Учебное пособие Издательство тпу томск 2007

Комитет экспертов Лиги Наций еще в 1937 г. принял рекомендацию, согласно которой туристом можно считать всякого, кто находится не менее 24 часов в стране, в которой он не живет.

В Конвенции о таможенных льготах для туристов 1954 г. сформулировано общее понятие «турист». Оно означает любое лицо, независимо от расы, пола, языка и религии, которое вступает на территорию какого–либо государства, кроме того, в котором это лицо обычно проживает и остается там не менее 24 часов и не более шести месяцев в течение любого 12–месячного периода с дозволенной целью, кроме цели иммигрировать, т. е. по семейным обстоятельствам или с целью туризма, развлечения, спорта, лечения, учебы, религиозного паломничества или с деловыми целями2. Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО) в 1959 г. принял рекомендацию, позволяющую отличать от туристской поездки путешествия со следующими целями: государственная служба (визиты государственных деятелей, парламентские, правительственные делегации, дипломатические, торговые миссии и т. п.), научные экспедиции (географические, экономические, арктические, антарктические и др.).

В дальнейшем Римская дипломатическая конференция ООН по туризму и международным путешествиям 1963 г. сформулировала в заключительном документе определение временных посетителей, к которым относятся турист и экскурсант.

Временным посетителем признается любое лицо, посещающее другую страну, помимо той, которая является его обычным местом жительства, по любой причине, за исключением занятия профессиональной деятельностью, вознаграждаемой в посещаемой стране.

Туристами предложено считать временных посетителей, находящихся в посещаемой стране по меньшей мере 24 часа ради удовольствия, отдыха, отпуска, оздоровления, образования, по религиозным мотивам, спорта, с деловыми намерениями, по семейным обстоятельствам, в командировках, для участия в конференциях.

Экскурсантами считаются временные посетители, прибывшие в посещаемую страну менее чем на 24 часа (включая круизных туристов).

Международной конвенцией по контракту на путешествие 1970 г. (ст. 1,7) правовой статус путешественника предоставляется любому лицу, которое заключило с организатором путешествия контракт на путешествие и оплатило его стоимость.

Таким образом, основные международные документы и конвенции, а также серия межправительственных договоров, заключенных государствами в области туризма, таких, как Соглашение между правительством Федеративной Республики Бразилии и правительством Республики Колумбии по туризму11, Соглашение по туристскому сотрудничеству между правительствами Французской Республики и Республики Ирак12, Соглашение между Бразилией и Соединенными Штатами Мексики, относящееся к сотрудничеству в области туризма13, Договор между Соединенными Штатами Америки и Мексикой в области туризма14 и др. сформулировали основы правового статуса временного посетителя, который распространяется на туриста, путешественника и экскурсанта. Общим квалификационным положением правового статуса временного посетителя является заключение договора (контракта) на услуги туристской программы или путешествия и оплату стоимости контракта или тура.

Положения проекта Будапештской конвенции по упрощению туристских путешествий, поездок и пребываний 1989 г. в соответствии со ст. 4 применяются к любому лицу:

а) которое намеревается отправиться или отправляется в страну, не являющуюся его обычным местом проживания;

б) основная цель которого – туристическая поездка или пребывание в другой стране продолжительностью не более трех месяцев;

в) которое не будет заниматься какой–либо оплачиваемой деятельностью в стране посещения;

г) которое по завершении вышеупомянутой туристской поездки или пребывания обязательно покинет страну посещения.

Туристская поездка – туристский маршрут физического лица по заключенному и оплаченному им контракту туристского агентства.

Туристское пребывание означает путешествие физического лица по заключенному и оплаченному им контракту.

Следовательно, туристом признается любое физическое лицо, заключившее с агентством путешествий контракт на туристскую поездку и оплатившее ее стоимость и совершающее поездку в любой город или страну, помимо его постоянного места проживания и занятия профессиональной деятельностью, оплачиваемой в посещаемом городе или стране.

Путешественником считается физическое лицо, заключившее с агентством путешествий контракт на путешествие, оплатившее его стоимость и совершающее туристское пребывание в любом месте, помимо его домициля (постоянного места жительства), и с любыми целями, помимо занятия профессиональной деятельностью, вознаграждаемой в посещаемой стране.

Экскурсантом признается любое физическое лицо, заключившее контракт на экскурсию на время до 24 часов с агентством путешествий и оплатившее ее стоимость.

Турист, путешественник и экскурсант – это временные посетители, на которых не распространяется режим иностранцев.

Правовой статус туриста, путешественника и экскурсанта определяется международными многосторонними договорами (конвенциями) и договорами (соглашениями), заключенными государствами на двусторонней договорной основе.

