В. М. Пивоев (отв ред.), М. В. Пулькин, В. Н. Сузи

Правительство Республики Карелия

Петрозаводская и Карельская епархия РПЦ

Институт языка, литературы и истории КНЦ РАН

Петрозаводский государственный университет

ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ

(Материалы 2-й международной научной

конференции, посвященной 775-летию крещения карелов)

Петрозаводск

2003

РЕДКОЛЛЕГИЯ:

В. М. Пивоев (отв. ред.), М. В. Пулькин, В. Н. Сузи

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

О. — отец

ЖМП — Журнал Московской патриархии

ОГВ — Олонецкие губернские ведомости

ОЕВ — Олонецкие епархиальные ведомости

АКВ — Аргангельские епархиальные ведомости

ПетрГУ — Петрозаводский государственный университет

ИЯЛИ КарНЦ РАН — Интститут языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук

ВЦИК — Всероссийский Центральный исполнительный комитет

КАССР — Карельская Автономная Советская Социалистическая республика

НА РК — Национальный архив Республики Карелия

ПСТБИ — Православный Свято-Тихоновский институт

УК РСФСР — Уголовный кодекс Российской Социалистической Федеративной республики

УФСБ по РК — Управление Федеральной службы безопасности по Республике Карелия

ЦС РОИА — Центральный совет Российского общества историков-архивистов

ЧОИДР —

КГАНИ — Карельский государственный архив новейшей истории

Православие в Карелии: (Материалы 2-й международной научной конференции, посвященной 775-летию крещения карелов) / Отв. ред. В. М. Пивоев. Петрозаводск, 2003. 450 с.

Сборник статей содержит материалы научной конференции, в которых обсуждаются история, традиции и современное состояние православия в Карелии. В конференции принимали участие ученые, преподаватели вузов, священнослужители Республики Карелия и Финляндии.

© Коллектив авторов, 2003

© Издательство КарНЦ РАН, 2003

УЧАСТНИКАМ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПРАВОСЛАВИЕ

В КАРЕЛИИ: УРОКИ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

(Петрозаводск, 14—15 ноября 2002 года)

Ваше Высокопреосвященство,

руководители Республики Карелия и города Петрозаводска, зарубежные гости, возлюбленные о Господе отцы,

братья и сестры!

Сердечно приветствую всех участников международной научно-практической конференции «Православие в Карелии: уроки истории и современность».

Нынешняя конференция проводится в рамках празднования знаменательного юбилея в истории Церкви и Карельской земли — 775-летия крещения карелов.

Память о крещении карелов в 1227 году запечатлела Новгородская летопись. «Того же лета, — говорится в ее Лаврентьевском списке, князь Ярослав Всеволодович послав крести множество корел, мало не все люди». Это событие явилось началом духовного возрождения и укрепления Православия в Карелии. На земле Карелии были построены сотни прекрасных храмов, десятки монастырей. Вся полнота Церкви чтит христианский подвиг святых угодников Божиих прославившихся верой и благочестием в этом благословенном крае: преподобных Сергия и Германа Валаамских, Александра Свирского, Германа и Савватия Соловецких, Корнилия Палеостровского, Кирилла Челмогорского и многих других.

В прошлом трагическом веке,во время гонений на Церковь тысячи православных Карельского края засвидетельствовали свою верность Христу своей кровью. Сегодня в новых условиях своего бытия возрождается православие на Карельской земле. Общими усилиями государств и Церкви восстанавливаются порушенные храмы, воссоздаются монастыри. Вера возвращается в сердца и души людей.

С большой теплотой вспоминаю освящение Нами Александро-Невского кафедрального собора в 2000 году, ставшего ныне центром Православия на Карельской земле.

Нас радует, что существует доброе взаимопонимание между правящим архипастырем Петрозаводской и Карельской епархии архиепископом Мануилом и Главой Республики Карелия Сергеем Леонидовичем Катанандовым.

Успешно осуществляется долгосрочная программа развития Валаама, расположенного на территории Республики Карелия. В республике много делается по развитию межконфессионального диалога, по сохранению гражданского мира и согласия.

Среди ученых, представителей искусства, культуры, сферы образования России в целом и Республики Карелия, возрос интерес к истории Церкви, к практическому опыту духовности, основанном на Православии. В общественном сознании все более утверждается понимание, что без духовного возрождения народа не возможен ни экономический, ни социальный подъем в нашем Отечестве.

