Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности юриспруденция

РоссийскАЯ ФедерациЯ

Министерство образования и науки

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ПРАВОВЕДЕНИЯ

«ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС»

Учебно-методический комплекс

для студентов заочного обучения

специальности юриспруденция

Издательство

Тюменского государственного университета

Тюмень, 2005

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Учебная дисциплина «Гражданский процесс» изучается студентами в течение двух семестров. В IX семестре студенты должны изучить первую часть курса (1-16 темы по учебной программе курса, включая тему «Доказательства и доказывание»), выполнить письменно контрольную работу и сдать зачет.

В X семестре изучаются все остальные темы (с 17 по 35), выполняется курсовая работа и сдается экзамен по курсу в целом.

Перед зачетом в IX семестре и перед экзаменом в Х семестре проводятся практические занятия, на которых решаются задачи, указанные на периоды зимней и весенней экзаменационных сессий.

К сдаче зачета за IX семестр допускаются лишь те студенты, которые: успешно защитили контрольную работу, присутствовали на практических занятиях, имеют письменное решение всех задач по плану соответствующего семестра, и получили отметку об отработке практических занятий, имеющие зачет за IX семестр, зачет по контрольной работе, положительную оценку за курсовую работу и отметку об отработке практических занятий в IX и Х семестрах.

При выполнении контрольной работы студенты должны самым тщательным образом изучить рекомендованную литературу и нормативный материал. Выполнение контрольной и курсовой работ может быть успешным только при последовательном изучении курса «Гражданский процесс». Следовательно, прежде всего нужно внимательно прочитать и проанализировать полностью материал соответствующего семестра. Этим положением следует руководствоваться и при решении задач в ходе практических занятий.

Решение каждой задачи в контрольной работе должно быть по возможности кратким, но полным, с обязательными ссылками на необходимый нормативный материал. Если использована в качестве аргумента опубликованная судебная практика, следует указать источник (Например, Бюл. Верховного суда РФ, 2004, п.1, с.5). При этом недостаточно просто указать соответствующую норму, нужно применительно к решению задачи дать толкование избранных норм материального и процессуального права, убедиться в отсутствии других норм, регулирующих по-иному данный вопрос.

Должное внимание следует уделять оформлению контрольных работ (аккуратно излагать текст, не допускать стилистических, грамматических и синтаксических ошибок и т.п.). Необходимо соблюдать сроки представления контрольной работы.

По всем вопросам, возникающим при выполнении контрольной работы и изучении курса гражданского процессуального права, следует обращаться за консультацией (письменной или устной) на кафедру.

Методические указания по подготовке к практическим занятия.

Практические занятия по курсу «Гражданский процесс» призваны обеспечить самостоятельное усвоение студентами изучаемого материала, изложенного в лекции, изучение рекомендованной литературы и источников права по заданной теме. Они способствуют приобретению навыков в практическом применении материально-правовых и процессуальных норм, а также публичных выступлений.

Решения задач должны быть представлены в письменном виде. Главное в решении – фактическое, теоретическое и правовое обоснование выводов, применительно к конкретной юридической ситуации. При возможности нескольких решений нужно выбрать наилучшее и показать его преимущества. В случае возникновения разногласий по этому поводу, необходимо не только аргументировать свой выбор, но и доказать несостоятельность других.

Задания для выполнения контрольных работ (IX семестр)

Методические указания

Контрольные работы по гражданскому процессу должны выполнятся в строгом соответствии со следующим распределением:

Вариант первый выполняют студенты, у которых последняя цифра номера зачетной книжки с «1» по «4» (включительно);

Вариант второй выполняют студенты, у которых последняя цифра номера зачетной книжки с «5» по «7»;

Вариант третий выполняют студенты, у которых последняя цифра номера зачетной книжки с «8» по «10» (если последней цифрой значится «0»);

В случае выполнения студентом не своего варианта работа возвращается без проверки. Необходимо соблюдать сроки представления работ. Студенты, представившие контрольные работы в период экзаменационной сессии к зачету не допускаются. Если работа не допущена к защите, ее нужно переделать и представить на рецензию повторно. Указанные в рецензии замечания необходимо устранить. Каждый вариант состоит из трех задач.

