Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности юриспруденция

ВАРИАНТ 3

Задачи

1. Забастовочный комитет объединения «Северуголь» без каких-либо переговоров с администрацией объявил забастовку шахтеров.

9 сентября 2003 г. трудовые коллективы пяти шахт из восьми, входящих в объединение, прекратили работу. Генеральный директор объединения Соколов Т. 14 сентября 2003г. обратился в районный суд по месту нахождения дирекции объединения с заявлением на действия коллегиального органа (забастовочного комитета), просил признать их незаконными и взыскать ущерб, причиненный объединению в результате забастовки.

Как решается проблема подведомственности и подсудности при рассмотрении данного конфликта?

2. Прокурор предъявил иск о лишении Долина В. родительских прав в отношении его дочери Ани, 15 лет. Суд, рассмотрев дело с участием представителя органа опеки и попечительства, иск прокурора удовлетворил. Долин, Аня и ее мать в рассмотрении и разрешении дела участия не принимали.

В протоколе судебного заседания и в решении суда прокурор указан в качестве истца.

Какие ошибки допущены по делу?

Определите процессуальное положение всех названных лиц.

3. На возмещение каких расходов имеют право свидетель, эксперт, специалист и переводчик:

1. связанных с проездом к месту заседания суда:

а) на автобусе;

б) на метро;

в) на маршрутном такси;

г) по поездах дальнего следования;

д) на пригородных поездах;

е) на самолетах;

ж) на иных средствах передвижения;

2. страховых платежей по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте;

3. расходов по договору возмездного оказания гостиничных услуг (найму жилого помещения):

а) в гостинице «3 звезды»;

б) в гостинице «5 звезд»;

в) в неаттестованных гостиницах;

г) в общежитиях;

д) в иных жилых помещениях;

4. расходов по бронированию гостиниц;

5. на выплату суточных;

6. на сохранение заработной платы по месту работы:

а) заработной платы в полном размере;

б) среднего заработка;

7. на получение денежной компенсации по месту работы;

8. по получение денежной компенсации за отвлечение от обычных занятий;

9. на получение вознаграждения за исполнение обязанности свидетеля;

10. на получение вознаграждения за исполнение обязанности эксперта;

11. на получение вознаграждения за исполнение обязанности специалиста;

12. на получение вознаграждения за исполнение обязанности переводчика.

ПЛАНЫ И ЗАДАЧИ

к практическим занятиям в период экзаменационной сессии (4 часа)

Тема 1. ИСК (2 часа)

План

  1. Понятие иска, его элементы. Виды исков.

  2. Право на иск. Исковое заявление и предъявление иска.

  3. Защита интересов ответчика.

  4. Обеспечение иска.

Литература:

Ванеева Л.А. Реализация конституционного права граждан СССР на судебную защиту в гражданском судопроизводстве. Владивосток, 1983.

Вершинин А.П. Выбор способа защиты гражданских прав. – СПб, 2000.

Гурвич М.А. Учение об иске. М.: ВЮЗИ, 1981.

Добровольский А.А., Иванова С.А. Основные проблемы исковой формы защиты права. М., 1979.

Жилин Г.А. Цели гражданского судопроизводства и их реализация в суде первой инстанции. М., 2000.

Кожухарь А.Н. Право на судебную защиту в исковом производстве. Кишинёв, 1989.

Курс советского гражданского процессуального права. Т. 1. м., 1981.

Осокина Г.Л. Иск (теория и практика). М.: Городец, 2000.

Осокина Г.Л. Курс гражданского судопроизводства России. Общая часть. Томск, 2002.

Щеглов В.Н. Иск о судебной защите гражданского права. Томск, 1987.

Правовые ситуации.

1

Определите, к какому виду относятся иски, проанализируйте приведённые иски по их элементам:

1. Шорохов Р. обратился в суд с иском против редакции газеты «Трибуна» и журналиста Фролова о компенсации морального вреда, причинённого ему публикацией статьи «Грязь на белых халатах».

