Отчет о работе комиссии Общественной палаты рт по вопросам экономической политики и реализации приоритетных программ Республики Татарстан за Iполугодие 2009 года. Заседание Общественной палаты Республики Татарстан от 23 декабря 2009 года

Из более чем 1400 религиозных объединений наиболее значительную часть представляют религиозные общины, входящие в 2 централизованные религиозные организации: Казанскую епархию Московского патриархата Русской Православной Церкви и Духовного управления мусульман Республики Татарстан. При Казанской епархии ведут деятельность 9 монастырей, 1 духовная семинария, при ДУМ РТ 11 мусульманских религиозно-образовательных учреждений, в том числе Российский исламский университет. Кроме того, в республике действуют около 70 протестантских общин различных направлений, а также единичные общины римско-католической церкви, буддистов, бахаи и кришнаитов (вайшнавов). По числу зарегистрированных религиозных организаций Татарстан занимает одну из ведущих позиций среди субъектов Российской Федерации.

Необходимо отметить сравнительно низкую долю (как в числе заявок в Общественную палату, так и по фактическому количеству) различных женских движений и организаций. По всей видимости, в нашей стране после 1917 года вопросы юридического и фактического равноправия полов были решены настолько «окончательно и бесповоротно», что и сегодня российское общество продолжает двигаться в данном вопросе в русле мощной инерции советской традиции. Хотелось бы надеяться, что эта традиция будет переломлена.

Особое место в общественной жизни и производственной деятельности занимают профсоюзные организации - самые массовые общественные организации республики. По данным Управления Минюста РФ по РТ их в нашей республике более 1100. Большинство профсоюзных организаций входят в 25 отраслевых профсоюзов в составе Федерации профсоюзов РТ, членством в профсоюзных организациях охвачено около 900 тыс. человек, что составляет более половины от числа работающих по найму на всех видах предприятий.

Существенным инструментом влияния профсоюзов на социальную ситуацию в республике является их участие в деятельности Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (в которую наряду с профсоюзами входят также представители работодателей и Правительства Татарстана). Актуальность этой работы особо возрастает в свете преодоления негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса.

Сравнительно новым явлением стало появление в республике профсоюзных организаций участников малого и среднего бизнеса. Их отличает активная, порой агрессивная позиция в защите интересов своих членов, включение в свои ряды, в отличие от «классических» профсоюзов, не только наемных работников, но и предпринимателей.

Относительно невелико число (но не активность) организаций, действующих в сфере правозащитной деятельности. Среди прочего их отличает потребность в весьма значительных порой финансовых ресурсах, необходимых, например, для участия в судебных процессах. В поисках таких ресурсов эти организации зачастую вынуждены прибегать к участию в тендерах на получение зарубежных грантов, что, во-первых, дает повод некоторым представителям госорганов обвинять правозащитников в том, что они действуют в интересах иностранных структур, противоположных интересам родной страны и неоправданно повышает градус конфронтационности в процессе отстаивания даже законных прав и интересов наших граждан, а во-вторых, в силу особенностей налогообложения некоммерческих организаций, может вызывать претензии о неуплате налогов у соответствующих служб.

Представляется правильным и целесообразным провести такие изменения в действующее законодательство РФ, которые упростили бы отчетность такого рода некоммерческих организаций, а также предпринять шаги в направлении увеличения грантовой поддержки правозащитных организаций внутри страны.

По оценкам экспертов Общественной палаты РТ правовое поле, в котором действуют некоммерческие организации, нуждается в совершенствовании в целом. Это поле, определяемое законодательством РФ и РТ, а также нормативными актами Президента, Госсовета и Кабинета министров РТ, весьма обширно, однако инфраструктурная обеспеченность некоммерческого сектора на данном этапе формирования гражданского общества остается недостаточной, в том числе и в части финансирования. Данная проблема актуальна как в целом для Российской Федерации, так и для Татарстана в частности.

Не удивительно, что данной проблеме уделил внимание в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент страны Д.А.Медведев. В целях реализации положений Послания в Государственную Думу России был внесен законопроект, содержащий нормы, устанавливающие введение института социально ориентированных некоммерческих организаций и поддержку некоммерческих организаций, осуществляющих общественно полезную деятельность.