Уверен, что ваша конференция и другие мероприятия, проводимые в эти дни в Карелии по празднованию 775-летия крещения карелов, внесут свой вклад в дело духовного возрождения народа.

Призываю Божие благословение на всех жителей Карельской земли и на участников конференции.

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II

Мануил

Архиепископ Петрозаводский и Карельский

КРЕЩЕНИЕ КАРЕЛОВ

Сегодня мы открываем научно-практическую конференцию, посвященную знаменательной дате — 775-летию со времени массового крещения коренного населения нашего края, племен, населявших северные земли, входившие в состав Новгородской Республики. Трудно переоценить значение этого события для народов, проживавших на этих территориях. Принятие Православия коренным образом изменило их жизнь. Вместе с Православной верой пришло новое знание, а старые языческие обычаи постепенно уходили в прошлое…

Православие на наших северных землях существует восемь с лишним веков. Впервые пришло оно сюда вместе с новгородскими поселенцами.

Колонизация территории между Онежским и Ладожским озерами новгородскими славянами началась еще в XI в. Освоение карельских земель шло довольно медленно, но уже в первой пол. XII в. новгородцы основали здесь целый ряд поселений, составивших т. н. «Обонежский ряд».

Первое упоминание о взаимоотношениях местного населения с новгородским епископом зафиксировано в Уставной грамоте новгородского князя Святослава Ольговича в 1137 г. Население погостов, перечисленных в ней, состояло из новгородских поселенцев, и отдельных представителей карельских племен веси и чуди, и платило дань новгородскому Владыке. Оно уже было православным, так как известно, что Православная Церковь не производила сборов с язычников. Устав Святослава предполагал личное обозрение упомянутых земель новгородским архиереем.

Дальнейшие события, связанные с распространением Православия в карельских землях, получившие отражение в письменных источниках, относятся к XIII в. В Летописи по Лаврентьевскому списку отмечено: «Того же лета (6735) князь Ярослав Всеволодович [отец Александра Невского] послав крести множество корел, мало не все люди»1. Это был 1227 год. В дореволюционной литературе он считался годом принятия Православия основной массой карельского населения, жившего на территориях, сопредельных с северными новгородскими владениями. Крещение карел в 1227 г. было актом не только духовным, но и политическим.

В начале 20-х годов XIII в. заметно активизировалось влияние шведских католиков на племена финнов, которые жили на землях, лежащих к северо-западу от Новгорода и имели с Новгородской республикой торгово-экономические отношения. Многие из них приняли католическую веру, и, под воздействием шведских миссионеров-католиков родоплеменная знать этих народов стала враждебно относиться к русским. Возникла прямая угроза для западных районов будущей Карелии оказаться под влиянием католической Швеции. Чтобы не утратить полностью свои позиции в Финляндии и Карелии, Новгородское государство должно было принять чрезвычайные меры и обезопасить эти земли от проникновения шведского влияния, в качестве чрезвычайной меры было избрано крещение.

Однако новгородцы, в отличие от западных рыцарей, не прибегали к насильственной христианизации населения. Православие проникало из Новгорода в земли подчиненных племен не сверху, путем насильственного насаждения мероприятиями государственной власти, а в результате миссионерской деятельности православного духовенства. Этим путем Православие пришло в Карелию задолго до 1227 г., но им была охвачена лишь небольшая часть карельского населения. По мнению историков, в 1227 г. ввиду резкого обострения политической обстановки к северу от Финского залива, новгородские власти вынуждены были отказаться от традиционной политической линии и в единственный раз за все время существования Новгородского государства провести массовое крещение населения зависимой территории2.

Массовое крещение карельских жителей, имевших древние языческие верования, проведенное православными священниками и монахами при поддержке княжеской дружины, по всей вероятности, не было для многих, из вновь обращенных абсолютно добровольным актом, но впоследствии принесло свои положительные плоды. Оно не подавляло и не усиливало административной власти Новгорода: в основных районах Карелии оставалось свое внутреннее племенное управление. Тем более что карельское население, к тому времени, уже было знакомо с русским Православием, проникавшим в карельские земли путем миссионерской деятельности русского духовенства, и относилось к новгородским поселенцам достаточно дружелюбно. Оно поддерживало власть Новгорода, поэтому крещение не вызвало протеста.

