Отчет о работе комиссии Общественной палаты рт по вопросам экономической политики и реализации приоритетных программ Республики Татарстан за Iполугодие 2009 года. Заседание Общественной палаты Республики Татарстан от 23 декабря 2009 года

2.3. Выступление председателя Общественной палаты Республики Татарстан И.К.Хайруллина

на итоговом заседании Палаты 23 декабря 2009 года

Уважаемые коллеги!

Мы сегодня подводим итоги работы Общественной палаты в 2009 году.

У Вас на руках проект Ежегодного доклада Общественной палаты и Отчет о деятельности Палаты в текущем году, утвержденные Советом Общественной палаты. Это освобождает меня от подробного рассказа о деятельности Палаты и я хотел бы обратить Ваше внимание на некоторые вопросы.

В своей деятельности Общественная палата руководствовалась Законом Республики Татарстан «Об Общественной палате Республики Татарстан», задачами, поставленными Президентом республики в его Посланиях Государственному Совету. И вся деятельность Палаты была направлена на публичное обсуждение важнейших проблем социально-экономического развития республики, создание определенной системы учета общественного мнения при принятии решений органами государственной власти, проведении экспертизы важнейших законопроектов, республиканских нормативно-правовых актив. Использовались разные, присущие Общественной палате формы и методы работы. В 2009 году, проведено 3 заседания Палаты, 13 заседаний Совета Палаты, 29 заседаний постоянных комиссий, 65 заседаний в форме «круглых столов», общественных слушаний, семинаров-совещаний, 3 конференции. Перечень обсуждаемых вопросов довольно широк, они охватывают практически все сферы социально-экономической, духовной жизни республики.

Вот некоторые из них:

- о состоянии и перспективах социально-экономического развития республики;

- о причинах кризиса донорства крови и пути его преодоления;

- о реализации прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания;

-о репродуктивном здоровье населения республики, проблемы и пути его решения;

- о развитии массового спорта в Республике Татарстан;

- проблемы развития предпринимательства в сфере ЖКХ;

- гражданское общество: поиск эффективных методов борьбы с коррупцией в сфере малого и среднего бизнеса, предпринимательства;

- о проекте Концепции Программы развития кинематографии Республики Татарстан;

- о коллективном обращении жителей Свияжска;

В Набережных Челнах, Зеленодольске и Тукаевском районе по инициативе комиссии по развитию институтов гражданского общества проводились Дни Общественной палаты (это новая для нас форма работы). Регулярно проводились заседания рабочих групп. Как известно, в действующем составе Общественной палаты, решением Палаты мы образовали всего 4 постоянные комиссии, зато до 13 увеличилось количество рабочих групп, в составе которых работали представители общественных организаций, не вошедшие в состав Палаты. Кроме этого создавались временные рабочие группы для рассмотрения конкретных вопросов.

Такая структура Палаты, на наш взгляд, является наиболее оптимальной. Об этом говорили и руководители Общественных палат Приволжского федерального округа, когда в феврале этого года в Уфе мы рассказывали о деятельности нашей Палаты.

И она, думается, должна быть сохранена и в дальнейшем.

2009 год был непростой – год - финансово-экономического кризиса. Кризис коснулся, прежде всего, экономически развитых и экспортоориентированных регионов, как наша республика. Это и безработица, сокращение персонала, рабочего времени, рост цен, задержка зарплаты и т.д. В основном под влиянием кризиса прекратили свою деятельность и многие некоммерческие организации. По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан (теперь эта организация занимается регистрацией некоммерческих организаций) в республике на 1 ноября 2009 года около 5700 зарегистрированных некоммерческих организаций (примерно столько же незарегистрированных организаций). И, по представлению Управления юстиции, сняты с учета около полутора тысяч некоммерческих организаций (хотя надо признать среди них были просто неработающие организации).

В условиях кризиса основной задачей Палаты было доведение предложений общественности до сведения органов власти и наоборот, информирование общественности об их деятельности, разработка рекомендаций по реализации антикризисных мер, усиление взаимодействия с органами власти. На эти вопросы обратил внимание и Президент страны Д.А.Медведев на заседании Совета по содействию институтов гражданского общества, отметив, что в условиях кризиса нам необходимо подумать об укреплении взаимопонимания между государством и гражданским обществом, потому что без такого доверия кризис будет просто не преодолеть.