Говоря о финансовой поддержке некоммерческих организаций, следует отметить роль и масштабы государственной поддержки НКО, осуществляемой во исполнение Распоряжения Президента РФ «Об обеспечении государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества». Так, в 2009 г. на эти цели из федерального бюджета в целом было выделено 1,2 млрд. рублей. Из 75 некоммерческих организаций республики, принявших участие в конкурсе, 6 получили гранты на общую сумму свыше 19 млн. рублей (в прошлом году приняли участие 65, выиграли конкурс – 14, сумма грантов составила около 8 млн. рублей).

Кроме того, в текущем году Правительством республики принято постановление «О предоставлении государственной поддержки общественным организациям (объединениям) Республики Татарстан, реализующим социально значимые проекты», воплощение в жизнь которого предусматривается с 2010 года.

Чрезвычайно важное значение для развития гражданского общества имеет вопрос коммуникаций, как между самими институтами гражданского общества, так и между ними и населением в целом, между ними и органами власти и управления. Именно этот ресурс запускает и усиливает процесс становления гражданского общества, придает гражданскому сектору системную целостность и динамизм.

Надо сказать, что в Татарстане сфера публичного информационного обмена является одной из наиболее разветвленных и мощных среди субъектов РФ. В нашей республике зарегистрировано свыше 1100 средств массовой информации, из них более 800 – печатных. На татарском языке издается 110 газет и 28 журналов, 5 газет выходят на чувашском языке, на удмуртский язык дублируется районная газета Балтасинского района. С 2002 г. издается общественно-политическая газета кряшен «Туганайлар». Помимо национальных, осуществляется выпуск специализированных изданий – детско-юношеских, женских, литературных и других социально-значимых СМИ.

На территории республики вещают около 50 телевизионных компаний, из них свыше 20 - на русском и татарском языках, 3 – на татарском языке. Спутниковая телерадиокомпания «Татарстан – Новый век» осуществляет круглосуточное вещание на татарском и русском языках во многих регионах Российской Федерации, стран СНГ, значительной части Европы и Азии.

Помимо этого, в Татарстане – 86 радиостанций, из них – 22 вещают на татарском и русском языках, 6 – на татарском, 58 – на русском. Лениногорское радио вещает на русском, татарском, чувашском и мордовском языках.

Все более широкое получают применение современные информационные технологии. Распространение широкополосного доступа в Интернет, сотовой связи 3-го поколения, взрывной рост популярности общедоступного программного обеспечения для видеоконференций в реальном времени и социальных сетей, представляют для некоммерческих организаций широчайшие технические возможности для осуществления коммуникаций различного плана.

К сожалению, все это богатство используется некоммерческими организациями РТ, да и самой Общественной палатой, крайне мало. Первая причина – в том, что роль СМИ как инструмента проведения в массы своих идей, инициатив, как площадки для информирования о конкретных делах не вполне еще осознана лидерами и активистами самих НКО. Как следствие – и это вторая причина – не предпринимается последовательных усилий для налаживания взаимопонимания с редакциями СМИ, для того, чтобы вызвать их заинтересованность в освещении деятельности общественных структур. Представители СМИ зачастую не видят, что такого интересного и важного для их аудиторий происходит, например, в обществах садоводов или в ветеранских организациях, в комиссиях и рабочих группах Общественной палаты, и наша задача – показать им, что на самом деле общественники занимаются, как правило, весьма животрепещущими проблемами и нуждаются в поддержке СМИ не в своих узких интересах, а в целях постановки и решения общезначимых задач.

Что касается обеспечения коммуникаций НКО друг с другом, НКО и органами государственной власти, обеспечения открытого обсуждения важнейших проблем государственного, экономического и социального развития республики, учета общественного мнения при принятии решений органами государственной власти и местного самоуправления, то эта функция возложена главным образом на Общественную палату Республики Татарстан.

