О реализации государственной молодежной политики в 2002 году и перспективах на 2003 год

проект

ИНФОРМАЦИЯ

О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

В 2002 ГОДУ И ПЕРСПЕКТИВАХ НА 2003 ГОД

I. 1. Формирование условий для гражданского становления, военно-патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества.

В современных условиях патриотизм, благодаря своему нравственному содержанию, может выступать важным фактором консолидации и согласования интересов различных социальных групп и движений, единения общественной и государственной системы. На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма – культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине, служение Отечеству – является важнейшим условием возрождения России как великой державы. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности и необходимое условие эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

По данным исследований, на рубеже XX-XXI вв. в рассуждениях молодых людей о патриотизме можно выделить следующие основные подходы:

- патриотизм как чувство привязанности к «малой родине», месту, где ты родился;

  • патриотизм как гордость за свою страну;

  • патриотизм как чувство долга перед страной, государством;

  • патриотизм как готовность что-то делать для страны.

Истинный патриотизм предполагает формирование и развитие целого комплекса позитивных качеств личности, в основе которого лежат духовно-нравственная и социокультурная составляющие. Это и изучение истории края, народов России, их культуры, воспитание гордости за величие нашей Великой Родины. Серьезная роль в процессе становления личности молодого гражданина как патриота своей страны отводится органам по делам молодежи субъектов Российской Федерации.

В современной ситуации развития России как никогда необходимо возрождение духовности, воспитание граждан, особенно детей и молодежи, в духе патриотизма, любви к Отечеству, прекращение пропаганды насилия, жестокости, не свойственного нам образа жизни.

Очевидно, что основным объектом воспитания патриотических чувств являются дети и молодежь - будущее любого общества. Воспитание детей и молодежи в духе патриотизма - сложный и своеобразный процесс, который может быть понят и осуществлен лишь при наличии общей концепции патриотизма. Военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, подготовка молодежи к военной службе на сегодняшний день являются важнейшими инструментами воспитательного процесса, становления молодых граждан России.

Развитие гражданственности и патриотизма российской молодежи является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики.

В связи с принятием в 2001 году государственной программы «Патриотическое воспитание граждан в Российской Федерации на 2001-2005 годы» активизировалась работа органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Работа по реализации Программы в 2002 году приобретает все большие черты системности и комплексности.

Программы патриотического воспитания разработаны и приняты более чем в 60-ти субъектов Российской Федерации: Республиках Бурятия, Марий Эл, Удмуртия, Саха (Якутия), Приморском крае, Белгородской, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Кемеровской, Костромской, Московской, Омской, Псковской, Тамбовской, Томской, Оренбургской областях и многих других регионах.

В большинстве регионов головными исполнителями программ определены органы по молодежной политике и органы управления образованием субъектов Российской Федерации. Однако анализ содержания программ по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи и реализации мероприятий в этой сфере показывает недостаточность, а порой и ограниченность подходов к формированию гражданственности у подрастающего поколения. Наряду с этим происходит смещение в понимании задач патриотического воспитания: формирование патриотического чувства подменяется мероприятиями военно-патриотической тематики, в рамках которой доминирует военно-техническая подготовка призывников. Тем самым снижается значимость политической и морально-психологической мотивации патриотического поведения.

Во многих регионах созданы и функционируют региональные межведомственные советы и центры по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи. Республиканские центры созданы в Ингушетии, Марий Эл, Чувашии. В ряде регионов центры имеют статус государственного учреждения – Краснодарский краевой центр военно-патриотического воспитания, поисковой работы и допризывной подготовки, Смоленский областной центр героико-патриотического воспитания молодежи и социальной помощи «Долг», Красноярский краевой центр патриотической работы и ряд других.

В июле 2002 году при Министерстве образования Российской Федерации создано государственное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания молодежи», одной из задач которого является координация деятельности региональных центров патриотического воспитания молодежи, оказание методической помощи.

В апреле 2002 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации заместитель Министра образования Российской Федерации Ю.В. Коврижных выступил с докладом на парламентских слушаниях по вопросу: «О ходе выполнения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.», в которых приняли участие 200 человек, представляющие органы по молодежной политике субъектов Российской Федерации, общественные объединения и организации патриотической направленности и организации ветеранов Великой Отечественной войны.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 года № 122 разработана подпрограмма Министерства образования Российской Федерации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы", которая утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 30 октября 2001 года № 3511.