В феврале этого года состоялось расширенное заседание Совета Общественной палаты Республики Татарстан с информацией председателя постоянной комиссии Общественной палаты по вопросам экономической политики Ф.Г.Хамидуллина «О задачах Общественной палаты и ее постоянных комиссий в условиях экономического кризиса». В апреле этого года на заседании Общественной палаты с приглашением представителей других некоммерческих организаций был рассмотрен вопрос «Об антикризисных мерах по Республике Татарстан». С докладом выступил Заместитель министра экономики Республики Татарстан Р.Ш.Фаттахов. В ходе обсуждения члены Общественной палаты внесли ряд предложений в адрес Кабинета Министров республики, Общественной палаты России, Федеральному Собранию Российской Федерации. Общественная палата приняла участие в проекте Общественной палаты РФ «Общественный мониторинг кризиса». В реализации этого проекта участвовало 20 Общественных палат регионов РФ, их предложения были использованы в подготовке рекомендаций Общественной палаты РФ руководству страны.

В Набережных Челнах проведен «круглый стол» по теме «Бизнес в условиях кризиса: инструменты управления и развития», в г.Казани – «Проблемы развития предпринимательства в сфере производственной деятельности малого и среднего бизнеса» и т.д.

Финансово-экономический кризис показал насущную необходимость продолжения благотворительности со стороны бизнеса. Поэтому совместно с фондом «Альпари» был организован «круглый стол»: «Благотворительность в Татарстане: проблемы и направления работы».

Кризис охватил практически все стороны социально-экономической жизни республики. Вместе с тем, надо признать, благодаря настойчивой и целенаправленной работе органов власти республики, в том числе совместно с федеральными органами власти, экономический кризис не стал социальным. На антикризисные мероприятия из федерального и республиканского бюджетов было направлено около 113 млн.рублей. Общественные работы (было охвачено более 200 тыс. человек), строительство крупных промышленных объектов в Нижнекамске и Н.Челнах, объектов Универсиады, небывалый по масштабу капитальный ремонт многоквартирных домов (улучшили жилищные условия в 2009 году около 450 тыс. жителей республики) смягчили влияние кризиса, хотя проблемы еще остаются.

Результаты социологических исследований, проведенных Центром аналитических исследований и разработок по заказу Общественной палаты, показали, что общественные организации достаточно сдержанны в оценке масштабов воздействия экономического кризиса на ситуацию в стране и в республике, в то же время не отрицают негативного влияния кризиса. Отвечая на вопрос об актуальных проблемах республики, называют прежде всего социально –экономические проблемы- снижение уровня доходов населения, сокращение персонала, закрытие предприятий, задержка заработной платы, безработица.

В оценке эффективности антикризисных мер мнения расходятся, но по усредненным данным, на первом месте по эффективности находятся антикризисные меры, предпринимаемые органами власти республики совместно с федеральными органами власти, «скорее неэффективными» называют действия муниципальных властей. Из негосударственных структур наиболее эффективно участвуют в преодолении кризиса - СМИ, тогда как профсоюзы и общественные организации, по мнению опрошенных, проявляют минимальную активность.

По поводу того, насколько экономический кризис влияет на деятельность самих некоммерческих организаций, мнения разделились между «незначительным и значительным негативным» влиянием. Основной самой главной проблемой является финансирование деятельности. Около трети опрошенных отметили, что в период кризиса финансовые вливания от коммерческих структур заметно уменьшились.

Практически все опрошенные отметили, что общественные организации как минимум на время экономического кризиса должны вспомнить свою основную миссию-реализацию общественных интересов, так или иначе повернуться лицом к обществу.

Говоря о мерах, которые могли бы способствовать повышению роли и значимости некоммерческих организаций, участники опроса отмечали необходимость поддержки со стороны органов власти и развитие гражданского общества.

Действительно, такая проблема существует, существует не только у нас, но и по всей стране. Надо отметить, что первые шаги в этом направлении сделаны. Уже три года существуют гранты Президента Российской Федерации для некоммерческих организаций. В 2008 году участвовало 88 организаций нашей республики, выиграли гранты 15 организаций на сумму 8,6 млн. руб., в 2009 году - 75 организаций, выиграли гранты 6 организаций на общую сумму около 20 млн.рублей. Вопросы в организации Всероссийского конкурса есть, в том числе по авторским правам. К сожалению, предложения региональных общественных палат по совершенствованию проведения конкурса не находят должной поддержки. Тем не менее, в конкурсе надо участвовать. Постановлением Кабинета Министров республики с 2010 года устанавливаются гранты Правительства нашей республики. От имени общественных организаций я хочу выразить слова благодарности руководству республики за то, что в это непростое время, при огромном дефиците бюджета приняли такое решение о поддержке некоммерческого сектора.

Президентом страны Д.А.Медведевым внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Предполагается, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в приоритетном порядке будут оказывать поддержку социально-ориентированным некоммерческим организациям, имея ввиду оказание финансовой, имущественной, информационной, консультативной поддержки, предоставление льгот по уплате налогов и сборов, размещение государственных и муниципальных заказов и т.д. С учетом изменений, внесенных в федеральное законодательство, на наш взгляд, было бы целесообразно принять республиканский закон о взаимодействии органов государственной власти и муниципальных образований с некоммерческими организациями, определив при этом место и роль общественных советов муниципальных образований и при республиканских министерствах и ведомствах.

