Программа курса: введение. Методологические особенности курса 2 стр. Часть первая: «Баланс духовно-инновационного процесса (дип) и звезда России»: Специфика моделирования Духовно- инновационного Процесса в России 3 стр

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ

-(гармония и своеобразие)

«Россия, Россия, Россия - мессия грядущего дня!»

Андрей Белый

ПРОГРАММА КУРСА:

ВВЕДЕНИЕ. Методологические особенности курса - 2 стр.

Часть первая: «Баланс духовно-инновационного процесса (ДИП) и звезда России»:

  1. Специфика моделирования Духовно- инновационного Процесса в России - 3 стр.

  2. Методы системного исследования ДИП- системные модели процессов - 8 стр.

  3. Пульсирующее географическое пространство России и динамика культуры - 16стр.

  4. Природная среда (лес- озеро - степи) в судьбах российской культуры и этноса - 18 стр.

  5. Маятниковое развитие ДИП - 24 стр.

  6. Русская идея - вчера, сегодня, завтра - 27 стр.

  7. Матрица голографического видения исторического пути России - 31 стр.

  8. Социокультурная интеграция России - 39 стр.

  9. Государственная целостность России и культура - 46 стр.

Часть вторая: «Социально-психологические особенности России»:

1. Россия и свобода - 50 стр.

2. Социокультурная вертикаль России (столица- провинция, деревня-город) - 53 стр.

3. Социокультурная горизонталь: группы, слои, классы, сословия в историческом развитии- 56 с.

4. Держава и «гражданское общество» - 60 с.

5. «Русская диаспора» в мире - судьбы российской эмиграции - 64 с.

6. Национальный мазохизм и культурные страдания народа - 64 с.

  1. Как воспитать в себе творческую личность? - 65стр.

Часть третья: «Особенности национального характера и судьба России»:

А. Специфика менталитета русского человека - 69 стр.

Б. Характер русского народа на протяжении истории - 72 с.

В. Православие как элемент российской целостности - 76 с.

Г. Идеал творческой личности - судьба А.С.Пушкина - 81 с.

Д. Россия как гироскоп мировой истории - 86 стр.

Е. Национальная «всечеловечность» и «евразийство»России - 88 с.

Ж. Этапы развития российской цивилизации - 91 с.

З. Самопознание России и типология национального характера - 96 с.

Часть четвертая: «Культурные миры (субкультуры) и хронотопы России»:

  1. Культурное ядро, субкультуры и хронотопы России - 102 с.

  2. Крестьянский мир и сельская община - 102 с.

  3. Городской мир- 104 с.

  4. Культура и экономика: судьбы класса промышленников- 105 с.

  5. Мир казачьей культуры (маргинальная культура) - 108 с.

  6. Придворное общество - Высший свет - в романе «Евгений Онегин» 110 с.

  7. Дворянская усадьба и дворянский мир - аспекты культуры России по роману «Евгений Онегин» - 111 с.

  8. Мир православного монастыря - 113 с.

  9. Судьбы творческой , научной и духовной интеллигенции России - 118 с.

  10. Четыре важнейших хронотопа русской жизни - 119 с.

Часть пятая: «Генезис историко-культурного развития России»:

  1. КИЕВСКАЯ РУСЬ:

А. Арии, готы, гунны, хазары, , предки славян - 126 с.

Б. Сельская община, князь, дружина, Вече - 127 с.

В. Языческая гармония личности - 127 с.

Г. Принятие Христианства - 128 с.

Д. Культура древней Руси - 129 с.

Е. «Странствующая династия» - причина неустойчивости и распада Киевской Руси - 130 с.

Ж. Социальное торможение в эпоху МИФа 130 с.

З. Татаро-монгольское нашествие - первая бифуркация - 132 с.

  1. МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО:

А. Куликовская победа =- 132 с.

Б. «Симфония» Церкви и государства - 133 с.

В. Формирование аскетического и героического типов личности - 135 с.

Г. «Оседлая династия» и «странствующее население» (казаки) - 136 с.

Д. Культура Московского Царства - 137 с.

Е. Раскол - 139 с.

Ж. Торможение на этапе нормативного сознания - 139 с.

З. «Бунташный ХУ11 век» России. - 140 с.

