Программа вступительных испытаний в магистратуру по психологии «Психология труда и организационная психология»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Башкирский государственный педагогический университет

им. М.Акмуллы

программа

вступительных испытаний в магистратуру

по психолоГИИ

«Психология труда и организационная психология»

УФА 2011

Требования к уровню подготовки,

необходимой для освоения программы

специализированной подготовки магистра,

и условия конкурсного отбора

В соответствие с требованиями ФГОС ВПО лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра психологии по программе «Психология труда и организационная психология», должны иметь высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца.

Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению «Психология», «Педагогика» зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе.

Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по психологии и имеющие высшее профессиональное образование по другому профилю, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным Государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.

Вступительные испытания включают два экзамена:

  1. психология (устно);

  2. психология (письменно).

На устном экзамене по психологии абитуриент должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в магистратуре.

Вструктуре билета, включающего два вопроса, нашли отражение следующие разделы психологии:

  1. общая психология,

  2. психология развития и возрастная психология.

Процедура проведения экзамена. Экзамен проводится в форме устного собеседования. Абитуриент имеет не менее одного часа на подготовку к ответу с правом пользования текстом программы вступительных испытаний. Во время ответа на вопросы билета члены экзаменационной комиссии имеют право прервать ответ студента, задать уточняющие или дополнительные вопросы в рамках билета.

Критериями оценки знаний абитуриентов и их готовности к обучению в магистратуре являются:

  • уровень владения категориальным аппаратом и объяснительными принципами психологической науки;

  • глубина научного анализа и полнота раскрытия вопроса;

  • четкость, логичность и последовательность изложения усвоенных знаний;

  • умение проиллюстрировать научно-теоретические знания практическими примерами.

В процессе ответа на вопросы билета абитуриент должен продемонстрировать владение системой теоретических знаний по основным разделам психологии:

  • представлением о психологии как науке и ее месте в системе наук;

  • системой представлений об основных проблемах, понятиях и направлениях психологической науки;

  • историческим введением в психологию, изменением представлений во взглядах на предмет и методы психологии с древнейших времен до наших дней;

  • пониманием динамики развития психики и сознания в ходе эволюции, различных формах деятельности человека и животных;

  • знанием основных закономерностей развития и функционирования психики на разных этапах онтогенеза;

  • знанием методологических принципов, стратегий исследования и методов психологической науки;

  • знаниями основных определений, классификаций, теорий, закономерностей развития и методов изучения познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления, речи, воображения) на разных этапах онтогенеза;

  • общими представлениями о личности, ее структуре и особенностях развития, основных теориях личности;

  • знанием индивидуально-типологических особенностей (темперамента, характера, способностей) и эмоционально-волевых регуляторов человека как субъекта деятельности.

Абитуриент должен уметь:

  • осуществлять сравнительный анализ различных подходов к изучению психических и психологических феноменов;

  • проводить анализ современной ситуации в психологии в соотношении с историческими предпосылками ее развития;

  • научно обосновывать собственную позицию при анализе психологических фактов;

  • осуществлять перенос полученных в процессе обучения знаний в практическую психологическую деятельность;

  • разрабатывать схемы и процедуры разных типов исследования.

Результаты вступительного экзамена определяются на закрытом заседании экзаменационной комиссии. Итоговая оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно» объявляется в тот же день после оформления протоколов заседания.

Второй этап испытаний – психология (письменно) – проводится в виде представления автореферата на тему, рекомендованную в программе вступительных испытаний.

программа

вступительных испытаний

часть I. общая психология

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Общая характеристика психологии как науки

Объект и предмет научного познания. Общее представление об объекте и предмете психологической науки. Многообразие предмета психологии. Значение термина «психология». Понятие о психике. Функции и структура психики. Классификация психических явлений. Психические процессы, состояния и свойства личности.

Сравнительные особенности житейской и научной психологии, их взаимосвязь. Соотношение психологической науки и психологической практики. Роль психологии в решении задач жизни общества – образования, здравоохранения, культуры, экономики и т.п.

Место психологии в системе наук. Связь психологии с естественными, философскими и социальными науками. Психология как сложная система наук. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии.

Структура психологической науки. Классификация отраслей психологии. Отрасли психологической науки и практики, критерии их выделения. Краткая характеристика предмета, задач и методов отдельных отраслей психологии. Роль общей психологии в развитии психологического знания, задачи и структура общей психологии.

Основные категории психологической науки. Соотношение понятий «психика», «сознание», «бессознательное». Психологическая структура человека. Человек как субъект познания, общения, деятельности.

Историческое введение в психологию.

Развитие представлений о предмете психологии

Исторический подход к пониманию предмета психологии. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Душа как предмет исследования в античной философии.

Предпосылки возникновения психологии как науки о сознании. Метод универсального сомнения Р.Декарта и его вклад в психологию со­знания. Концепция формирования сознания в эмпирической психологии Дж.Локка (tabula rasa). Понятие ассоциации в психологии, принцип ассоцианизма и ассоциативная психология.

