Социально-экономические детерминанты развития донозологических состояний у студентов медицинского вуза 14. 02. 05 социология медицины

ОСНОВНОЕСОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении диссертантом обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень ее изученности и разработанности, формулируются цель и задачи, определяется объект и предмет исследования, раскрывается научная новизна и практическая значимость основных результатов работы.

Первая глава «Обзор литературы» посвящена выбору категориального аппарата исследования и определению возможностей социологии медицины в изучении данной проблемы; и состоит из пяти параграфов, в которых представлены вопросы по методологическим подходам в изучении здоровья и переходных состояний от здоровья к болезни в студенческой среде, методологии определения понятия «здоровый образ жизни», формированию здорового образа жизни, детерминантам нарушений состояния здоровья студенческой молодежи и адаптации студентов. Проведенный в главе анализ литературных данных позволил диссертанту выбрать пути решения задач настоящего исследования.

Во второй главе «Материалы и методы» проведена характеристика трех этапов исследования. Обоснована необходимость применения конкретных методик в определении объективной и субъективной оценки здоровья студентов-медиков, которые позволяют выявить распространенность крайних уровней здоровья, выражающихся донозологическими состояниями.

Уровень адаптации и распространенность донозологических состояний выявлены по методике определения биологического возраста (БВ) и анкете самооценки здоровья (177 студентов). Вегетативную регуляцию оценивали, применяя метод кардиоинтервалографии (134 студента); вегетативную реактивность - по тесту Люшера (82 студента). Уровни личностной и ситуативной тревожности определены по шкале Спилбергера-Ханина (2002); по выкопировке данных из амбулаторных карт проведена статистическая обработка данных уровня кортизола крови и показателей иммунного статуса (88 студентов). Индивидуальный образ жизни и условия жизни студентов, их отношение к своему здоровью, влияние социально-экономических факторов, определяющих самоохранительное поведение студентов, оценили с помощью модифицированной диссертантом анкеты Московченко О.Н. (1999) «Образ жизни студентов» и авторской анкеты «Условия жизни студентов», составленной с учетом принятых к анкетированию в социологии требований (Деларю В.В., 2001) (413 студентов).

В третьей главе «Результаты собственных исследований и их обсуждение» диссертантом изложеныосновные положения диссертационной работы и проведен их анализ.

В первом параграфе «Физиологические факторы адаптации» диссертант определял адаптационные возможности организма, основываясь на оценке целого ряда функций организма, которые прямо или косвенно обусловливают эффективное выполнение человеком его профессиональной деятельности в новых условиях жизнедеятельности.

Учитывая календарный возраст (КВ), для каждого студента вычислялся должный биологический возраст (ДБВ), характеризующий усредненный, популяционный стандарт темпа старения. Вычислив значения БВ и ДБВ, определяли степень постарения. Если БВ-ДБВ=0, то степень постарения обследованного такая же, как средняя степень постарения его сверстников, если БВ-ДБВ>0, то степень постарения ускорена, если БВ-ДБВ<0, то степень постарения замедлена. В зависимости от выраженности изменения темпа постарения всех обследуемых студентов распределяли на пять функциональных классов (ФК). Исходя из оценок функционального состояния, лица, отнесенные к четвертому и пятому ФК, входят в группу риска в отношении наличия донозологических состояний и возникновения болезней. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица. 1. Показатели биологического возраста студентов-медиков

Показатели

1-2 курс

3-4 курс

I группа

II группа

III группа

I группа

II группа

III группа

КВ

18,4±0,3

18,2±0,25

18,1±0,23

20,3±0,36**

20,2±0,19**

20,4±0,38**

БВ

28,4±2,84

30,6±1,47

22,5±2,99

29,5±2,3

31,03±1,47

25,5±2,72

ДБВ

28,3±0,23

28,2±0,21

28,03±0,25

30,4±0,4**

29,6±0,18**

29,3±0,47*

БВ-ДБВ

>0

>0

<0

<0

>0

<0

Примечание: *р<0,05; **р<0,001; I группа – постоянные жители г. Волгограда; II группа – студенты, приезжие из других регионов; III группа - студенты, приезжие из Волгоградской области.

При определении биологического возраста установлено, что полной адаптации к учебе достигли только те студенты, которые обучаются на 3 курсе и постоянно проживают в г. Волгограде. Для приезжих студентов «ценой» за адаптацию к учебной нагрузке стало ускорение темпов постарения. У студентов 3-4 курса, постоянно проживающих в г. Волгограде в отличие от студентов 1-2 курса темпы постарения замедлены по сравнению со среднепопуляционными показателями. Это объясняется тем, что к третьему курсу основная масса студентов адаптирована к новым условиям и учебным нагрузкам.

Анализ полученных данных показал, что в донозологических состояниях находятся 39% студентов 1 курса и 35% студентов 3 курса, при этом у всех студентов установлена 2-я группа здоровья. Корреляционная связь (-0,797) между массой тела и темпом постарения выявляет, что более низкий темп постарения наблюдаются у студентов с нормальной или недостаточной массой тела. У студентов с ожирением (I, II стадии в 39% случаев) преобладают IV и V ФК, поэтому они угрожаемы по развитию преморбидных состояний.

Адаптация студентов медицинского вуза к учебной нагрузке сопровождается умеренной (средней) тревожностью, однако часть студентов (38,4%) испытывает высокую ситуативную тревожность, при этом высокая личностная тревожность выявлена лишь у 34,3% студентов. Установлено, что среди студентов, постоянно проживающих в г. Волгограде в третьем поколении, преобладают лица с низким и высоким уровнями личностной тревожности, очевидно длительное проживание в условиях экологического напряжения проявляется распространением крайних уровней личностной тревожности (низкий и высокий).