В исковом заявлении истец сослался на то, что изложенные в статье журналистом сведения не соответствуют действительности и порочат его честь и достоинство, в связи с чем ему причинён моральный вред.

2. Прокурор обратился в суд с заявлением в интересах несовершеннолетнего Завьялова В., против его матери Завьяловой С.А. о признании всех совершённых ею сделок, связанных с приватизацией квартиры и её обменом, недействительными. В исковом заявлении, прокурор указал, что Завьялова С.А. – наниматель трехкомнатной квартиры приватизировала её в октябре 2001 г., не включив в число собственников проживающего с нею несовершеннолетнего сына. В ноябре 2001 г. Завьялова С.А. заключила договор мены данной квартиры на однакомнатную квартиру, которая принадлежала Кошкаровой П.

3. Иск Алексеева Г. против Снегерёва В. о предоставлении ему права пользования проездом через садовый участок и запрещении ответчику чинить препятствия.

Обращаясь в суд, истец сослался на то, что его садовый участок не имеет выхода на проезжую дорогу, а владелец соседнего участка поставил высокий забор, вследствие чего семья истца лишена возможности, беспрепятственно проходить по тропинке, пролегающей через участок ответчика.

4. Петров Л. предъявил иск против Петровой З. о снижении размера алиментов, указав, что после вынесения решения его материальное положение ухудшилось, так как он стал пенсионером и по состоянию здоровья не может больше работать.

2.

Супруги Роговцевы проживали в жилом доме, который был подарен Роговцеву Б. в 1997г. его родителями. В 2000г. Роговцева О. предъявила в суд иск о расторжении брака, разделе совместно нажитого имущества и признании за ней права собственности на жилой дом. Она ссылалась на то, что подаренный дом находился в ветхом состоянии и реально был восстановлен за счёт денег её родителей. Одновременно она заявила требование о выселении Роговцева Б. из дома ввиду его недостойного поведения, которое отрицательно сказывается на воспитании детей.

Укажите, что такое соединение исковых требований? Какие из заявленных требований могут рассматриваться одновременно?

Определите возможные действия судьи по соединению и разъединению исковых требований.

3.

Симоненко Н. Купил у Устинова К. автомашину. При оформлении документов обнаружилось, что купленная Симоненко автомашина похищена у Иванова Д., в связи с чем она была изъята у него и возвращена собственнику. Симонеко Н. обратился в суд против Иванова Д. с требованием о взыскании стоимости машины. Судья отказал в принятии искового заявления на том основании, что оно предъявлено к ненадлежащему ответчику.

Правильны ли действия судьи?

Обладает ли Симоненко Н. способностью для обращения с иском? Назовите условия обращения с иском?

4.

Малеина Р.Н. в мае 2001 г. обратилась в суд с иском о расторжении брака и разделе имущества, приобретённого в период нахождения её в браке с Малеиным О.Г.

В числе имущества была указана приватизированная квартира общей площадью 60м2 и машина «Лада». Судья отложил разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения.

В июле этого же года истица обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что ответчик, получив копию искового заявления, самоуправно вставил в дверь одной из комнат квартиры новый замок, и не пускает её в эту комнату, а также не отдаёт ей единственный ключ от гаража, в котором находится машина.

Исходя из того, что действия Малеина могут привести к затруднениям, связанным с исполнением решения, она просила суд обеспечить иск и обязать ответчика не менять замки в их квартире, вернуть ей ключи, и поставить машину на прежнее место в гараж, поскольку по её сведениям, машина в данное время в гараже отсутствует.

Судья, рассмотрев заявление, вынес определение, которым отказал в удовлетворении её просьбы, поскольку закон не предусматривает тех мер обеспечения иска, о применении которых она ходатайствует.

Вместе с тем судья без вызова ответчика вынес определение, в котором содержался запрет ответчику совершать действия, связанные с куплей – продажей автомашины.