Становление экспериментальной психологии и выделение психологии в самосто­ятельную науку. Программы построения психологии как самостоятельной науки (В.Вундт и Ф.Брентано).

Основные направления психологии сознания: структурная психология сознания (В.Вундт и Э.Титченер); теория актов сознания (Ф.Брентано); функционализм (теория потока сознания) (В.Джеймс); описательная психология (В.Дильтей). Основные свойства сознания и примеры их исследования.

Метод интроспекции, его сущность и варианты. Критика метода интроспекции.

Основные направления современной зарубежной психологии

Характеристика основных направлений западной психологии XX века.

Возникновение и развитие психоанализа. Роль З.Фрейда в разработке проблемы бессознательного. Структура психической жизни и структура личности по З.Фрейду. Защитные механизмы личности. Психоаналитические методы: анализ свободных ассоциаций, анализ сновидений, анализ ошибочных действий, перенос и контрперенос.

Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме. Обоснование объективного подхода в психологии Дж.Уотсона. Схема «стимул – реакция». Проблема классического обусловливания. Понятие научения. Когнитивный необихевиоризм Э.Толмена. Необходимость введения понятия «промежуточные переменные». Оперантное обусловливание Б.Скиннера.

Критика принципа элементаризма и проблема целостности в психологии. Понятие «гештальт». Возникновение и развитие гештальтпсихологии, основные представители и идеи (М.Вертгеймер, В.Кёлер, К.Коффка и др.). Метод феноменологического самонаблюдения. Особенности целостного подхода в Берлинской, Лейпцигской психологических школах Германии и в школе К.Левина. «Теория поля» К.Левина. Понятие квази-потребностей. Эксперименты К.Левина. Эффект Б.В.Зейгарник.

Идеографический и номотетический подходы в современной пси­хологии.

Возникновение и развитие гуманистической психологии, основные представители и идеи (А.Маслоу, К.Роджерс, Ш.Бюлер, Г.Олпорт и др.). Выделение экзистенциальной психологии (В.Франкл, Р.Мэй, Э.Фромм и др.) как нового течения внутри гуманистической психологии.

Когнитивная психология, основные понятия и проблемы. Информационный подход. Экспериментальные исследования психических процессов.

Развитие психологических знаний в отечественной психологии

Развитие представлений о предмете психологии в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Г.И. Челпанова, К.Н. Корнилова, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Б.Г. Ананьева и их последо­вателей.

Развитие психологических знаний в России XVIII-IXX вв. (И.М. Сеченов, К.Д. Кавелин, М.М. Троицкий, А.А. Потебня, В.С. Соловьев, С.Л. Франк, Д.Н. Овсянико-Куликовский).

Психологическая мысль в России в начале XX века (Н.Я. Грот, Г.И. Челпанов, Н.Н. Ланге, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, Г.Г. Шпет, М.Я. Басов, Л.С.Выготский).

Развитие отечественной психологии в годы Великой отечественной войны (Р.Г. Натадзе, З.И. Ходжава, Д.И. Рамишвили, Н.А. Коновалов, Б.М. Теплов, Т.Г. Егоров, А.С. Прангишвили и др.).

Состояние и тенденции развития ведущих школ отечественной психологии (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, В.М. Русалов, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, В.Н. Мясищев, П.И.Зинченко, Л.И. Божович и др.).

Социокультурный контекст возникновения школы Л.С. Выготского. Проблема социальной обусловленности сознания в трудах Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюль, П. Жане. Культурно-историчес­кая концепция Л.С. Выготского и её значение для психологической науки. Две линии психического развития. Учение о высших психических функциях (ВПФ), их свойства. Основной закон развития ВПФ. Метод исследования ВПФ. Механизм интериоризации. Понятие знака как психологического орудия в культурно-исторической концепции Л.С.Вы­готского.

Деятельностный подход в психологии. Понятие деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Общая теория деятельности А.Н. Леонтьева. Психологическая структура деятельности. Потребности, их виды, уровни существования и свойства. Понятие мотива как опредмеченной потребности, основные виды и функции мотива. Соотношение мотива и цели. Понятие действия. Соотношение действий и деятельности. Цель как осознанный, желаемый результат деятельности. Задача и ее психологическая структура. Понятие операции. Виды операций. Взаимосвязь действий и операций. Механизмы регуляции действий и операций. Формы и виды деятельности. Проблема соотношения «внешней» и «внутренней» дея­тельности. Проблемы интериоризации и экстериоризации. Психика как ориентировочная деятельность (ориентировочная «часть» деятельности) субъекта (П.Я.Гальперин). Понятие ведущей деятельности. Виды и характеристика ведущих деятельностей на разных этапах онтогенеза.

Эволюционное введение в психологию.

Возникновение и развитие психики в филогенезе

Понятие психики и отражения. Формы отражения в живой и неживой природе (П.Я.Гальперин). Особенности психического отражения на разных стадиях эволюции. Значение психического отражения для регуляции поведения. Деятельностная природа психики. Психика как образ и как процесс.