Нормальный режим работы синусового сердечного узла достигается функциональным динамическим взаимодействием симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, регулируемой гуморальным каналом. Поэтому, показатели, отражающие характер синусового сердечного ритма, могут рассматриваться, как интегральные параметры реактивности, в первую очередь, вегетативного гомеостаза. Обследование студентов проведено в межсессионный период с помощью метода кардиоинтервалографии. Электрокардиограммы записаны во II-м отведении. Основные показатели: Mo (мода), выраженное в мсек.; AMo (амплитуда моды) в %; ИН (индекс напряжения) и напряжение в условных единицах (усл.ед.) представлены в таблице 2.

Таблица 2. Показатели кардиоинтервалографии студентов-медиков

Показатели

I группа

II группа

Mo (мс)

796,1±12,5

775,84±16,64

AMo (%)

20,94±0,78

23,04±0,97

ИН

58,98±5,23

72,98±10,53*

Напряжение (усл.ед.)

26,93±1,14

31,29±1,84*

Примечание: *р<0,05. I группа – постоянные жители г. Волгограда; II группа – студенты, приезжие из других регионов.

Диссертантом выявлена высокая динамичность показателей ритма сердца у студентов. Установлено, что среди приезжих иногородних студентов на 10,8%, по сравнению с постоянно проживающими в г. Волгограде преобладали симпатикотоники.

Вегетативную реактивность определяли у студентов 3-4 курсов сразу после сдачи экзамена. Согласно методике выбор цветового ряда у обследуемых зависел от набора устойчивых (базисных) личностных характеристик, так и от актуального состояния, обусловленного конкретной ситуацией. Полученные результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3. Показатели вегетативной реактивности у студентов-медиков

Вегетативная реактивность

I группа

II группа

Ваготония (%)

83,3

72,5

Симпатикотония (%)

16,7

27,5

Примечание: I группа – постоянные жители г. Волгограда; II группа – студенты, приезжие из других регионов.

К третьему курсу обучения в медицинском вузе большая часть студентов (77,9%) полностью адаптирована к учебным нагрузкам и окружающей среде за счет активации парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, что указывает на использование более экономного для организма пути адаптации. Однако у приезжих студентов, хотя и наблюдается эйтония, но при этом симпатический отдел вегетативной нервной системы находится в довольно активном состоянии, а, следовательно, они приспосабливаются к учебе и новым условиям, оплачивая более высокую «цену» за адаптацию путем напряжения регуляторных процессов. Поэтому риск развития донозологических состояний, срыва адаптации и возникновения стрессового состояния у приезжих студентов выше, чем у постоянных жителей.

  1. Абакарова Надежда Магомедгаджиевна Средства выражения побудительной модальности в лакском языке : : диссертация кандидата филологических наук : 10. 02. 02

    Диссертация
    Абакарова Надежда Магомедгаджиевна Средства выражения побудительной модальности в лакском языке : : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.
  2. К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб пособие для студ вузов по курсу "Концепции соврем естествознания" / Клягин, Нико

    Документ
    К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб. пособие для студ. вузов по курсу "Концепции соврем. естествознания" / Клягин, Николай Васильевич.
  3. Травматический свернувшийся гемоторакс (диагностика и лечение)

    Документ
    Абделькадр Махамат Сейд Разработка методов контроля заклепочных и болтовых соединений планера летательных аппаратов при эксплуатации по техническому состоянию 05.
  4. О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов материалы докладов конференции (17-18 ноября 2011года) Казань 2011 г

    Доклад
    Материалы докладов всероссийской научно-практической конференции «О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов» (17-18 ноября 2011года) / Отв.
  5. Гст гарвардский степ-тест двс дисвегетативный синдром ддт диадинамические токи дмв дециметроволновая терапия ивл искусственная вентиляция

    Документ
    СОКРУТ Валерий Николаевич – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой физиотерапии и ЛФК с курсом нетрадиционной медицины Донецкого государственного медицинского университета им.
  6. В. О. Бернацкий доктор философских наук, профессор; > А. А. Головин доктор медицинских наук, профессор; > В. А. Евдокимов доктор политических наук, профессор; > Г. В. Косяков доктор филологических наук, професс

    Документ
    КОРОЛЕВА Л. А., КОРОЛЕВ А. А., ГАРЬКИН И. Н. Государственно-конфессиональ­ная политика в отношении ислама в СССР. 1940–1980 гг. (по материалам Среднего Поволжья) .
  7. Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей

    Учебное пособие
    университетов> педагогических колледжей и всех, интересующихся проблемами жизненного пути личности.
  8. Л. В. Антипова Становление продуктивных взаимодействий дошкольников с ровесниками как важное направление их успешного развития

    Документ
    Этот номер мы решили посвятить объявленному в 2010 г. Году Учителя, поэтому рубрика «Наука» представлена статьями по психологии и педагогике. Спектр рассматриваемых проблем чрезвычайно широк, что свидетельствует о бьющейся в этом направлении
  9. Программа развития и деятельности

    Программа
    В июле 1996 года исполнилось два года со дня официального учреждения Балтийской Педагогической Академии - общественного творческого объ­единения педагогов и психологов Санкт-Петербурга и стран Балтии - на за­ключительном пленарном

Другие похожие документы..