В связи с принятием документов - "Основные направления и план действий по реализации развития программы воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы.", утвержденной приказом Минобразования 25.11.02 г. № 193 и Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной Распоряжением Правительства РФ № 1756-Р, подпрограмма Минобразования России была доработана и утверждена приказом Министерства образования № 3352 от 23.09.02 года.

В 2002 году осуществлен комплекс мер, связанных с подготовкой материалов по наращиванию правовой базы патриотического воспитания, проведением семинаров-совещаний специалистов органов образования, органов по молодежной политике, реализующих образовательные программы патриотической направленности, подготовкой и проведением всероссийских конкурсов, смотров, фестивалей.

Разрабатывается Положение о проведении конкурса проектов программ в рамках подпрограммы Министерства образования Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». В январе 2003 года планируется утвердить его приказом Министерства образования Российской Федерации.

Подпрограммой предусмотрено создание Координационного совета Министерства образования Российской Федерации по патриотическому воспитанию. В декабре 2002 года разработано Положение о Координационном совете, в январе 2003 года планируется включить в состав совета представителей заинтересованных министерств и ведомств и утвердить его приказом Минобразования России.

Ежегодно проводятся учебно-методические семинары по вопросам гражданского и патриотического воспитания молодежи: «Новые цивилизации» в Томске, Самаре, Сочи, Чите, «Я – гражданин России» в Архангельске, Томске, Калуге, «Вопросы прав человека, толерантности в гражданско-правовом образовании» в Челябинске. В марте 2002 года в Свердловской области состоялась межрегиональная конференция по гражданско-патриотическому воспитанию «Вчера, сегодня, завтра», в которой приняли участие 300 человек. Разработаны рекомендации по усовершенствованию методов гражданско-патриотического воспитания молодежи, усилению гражданской составляющей. В октябре в Республике Бурятия прошел семинар-совещание органов по делам молодежи субъектов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, в декабре – научно-практическая конференция «Патриотическое воспитание молодежи в Томской области».

В г. Ростов-на-Дону была проведена межрегиональная конференция «Средства массовой информации в патриотическом воспитании молодежи».

Проведен учебно-методический семинар по подготовке молодых поисковиков в Курской области, в котором приняло участие 100 человек, подготовлено методическое пособие по поисковой работе.

В Российской государственной юношеской библиотеке Департамент по молодежной политике принимал участие в семинаре «Библиотеки в помощь формированию гражданина и патриота».

Перечень мероприятий, запланированных Минобразованием России на 2002 год по реализации подпрограммы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы" в основном выполнен.

В условиях отсутствия бюджетного финансирования подпрограммы реализация мероприятий в 2002 году осуществлялась за счет средств Минобразования России.

Отсутствие финансирования государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы" в 2002 году из федерального бюджета поставило под вопрос проведение в 2002 году следующих всероссийских мероприятий:

- создание компьютерных игр по патриотической тематике, основанной на героике отечественной истории (от былинного эпоса до наших дней);

- издание серии книг "Ребятам об истории России";

  • издание военно-исторической и мемуарной литературы «Ученые – гуманитарии России в годы ВОВ».

Вместе с тем, далеко не все сделано для эффективного выполнения программы как на федеральном, так и на региональном уровнях. Причинами недостатков в работе по реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы" прежде всего является отсутствие финансового обеспечения работы за счет средств федерального бюджета в 2001 и 2002 годах, недостаточное программно-методическое обеспечение процесса патриотического воспитания.

Из-за ограниченности финансирования некоторые мероприятия проведены не как всероссийские, а как межрегиональные (например, фестиваль "Кириллица", посвященный Дню славянской письменности и культуры, предусматривающий главной своей целью повышение роли русского языка в консолидации народов России).

В 2002 году Министерством образования Российской Федерации в установленном порядке в Минэкономразвития России и Минфин России представлена бюджетная заявка на финансирование подпрограммы из федерального бюджета в 2003 году на сумму 26,4 миллиона рублей, в том числе 18,11 миллиона рублей, запланированных на 2002 году. В Федеральном бюджете на 2003 год запланировано финансирование Минобразования России в размере 15,4 миллиона рублей.

В ходе реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» Росвоенцентром совместно со всеми министерствами и ведомствами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработан проект Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Основной целью Концепции является определение патриотического воспитания граждан как важнейшего направления деятельности государства, а также условий комплексного функционирования системы патриотического воспитания, обеспечения конкретности и адресности проводимой работы. Проект Концепции был рассмотрен в октябре 2002 года на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей. С учетом всех замечаний, представленных в проект Концепции Министерству образования Российской Федерации поручено доработать проект Концепции и представить ее к ближайшему заседанию Правительственной комиссии.