При решении задачи № 1 квалифицированные ответы о подведомственности и подсудности конкретного конфликта можно дать только пользуясь толкованием общих норм, предусмотренных в гл. 3 ГПК РФ, и конкретных материально-правовых норм, регулирующих спорное правоотношение. Необходимо обязательно правильно квалифицировать правовую ситуацию, найти конкретный нормативный акт, регулирующий правоотношение, изучить его, определить подведомственность путем уяснения смысла норм гражданского процессуального и материального права, в совокупности.

Огромную помощь в изучении темы и при решении задач могут оказать постановления Пленума Верховного Суда РФ, а также Высшего Арбитражного суда РФ по конкретным категориям дел.

Рекомендуемая литература

Алексеев А.Б., Жуйков В.М., Лукашин И.И. Международные нормы о правах человека и применения их судами. М., 1996.

Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. М., 1997.

Комментарий в Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) /Под ред. Г.А. Жилина. М., 2003.

Комментарий в Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) /Под ред. Проф. В.В. Яркова. М., 2003.

Права человека и судопроизводство. Сборник материалов /Отв. Ред. – Рахманов Е.Н. М., 2002. (настоящее издание доступно в Интернете: www.proobraz.ru).

Осипов Ю.К. Подведомственность юридических дел. М., 1997.

Нормативные материалы и судебная практика

Конституция РФ

ГПК РФ, гл. 3

АПК РФ.

Закон РФ «О третейских судах в Российской Федерации» от 24.07.2002г.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 20 января 2003г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 11 от 09 декабря 2002г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

При решении задачи № 2 нужно правильно и квалифицированно определить процессуальное положение лиц, участвующих в конкретном гражданском деле, их представителей, охарактеризовать процессуальные права и обязанности конкретного участника процессуальных правоотношений в зависимости от того положения, которое он занимает в процессе.

Рекомендуемая литература

Власов А.А. Гражданское процессуальное право: Учебник. М., 2003.

Викут М.А., Зайцев И.М. Гражданский процесс России: Учебник. М., 1999.

Громошина Н.А. Процессуальное соучастие. М., 1998.

Гражданский процесс: Учебник /под ред. М.К. Треушникова. М., 2003

Жилин Г.А. Цели гражданского судопроизводства и их реализация в суде первой инстанции. М., 2000.

Мельников А.А. Правовое положение личности в советском гражданском процессе. М., 1969.

Шакарян М.С. Учение о сторонах в советском гражданском процессе. И., 1982.

Шакарян М.С. Участие третьих лиц в советском гражданском процессе. М., 1990.

Щеглов В.Н. Субъекты судебного гражданского процесса. Томск, 1979.

Нормативные материалы и судебная практика

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1992г. (в ред. От 10 февраля 2002г.).

Федеральный закон «О защите прав потребителей», принят Государственной Думой от 05 декабря 1995г.

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991г.

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». М., 2002.

Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке назначения представителей интересов Правительства Российской Федерации в судах» от 12 августа 1994г. № 950

Задача № 3 предусмотрена по теме: «Процессуальные сроки, судебные расходы, извещения и вызовы». Первое, что необходимо уяснить при изучении темы «Процессуальные сроки», относится в вопросу о существовании различий между сроками процессуальными и сроками материально-правовыми. Так, следует отличать процессуальный срок от срока исковой давности.

