Реферат Использование информационных технологий в исследовании истории повседневности Беларуси 1-й пол

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная работа по
«Основам информационных технологий»

Магистрант

кафедры источниковедения

Никитенко Сергей Геннадьевич

Руководители:

Доктор исторических наук, профессор

Сидорцов Владимир Никифорович

Ассистент, руководитель практики

Позняков Андрей Михайлович

Минск – 2007 г.

Оглавление

Оглавление 3

Введение 5

Глава 1 7

К вопросу о техническом оснащении современного исследователя истории повседневности 7

Глава 2 10

Компьютеризированный анализ текста 10

Глава 3 13

Разработка и использование баз данных 13

Перечень условных обозначений

БД – база данных

ВАК – Высшая аттестационная комиссия

ИП – история повседневности

МЧД – машиночитаемый документ

НИТ – новые информационные технологии

Реферат

Использование информационных технологий в исследовании истории повседневности Беларуси 1-й пол. XXcт.

Введение

История повседневности – отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности в ее историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах. В центре внимания истории повседневности – реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного жизненного мира, комплексное исследование этой реальности (жизненного мира) людей разных социальных слоев, их поведения и эмоциональных реакций на события. Возникновение истории повседневности как самостоятельной отрасли изучения прошлого – одна из составляющих «историко-антропологического поворота», начавшегося в гуманитарных науках конце 60-х XX в.

Особенностью ИП как научного направления является сознательное ограничение масштаба наблюдения в пространстве и времени. Традицией становится изучение меньших в пространстве и времени ареалов, повседневной жизни их населения, в которой коренятся все проявления человеческой активности и которая предстает наиболее глубинным измерением исторических процессов.

Для историка, который специализируется на изучении вопросов истории повседневности, наибольший интерес представляет восприятие «маленьким человеком» глобальных процессов, степень влияния мероприятий власти на его повседневный жизненный уклад, семейные отношения и мировоззрение.

Современная историческая наука тесно связана с информационными технологиями. Историки не только используют применимые в различных областях жизнедеятельности продукты их развития, но и создают специально ориентированные на собственные исследования программные продукты (TACT, ARRAS, TextPack, SYREX, SATO).

Перечисленные выше особенности истории повседневности как научного направления обуславливают наличие особенностей использования информационных технологий в деле исследования истории повседневности наших соотечественников в начале прошлого столетия.

Автор работы попытался выявить эти особенности, и, основываясь как на собственном, так и на опыте старших коллег, предложить наиболее продуктивные пути использования информационных технологий в деле изучения вопросов повседневности. Вместе с тем, автор счёл необходимым указать на некоторые общие тенденции развития информационных технологий, которые, несомненно, оказывают влияние на методологические подходы, стиль работы и даже мировоззрение современных историков.

Работа оформлена согласно требованиям ВАК.

Автор позволил себе некоторые «вольности» относительно названия и содержания глав реферата. Такой подход обусловлен полным отсутствием литературы по ИТ, посвящённой проблемам их использования в изучении истории повседневности. «Притягивание за уши» «подходящих» изданий представляется автору делом недостойным. Посему, просим строго не судить.

Глава 1

К вопросу о техническом оснащении современного исследователя истории повседневности

Автор не случайно решил начать анализ условий работы современного исследователя истории повседневности именно с вопроса о его технической оснащенности. Двухлетний опыт работы на этом поприще убедительно доказал важность этой составляющей исторического исследования.

Прежде всего, современному историку необходим персональный компьютер. Ведь вся информация, прежде компьютерной обработки, должна быть «загнана» в этот самый компьютер. Более того, наличие современного ПК может выступать одним из составляющих нормального рабочего настроения исследователя. Ваш покорный слуга в данный момент (во время написания работы) испытывает величайшее эстетическое наслаждение от работы с Microsoft Word – 2007. Как следствие, процесс написания работы из необходимого и рутинного ремесла превращается в приятное препровождение времени с ощущением своей значимости и полезности для общества.

Одним из методов, используемых в ИП, является интервью – «непосредственный опрос участников и очевидцев исследуемых исторических событий»[13, с. 251]. В современной историографии даже сформировалось целое научное направление – устная история. И если в 1980-х годах устную историю можно было определить как «запись устных свидетельств участников и очевидцев событий на магнитной ленте»[7, c. 73], то сегодня правомернее говорить о фиксировании устных свидетельств на звуковой носитель.