Как полагают исследователи, «судя по данным летописи, крещение карел в 1227 году было проведено за довольно непродолжительное время (вероятно, за один или несколько месяцев) и не встретило никакого сопротивления. При этом первоначально новая религия была воспринята лишь в ее внешних формах, языческие верования еще довольно долго продолжали бытовать среди карел и лишь постепенно, в течение столетий, были вытеснены христианством… Крещение карел по приказу князя Ярослава Всеволодовича, — считают авторы, — явилось поворотным моментом на пути перехода карел под влияние русского христианства и могучей русской культуры»3.

Русская колонизация и введение Православия имели большое значение для местного населения: наряду с новыми методами земледелия, карелы заимствовали у русских приемы построения домов, различные предметы домашнего обихода, множество понятий и слов, а впоследствии — просвещение и письменность.

Во времена правления в Новгороде князя Александра Невского, известного защитника земли Русской от иноземцев, карелы ходили под его знаменами вместе с новгородцами под Копорье против немцев и победили неприятеля (1241 г.). Часто экономические и политические интересы двух соседних народов, карельского и русского, совпадали, и это объединяло их. Русские погосты соседствовали с карельскими поселениями на протяжении веков и Православие постепенно проникало в жизнь коренного населения нашего края. Из местного населения вышло значительное число подвижников веры православной, их имена свято почитаются Церковью.

До нас дошло имя первого из новгородских Владык, который посетил Карелию в 1419 г. — это был епископ Симеон.

Взаимоотношения карельской паствы с Новгородским епископом были практическими. Поскольку по мере освоения новых земель, возникала необходимость построения новых храмов, то для начала строительства нужно было получить у Владыки благословенную грамоту. Специальные грамоты выдавались также на освящение новой или отремонтированной церкви. Поэтому ходоки из карельских крестьян были у новгородского Владыки нередкими гостями, а епископ знал обо всех вновь обустроенных храмах в северных землях.

В XIV — XVII вв. в малозаселенных карельских землях возникает целый ряд монастырей и пустыней, образованных подвижниками православной веры, некоторые из них пришли из новгородских монастырей в поисках уединения, другие — представители карельского населе- ния — поселялись вместе с ними, становились учениками и продолжателями их духовного труда.

В 1478 г. карельские земли вместе с новгородскими вошли в состав Русского централизованного государства, что еще более способствовало утверждению Православия среди местного населения.

В XVI—XVII вв. вера прочно вошла в жизнь крестьян. Между тем то, что в Карелии священник в погостах выбирался из крестьян всем обществом, вероятно, объясняется теми республиканскими традициями Великого Новгорода, которые принесли в наши северные пределы новгородские поселенцы.

Самостоятельная епархия, в ведении которой находился Олонецкий край, впервые выделяется из состава Новгородской архиепископии в конце XVI в. Как известно, русская епархиальная структура соответствовала административной, однако в отличие от Восточной Римской империи, где каждый город обычно имел отдельного епископа, русские епархии охватывали большие пространства и объединяли по несколько крупных городов. Образование Корельской епархии было связано с попыткой преодолеть сложившуюся крайнюю редкость епархиальных центров, предпринятую сразу после учреждения на Руси в 1589 г. патриаршества.

В первые дни своего архипастырского служения патриарх Иов (1589—1605 гг.) приступил к исполнению соборного определения о новом устройстве подведомой ему иерархии. Кроме ряда митрополичьих (Новгородской, Казанской, Ростовской, Сарской и Подонской) и архиепископских кафедр (Вологодской, Суздальской, Смоленской, Рязанской, Тверской, Елассонской, Астраханской) также были учреждены три епископии, среди которых находилась и Корельская (две других — Псковская и Коломенская)4. Образование новой епархии на северо-западной окраине Российского государства являлось крайне важным событием: в соседней Финляндской лютеранской церкви в 1554 г. было учреждено два епископства — Абоское и Выборгское5, и Корела, как форпост Православия на Карельском перешейке без своего епископа на столь значительном «иерархическом» фоне выглядела не так внушительно. Создание Корельской, а также Псковской епархий говорило о стремлении государственных и церковных властей таким образом прочнее закрепиться на северо-западе России и противостоять лютеранской экспансии.

Не вдаваясь в подробности военных перепитий, отметим, что только после успешной для России пятилетней войны со Швецией, завершившейся Тявзинским мирным договором (1595 г.), Корельская земля отошла Московскому государству. Началось возрождение древней крепости Корелы. Приняв город от шведов, известный своим благочестием царь Феодор Иоаннович, как подчеркивает Н. М. Карамзин, «вместе с воеводами послал в Кексгольм и святителя, чтобы очистить там православие от следов иноверия»6.