  1. ПЕТЕРБУРГСКАЯ ИМПЕРИЯ:

А. Петр Первый и Екатерина Вторая - 141 с.

Б. «Самодержавие, Православие, Народность» - 142 с.

В. «Творческая личность» - 142 с.

Г. Высокое искусство и личный подвиг творца на примере А.С.Пушкина - 143 с.

Д. Золотой и Серебряный века русской культуры - 145 с.

Е. Разночинная интеллигенция и русский анархизм - 147 с.

Ж. Торможение на этапе ФАКТа - 148 с.

З. Синусоида марксистских иллюзий России - 149 с.

  1. ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ:

А. Мистические корни русской культуры - 150 с.

Б. Экообщина, экодом, троичная логика мысли - 158 с.

В. «Мессианский человек» - 160 с.

Г. Духовно-инновационное сознание - 161 с.

Д. Инновационная культура России - 162 с.

Е. Перестройка ХХ века - 166 с.

Ж. Торможение в эпоху Инновации - 167 с.

З. Предстоящая экокатастрофа - 171 с.

Часть шестая: «Духовность - как стимул и критерий культурного развития»:

А. Необходимость доминанта духовности в русской культуре - 179 с.

Б. Грани российской духовности : юродство, странничество и исихазм - 181 с.

В. Основные законы культурной динамики общества - 183 с.

Г. Духовно-экологический социализм - 186 с.

Д . Программа воскрешения русской духовности - 190 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 195 с.

ОБЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ - 198 с.

ВВЕДЕНИЕ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КУРСА:

Курс «Духовная культура России» строится не на традиционной основе простого сообщения новой информации, а предполагает напряжение восприятия слушателей, их активное участие в процессе изучения истории и сущности духовной культуры, причем в разных аспектах: историческом, психологическом, культурологическом и системном.

С этой целью в ходе изложения материала автор активно использует различные методы обострения интереса слушателей, с целью развития у них способности самим решать творческие проблемы, которые ставит автор в хода изложения курса. Среди них:

  1. поэтическая иллюстрация духовных закономерностей стихами русских поэтов;

  1. изложение проблемных материалов в матричной форме с приглашением слушателей самим попытаться заполнить пустые места некоторых из предлагаемых матриц;

  1. активизация раздумья слушателей с помощью вопросов для самостоятельного размышления ;

  1. другие методы активизация интереса и участия слушателей в освоении предлагаемого материала.

С нашей точки зрения, активное восприятие идей духовной культуры России возможно лишь при условии постепенного просветления духовной сущности самих учащихся, что предполагает не просто ознакомление, а интериоризацию полученных данных. Авторское изложение опирается на несколько специфических моделей духовно-культурного процесса в России (ДКПР) среди которых:

  1. модель динамики русского культурного сознания: Миф-Норма-Факт-Инновация;

  1. модель энергоинформационной структуры духовной культуры;

  1. структура культурных хронотопов России;

  1. характеристики субкультур России в сочетании с их доминантным ядром;

  1. синусоида духовно-исторического развития России;

  1. другие модели матричного системного подхода к различны аспектам духовной культуры.

Духовная Культура в данном курсе рассматривается достаточно широко:

  1. как «модель образа жизни»;

  1. как «структура духовного сознания народа России»;

  1. как «доминирующий в данный момент способ выживания народа в экстремальных условиях».

Каждое историческое чрезвычайное событие, как например, «Крещение Руси» или «Петровская реформа» остается в памяти отечественной культуры как экстремальная духовная бифуркация, из которой должны быть сделаны определенные выводы на будущее. Не обязательно сразу же, бывает много лет спустя, но без окончательного освоения и познания сути происходящих событий культурное сознание никогда не обходится. Формы этого освоения могут быть совершенно различны.

Специфика авторского подхода делает изложение материала о духовной культуре достаточно уникальным, балансирующим между теоретической системной универсальностью изложения и эффективностью использования тех или иных методик, предлагаемых в тексте. Предполагается не только излагать исторические и духовные факты и модели структур культуры, сознания и истории народа, но предложить механизмы изменения некоторых патологических особенностей культуры, уже завлекших судьбу страны в тупик и продолжающих это успешно делать.

