уполномоченного недостатки частично были устранены. Вопросам организации здравоохранения стоит уделить больше внимания в Барнауле.

Есть проблема приёма больных узкими специалистами. К некоторым из них нужно занимать очередь задолго до начала рабочего дня. Оставляет желать лучшего материальное состояние больниц. Дефицит средств и внимания на текущее содержание учреждений здравоохранения, не соблюдение норм ни косметического, ни капитального ремонта, приводит в некоторых больницах к нетерпимым условиям пребывания больных. Давно не ремонтировавшиеся помещения, старая изношенная мебель и инвентарь, переполненность палат, отсутствие возможности тяжело больным людям, «прикованным» к больничным койкам связаться с персоналом - такой сервис ожидает больного.

Убожество палат для пациентов особенно контрастируют в некоторых учреждениях с кабинетами главных врачей, сверкающих новой мебелью и дорогими ремонтами. Хотя имеются и другие примеры отношения к делу. В целом ряде городов и районов края, при аналогичном бюджете районные власти и администрации больниц смогли создать условия, достойные человека.

Такое положение дел показывает, что проблема не столько в недостаточности финансирования, сколько в отсутствии ответственности и действенного контроля за состоянием дел, который должен охватывать краевые и муниципальные медицинские учреждения.

По прежнему не теряет своей актуальности вопрос получения бесплатной медицинской помощи. Нормативной базы, регулирующей порядок оказания учреждениями платных медицинских услуг нет. А давно устаревшие рекомендации, не содержат единых требований, обязательных для исполнения всеми учреждениями здравоохранения края. Это приводит к разночтениям и вольной трактовке разного рода положений со стороны не только главных врачей, но и контролирующих органов. В крае нужны «единые правила игры» для всех участников рынка платных услуг – населения, лечебных учреждений, страховых компаний. При этом разрешение на коммерческую деятельность должно даваться только медицинским учреждениям, имеющим возможность выделить для платного приёма помещения, оборудование и квалифицированные кадры.

Платный приём должен проводиться по утверждённому графику, а информация об этом быть доступной и понятной. Это позволит разделить потоки «коммерческих» больных и тех, кто получает помощь по программе государственных гарантий.

НАРУШЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ И НА БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основную часть обращений к Уполномоченному в жилищной сфере занимают вопросы, связанные с отоплением, ремонтом, эксплуатацией жилья, тарифов на коммунальные услуги. Особо остро стоит проблема содержания ветхого жилого фонда, переданного муниципалитетам и в собственность граждан без капитального ремонта. Для улучшения положения в этом секторе экономики приняты ряд постановлений, действует адресная программа «Капитальный ремонт многоквартирных домов на 2008 год». Впервые за много лет в крае выделено более 1 миллиарда рублей на ремонт ветхого и аварийного жилья, что позволило улучшить техническое состояние около 1200 домов.

Вместе с тем, работа по реформированию отрасли в отдельных территориях проводится не эффективно. В 56 муниципальных образованиях из-за несвоевременного проведения конкурсов по выбору управляющих организаций жилье не обслуживалось. Серьезной проблемой, препятствующей нормальной работе предприятий коммунального хозяйства, являются долги граждан по оплате за услуги. В распоряжении предприятий сферы услуг имеется вполне законное средство - обращение в суд с требованием о взыскании задолженности. Однако, пользуясь монопольным положением, часто применяются массовые отключения квартир от источников тепла, воды и электроснабжения. От этого страдают люди, которые своевременно платят по своим счетам.

В Рубцовске из-за задолженности перед энергетиками муниципального унитарного предприятия «Общежитие» почти всё лето «Алтайкрайэнерго» ограничивало подачу электроэнергии и тем жильцам, которые не имели задолженности по платежам. За нарушение действующего законодательства директор унитарного предприятия и руководители филиала «Алтайкрайэнерго» привлечены к административной ответственности. В итоге, услуги жильцам стали предоставляться полностью, но как можно компенсировать те неудобства и унижение, которые испытали добросовестные потребители?

Похожая ситуация сложилась в Барнауле, где без горячего водоснабжения летом остался посёлок Южный, в том числе и жители, не имеющие каких-либо долгов перед коммунальщиками. Только осенью ограничения были сняты. Причём, вместо применения цивилизованных способов борьбы с неплатежами, своим бездействием по отношению к монопольным поставщикам услуг такое отношение к людям иногда поддерживают и муниципальные органы власти, обязанные по закону обеспечить восстановление в административном порядке нарушенных прав граждан.

Важным показателем регулирования социальных процессов в обществе являются тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Здесь необходим контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами.

При рассмотрении жалоб граждан было выявлено, что Бийский филиал ОАО «Алтайкрайгазсервис» незаконно установил монопольно высокую цену на сжиженный газ для жителей города и применял повышенные тарифы в течение двух лет. Вопрос был рассмотрен после обращения Уполномоченного в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю. Заявителю возращена излишне уплаченная сумма. Нарушителю - ОАО «Алтайкрайгазсервис» выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, руководитель привлечен к административной ответственности.

Территориальный орган общественного самоуправления посёлка «Спутник» города Барнаула установил плату за подключение к водопроводным и канализационным сетям в размере 600 тысяч рублей. После изучения вопроса выяснилось, что сети находятся в муниципальной собственности, а заявительнице следует оплатить только 40 тысяч рублей, что существенно меньше ранее предъявленной суммы. Точка в деле не поставлена, так как изучается правомерность и полномочия ТОС микрорайона по установлению и требованию оплаты таких сумм.

  1. Доклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Амурской области и деятельности уполномоченного по правам человека в Амурской области в 2008 году

    Доклад
    Взаимодействие уполномоченного с органами государственной власти и местного самоуправления Амурской области, федеральными органами власти, правоохранительными и правоприменительными органами,
  2. «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае» (1)

    Доклад
    Доклад подготовлен в соответствии со ст. 20 Закона Алтайского края «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае». В его подготовке приняли участие специалисты Главного управления Алтайского края по социальной защите населения
  3. «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае» (3)

    Доклад
    Доклад подготовлен в соответствии со ст. 20 Закона Алтайского края «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае». В его подготовке приняли участие специалисты Главного управления Алтайского края по социальной защите населения
  4. Руководствуясь статьей 17 Закона Краснодарского края от 04 июля 2000 г. №287-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае» представляю Доклад

    Закон
    Руководствуясь статьей 17 Закона Краснодарского края от 04 июля 2 г. № 287-КЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае» представляю Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае в 2008 году.
  5. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год

    Доклад
    В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  6. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (8)

    Доклад
    В целях максимально полного обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Калужской области, с учетом выводов и рекомендаций Уполномоченного по правам человека в Калужской области Правительство Калужской области
  7. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (1)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  8. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (4)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  9. Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в 2007 году

    Содержательный отчет
    Представленный пятый ежегодный отчет Уполномоченного по правам человека подготовлен в соответствии с пунктом 23 Положения об Уполномоченном по правам человека, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002

Другие похожие документы..