Учебное пособие Издательство тпу томск 2007

обязанность предоставить весь комплекс услуг в количестве и качестве, оговоренных в контракте;

  • ответственность организации перед клиентом как за свои действия, так и за действия партнеров, указанных в ваучере;

  • расторжение договора без возмещения убытков или аннулирование ваучера при наличии форс – мажорных обстоятельств, предшествующих осуществлению тура или предоставлению услуг; при этом все суммы предоплаты возвращаются клиенту, если в ваучере не было оговорено иное;

  • невозможность увеличить общую стоимость тура, если это специально не оговорено в ваучере, за исключением случаев общегосударственных изменений цен и тарифов;

  • при предъявлении претензий клиента к организации она вправе требовать возмещения со своих партнеров, нарушивших условия организации поездки, если данное условие содержится в договоре о совместной деятельности.

    В пятом разделе рассматриваются вопросы формирования правового статуса туристских ресурсов как национального наследия государств – участников СНГ, охраны туристских ресурсов и ограничения доступа к конкретным объектам. К двусторонним международным договорам, соглашениям и программам можно отнести соглашения Российской Федерации с иностранными государствами в области сотрудничества и партнерства в сфере туризма и путешествий. Так, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о сотрудничестве в области туризма от 18 мая 1995 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Республики Беларусь о сотрудничестве в области туризма от 21 февраля 1995 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о культурном и научном сотрудничестве от 6 июня 1995 г. (ст. 25) определяют формы поощрения и содействия развитию туризма.1 В ст. 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Лаосской Народно – Демократической Республики о культурном и научном сотрудничестве 1994 г. определяется, что договаривающиеся стороны будут поощрять развитие сотрудничества между туристскими организациями и обмен туристами, в том числе специальными туристскими группами, для ознакомления с жизнью народов обеих стран в целях повышения эффективности культурного и научного сотрудничества. Каждая из договаривающихся сторон будет способствовать упрощению формальностей пограничного контроля для туристов другой стороны на взаимной основе в соответствии с действующим законодательством договаривающихся сторон.1

    Ст. 14. Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о научном и культурном сотрудничестве от 5 апреля 1995 г. устанавливает обязательства сторон о сотрудничестве в области туризма2. Программой культурного и научного сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии на 1995 – 1997 гг. (ст. 36) определяются обязательства сторон в области туристского обмена3.

    Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о сотрудничестве в области туризма от 17 ноября 1993 г. (ст. 1) определяются обязанности сторон в форме содействия укреплению туризма, развитию группового и индивидуального туризма, связям между туристскими ассоциациями, упрощению пограничных н таможенных формальностей, обмену информацией и специалистами, развитию сотрудничества между государственными организациями по управлению туризмом в международных туристских организациях и открытию туристских представительств в договаривающихся странах4.

    В Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Мали о научном и культурном сотрудничестве от 6 февраля 1995 г. установлены обязательства сторон по содействию туристским поездкам (ст. 8)5. В Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам от 28 октября 1993 г. об условиях взаимных поездок граждан и Соглашении с Правительством Китайской Народной Республики от 9 ноября 2000 г. о безвизовом обмене граждан формулируются условия содействия развитию туризма6.

    В Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в области туризма от 24 июня 1998 г. отмечается, что туризм является важным средством экономического развития, достижения взаимопонимания, проявления доброй воли и укрепления дружественных отношений между народами. Разделяя положения Манильской декларации по международному туризму, стороны будут создавать условия наибольшего благоприятствования для расширения туристского обмена между обоими государствами (ст. 1). Соглашением подчеркивается стремление к упрощению всех формальностей, связанных с туристским обменом между двумя государствами (ст. 9), и координации сотрудничества своих государственных туристских администраций в рамках Всемирной туристской организации, эффективному внедрению рекомендованных ею форм, методов и моделей развития туризма. Одновременно стороны договорились о взаимной помощи в вопросах сотрудничества и эффективной работы во Всемирной туристской организации (ст. 10). Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Боливия о сотрудничестве в области туризма (Ла–Пас, 14 декабря 1999 г.) содержит следующие существенные условия (ст. 1–5):

    • Стороны будут укреплять и развивать сотрудничество в области туризма на основе равноправия, взаимной выгоды и в соответствии с настоящим Соглашением, национальным законодательством обоих государств и международными договорами, в которых участвуют Российская Федерация и Республика Боливия.

    • Стороны будут поддерживать государственные туристские администрации в деятельности по установлению и развитию сотрудничества между российскими и боливийскими туристскими ассоциациями, организациями, предприятиями и компаниями, участвующими в развитии международного туризма, осуществляющими капиталовложения в сферу туризма, а также организующими совместное предпринимательство с целью обслуживания туристов.

    • Стороны будут стремиться к упрощению пограничных, таможенных и иных формальностей, связанных с обменом туристами из обоих государств.

    • Стороны будут содействовать расширению как организованного группового, так и индивидуального туризма, обмену специализированными группами, в том числе с целью посещения спортивных мероприятий, музыкальных, театральных и фольклорных фестивалей, а также выставок, симпозиумов и конгрессов, проводимых по вопросам туризма.