Сроки совершения отдельных процессуальных действий устанавливается законом или определяются судом. Закон предусматривает возможность восстановления и продления пропущенных процессуальных сроков. Следует обратить внимание на то, что восстанавливаться могут только сроки определенные законом, например, срок на кассационное обжалование. Продлеваются же сроки, назначенные судом, в частности, срок на исправление недостатков искового заявления. Практическое значение имеют правила исчисления и окончания процессуальных сроков. Важно иметь представление о последствиях пропуска процессуальных сроков.

При решении задачи по теме «Судебные расходы» нужно показать весь расчет по определению цены иска, размера государственной пошлины и по распределению судебных расходов между сторонами (с кого и в какой сумме должны быть взысканы).

Рекомендуемая литература

Власов А.А. Гражданское процессуальное право: Учебник. М., 2003.

Гражданский процесс: Учебник /Под ред. М.К. Треушникова. М., 2003.

Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) /Под ред. Г.А. Жилина. М., 2003.

Нормативные материалы и судебная практика

ГПК РФ

Федеральный закон от 31 декабря 1995г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О государственной пошлине» (с изм. и доп. от 14 ноября 2002).

Инструкция Госналогослужбы РФ от 15 мая 1996г. по применению закона Российской Федерации «О государственной пошлине» (с изм. от 18 октября 2002г.)

Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или суд (утв. Постановлением Правительства РФ от 02 марта 1993г.)

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».

ВАРИАНТ 1

Задачи

1. Лыков П. обратился в суд против Ильиной В. С иском о расторжении брака, взыскании алиментов и разделе совместно нажитого имущества Ильина В. возражала против рассмотрения дела в суде общей юрисдикции, ссылаясь на то, что между ней и истцом ранее было достигнуто письменное соглашение о передаче дела на разрешение третейского суда. На этом основании она просила суд производство по делу прекратить, поскольку заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства (ст. 220 ГПК РФ).

Как должен поступить судья при рассмотрении ходатайства ответчика? Как решается проблема подведомственности и подсудности разрешения споров, возникающих из семейно-правовых отношений.

2. Школьники Алексеев В., 12 лет, Горохов С., 15 лет и Самсонов Николай, 16 лет, возвращаясь домой после занятий в школе, повредили автомашину «ВМW», стоявшую во дворе дома и принадлежащую на праве совместной собственности супругом Талызиным. Инициатором действий был Горохов С., 15 лет.

Иск о возмещении вреда был предъявлен супругами Талызинами против Самсонова Н., на том основании, что он является старшим в этой группе.

Определите состав лиц, участвующих в данном деле, их представителей? Возможно ли соучастие? Если да, то определите его вид. Какими процессуальными правами и обязанностями обладают лица, участвующие при рассмотрении данного дела?

3. Государственное учреждение на основании ст. 99 ГПК заявило ходатайство о взыскании с ответчика Венгерова В. в свою пользу компенсацию за фактическую потерю времени юрисконсультантом учреждения. По мнению истца, ответчик систематически противодействовал правильному и своевременному рассмотрению дела – при подготовке дела к судебному разбирательству не представил доказательств и возражений относительно исковых требований; неоднократно не являлся по вызову суда; заявлял необоснованные возражения против иска.

Ваше обоснование удовлетворения ходатайства или отказа в удовлетворении ходатайства?

ВАРИАНТ 2

Задачи

1. В январе 2004 г. индивидуальный предприниматель Борис Глушаков сообщил в налоговой декларации, что в прошлом году с момента государственной регистрации и с конца сентября 2003г., он заработал лишь 400 т. руб., с которых добросовестно уплатил подоходный налог.

Спустя некоторое время налоговая инспекция г.Перми, проверяя вовсе не Глушакова, а пермскую фирму «Ситерна» обнаружила платежные поручения, которыми фирма 26 и 30 декабря 2003г. перевела на расчетный счет Глушакова в «Западуралбанк» 90 млн. руб. и 900 тыс. руб. В графе «назначение платежа» было указано «Предпринимательский доход».