Департамент по молодежной политике Минобразования России принимает участие в мероприятиях головных исполнителей программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». МПТР России совместно с Минобороны России провели Всероссийский конкурс на ежегодную премию за лучшее и систематическое освещение в электронных и печатных средствах массовой информации темы патриотического воспитания граждан «Патриот России». На торжественную церемонию награждения лауреатов и дипломантов конкурса, которая состоялась в ноябре 2002 года в Центральном театре Российской Армии, Департамент по молодежной политике пригласил 500 человек – членов военно-патриотических организаций Москвы и Московской области. Заместителем Министра образования Российской Федерации Ю.В. Коврижных был вручен приз ГТРК «Регион-Тюмень» и памятный сувенир от поисковиков России за освещение темы поисковой работы.

В 2002 году Департамент по молодежной политике Минобразования России принимал участие в проведении Лермонтовского конкурса военно-патриотической поэзии «Люблю Отчизну я» Российского комитета ветеранов войны и военной службы. Награждение победителей состоится в январе 2003 года.

В декабре 2002 года Росвоенцентром был организован семинар-совещание по итогам реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан в Российской Федерации на 2001-2005 годы» в 2002 году. На совещании с докладом о ходе реализации программы и работе Департамента по молодежной политики Минобразования России выступил зам. Министра образования Ю.В. Коврижных.

В 2002 году Департаментом по молодежной политике Минобразования России проведен конкурс проектов программ по реализации этих подпрограмм. На конкурс по реализации подпрограммы "Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества" было представлено 242 программы из 65 субъектов Российской Федерации (в 2001 году - 73 программы из 36 субъектов). По итогам конкурса гранты присвоены 36 инновационным и перспективным программам, реализуемым в субъектах Российской Федерации.

Анализ программ и проектов, представленных на конкурс 2002 года, показывает высокий уровень работы по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи. В регионах реализуются комплексные областные, краевые, республиканские программы, формирующие и развивающие у молодежи гражданственность и патриотизм как важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности; программы гражданского и патриотического воспитания, реализуемые на базе военно-патриотических клубов и объединений и учреждений дополнительного образования детей; проекты и программы по увековечению памяти защитников Отечества.

  1. Научное издание (1)

    Документ
    Байниязова З.С. Обеспечение координации федерального, регионального и муниципального уровней российской правовой политики как один из ее основных приоритетов
  2. 2009,2008, 2007, 2006, 2005, 2004,2003

    Документ
    Белокрылова Е. А. Правовые особенно­сти информационного обеспечения при проведении работ, связанных с хране­нием, перевозкой и уничтожением химического оружия 4 43
  3. Испанская Фаланга времён Хосе Антонио Примо де Ривера, пункт 404

    Документ
    "Тот, кто живёт в прошлом, может потерять настоящее,но тот, кто не знает прошлого, может потерять будущее"Испанская Фаланга времён Хосе Антонио Примо де Ривера,
  4. Доклады, представленные государствами-участниками в (1)

    Доклад
    1. Настоящий доклад представляется в соответствии со статьей 9 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, согласно которой государства-участники должны представлять Генеральному секретарю Организации Объединенных
  5. Риа "Новости", 27. 03. 2009 9

    Документ
    03. 009 9 БУДЕТ РАССМОТРЕН ЗАКОН О "БРОНИРОВАНИИ" КРЕСЕЛ В ГД ДЛЯ "МАЛЫХ" ПАРТИЙ 9 РИА "Новости", 7.
  6. «О ситуации с правами человека в Республике Казахстан в 2011 году»

    Доклад
    Предлагаемый вниманию читателей доклад Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан «О ситуации с правами человека в Республике Казахстан в 2011 году» (далее - доклад) посвящен анализу ситуации с правами человека
  7. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Ейский район до 2020 года

    Документ
    Процевитый Олег Васильевич – руководитель рабочей группы, первый заместитель главы муниципального образования город Ейск по вопросам экономики, финансов,
  8. Учебно-методический комплекс по кредитной технологии обучения. История казахстана

    Учебно-методический комплекс
    История Отечества вызывала и будет вызывать интерес у широкой публики, гражданского общества Казахстана. В связи с переходом на новую кредитную технологию обучения, появилась необходимость в создании новой формы типового учебника для
  9. Публичный отчетный доклад (11)

    Публичный отчет
    Промежуточные итоги реализации программы адаптивной школы свидетельствуют о переходе школы в новое состояние, о качественном изменении предоставляемых образовательных услуг.

Другие похожие документы..