    • Стороны будут поощрять и поддерживать обмен между государственными туристскими администрациями статистической и другой информацией в области туризма, в том числе: о законодательных и иных нормативных актах, регулирующих туристскую деятельность в своих государствах, о законодательстве своих государств, связанном с защитой и сохранением природных и культурных ресурсов, являющихся туристскими достопримечательностями.

    Важную роль в деле укрепления международных туристских связей сыграло Соглашение между Правительством России и Кабинетом министров Украины о сотрудничестве в области туризма (Киев, 16 июля 1999 г.). Стороны признали важность двусторонних связей в области туризма и рассмотрели их как важный и необходимый фактор расширения и укрепления дружеских отношений между народами обоих государств. Для дальнейшего развития туристских обменов между Российской Федерацией и Украиной на основе равноправия и взаимной выгоды стороны выразили желание способствовать расширению дружественных связей между народами, лучшему ознакомлению с жизнью, историей и культурным наследием Российской Федерации и Украины. За последние годы двухтысячного г. были приняты следующие соглашения в сфере международного туристского сотрудничества: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Чад о культурном и научном сотрудничестве (Нджамена, 12 октября 1998 г.), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Тунисской Республики о сотрудничестве в области туризма (Москва, 27 марта 1998 г.), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Ливанской Республики о сотрудничестве в области туризма (Бейрут, 13 марта 1998 г.), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Демократической Социалистической Республики Шри–Ланка о культурном и научном сотрудничестве (Коломбо, 26 января 1999 г.).

    Внутренний закон.Национальное законодательство в области туризма.

    В ряде стран Европы – Германии, Франции, Италии, Португалии – приняты специальные законы в области туризма и международных путешествий. В других странах вопросы правового регулирования туризма и путешествий также закрепляются в рамках национального законодательства. Так, Закон о туризме Французской Республики от 13 июля 1992 г. содержит механизм правового регулирования туристских услуг (ст. 1), правовой статус турагентства (ст. 4), правовые формы участия ассоциаций и организаций, не извлекающих из своей деятельности дохода (ст. 7), правовой статус местных туристских органов (ст. 11), квалификации гидов–переводчиков, организующих посещение музеев и исторических памятников (ст. 13), правовой режим продажи туров и пребываний (ст. 14 – 20), ответственность за нарушение условий тура (ст. 23)1. Как правило, туристские фирмы обязаны иметь лицензию (в большинстве случаев этот документ выдается тогда, когда фирма может, помимо обычных регистрационных документов, предъявить свидетельство о необходимой профессиональной подготовке, гарантию банка).

    С 1979 г. туристские компании Германии в соответствии с Законом о туристских контрактах отвечают перед потребителем в судебном порядке. Размер возмещения причиненного ущерба туристу или путешественнику может составить: в случае выдачи грязного белья, загрязненного пляжа от 10 до 20 % стоимости тура, изменения места проживания без согласия клиента – от 10 до 25%, наличия в номере насекомых или подачи холодной еды в ресторане – до 10%2.

    Во многих странах Европы, в Соединенных Штатах Америки, Японии, Австралии и других странах созданы гарантийные туристские фонды, за счет которых туристам и путешественникам возмещается ущерб, нанесенный в результате несостоятельности фирмы или ее ликвидации.

    Советом Европы в июне 1990 г. была принята «Директива ЕС по пэкидж–туризму», подготовленная в рамках программы перехода к единому рынку. В Европейском союзе Комиссия европейских сообществ приняла и опубликовала «Зеленую книгу» в области туризма. Это базовый документ, который служит основой для обсуждения ведущей роли Европейского Союза в области туризма Европарламентом, Экономическим комитетом ЕС, национальными органами управления туризмом, туроператорами и турфирмами стран – членов ЕС. «Зеленая книга» обозначила четыре основных направления политики в области туризма.

    1. На основе анализа современного состояния туризма выявить неиспользуемые или малоиспользуемые резервы и сосредоточить основное внимание на принятии специальных мер по повышению их эффективности, в том числе путем выделения целенаправленных бюджетных ассигнований.

    2. Продолжить реализацию имеющейся программы развития туризма в странах – членах ЕС.

    3. Усилить действенность мероприятий в рамках ЕС в плане выполнения межгосударственных соглашений и договоров по туризму путем увеличения бюджета под такие программы из средств ЕС.

    4. Принять общеевропейскую (ЕС) программу развития туризма, которая дополняла бы аналогичные национальные программы и финансировалась из бюджета Союза.

    Особо подчеркивается, что весь комплекс планируемых мероприятий касается трех основных позиций:

    – индустрии туризма;

    – потребностей туристских услуг;

    – культурного и природного потенциала туристических центров1.

    На пути к единому европейскому образовательному пространству принята европейская программа туризма и обменов в области образования на 1995 – 1999 гг. Программа рассчитана на признание и перенос из одной страны в другую обязательных университетских дисциплин, на обмен преподавателями и студентами.

