Гендерный подход как одно из условий модернизации современного дошкольного образования, определяемой Федеральными государственными требованиями Консультация: Никулина Е. В

Гендерный подход как одно из условий модернизации современного дошкольного образования, определяемой Федеральными государственными требованиями

Консультация: Никулина Е.В.


    Проблема учета гендерных (социально-биологических и половых) различий в образовательном процессе периодически возникает как в психологии, так и в педагогике.  
    Актуальность темы заключается в том что, отечественная педагогика оказалась «бесполой», ориентированной на абстрактного ребенка без учета таких его важнейших характеристик,  как половые психологические особенности. В соответствии с игнорированием этих особенностей воспитательный процесс был направлен на развитие «усредненного существа».
    Изучение психолого-педагогической литературы позволило определить понятие гендера.  
    Гендер (от англ. gender – род, пол) – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение «мужчина» и «женщина». 
   Смысл понятия «гендер» заключается, прежде всего, в идее социального моделирования и репрезентации пола в различных ситуациях взаимодействия. А гендерный подход – это учет социально-биологической характеристики пола в воспитательно-образовательном процесс, т. е, в основе гендерного подхода лежит дифференциация по признаку пола. Под дифференциацией обучения и образования Г. М. Коджаспирова понимает — организацию учебной деятельности дошкольников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком.
    Проблема воспитания ребёнка с учётом половых различий, позволяющая по – иному увидеть специфику педагогической работы с детьми дошкольного возраста, по значимости и актуальности не имеет аналогов. Поиск истоков духовности человека, представляющей сегодня наибольший дефицит, неизбежно приводит к культурно- историческому прошлому, закреплённому в традициях разных народов, ориентированному на дифференцированный подход к детям разного пола.
     Гендерные аспекты воспитания и обучения детей  привлекают внимание специалистов разных областей – нейрофизиологов, нейропсихологов, психологов, педагогов. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов, именно различия в структуре и работе головного мозга определяют особенности развития детей разных полов. У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление. У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера. 
    Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.
В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:

  • в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации; 

  • организации внимания; 

  • в формах активации эмоций; 

  • в мотивации деятельности и оценки достижений; 

  • в поведении. 

 Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.
Девочки: 

  • быстрее схватывают новый материал; 

  • легче усваивают алгоритмы и правила; 

  • любят задания на повторение; 

  • чаще используют ближнее зрение; 

  • воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее; 

  • лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”; 

  • новую информацию анализируют с помощью левого полушария; 

 Мальчики: 

  • труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых; 

  • им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»; 

  • лучше выполняют задания на сообразительность; 

  • не терпят однообразия; 

 ·   лучше выполняют задания при ярком свете
     Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления. В связи с этим особую актуальность приобретает задача достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного созданием условий для всестороннего развития личности ребенка, способной реализовывать себя в социальном пространстве. Так, согласно принятым 23 ноября 2009 г. Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, педагоги должны переориентироваться на работу с детьми в режиме развития, что может быть достигнуто посредством опоры на научную обоснованность и практическую применимость образовательных программ. На первый план выступает обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, организуемого на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Новые ФГТ определяют в качестве обязательных 10 образовательных областей, призванных обеспечить достижение воспитанниками необходимого и достаточного уровня развития для успешного освоения ими основных общеобразовательных программ начального общего образования. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка. Подобного рода результаты становятся возможными благодаря интегрированному подходу к реализации всех образовательных областей.

В качестве одной из значимых образовательных областей выделяется « Социализация». Ее содержание направлено на освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

* развитие игровой деятельности;

*приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам (в том числе моральным) взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

*Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Гендерный подход в образовании как одно из проявлений личностно- ориентированного (ненасильственного) взаимодействия педагогов и родителей с детьми, реализующий эгалитарную и индивидуально ориентированную модель гендерной социализации, опирается на следующие принципы:

*Отказ от дифференцированных по половому признаку воспитательных влияний; нейтрализация и смягчение социально обусловленных различий между лицами женского и мужского пола;

*отсутствие ориентации на их « особенное предназначение» и признание взаимозаменяемости женских и мужских социальных ролей»

*реализацию ролей гендерного равенства;

*обеспечению каждому ребенку свободы выбора, приобщение его индивидуальных интересов и предпочтений;

*создание реальных условий для возможности быть разными девочками и мальчиками.