Конечно, судить о том, насколько эффективен этот институт общества, - самому обществу, но тот факт, что ОП РТ, возникшая в 2006 году, успешно прошла два двухлетних цикла своего существования и сейчас вступает в третий цикл, тот факт, что законодатель РТ счел необходимым сделать этот цикл трехлетним, наделить Общественную палату правом предварительной экспертизы всех законопроектов РТ, а Кабинет министров принял решение направлять на заключение в ОП свои наиболее значимые постановления говорит о многом.

Анализ результатов деятельности Общественной палаты РТ в текущем году показывает, что основные усилия были направлены на развитие коммуникаций с органами государственной и муниципальной власти, путем проведения общественной экспертизы 41 законопроектов и нормативных правовых актов. В 2009 году проведены публичные обсуждения - в формате общественных слушаний, «круглых столов» с участием представителей государственных органов и некоммерческих организаций - наиболее важных социально-экономических проблем, выработаны рекомендации для учета при принятии органами власти управленческих решений.

В качестве примеров можно привести обсуждение вопросов об обеспечении правовых гарантий социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны в Республике Татарстан, развития предпринимательства в сфере производственной деятельности малого и среднего бизнеса, развития массового спорта в Республике Татарстан, противодействия распространению курительных смесей в РТ и ряда других.

В феврале 2009 года состоялось расширенное заседание Совета Общественной палаты РТ, где была заслушана информация Ф.Г. Хамидуллина – председателя комиссии по вопросам экономической политики и реализации приоритетных программ Республики Татарстан – «О задачах Общественной палаты и её постоянных комиссий в условиях экономического кризиса». В апреле 2009 года Общественная палата на расширенном заседании с приглашением представителей общественных организаций обсудила вопрос «Об антикризисных мерах по Республике Татарстан». Доклад от имени Министерства экономики РТ сделал заместитель министра Р.Ш.Фаттахов. В Набережных Челнах прошел «круглый стол»: «Бизнес в условиях кризиса: инструменты управления и развития».

Общественная палата приняла участие в первом этапе проекта Общественной палаты РФ «Общественный мониторинг кризиса», в реализации которого участвовали 20 общественных палат регионов Российской Федерации. Материалы Общественной палаты РТ были использованы при подготовке рекомендаций Общественной палаты РФ руководству страны, органам законодательной и исполнительной власти всех уровней, политическим партиям, поддерживающим антикризисный курс правительства, органам гражданского общества, СМИ. Активизировалась также экспертная деятельность в области анализа социальных, экономических и экологических последствий законодательных и нормативных актов, принимаемых органами законодательной и исполнительной власти.

Накопленный за время деятельности Общественной палаты опыт выявил необходимость формирования подобных коммуникативных «площадок» на уровне муниципальных образований республики. Вследствие этого, Общественной палатой Республики Татарстан совместно с Советом муниципальных образований с 2008 г. ведется целенаправленная работа по формированию общественных советов в муниципальных районах республики. Было разработано типовое Положение об общественном совете при муниципальном образовании и выработаны рекомендации по их созданию при органах местного самоуправления республики. Членами Комиссии по вопросам развития институтов гражданского общества Общественной палаты оказывалась организационно-методическая помощь по созданию общественных советов. В настоящее время они созданы в 36(из 43) районах республики.

Также в республике действуют общественные советы при ряде министерств и ведомств. Одним из старейших из них по времени создания (2001 г.) является Общественный совет при Министерстве внутренних дел по Республике Татарстан.

В середине 2008 г. в целях повышения гласности, прозрачности прокурорской деятельности, своевременного реагирования на нарушения прав субъектов малого и среднего предпринимательства по согласованию и по предложениям представителей общественных организаций и объединений предпринимателей при прокуратуре Республике Татарстан создан общественный совет по защите малого и среднего бизнеса. В его состав вошли представители Торгово-промышленной палаты РТ, Ассоциации предприятий и предпринимателей РТ, члены Общественной палаты Республики Татарстан и ряда других общественных организаций республики.

Общественные и общественно-консультативные советы функционируют:

при Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, при Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан, при Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, при Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан, при Управлении Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Республике Татарстан, при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан, при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан.