Наиболее удобным способом записи воспоминаний очевидцев исследуемых исторических событий на звуковой носитель является запись исторического интервью с помощью цифрового звукозаписывающего устройства (диктофона). Большинство «устных» историков устраивает использование обычных MP-3 плееров оснащённых функцией записи звука.

После записи следует транскрибирование интервью – перевод содержания зафиксированной на звуковой носитель беседы в читаемый вид. И здесь продукты развития современных информационных технологий оказываются незаменимыми помощниками историков. На собственном опыте убедившись в неудобстве использования кассетной аудиотехники, обусловленном частой перемоткой кассеты «взад-вперёд», автор со всей ответственностью готов заявить: виртуальные цифровые проигрыватели значительно удобнее. Они не только избавляют исследователя от траты времени на перемотку плёнки, но и позволяют легко избавиться от лишних шумов, мешающих порой адекватно транскрибировать целые фразы респондента.

Большое значение для современного историка имеет наличие доступа к сети Internet. Благодаря «глобальной паутине» в распоряжении исследователя оказываются огромнейшие пласты информации. Введя в любом поисковике запрос «Воспоминания о советском быте», получаем не менее десяти ссылок на страницы с соответствующей информацией. Так что, историк сталкивается не столько с проблемой поиска исторического источника, сколько с проблемой выбора наиболее подходящего для исследования из имеющихся. Это обстоятельство обуславливает наличие ряда вопросов и трудностей, связанных с работой историков в сети Internet.

Впервые вопрос о роли и значении Интернета для историка был серьезно заявлен на V конференции АИК в Москве в 1996 г.. Справедливости ради надо сказать, что большого резонанса этот доклад не имел в силу недоступности Сети для большинства историков и непонимания в этой связи роли и значения Интернета для исторических исследований.

Обсуждение проблем Интернет продолжилось на секционных заседаниях конференций в Полоцке (октябрь 1997г.) и в Звенигороде (март 1998), а уже в мае 1998 г. в Барнауле прошла международная конференция «Интернет — новая информационная среда исторической науки», имевшая большое значение для осмысления новой парадигмы. За барнаульской конференцией последовал целый ряд круглых столов, телеконференций, дискуссий путем специально для этих целей созданного списка рассылки e-mail и, как следствие, выделение специальной секции «Историк, источник и Интернет» на ежегодных заседаниях АИК.

В настоящее время разработка проблемы идет по нескольким направлениям:

  1. Вопрос «источник и Интернет» или является ли Интернет историческим источником.

  2. Интернет и историческое образование.

  3. Создание глобальных информационных систем.

  4. Интернет и архивы.[9]

Для исследователей, занимающихся разработкой проблем истории повседневности, наиболее актуальным является первый вопрос. Пока каждый историки решает его для себя сам. Можно отметить, что основная масса учёных если и не поддерживают использование исторических источников, размещённых в Сети, то и не выступают с резкой критикой такого подхода. Так что сегодня мало что мешает историку дополнять полученные в архивах сведения материалами из Интернета. В нашем случае наибольший интерес представляют содержащиеся в Сети воспоминания очевидцев и участников событий, имевших место в истории Беларуси в первой половине прошлого столетия. Убедиться, что такая информация в Интернете действительно есть можно с помощью следующих ссылок:

/index.php?lang=ru

/MEMUARY/GERM/guderian.txt

/memo/russian/zhukov1/index.html

http://www.nn.by/index.php?c=ar&i=10534

http://news.akavita.by/belarus/216238.html

Электронная почта сегодня – незаменимый инструмент в работе любого историка. Она позволяет, не отходя от компьютера, связаться в считанные минуты с любым из своих коллег в любой точке земного шара (если он тоже пользуется услугами е-mail, конечно). Отсюда перспектива совместных исследований, обмена опытом, материалами и идеями.

Большой интерес вызывают и разнообразные форумы, где можно в системе off-line выдвинуть к обсуждению интересующую вас проблему, а через некоторое время ознакомиться с широким спектром откликов.