Таким образом, логично утверждать, это эгалитарная модель развития и воспитания предусматривает расширение возможностей выбора как для девочек/ женщин, так и для мальчиков мужчин, а также отход от такого понимания женственности и мужественности, которое не позволяет им проявлять в полной мере все свои человеческие качества. Иными словами, гендерный подход созвучен ценностями и идеями гуманизма, толерантности к разнообразию и мировой практике ненасильственной педагогики, а также вполне адекватен тем социальным переменам, которые произошли в жизни современных женщин и мужчин.

Что касается состояния проблемы гендерной социализации дошкольников в массовой практике, то, несмотря на декларируемые приоритеты индивидуального подхода к развитию личности, исходя из её возможностей и потребностей, в системе дошкольного образования по-прежнему реализуется традиционный полоролевой подход, не вполне отвечающий изменившимся социальным условиям функционирования современного общества, в котором женщины и мужчины вышли далеко за рамки стереотипных ролей и функций, демонстрируют как традиционно «женские», так и «мужские» качества, являющиеся на самом деле общечеловеческим.

Подобного рода деструктивные явления в практике дошкольного образования обусловлены отсутствием информативности и понимания сущности проблемы. Это находит свое подтверждение в нормативно- правовой документации и образовательных программах, в которых осуществляется всего лишь формальная замена традиционной терминологии (пол) на другую, более современную (гендер) при сохранении традиционного характера и содержания образования, что, несомненно, обнаруживается при описании предполагаемой психолого-педагогической работы воспитателей (точнее, воспитательниц) и ожидаемых результатов образования.

Подтверждением подобного положения вещей может, служит разработанная в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования программа «От рождения до школы», определяемая авторами- разработчиками в качестве инновационного общеобразовательного программного документа для дошкольных учреждений, подготовленного с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Так, в первой младшей группе (дети от 2 до 3 лет) в планируемом промежуточном результате предполагается, что ребенок знает свой пол, однако специальная задача по формированию такого знания не ставится. Задача по формированию гендерной принадлежности во второй младшей группе и средней усложняются формально. Например, в возрасте 3-4 лет детей по-прежнему предполагают учить называть свою половую принадлежность. Также планируют формировать у них первичные «гендерные» представления- мальчики сильные, смелые, а девочки нежные и женственные. В возрасте от 4 до 5 лет к поставленной во второй младшей группе задаче лишь формально добавляется воспитание уважительного отношения к сверстникам своего и противоположного (было бы более корректно - другого) пола. В этой связи становится неслучайным тот факт, что планируемый промежуточный результат по данному направлению работы в средней группе вовсе отсутствует.

В старшей группе формирование так называемой гендерной принадлежности отсутствует как в задачах, так и в промежуточном результате. В подготовительной группе отсутствие специальных задач по обсуждаемому направлению работы сочетается с появлением итогового результата - ребенок «имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу…» с.258, который содержательно мало чем отличается от промежуточного результата, достигаемого уже во второй младшей группе.

Таким образом, как показывает содержательный анализ предлагаемого для внедрения в широкую педагогическую практику дошкольного образования обязательного программного продукта, желание вписаться в общеевропейский процесс модернизации системы образования, настоятельно требующий соблюдения принципов индивидуализации, свободы самоопределения личности, обеспечения равных стартовых возможностей индивидов вне зависимости от их гендерной, расовой, этнической и религиозной принадлежности, пока, к сожалению, реализуется лишь на уровне декларирования обозначенных приоритетов.

В связи с этим в качестве основанных условий работы в рамках проблемы реализации эгалитарной и индивидуально ориентированной модели гендерной социализации в рамках образовательных учреждений, обеспечивающих становление личности ребёнка раннего и дошкольного возраста, прежде всего необходимо выделить гендерное просвещение работников сферы образования, создающих программные документы, учебно-методические пособия, задающих содержание образования дошкольников, а также реализующих в повседневной практике взаимодействия с детьми обозначаемые задачи современного образования. Повышению гендерной культуры педагогов во многом должно способствовать создание системы преемственности в плане гендерного просвещения, осуществляемого в средне - специальных и высших учебных заведениях, готовящих педагогические кадры, а также в региональных институтах развития образования, которым необходимо активнее внедрять в практику повышения квалификации педагогов курсы по гендерной теории и методологии, разъясняющие сущность, задачи и принципы гендерного подхода в психолого- педагогической науке и практике.

Предлагаю ряд рекомендаций для педагогов, воспитателей и родителей, которые могут быть использованы для развития психосексуальной сферы детей.
Памятка для педагогов при общении с мальчиками и девочками

  • Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить. 

  • Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков. 

  • Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые. 

  • Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно. 

  • Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания. 