    Значительным элементом социальной политики Сообщества в области труда является Хартия основных социальных прав трудящихся 1989 г. – составная часть программы Европейского Союза в сфере профессионального обучения2.

    В соответствии с Договором о Европейском союзе Сообщество призвано содействовать «расцвету культур государств – членов ЕС, сочетая уважение к их национальному и региональному своеобразию, проявляя одновременно бережное отношение к общему культурному наследию» (ст. 128 Договора о Европейском союзе 1991 г.). Разрабатываются правила свободного движения товаров и туристских услуг.

    В сентябре 2000 г. под эгидой Всемирной туристской организации (ВТО) в Тель–Авиве прошел международный семинар – «Реализация этических принципов при развитии туризма», лейтмотивом которого было создание механизма для претворения в жизнь благородных идей, закрепленных в Глобальном этическом кодексе туризма, утвержденном мировым сообществом в 1999 г. В нем были зафиксированы такие эпохальные положения, как то, что туризм призван вносить вклад во «взаимопонимание и уважение между народами и обществами», что он является «фактором индивидуального и коллективного совершенствования», «устойчивого развития», «использует и обогащает культурное наследие человечества», «выгоден для принимающих стран». Сложно переоценить общечеловеческое и интеграционное значение Глобального этического кодекса туризма. На семинаре было высказано пожелание, что Этический кодекс должен послужить основанием для будущего Кодекса деятельности туроператоров и турагентов1.

    Среди стран СНГ законы о туризме приняты Украиной и Грузией. Такие законы приняты и в субъектах Российской Федерации: республиках Карелии, Бурятии, Коми, Адыгее и др.

    1.3. Основные принципы института
    международного туристского права

    «Конституцию» международного права образуют его основные принципы. Они представляют собой основополагающие общепризнанные нормы, обладающие высшей юридической силой. Принципы международного права носят универсальный характер и являются критериями законности всех остальных международных норм. Действия или договоры, нарушающие положения основных принципов, признаются недействительными и влекут наступление международно–правовой ответственности. Принципы международного права взаимосвязаны: нарушение одного положения влечет за собой несоблюдение других. Поскольку основные принципы международного права представляют собой международно–правовые нормы, они существуют в форме определенных источников международного права. Первоначально эти принципы выступали в форме международно–правовых обычаев, однако с принятием Устава ООН основные принципы приобретают договорно–правовую основу. При этом ст. 103 Устава предусматривает, что в случае, если обязательства членов ООН по Уставу ООН окажутся в противоречии с обязательствами по какому–либо международному договору, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу. Содержание основных принципов было подробно раскрыто в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.), других международных документах. Применительно к европейским условиям содержание основных принципов было конкретизировано актами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в частности Хельсинским заключительным актом 1975 г., итоговым документом Венской встречи 1989 г. и др. В настоящее время этих принципов десять:

    1. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (1)

      Учебное пособие
      Корниенко А.А., Квеско Р.Б., Макиенко М.А., Ботьева О.В., Брылина И.В., Гульбин Г.К., Макаренко Н.И., Мигуренко Р.А., Рубанова Е.В., Плотников Ю.С., Фадеева В.
    2. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (2)

      Учебное пособие
      Психолого–акмеологическое знание в системе высшего профессионального образования. Учебное пособие для слушателей дополнительной профессиональной образовательной программы получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей
    3. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (3)

      Учебное пособие
      Корниенко А.А. и др. Философия: Учебное пособие / Составители: А.А. Корниенко, Р.Б. Квеско, М.А. Макиенко, О.В. Ботьева, И.В. Брылина, Г.К. Гульбин, Н.
    4. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (4)

      Учебное пособие
      В учебном пособии изложены основы современной философии, основные этапы ее развития, важнейшие проблемы философии на основании государственного образовательного стандарта.
    5. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (3)

      Учебное пособие
      В учебном пособии рассматриваются современные модели представления знаний в информационных системах и принципы построения экспертных систем; обсуждаются проблемы применения нечеткой логики, генетических алгоритмов и нейронных сетей
    6. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (4)

      Учебное пособие
      В учебном пособии в краткой форме изложены основы отраслевой экономики предприятий электроэнергетики. Показаны место и роль отрасли в национальной экономике, её состав, структура, особенности функционирования и реформирования.
    7. Элективный курс по философии Учебное пособие

      Элективный курс
      Учебное пособие содержит материал, дающий представление о сущности предмета философии и её истории, предметном самоопределении философии в процессе развития; знакомит с историей становления и развития философских воззрений, основными
    8. Пособие по проектированию Издательство тпу

      Документ
      Основы теории, технологический, конструктивный и гидравлический расчеты кожухотрубчатого теплообменника. Учебное пособие для студентов Химико-Технологического факультета ТПУ,
    9. Учебное пособие Издательство Томского политехнического университета Томск 2007 (2)

      Учебное пособие
      В пособии раскрывается междисциплинарный характер комплексного регионоведения, дается представление о методологии, методах научного познания, их классификации, проблемах метода в регионоведении, сложностях становления его методологической базы.

    Другие похожие документы..