При всех очевидных недостатках Сети коммуникативные возможности Интернет, без сомнения, остаются одной из её наиболее полезных (и приятных) услуг, которые она нам предоставляет. При всем том информационная мощь Интернет не может заменить мыслительных процессов исследователя, она построена и функционирует лишь для того, чтобы создать качественно новую информационную среду для исследователя.

С каждым годом Интернет все в большей степени становится непременным фактом существования современного информационного общества. Интернет – ценный источник информации об этом новом обществе. Но до сих пор не решены (да и не все поставлены) многие вопросы, без ответа на которые сложно говорить об Интернет как о «новой информационной среде исторической науки». Решение этих вопросов — одна из наиболее важных задач для современных исследователей исторической науки.[9]

Глава 2

Компьютеризированный анализ текста

Основа исследования любого историка – это работа с текстом, попытка взять из источника всю информацию, которая может содержаться в нем в явном или неявном виде. Однако зачастую бывает довольно трудно снять «неявную» информацию, выявить неочевидные при обычном рассмотрении связи. В современном информационном обществе возможности ученого-гуманитария значительно расширились в связи с появлением новых информационных технологий (НИТ). Компьютерный анализ исторических текстов представляет собой одну из наиболее перспективных областей применения математических методов и НИТ в гуманитарном исследовании. Именно здесь существует большой спрос на современные программные средства компьютеризированного анализа текстовых структур и их компьютерной визуализации.

В настоящее время можно выделить ряд основных методик, лежащих в основе практически всех программ по компьютеризованному текстовому анализу.

1.2 Контент – анализ.

А. Н. Петров выделяет в понятии «контент-анализ» два различных метода: «метод для автоматической классификации документов по содержанию и метод для раскрытия значения слов и идей».[10, c. 260] В качестве исходного материала исследователь должен иметь оцифрованный (машиночитаемый) текст в распознанном виде. Для осуществления «контент-анализа» изучаемый текст сводится к набору ограниченного количества лексических элементов, которые затем подвергаются счету и анализу. Метод применяется уже с 50-х гг. На использовании контент-анализа построены программы TACT, ARRAS, TextPack, SYREX, SATO. [10, c. 263]

2.2 Кластерный анализ (анализ текста).

Выявление и подсчет частот встречаемости лексических единиц (слов, словосочетаний), определение их связей между собой. Обычно используется как дальнейший этап работы с текстом после осуществления контент-анализа. [10, c. 263]; [12, c.]

3.2 Анализ стиля.

Предполагает выявление характерных грамматических и синтаксических конструкций, определение лексического запаса автора текста. Позволяет классифицировать текст по авторству. История современной статистической стилистики восходит к 1851 году, когда де- Морган высказал мнение, что длина слов может быть доказательством различия стилей писателя.

Одним из следствий применения методов компьютеризированного анализа текста могла бы стать даже классификация (с определенной долей условности, конечно) основных ментальных установок автора, из которых он исходит, создавая тот или иной текст. Эта возможность появляется благодаря изучению распределенности слов по частоте, косвенным образом выявляющей отражение в сознании индивида социокультурных норм.

Хотелось бы поподробнее остановиться на кратком описании трех основных программ, осуществляющих компьютеризованный анализ исторического текста. Это программы TACT, FuzzyClass и Historical Text Analyzer (HTA).

1.2.3 TACT

Программа была разработана для лингвистического анализа текста, схема работы предполагает осуществление трех последовательных процедур.

В ходе первого этапа в тексте документа выявляется ряд терминов, характеризующих тематику исследуемого документа. На их основе формируются обобщенные понятия (смысловые категории), наиболее точно и полно описывающие основные смысловые блоки текста. Итог первого этапа – составление (одной или нескольких) исследовательских баз данных. На втором этапе происходит подсчет частот встречаемости категорий в тексте, анализ связей, выявление контекстов употребления в документе. Строятся таблицы и графики смысловых взаимосвязей. На заключительном этапе полученные данные интерпретируются исследователем. [1, с. 213]

2.2.3 FuzzyClass

FuzzyClass – программа нечеткой классификации. Она была разработана в Лаборатории исторической информатики МГУ Л. И. Бородкиным и И. М. Гарсковой в начале 1990-х годов. Позволяет осуществлять разбиение данных на нечеткие классы, выявлять сходные и различные группы в исследуемом материале, определять, какой набор признаков характерен для каждого класса. Выбор числа классов и показателя нечеткости задается произвольно и зависит от исследователя. Программа была использована, например, в работе Ю. А. Лихтера «Классификация древних материалов с использованием программы нечеткой классификации FuzzyClass»[8,c. 76-82]