Позиция автора носит активный, творческий характер, ибо не исчерпывается простой констатацией фактов. Поэтому сразу предлагается первое творческое задание слушателям - продолжить заключительной строчкой стихи Андрея Белого, взятые в качестве эпиграфа к этой книге. В рамках практических заданий автор загружает слушателей и читателей вопросами и заданиями для самостоятельного выполнения, приведенными в каждой части этой книги:

  1. Дополнить частично заполненные матрицы духовных сущностей духовно-инновационного процесса в России;

  1. Досочинить стихотворения, там, где они не завершены;

  1. Дать ответы на поставленные автором вопросы;

  1. Принять участие в предлагаемых в книге общественных акциях;

  1. Развить баланс каких-либо качеств или черт характера, устремив их в направлении указанной автором гармонии;

  1. Выявить приемлемые направления совершенствования личного творческого потенциала;

  1. Освоить методику реализации задачи: осознание алгоритма её выполнения, уточнение собственных интересов; сравнение полученных результатов с идеальными требованиями;

  1. осознать личные особенности гармонии своего творческого потенциала.

Итак, в добрый Путь, да поможет нам на этом Пути Бог!

Часть первая: «Баланс историко-культурного процесса (ИКП) и звезда России»:

"Откройся мысль! Стань музыкою слово,

Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал.”

  1. I. проблемы непрерывного географического образования зеленкова а. И., Савинская м. П

    Документ
    Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, созданный в 1930 г. как педагогический институт, сегодня является ведущим вузом Беларуси по подготовке высококвалифицированных специалистов разного профиля.
  2. «Россия, Россия, россия – мессия грядущего дня, Россия, Россия, Россия, безумствуй, сжигая меня!»

    Документ
    Курс «Духовная экология России» строится не просто на традиционной основе сообщения новой информации, а предполагает ментальное напряжение слушателей, их активное соучастие в процессе изучения истории и сущности экологии духовной культуры,
  3. Ищите тесты не только по названиям, но и по содержанию (ищите вопросЫ из нужного теста), ваши методисты часто неправильно называют файлы с тестами

    Тесты
    Если Вы НЕ НАШЛИ какого-то ТЕСТА, то помните, что НА САЙТ ВЫЛОЖЕНЫ ЕЩЕ НЕ ВСЕ ИМЕЮЩИЕСЯ У НАС ГОТОВЫЕ РАБОТЫ - пишите на емейл zakaz@ и присылайте вопросы нужных ТЕСТОВ.
  4. 1. Медико-экологические проблемы здоровья человека 30 Цыганенко А. Я., д м. н., академик, Зайцева О. В., д б. н., Щербань Н. Г., к м. н., Жуков В. И., д м. н., д б. н. 3

    Литература
    Гребняк В.П., Центр здоровья национального технического университета, г. Донецк, Украина, Головин В.П., Николаевский В.В., НПА, «КМИНРЭЗ», г. Симферополь,
  5. Московский комитет образования (2)

    Документ
    Данный сборник, представляющий собой третий выпуск, подготов­лен коллективом лаборатории "Московская гимназия" при Московской городской педагогической гимназии-лаборатории № 1505.
  6. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (2)

    Диссертация
    Многие необходимые навыки, знания и умения дети получают в процессе обучения в школе. Однако, этого недостаточно. Дети нуждаются в обществе сверстников и старших товарищей, где они могли бы найти себе дело по душе, взаимодействовать в коллективе.
  7. Достижения лингвистики, переводоведения и технологии преподавания языков

    Документ
    Новые возможности общения: достижения лингвистики, переводоведения и технологии преподавания языков: сб. мат-лов научно-практ. конф. (с международным участием) – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009.
  8. Semantics, old words, lexical-semantic variants, archaism

    Документ
    Лексический состав русского языка находится в постоянном динамическом движении. Происходят изменения в семантической структуре слов, меняется иерархия сем, развиваются переносные значения и новые лексико-семантические варианты, меняется
  9. Психология труда и человеческого достоинства (1)

    Документ
    Для понимания сущности современной психологии труда важ­но выделить предмет данной науки, т. е. то, что изучает и пытает­ся преобразовать психолог труда.

Другие похожие документы..