  • Старайтесь, давая задание мальчикам, как в детском саду, в школе, в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок. 

  • С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий. 

  • Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков. 

  • Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы? 

  • Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков. 

  • Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка. 

  • Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать. 

  • Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчик в этом случае истощается интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно. 

  • Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – “не навреди!”  

 Диагностический приём « Рисунок человека» по Гудинаф – Харрису.
     Когда ребёнок будет рисовать, посидите рядом. Обратите внимание на то, кого он нарисовал в первую очередь, кого потом. Обычно сначала рисуется самый значимый для ребёнка человек. Когда малыш закончит работу, поговорите с ним о его рисунке. Спросите, что он нарисовал и почему. Это поможет вам понять, что именно хотел нарисовать малыш, и избежать ошибок в трактовке.
     Если у  родителей непропорционально большие и неулыбающиеся рты или большие зубы – ребёнок испытывает речевую агрессию, т.е. боится, что на него накричат или будут ругать. Большие кулаки у кого – либо из нарисованных членов семьи – признак явной агрессии этого человека и того, что ваш ребёнок его боится.
     О благополучии и хорошем климате в семье говорят рисунки, где все члены семьи держатся за руки, или обнимаются, или занимаются каким-то общим делом: работают на даче, идут в кино. Часто разделение членов семьи на группы или отчуждение дети изображают, разместив всех по разным комнатам.
     Обратите внимание на соотношение фигур по величине. Если малыш рисует взрослых очень большими, а себя очень маленьким, то это, скорее всего, значит, что родители слишком строги и ребёнок их боится. Самая большая фигура – самый значимый человек для ребёнка, но может быть, и самый страшный. Спросите, почему ваш сын или дочка именно таким изобразили этого человека.
     Если рисунок яркий, разноцветный или нарисован немногими, но светлыми, жизнерадостными цветами, это говорит о психологическом благополучии ребёнка. Если рисунок в красных тонах – возможно, ребёнок чувствует свою или родительскую агрессию. Серые и чёрные, тёмно – синие и тёмно- зелёные рисунки говорят о том, что жизнь вашего малыша не слишком радостная.
     Посмотрите, кого нарисовал ребёнок, всех ли членов семьи. А может быть, он добавил ещё и бабушку,  которая с вами не живёт, а забирает его на выходные? Это будет свидетельствовать о том, что этот человек очень значим для ребёнка. Соответственно, если кого – то из членов семьи на рисунке нет, этот человек играет самую незначительную роль в жизни малыша.
 1)Беседа с детьми дошкольного возраста.
      Беседа направлена на уточнение знаний детей о своей половой принадлежности. Понятий о внешности человека. В беседе совершенствуется речевая активность детей и осуществляется попытка привлечения внимания детей к половым и возрастным различиям людей. При анализе учитывается понимание ребёнком роли мужчины и женщины.
     Кто такой человек? Кто мальчик, девочка? Чем, по –  вашему, мальчик отличается от девочки? Важно ли выглядеть внешне привлекательным? На кого бы вы хотели быть похожими,  на красивую маму или красивого папу? Почему? Когда вы вырастите. То кем станете: юношей или девушкой, дядей или тётей, мужчиной или женщиной, мамой или папой?
      У мальчиков и девочек, мужчин и женщин есть много общего. Назовите, что одинаковое у мальчиков и девочек?  (глаза, нос, уши, руки, ноги …)
      С какой девочкой вам хотелось бы дружить? С драчливой,  крикливой, неаккуратной  или доброй, нежной, внимательной? О девочках и женщинах говорят, что они женственные. Они ухаживают за малышами, животными, учатся быть заботливыми, внимательными.
    Что значит быть мужественным мальчиком, мужчиной? Мужественность – это уважительное отношение к девочке как к будущей маме, это смелость, умение отвечать за свои поступки, защищать слабых. Мальчики берут на себя сложные, трудные, не всегда интересные, но необходимые обязанности и поручения.
      