17 лет иностранного владычества над русской Карелией оставили свой печальный след. Шведы не пощадили святыни Русской Православной Церкви. Были поруганы, разграблены и сожжены многие древние храмы и монашеские обители. Возвратив в 1597 г. Корелу, русские первым делом стали возрождать православные церкви и монастыри, строить епископские палаты для постоянного местопребывания правящего архиерея. Еще до разорения в древней крепости стоял архиерейский дом на случай приезда новгородского архиепископа, между тем, из-за отдаленности карельских приходов и неудобства длительных переездов Владыка очень редко обозревал эту часть своей епархии. Так, в продолжение целого XV в. всего один раз, в 1419 г. новгородский архиепископ посетил Карелию7.

Первым епископом Корельским и Орешковским стал Сильвестр (в некоторых документах его титул именуется также как «епископ Корельский и Копорский»). Начало XVII века. М. Ф. Архангельский в своем очерке об истории Санкт-Петербургской епархии полагает, что упоминание при титуловании корельского епископа разных городов означает то, что, помимо Корелы и Орешка, «влияние его простиралось на Ладогу и Копорье»8. А по словам церковного историка А. В. Карташева, Корельская епископия имела «подвижный центр», который «базировался на Олонецкий край»9.

В 1611—1613 гг., по-видимому оставаясь формально епископом Корельским, Сильвестр был назначен управляющим Вологодской и Великопермской архиепископией и возведен в сан архиепископа. В то время в Вологодском крае особенно зверствовали поляки и русские «воры» — сторонники Самозванца. А. В. Карташев отмечает: «Взятого в плен еп. Сильвестра издевательски мучили; четыре ночи держали под стражей, много раз таская на казнь и отпуская вновь, пока не вынуждены были освободить»10. Как писал Н. Д. Тальберг, архиепископ Вологодский Сильвестр едва остался живым после истязаний поляков11. Последним местом его служения стала Псковская и Изборская епископская кафедра, Владыка умер 1 декабря 1615 г. во время осады Пскова шведами.

  1. В. М. Пивоев (отв ред.), А. М. Пашков, М. В. Пулькин (1)

    Документ
    Православие в Карелии: Материалы республиканской научной конференции (24–25 октября 2 г). / Отв. ред. В. М. Пивоев. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2 . 215 с.
  2. В. М. Пивоев (отв ред.), А. М. Пашков, М. В. Пулькин (2)

    Документ
    В сборнике публикуется краткое содержание докладов и выступлений участников республиканской научной конференции, посвященной истории православия в Карелии, а также различным сторонам православной культуры и проблемам возрождения духовных
  3. В. М. Пивоев (отв ред.), М. П. Бархота, А. В. Мазур «Свое» (1)

    Документ
    Сборник содержит материалы четвертой международной научной конференции, посвященной проблемам междисциплинарного исследования проблем идентификации народов северно-европейского региона через диалог культур в условиях глобализации.
  4. В. М. Пивоев (отв ред.), М. П. Бархота, А. В. Мазур «Свое» (2)

    Документ
    Четвертая конференция по проблеме «“Свое” и “чужое” в культуре народов Европейского Севера» продолжает изучение процесса формирования новой идентичности на основе многостороннего диалога и взаимодействия культур на Севере Европы.
  5. В. М. Пивоев (отв редактор), М. П. Бархота, М. Ю. Ошуков

    Документ
    Второй сборник из серии, начатой в 2 году сборником «М. М. Бахтин и проблемы методологии гуманитарного знания», содержит статьи, подготовленные философами, историками, филологами — учеными петрозаводских вузов с участием американского
  6. Кондопога

    Библиографический указатель
    Кондопога : указ. лит. / МУК «Кондопожская централизированная библиотечная система» Кондопожская районная библиотека им. Б.Е. Кравченко; [сост. Н.Г. Урванцева, С.
  7. Материалы 3-й региональной научной конференции, посвященной 780-летию крещения карелов

    Документ
    Православие в Карелии: Материалы 3-й региональной научной конференции, посвященной 780-летию крещения карелов / Отв. ред. В. М. Пивоев. Петрозаводск: Изд-во Карельского научного центра РАН, 2008.

Другие похожие документы..