Проблема возникновения психики в эволюции и подходы к решению этой проблемы (антропопсихизм, панпсихизм, нейропсихизм, биопсихизм). Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении и развитии психики. Проблема критериев психического. Понятия раздражимости и чувствительности. Объективный критерий психики (по А.Н. Леонтьеву).

Роль психики в эволюции живых существ. Основные стадии развития психики и поведения животных: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект (по А.Н. Леонтьеву), их характеристика. Видовое и индивидуально-изменчивое поведение животных. Навык и интеллект, функцио­нальное использование орудий у животных. Связь уровня развития психики с особенностями нервной системы. Мозг и психика.

Современные представления о периодизации развития психики в филогенезе. Исследования К.Э. Фабри.

Возникновение и развитие сознания

Сущность различий психики животных и человека. Предпосылки возникновения и развития сознания в антропогенезе. Роль тру­довой деятельности в формировании сознания и её особенности: целенаправленность, соци­альный характер, орудийная опосредованность, продуктивность. Сознание человека как высшая форма развития психики.

Сознание и язык. Происхождение и развитие языка в трудовой деятельности, его функции. Качественные отличия «языка» животных от человеческого языка. Значение языка для передачи общественно-исторического опыта.

Понятие о сознании в философии и психологии. Психологическая характеристика сознания человека. Определение, основные признаки и свойства сознания. Функции сознания. Структурный анализ сознания. Значение и смысл как составляющие сознания. Статическая и динамическая модель сознания. Эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая).

Самосознание как психический процесс восприятия себя в различных ситуациях. «Образ Я». Самопознание как компонент самосознания. Самопознание и самооценка. Рефлексия, механизм рефлексии, виды рефлексивного сознания.

Неосознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное, бессознательное), динамические связи с осознаваемым. Различные подходы к изучению неосознаваемого. Понятие о механизмах психологической защиты, факторы их осознания.

Методология исследования и система методов психологии

Понятия о методологии и методе научного исследования. Различия понятий метода и мето­дики в психологии. Связь методов психологии с методами других наук. Уровни методологического знания. Принципы психо­логического исследования. Стратегии психологического исследования: лонгитюдная, трансверсальная (попереч­ных срезов) и формирующая.

Этапы психологического исследования.

Классификации методов психологии. Эмпирические методы в психологии. Наблюдение и эксперимент: требования, виды, особенности организации и проведения. Психодиагностические мето­ды, психологическое тестирование. Вербально-коммуникативные методы. Опрос и его разновидности: анкетирование, интервью, беседа. Метод анализа продуктов деятельности, биографический метод. Методы психологического воздействия и психологи ческой практики.

  1. Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 010200. 68 Математика. Прикладная математика «Математический анализ»

    Программа
    Предел числовой последовательности. Основные свойства: единственность предела; ограниченность сходящейся последовательности; сходимость подпоследовательности сходящейся последовательности.
  2. Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 040100. 68 Социальная работа Магистерская программа 040103. 68 Социальная работа с разными группами населения Нальчик 2011 г

    Программа
    Социальная работа в современной России востребована практически во всех основных сферах человеческой жизнедеятельности. Поле профессиональной деятельности магистра социальной работы постоянно расширяется и уже не может быть сведено
  3. Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050700 Педагогика Магистерская программа

    Программа
    Выпускники по направлению 050700 – "Педагогика" подготовлены к продолжению образования в магистратуре. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению
  4. Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050700 «Педагогика» направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»

    Программа
    Качественное обеспечение модернизации системы непрерывного образования в Российской Федерации предполагает наличие компетентных специалистов, обладающих фундаментальной и профессиональной подготовкой в области образования, достаточной
  5. Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»

    Программа
    «Логопедическая работа с лицами с нарушениями речи » «Образование лиц с проблемами в интеллектуальном развитии » «Образование лиц с нарушениями зрения »
  6. Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050700. 68 «Специальное (дефектологическое) образование» Программа утверждена на заседании кафедры

    Программа
    Программа вступительных испытаний составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению 050700 подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».
  7. Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050400. 68 «Психолого-педагогическое образование» Программа утверждена на заседании кафедры педагогики и психологии факультета психологии и педагогики

    Программа
    Определить уровень теоретических знаний и практических навыков абитуриентов по изученным в рамках основной образовательной программы (ООП) проблемам педагогической науки.
  8. Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» Программа утверждена на заседании кафедры педагогики и психологии факультета психологии и педагогики

    Программа
    На экзамене абитуриенту предлагается раскрыть содержание двух теоретических проблем: первая – по одной из дисциплин общенаучного цикла, вторая - по одной из дисциплин профессионального цикла.
  9. Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению: 031300 «Журналистика» «Теория и методика журналистского творчества»

    Программа
    Студент, желающий продолжить обучение в магистратуре должен уметь решать задачи, соответствующие квалификации бакалавра. Он должен продемонстрировать знания в области истории и теории журналистики, а также в области социальных и экономических наук.

Другие похожие документы..