Составление рассказов.
    Для составления рассказов дети разделены на две группы по половым различиям. Девочкам предлагается составить рассказ о мальчиках, с помощью которого выясняется понимание девочками маскулинных черт мальчиков.
Мальчикам предлагается составить рассказ о девочках для выяснения понимания мальчиками феминных черт девочек.
 Примерный  рассказ о мальчиках.
    Мальчики — это мужчины. У них короткие волосы, нет платьев, а есть костюм и брюки. У них нет каблуков, и они не носят красивых серёжек, бантиков. Мальчики всегда играют в мальчишеские игры, в машинки, конструкторы. Нам не нравится, когда мальчики дерутся между собой и могут обидеть девочку.
Вообще мальчики относятся к девочкам хорошо. Они живут дружно. Когда их просят, помогают маме и папе. Они красивые. Они должны защищать девочек, уступать место. Они должны быть как папа. Но девочки всегда послушнее мальчиков.
Примерный рассказ о девочках.
    У девочек длинные волосы. Они ходят в платьях и юбках. У них туфли с каблуком. Девчонки любят рисовать, играть в куклы. Они любят играть в мамочек. Они качают кукол, кормят их, и играют как будто они – воспитательница наша. У них красивые глаза. Но они часто плачут, они плаксы. Их надо защищать.
Анкета для родителей
    В анкете  вопросы, с помощью которых выясняется осведомлённость и просвещённость родителей о проблемах психосексуального воспитания и полоролевого развития ребёнка в семье.
·  Стимулируете ли вы в процессе воспитания соответствие ребёнка к его половой роли?
·  Кто больше занимается в вашей семье воспитанием ребёнка?
·  К кому больше привязан ребёнок?
·  Важно ли  уделять внимание психосексуальному воспитанию детей?
·  Способны ли вы оветить на вопросы почему, как, откуда, какая должна быть девочка, каким должен быть мальчик?
·  Читаете ли вы с ребёнком литературу, касающуюся вопросов психосексуального воспитания?
·  Рассказываете ли вы своему ребёнку, как он появился на свет?
·  Имело ли для вас значение, кто у вас родится мальчик или девочка?
·  Огорчились ли вы при появлении ребёнка нежелательного пола?
·  Читаете ли вы литературу о том, как именно воспитывать девочку и как мальчика?
·  Проявляете ли вы любовь к своей второй половинке при детях?
·  Решаете ли вы свои проблемы при детях?
·  Как вы реагируете на вопрос ребёнка о  телесном различии полов?
 Цикл занятий с детьми дошкольного возраста.
     Занятия направлены на понимание и осознание ребёнком роли матери и отца, воспитание чувств любви и уважения к ним. Занятия знакомят ребёнка с проблемой проявления чувства мужественности и женственности, позволяют увидеть женскую красоту и испытать чувство благородства. Занятия построены в доступной, занимательной форме  с учётом индивидуальных, возрастных особенностей детей.
 
Примеры занятий.
«Девочки — будущие мамы»
 Цель: понимание ребёнком роли матери. Знакомство с механизмом рождения. Подготовка девочки к будущей роли матери.
 