В республике надо систематизировать и систему государственных и муниципальных заказов некоммерческим организациям. Наиболее распространенными формами заказов являются заказы на поставку товаров и выполнение работ. Исполнение таких заказов требует специального оборудования, соответствующих кадров, организационных структур, поэтому многие некоммерческие организации исполнителями таких заказов объективно быть не могут. Следовательно, возникает проблема определения таких социальных услуг, которые могли бы оказать некоммерческие организации.

Не претендуя на полноту перечня, на наш взгляд, объектами применения усилий некоммерческих организаций могли бы стать:

- мероприятия по работе с детьми и молодежью;

- оказание социальной помощи престарелым и одиноким гражданам;

- оказание правовой помощи населению, защита их конституционных прав;

- участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;

- организация досуга населения;

- создание условий для массового отдыха граждан, обустройство мест отдыха;

- развитие новых и совершенствование существующих форм организации физкультуры и спорта;

- создание условий для развития народного художественного творчества;

- сохранение, использование и охрана объектов культурного наследия и т.д.

Мы понимаем, что этот вопрос непростой. Надо менять психологию государственных и муниципальных служащих и руководителей некоммерческого сектора. Мы, например, попросили ряд министерств предложить номинации республиканского конкурса на гранты Правительства по их направлениям деятельности в соответствии с постановлением Кабинета Министров. Отдельные министерства так «хорошо» (в кавычках) поняли суть постановления Правительства, что вместо номинаций представили список уже победителей конкурса.

Одной из острейших проблем, волнующих общественность в 2009 году, была проблема коррумпированности практически всех сфер жизни. Общество устало от коррупции, результаты исследования ВЦИОМ, а также мониторинговые «замеры» Общественной палаты показали, что большая часть населения смирилась с коррупцией, как с неизбежным злом, 58% процентов граждан полагают, что «коррупцию полностью победить невозможно», 37% все же верят, что ее можно победить, но указывают, что для этого нужна политическая воля властей и всего общества. Главными причинами коррупции участники опроса называют жадность и аморальность бизнесменов и чиновников (44%), неэффективность государства и несовершенство законов (34%). Лишь 18% склонны винить себя, точнее низкий уровень правовой культуры, законопослушания подавляющего числа населения. Именно на изменение общественного отношения к коррупции была направлена деятельность Общественной палаты, прежде всего ее постоянной комиссии по развитию институтов гражданского общества. В текущем году она выступила инициатором проведения «круглых столов» в 43 районах республики. Совместно с сотрудниками по реализации антикоррупционной политики Аппарата Президента, Прокуратуры, МВД республики, Агентства «Татмедиа», депутатов и СМИ муниципальных образований, общественных организаций в каждом конкретном случае вырабатывались рекомендации по проведению в районах и городах мероприятий, способствующих побуждению населения к борьбе с коррупцией. Особое внимание было сделано на антикоррупционную пропаганду в районных и городских СМИ. Совместно с «Татмедиа» было организовано 5 зональных семинаров-совещаний главных редакторов, более чем в 80 редакциях проведены обучающие семинары для журналистов. Был проведен «круглый стол» и с участием руководителей республиканских средств массовой информации. Думается, это только начало долгой и кропотливой работы. Она должна быть продолжена.

Другим важным направлением деятельности Палаты в 2009 году было противодействие наркомании и токсикомании. Общественная палата и Антинаркотическая комиссия выступили организаторами республиканской видеоконференции, организованной в Агентстве «Татмедиа» на тему: «Роль средств массовой информации и общественных организаций Республики Татарстан в борьбе с наркоманией». В ней приняло участие около тысячи человек - члены антинаркотических комиссий всех районов и городов, сотрудники МВД, Управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан, Минздрава республики, представители общественных организаций. В рамках Дней Общественной палаты в Набережных Челнах проходил молодежный форум «Актуальные вопросы сохранения молодого поколения: превенция и профилактика наркотической зависимости».

  1. Информационный бюллетень выпуск 7 Казань, 2009 Вбюллетене опубликованы материалы Общественной палаты Республики Татарстан за Iполугодие 2009 года

    Информационный бюллетень
    1.6. Список членов Общественной палаты РТ, рекомендуемых для привлечения в качестве экспертов для проведения оценки материалов участников конкурса «Поддержка лучших учителей».
  2. Информационный бюллетень выпуск 9 Казань, 2010 Вбюллетене опубликованы материалы Общественной палаты Республики Татарстан за Iполугодие 2010 года

    Информационный бюллетень
    2.1.2. Информация о выполнении Комплексного плана по реализации Послания Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан за 2009 год.

Другие похожие документы..