На неоднократные просьбы налоговой инспекции явиться для объяснений предприниматель не откликнулся. Тогда налоговая инспекция обратилась в народный суд о взыскании с Глушакова всей суммы скрытого налога и штрафа.

Вправе ли районный суд рассматривать данное дело? Каковы последствия нарушения правил о подведомственности?

2. Супруги Григорьевы проживали в двухкомнатной квартире. Вместе с ними проживала дочь Лариса. Григорьев предъявил иск о расторжении брака, который был судом удовлетворен. Григорьева обратилась в суд с требованием о выселении бывшего мужа за невозможностью совместного проживания, однако еще до вынесения судом решения истица скоропостижно умерла. В связи со смертью истицы суд привлек к участию в деле в качестве ее правопреемницы дочь, Ларису.

Правильно ли поступил суд? Есть ли основания для процессуального правопреемства?

3. Определите, с кого и в какой сумме подлежат взысканию судебные расходы в следующих случаях:

а) по иску Боярской К. против Боярского Ю. о расторжении брака, разделе совместно нажитого имущества на общую сумму 2 млн. рублей и взыскании средств на содержание нетрудоспособной истицы в сумме 6.000 рублей, ежемесячно. Суд иск удовлетворил полностью. Среднемесячный заработок ответчика после удержания налогов составляет 30.000 рублей.

б) по иску Максимовой Н. против Костенко Ж. о взыскании 60.000 рублей долга. Суд иск удовлетвори. Интересы Максимовой в процессе защищал адвокат;

в) по иску Вауменой И.М. об исключении из описи (освобождение от ареста) ковра, стоимостью 120.000 рублей и телевизора швейцарской фирмы Ваngolufsen, стоимостью 6.000$. Суд удовлетворил иск частично, исключив из описи телевизор.

  1. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности юриспруденция (7)

    Учебно-методический комплекс
    Гражданское право. Теоретической базой изучения данного спецкурса является освоение студентами практически всех тем дисциплины гражданского права, I и II частей.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности юриспруденция (5)

    Учебно-методический комплекс
    Тема: Понятие и виды адвокатской деятельности по законодательству РФ Право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ). Понятие и признаки адвокатской деятельности.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности юриспруденция (11)

    Учебно-методический комплекс
    Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»: Комментарий в схемах и табл./ А.С.Емельянов. – Тюмень: ТюмГУ, 1 , - 140 с.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности юриспруденция (4)

    Учебно-методический комплекс
    Целью курса «Основы защиты информации» является ознакомление студентов с некоторыми практическими приемами информационных атак и техническими методами защиты информации,
  5. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности юриспруденция (10)

    Учебно-методический комплекс
    6. Процессуальное оформление обращений субъектов права апелляционного и кассационного обжалования. Судебные постановления судов апелляционной и кассационной инстанции,
  6. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности юриспруденция (1)

    Учебно-методический комплекс
    Жилищное право как самостоятельная отрасль права. Понятие и виды жилищных правоотношений. Специфика метода отрасли. Правовой статус участников жилищных правоотношений (нанимателя, собственника и т.
  7. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности юриспруденция (2)

    Учебно-методический комплекс
    В курсе «Социальная защита отдельных категорий граждан» студентами рассматриваются отношения, возникающие в связи с компенсацией и минимизацией последствий социального риска (инвалидность, воздействие радиации вследствие радиационных
  8. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности юриспруденция (6)

    Учебно-методический комплекс
    По условиям договора расчеты должны производиться через 30 дней после заключения договора между сторонами. Причем ОАО "Спринт" свои обязательства выполнило, поставив кабель КГЭ –ХЛ-6 и КГЭ-ХА-6 согласно условий договора.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности юриспруденция (8)

    Учебно-методический комплекс
    РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОБЩИЕ ИНСТИТУТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ТОРГОВОГО ПРАВА Тема 1. Понятие международного торгового права Определение международного торгового права.

Другие похожие документы..