Ход занятия
Беседа.
Мама! Самое прекрасное слово на земле — мама. Это первое слово, которое произносит человек. Когда- то ваша мама была как вы девочкой. Потом она выросла. Встретилась с мужчиной, и они полюбили друг друга. Папа подарил маме кольцо и они поженились. Вы знаете, что такое свадьба? Видели ли вы когда-нибудь  жениха и невесту? Вскоре им захотелось, чтобы у них появились сынок или дочка. Однажды папа нежно поцеловал маму, крепко-крепко прижал её к себе и… что, вы думаете, произошло?
      Внутри мамы начал расти ребёночек. Настал день, когда он родился. Этот день называют Днём рождения. Знаете ли вы когда у вас День рождения?
      Дома появился маленький малыш, и папа с мамой, отдавая ему сою любовь и нежность, следили за тем, как он растёт и развивается. Мама очень бережно относилась к малютке, на руках качала его и пела ему колыбельные песенки. Кормила его из маленьких бутылочек. Рассказывала ему забавные стихи и читала сказки. А потом учила любить природу, уважать старших. Ребёнок постепенно рос и становился взрослым.
      Вот и вы, девочки, — будущие мамы. Что значит быть нежной? Как вы понимаете, что такое любовь? Как заботиться о маленьких?
 Упражнение  «Ласковое»
   Ребёнок-мама говорит ласковые слова о своём воображаемом ребёнке (кукле).
  «Моя сказка»
Девочкам предлагается придумать сказку на тему «Я — будущая мама»
Чтение:
–  Н.Найдёнова «Мама»
–  С.Маршак «Усатый — полосатый»
–  С. Михалков «Важные дела»
Занятие «Мальчики – будущие мужчины»
Цель: способствовать понимаю ребёнком роли мужчины и формированию у него мужественности. Воспитывать уважение к окружающим, заботу о них. Воспитание мужского характера.
Ход занятия
Пальчиковый тренинг  «Солдаты»
Беседа.
Всё может родная земля: накормить  тёплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защититься она не может. С давних лет так повелось: как только на нашу землю приходил враг, все русские люди – стар, и млад – поднимались на борьбу. Русские воины всегда славились мужеством и отвагой. Это были настоящие русские мужчины.   Кто они настоящие мужчины? Кого должны и защищают мужчины? Какие обязанности и поручения берут на себя? Как должны вести себя настоящие мужчины по отношению к девочкам, женщинам, старикам? Какие качества должен воспитывать в себе мужчина? Мужчина должен быть твёрдым. Убить лень, одолеть все причины, мешающие довести принятое решение до конца, и заставить сделать то, что не хочется, -для этого нужна твёрдость. Мужчина должен быть решительным. Решения должны быть мгновенными и точными. А что значит быть смелым? Мальчишка должен всегда даже в самых трудных случаях жизни, отстаивать правду, приобретать смелость ума. На спортивных занятиях, с любовью к физкультуре приобретается смелость тела.
    Мальчикам предлагается придумать ситуации, в которых проявятся лучшие мужские качества ( решительность, смелость, твёрдость, уважение, забота, преодоление трудностей, сила, выносливость.) 
Упражнение «Волшебники» Предлагаемые ситуации:
–  вы занимаете место в автобусе, на остановке вошла женщина с младенцем, ваши действия;
–  бабушка с клюкой не может сойти со ступенек автобуса, что вы предпримете;
–  вы видете женщину с девочкой, у которой в руках тяжёлая сумка с покупками, что вы сделаете;
Закончи предложение:
–  когда я вырасту, я буду…
–  самое интересное — это…
–  моё самое любимое дело…
–  мама сердится, если…
–  мой лучший друг…
–  мама меня хвалит за…
–  я радуюсь, когда…
–  быть вежливым, значит…
–  проявление мужественности – это…
–  настоящий герой – это…
Чтение
·  К.Д. Ушинский  «Сила не право»
·  Сказка  «Два брата»
·  Е. Пермяк «Для чего нужны руки»
·  В.Осеева «Сыновья»
·  В.Бороздин  «Тренировки»
    Гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола.  Поэтому как образовательный, так и воспитательный процесс  должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации своих занятий, воспитательной работы.

  1. Н. А. Криволапова и о. ректора Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, доктор педагогических наук

    Документ
    проректор по методической работе и информатизации Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук,
  2. Новоуральске образование и наука Материалы II -ой региональной научно-практической конференции 27 мая 2008 г. Новоуральск 2008 ббк 74+75 о 23

    Документ
    О – 2359 Образование и наука: Материалы II-ой региональной научно-практической конференции «Образование и наука», Новоуральск, 27 мая 2008 г./ Филиал Урал.
  3. Материалы IV международной электронной научной конференции 25 26 декабря 2009 года Часть I майкоп 2009

    Документ
    Ф50 Физическая культура, спорт, биомеханика, безопасность жизнедеятельности: материалы IV Международной электрон. науч. конф. Ч I. –Майкоп: Изд-во АГУ, 2009.
  4. Отчёт по внутреннему аудиту условий, содержания и качества подготовки выпускников

    Реферат
    Форма 10. Сводная таблица обобщенных результатов итоговой аттестации выпускников и контроля знаний студентов по циклам дисциплин направления (специальности)
  5. Л. В. Шипова (отв ред.), В. А. Ручин, М. Д. Коновалова, Л. В. Мясникова

    Документ
    И65 Инклюзивное образование: опыт и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции 14-17 ноября 2008 года. – Саратов: ИЦ «Наука», 2009.
  6. Городская целевая программа развития образования «Столичное образование 5» на 2009-2011 годы содержание (1)

    Программа
    4. Постановления Правительства Москвы от 12.02.2008 г. № 112-ПП «О предварительных итогах выполнения программы Правительства Москвы за 2007 год и программе Правительства Москвы на 2008 год»
  7. Городская целевая программа развития образования «Столичное образование 5» на 2009-2011 годы содержание (2)

    Программа
    Создание условий и инновационных механизмов развития системы столичного образования как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления региона.
  8. Городская целевая программа развития образования «Столичное образование 5» на 2009-2011 годы содержание (3)

    Программа
    Развитие дошкольного образования, обеспечивающего равный доступ к качественным образовательным услугам, отвечающего интересам и возможностям ребенка, а также запросам семьи.
  9. Городская целевая программа развития образования «Столичное образование 5» на 2009-2011 годы содержание (4)

    Программа
    Использование ресурсов дополнительного образования как способ расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности.

Другие похожие документы..