В юридическом смысле выделяется категория «иностранного туриста», который не является «иностранцем». Это гость, временный посетитель, экскурсант, к тому же весьма желаемый, поскольку он расплачивается валютой за невалютное обслуживание. В силу этого совокупность прав и обязанностей иностранного туриста заслуживает быть выделенной в самостоятельный «статус международного туриста»15. Такой статус с развитием институтов, регулирующих международные туристические связи, определяется признанными международными туристскими конвенциями, заключенными в рамках ООН: подписаны многочисленные двусторонние межгосударственные соглашения по вопросам туристского обмена16.

На практике сегодня предлагаются шоп–туры, бизнес–туры, туры за автомобилями, на учебу, на лечение и т. п. Представляется, что все подобные поездки могут именоваться турами, туризмом только в том случае, когда они оформлены как путешествия в соответствии с требованиями международного и национального законодательства, т. е., в частности, имеются туристские путевки установленного образца и договор об оказании туруслуг с организацией (индивидуальным предпринимателем), имеющей лицензию на занятие туристической деятельностью. Без указанного оформления все предлагаемые "туры" должны рассматриваться как транспортные, гостиничные, образовательные и другие услуги, а организации, их оказывающие, не как туристические, а как оказывающие соответствующие услуги (если у них имеется в необходимых случаях лицензия на занятие соответствующей деятельностью).

Национальное законодательство. Федеральный закон РФ от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туризм как «временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально–деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью», а туристскую индустрию как «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги гидов–переводчиков». Под туристской деятельностью понимается туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

Под гостиничной деятельностью в России понимается деятельность юридических и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), обладающих или наделенных в установленном порядке имущественными правами на какое–либо коллективное средство размещения (вместимостью не менее 10 номеров), по непосредственному распоряжению и управлению им для предоставления услуг по временному размещению (проживанию) и обслуживанию граждан.

Экскурсионная деятельность – деятельность по организации ознакомления путешественников с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания, которая не предусматривает предоставление услуг размещения (ночевку).

Туризм подазделяется на типы и категории. Существуют три типа туризма: внутренний, въездной и выездной. Категории туризма включают международный и национальный туризм, а также туризм в пределах страны. Ночующие посетители считаются туристами, а однодневные посетители – экскурсантами. В качестве экскурсантов выступают и туристы, прибывшие в страну на круизном судне, если они не используют для ночевки местные средства размещения.

По российскому законодательству турист – это гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания (в период от 24 ч до 6 мес. подряд, или осуществляющий не менее одной ночевки), но без занятия оплачиваемой в этом месте деятельностью. При этом туризм также подразделяется на внутренний, выездной, въездной, а также социальный и самодеятельный. Туризм внутренний – путешествия по стране лиц, постоянно проживающих в ней. Туризм выездной – путешествия лиц, постоянно проживающих в России, в другую страну, а туризм въездной – путешествия по России лиц, проживающих постоянно в других странах

Потребление в туризме определяется как стоимость туристских продуктов (товаров и услуг), используемых для непосредственного удовлетворения потребностей туриста или экскурсанта. Сюда относятся расходы посетителя на пакет услуг (турпродукт) или отдельные расходы на размещение, питание и напитки, транспорт, досуг, отдых, культурные, спортивные, экскурсионные и другие мероприятия, а также на покупки в месте пребывания и прочие расходы.

Под туристским продуктом (турпродуктом) понимается совокупность вещественных (товара) и невещественных (услуги) потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его туристского путешествия (поездки) и вызванных именно этим путешествием. В законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт определяется как «право на тур, предназначенное для реализации туристу», а «тур – комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов–переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия».

Под туристским товаром понимается продукт труда производственных сфер деятельности, созданный для продажи и предназначенный для использования преимущественно туристами или экскурсантами.

Туристская услуга – деятельность предприятий, организаций, учреждений или граждан–предпринимателей по удовлетворению потребностей посетителей в путешествиях, отдыхе или экскурсиях.

Туристские товары и услуги включают комплексные поездки – пакеты услуг, услуги размещения, питания, транспортные услуги, культурные, спортивные, рекреационные, экскурсионные и другие, в том числе специальные услуги, туристские товары и сувениры, потребляемые в месте пребывания (карты, схемы, очки от солнца, рюкзаки и прочее).

Пакеты услуг (туры) состоят:

• из услуг размещения;

• услуг питания (включая напитки);

• услуг транспорта;

• трансфера (встреч, проводов, доставки багажа и туриста до места проживания);

• организации и оказания экскурсионных, рекреационных, культурных и спортивных услуг;

• услуг по организации посещения магазинов;

•прочих услуг (оформления паспортов, виз, медицинских и ветеринарных сертификатов, проката автомобилей, страхования и др.).

Туристские услуги при этом делятся на основные (включенные в договор и оплаченные посетителем) и дополнительные (оплачиваемые в момент потребления во время путешествия или в месте пребывания).