Деятельность общественных советов при министерствах и ведомствах республики является одним из реальных механизмов «обратной связи» для исполнительных органов власти. Учитывая, что в работе практически всех советов принимают активное участие представители НКО, чья сфера деятельности непосредственным образом связана с профилем соответствующего ведомства, структуры исполнительной власти получают возможность непосредственного разъяснения своей позиции представителям гражданского общества, а также возможности достаточно оперативного реагирования и коррекции проводимой ими политики в зависимости от восприятия общественным мнением предпринимаемых мер.

Помимо этого, значимой тенденцией в развитии общественного сектора республики выступает объединение общественных организаций в различного рода ассоциации, формирование координационных структур и т.п. Например, значительную часть молодежных общественных организаций республики объединяет Совет молодежных организаций Республики Татарстан. Институтом, обеспечивающим взаимодействие и координацию деятельности молодежных организаций, выступает Общественная молодежная палата при Государственном Совете Республики Татарстан.

Даже беглый анализ показывает, что в республике в результате совместных целенаправленных усилий государства и некоммерческого сектора в целом сформирована структурная основа для развития гражданского общества. Тем не менее, сохраняется проблема как использования медийного пространства, о чем было сказано выше, так и недостаточности контактов структур некоммерческого сектора между собой. Социологические исследования, проведенные по заказу Общественной палаты Татарстана Центром аналитических исследований и разработок, свидетельствуют, что подавляющее большинство организаций буквально «варятся в своем» соку, зачастую не зная, как обстоят дела даже у коллег, работающих по тому же направлению деятельности, результатом чего является снижение эффективности деятельности НКО, повторение одних и тех же ошибок.

Так, в оценке текущих взаимоотношений власти и некоммерческого сектора доминировали два суждения – «власть пытается помогать и сотрудничать, но делает это неумело» и «относится к ним равнодушно, игнорирует их». При этом мнения о том, насколько правильной является эта позиция, разошлись очень серьезно. Это свидетельствует, что, прежде всего внутри самого гражданского сектора нет консенсуса по вопросу, как работать с государством – дистанцироваться или сближаться, надеяться на сотрудничество или рассчитывать только на свои силы.

При этом наиболее востребованной формой деятельности некоммерческие организации считают воздействие на общественное мнение. Так, на первом месте среди ответов – подготовка публикаций в СМИ по отдельным проблемам, издание и распространение информационных материалов. И лишь затем – привлечение добровольного безвозмездного труда, проведение независимого анализа, предложение нормативно-правовых актов и законопроектов. Такой расклад в умонастроениях не может не беспокоить, поскольку говорит о серьезной деформации представлений о приоритетах: образно говоря, телега стоит впереди лошади. Ведь очевидно, что если нет деятельности, ее результатов, то соответственно и нечего предъявить общественному мнению на обозрение.

Более того, представители некоторых некоммерческих организаций считают, что их деятельность в качестве экспертов, кураторов проектов, организаторов не будет востребована. Что говорит об отсутствии у них уверенности в своих силах, готовности взять на себя определенные организационные функции.

В этом направлении необходимо усиление информационно-методической и координационной работы Информационно-ресурсного центра РТ, самой Общественной палаты.

Значимой стороной работы Общественной палаты республики должно стать ее содействие формированию коммуникаций не только по вертикали (между некоммерческими организациями и государством), но и развитию горизонтальных связей: между НКО и гражданами, внутри самого гражданского сектора. В перспективе, каждая некоммерческая организация Татарстана должна иметь возможности тем или иным образом принимать участие в деятельности Общественной палаты Татарстана, вносить свой посильный вклад в развитие гражданского общества в республике.

  1. Информационный бюллетень выпуск 7 Казань, 2009 Вбюллетене опубликованы материалы Общественной палаты Республики Татарстан за Iполугодие 2009 года

    Информационный бюллетень
    1.6. Список членов Общественной палаты РТ, рекомендуемых для привлечения в качестве экспертов для проведения оценки материалов участников конкурса «Поддержка лучших учителей».
  2. Информационный бюллетень выпуск 9 Казань, 2010 Вбюллетене опубликованы материалы Общественной палаты Республики Татарстан за Iполугодие 2010 года

    Информационный бюллетень
    2.1.2. Информация о выполнении Комплексного плана по реализации Послания Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан за 2009 год.

Другие похожие документы..