3.2.3 Historical Text Analyzer (HTA)

Historical Text Analyzer (HTA) – это универсальная программа анализа статистических особенностей текстов. В программе реализованы методы анализа контекста, метод частотных распределений и метод парных частот встречаемости последовательных частей речи.[9]

Общим местом критики работ, выполненных с использованием математических методов являются сомнения в объективности полученных результатов, прямая зависимость их от того, что именно в тексте исследователь считает возможным подвергнуть формализации и подсчету, какие категории и характеристики выделяет.

Думается, что большинство неточностей в работах подобного рода можно свести к минимуму при соблюдении трех основных требований:

1)случайность выборки;

2)однородность данных;

3)достаточный их объем;

Надо заметить, что просчеты, связанные с их нарушением, характерны не только для компьютеризованного, но и для традиционного анализа массовых источников.

Для развития методологической базы ИП важно то обстоятельство, что указанные программы «работают» не только с массовыми источниками (периодическая печать, данные переписей, анкет и т.п.), но и с отдельными историческими текстами. В первую очередь речь идёт о письмах, дневниках, мемуарах, исторических интервью и воспоминаниях свидетелей и участников исследуемых событий.

  1. Реферат по информационным технологиям в истории на тему: 6 использование информационных технологий в исследовании проблемы дворянских собраний на территории беларуси в последней четверти XVIII начала XX вв. 6

    Реферат
    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОБЛЕМЫ ДВОРЯНСКИХ СОБРАНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII - НАЧАЛА XX ВВ. 5
  2. Реферат по информационным технологиям в предметной области 4 введение 5

    Реферат
    Под влиянием научно-технического прогресса в середине ХХ в. началась информатизация общества. В условиях гигантского роста знаний прежние способы накопления, сохранения, передачи и обработки информации (письменность, книгопечатание,
  3. «Использование информационных технологий в исследовании конфессиональной истории Западной Беларуси в 1921-1939 гг.»

    Реферат
    Современные информационныe технологии (ИТ) широко внедрены не только в процесс научных исследований, но и, в большей или меньшей степени, в повседневную жизнь любого человека.
  4. Выпускная работа по «Основам информационных технологий» (1)

    Документ
    Современное развитие информационных технологий (особенно, Интернет-технологий) настоятельным образом требует внедрения их элементов в учебный процесс. Это, с одной стороны, позволяет организовать преподавание и работу студентов на
  5. Реферат по информационным технологиям в предметной области 4 глава 1 обзор литературы. 5

    Реферат
    На сайте размещена информация о непосредственной работе органов государственной власти, о функциях составе, порядке выборов в органы государственного управления.
  6. Реферат по информационным технологиям на тему: 4 «использование ит в исследовании политики испанских демократических правительств в отношении баскского сепаратизма (1975-2008 гг.)» 4

    Реферат
    Компьютерные технологии не сразу нашли применение в гуманитарных науках, развиваясь, прежде всего, с учетом потребностей точных наук. Гуманитарии не рассматривали компьютер как реальный научный инструмент, способный изменить характер исследования.
  7. Реферат «Использование ит при выявлении особенностей образовательной политики польских властей на белорусских землях (1919-1920 гг.)»

    Реферат
    Проведение исторического исследования на всех его этапах осуществления сталкивается с применением различных информационных технологий: в процессе сбора, анализа, систематизации эмпирического материала, построения когнитивной модели прошлого.
  8. «Использование икт на уроках истории и обществознания для детей с ограниченными возможностями здоровья»

    Урок
    На сегодняшний день вопрос о факте использования ИКТ в учебном процессе уже не актуален. Основная проблема современного обучения заключается в комплексной методике применения всех имеющихся в наличии учителя технических возможностей,
  9. Сайты по истории

    Документ
    Электронная версия журнала "Мир истории". Рубрики: Древняя Русь, XX век, Хроника и др. В т. ч. иностранные публикации. Архив номеров с 1 г. Анонсы, ссылки.

Другие похожие документы..