Таким образом, тур – это комплекс услуг по размещению, перевозке и питанию туристов, экскурсионному обслуживанию, включая услуги гидов–переводчиков и турменеджеров (руководителей групп), а также другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

Под турпакетом понимаются комплексная туристская услуга, путешествие, поездка, организуемые на индивидуальной или коллективной основе, по определенному маршруту и программе с предварительным бронированием и приобретением проездных билетов, гостиничных, транспортных, экскурсионных услуг и услуг питания, оформлением виз, страховки и т. д.

Как правило, тур является первичной продажной единицей туристского продукта на туристском рынке, при этом на рынке находят также спрос и отдельные туристские услуги17.

2.3. Правовые формы туризма и путешествий
в международном общении

Под международным туризмом понимаются туристские связи между государствами, установленные на основе международных договоров, или система международных путешествий и туризма, определенная договорами и соглашениями, заключенными между государствами или государствами и международными организациями18.

Основные черты международного туризма

Иностранный туризм всегда реализуется как составная часть внутреннего19. Международный туризм в разных странах характеризуется многими общими чертами, несмотря на различие общественных условий развития. Обусловлено это тем, что туризм не зависит только от общественных отношений, на него существенное влияние оказывают уровень производительных сил и последствия прогресса и развития цивилизации вообще. Развитие международного туризма прежде всего характеризуется:

1. Повышением спроса на услуги туризма и путешествий. Повсеместно растет число участников путешествий и туризма как на отдельных континентах, так и между ними; это следствие широкого участия основных слоев населения в туризме и путешествиях.

2. Модернизацией транспортных коммуникации, а в связи с этим увеличением объема неорганизованного (индивидуального) туризма и путешествий.

3. Сокращением среднего времени одного участия (пребывания) в путешествии и туризме как одного из значительных факторов международного туризма и путешествий. С этим тесно связана концентрация участия в туризме и путешествиях в легко доступные места и относительное снижение доли пешего туризма.

4. Спрос на туризм и путешествия в международном масштабе децентрализуется, т. е. распространяется на новые области и места, а не сосредоточивается в обычных традиционных местах. Эта децентрализация относится не только к распределению посещаемости в отдельных странах, но и вообще к иностранному туризму: возникли новые рынки, в частности в развивающихся странах.

5. Спрос в международном туризме характеризуется повсеместным увеличением расстояния между местом проживания и местом туризма или путешествия – как длительного, так и краткосрочного, иностранного и отечественного.

6. Растет иностранный туризм (пассивный) как следствие улучшения экономического положения населения и результат действия новых влияний неэкономического характера (цивилизации, тяги к знаниям, социального престижа и др.).

  1. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (1)

    Учебное пособие
    Корниенко А.А., Квеско Р.Б., Макиенко М.А., Ботьева О.В., Брылина И.В., Гульбин Г.К., Макаренко Н.И., Мигуренко Р.А., Рубанова Е.В., Плотников Ю.С., Фадеева В.
  2. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (2)

    Учебное пособие
    Психолого–акмеологическое знание в системе высшего профессионального образования. Учебное пособие для слушателей дополнительной профессиональной образовательной программы получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей
  3. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (3)

    Учебное пособие
    Корниенко А.А. и др. Философия: Учебное пособие / Составители: А.А. Корниенко, Р.Б. Квеско, М.А. Макиенко, О.В. Ботьева, И.В. Брылина, Г.К. Гульбин, Н.
  4. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (4)

    Учебное пособие
    В учебном пособии изложены основы современной философии, основные этапы ее развития, важнейшие проблемы философии на основании государственного образовательного стандарта.
  5. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (3)

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматриваются современные модели представления знаний в информационных системах и принципы построения экспертных систем; обсуждаются проблемы применения нечеткой логики, генетических алгоритмов и нейронных сетей
  6. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (4)

    Учебное пособие
    В учебном пособии в краткой форме изложены основы отраслевой экономики предприятий электроэнергетики. Показаны место и роль отрасли в национальной экономике, её состав, структура, особенности функционирования и реформирования.
  7. Элективный курс по философии Учебное пособие

    Элективный курс
    Учебное пособие содержит материал, дающий представление о сущности предмета философии и её истории, предметном самоопределении философии в процессе развития; знакомит с историей становления и развития философских воззрений, основными
  8. Пособие по проектированию Издательство тпу

    Документ
    Основы теории, технологический, конструктивный и гидравлический расчеты кожухотрубчатого теплообменника. Учебное пособие для студентов Химико-Технологического факультета ТПУ,
  9. Учебное пособие Издательство Томского политехнического университета Томск 2007 (2)

    Учебное пособие
    В пособии раскрывается междисциплинарный характер комплексного регионоведения, дается представление о методологии, методах научного познания, их классификации, проблемах метода в регионоведении, сложностях становления его методологической базы.

Другие похожие документы..