Правильно ли поступил судья? Назовите меры по обеспечению иска? Возможна ли замена одной меры обеспечения иска другой.

5.

Дорофеев Р. и Полунина Г., имеющие детей от первого брака, решили объединиться в одну семью и в декабре 2000 года зарегистрировали свои отношения в органе ЗАГСа.

После регистрации брака супруги с обоюдного согласия произвели обмен занимаемой площади, в результате чего их семья стала проживать в трёхкомнатной квартире. В мае 2001г. Полунина Г. обратилась в суд против Дорофеева с иском о признании брака недействительным. В заявлении она сослалась на то, что ответчик зарегистрировал с ней брак не имея намерения создать семью, с единственной целью улучшить в результате обмена свои жилищные условия за её счёт. При рассмотрении дела ответчик иск не признал.

Суд в удовлетворении иска отказал, прейдя к выводу, что их брак в момент заключения не был фиктивным и ни каких целей, кроме целей создания семьи и совместного воспитания детей, не преследовал. Вместе с тем, суд признал, что семья Дорофеевой Р. и Полунина Г. распалась, дальнейшая совместная жизнь стала невозможной, и потому вынес решение о расторжении брака.

Определите вид иска и его элементы, сравните иск с судебным решением по данному делу. Имело ли место изменение иска? Укажите, какую ошибку допустил суд? Вправе ли суд (судья) изменить иск?

6.

Тихонов Ю. обратился в суд против Митиной А. с иском об изменении договора найма жилого помещения и разделе занимаемой ими трёхкомнатной квартиры. При этом он просил закрепить за ним изолированную комнату размером 14,6 кв. м., а Митиной с сыном передать две другие изолированные комнаты, размером 15,7 кв. м. и 12,6 кв. м.

Митина А. предъявила встречный иск о принудительном обмене, в результате которого Тихонов Ю. должен был переехать в комнату размером 15,2 кв. м., в коммунальной квартире, а Митина с сыном – в двухкомнатную квартиру.

В судебном заседании Тихонов возражал против рассмотрения встречного иска, ссылаясь на то, что копия встречного искового заявления ему не вручалась и, что о предложенном варианте обмена он узнал только в настоящем судебном заседании. Истец полагал, что оснований для отказа в удовлетворении его иска у суда не имеется, так как организация, которой принадлежит жилой дом, против раздела квартиры не возражает. Сам он, ни каких действий, которые давали бы основания для применения принудительного обмена, не совершал.

Суд отказал в удовлетворении первоначального иска и удовлетворил

встречный иск Митиной А.. При этом суд сослался на то, что жилищные условия Тихонова Ю. таким образом не нарушены.

Каковы условия принятия встречного иска? Как должен был поступить судья, получив в день рассмотрения дела встречный иск?

Назовите средства защиты против иска. Определите природу и обоснованность возражений Тихонова Ю. против встречного иска?

  1. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности юриспруденция (7)

    Учебно-методический комплекс
    Гражданское право. Теоретической базой изучения данного спецкурса является освоение студентами практически всех тем дисциплины гражданского права, I и II частей.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности юриспруденция (5)

    Учебно-методический комплекс
    Тема: Понятие и виды адвокатской деятельности по законодательству РФ Право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ). Понятие и признаки адвокатской деятельности.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности юриспруденция (11)

    Учебно-методический комплекс
    Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»: Комментарий в схемах и табл./ А.С.Емельянов. – Тюмень: ТюмГУ, 1 , - 140 с.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности юриспруденция (4)

    Учебно-методический комплекс
    Целью курса «Основы защиты информации» является ознакомление студентов с некоторыми практическими приемами информационных атак и техническими методами защиты информации,
  5. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности юриспруденция (10)

    Учебно-методический комплекс
    6. Процессуальное оформление обращений субъектов права апелляционного и кассационного обжалования. Судебные постановления судов апелляционной и кассационной инстанции,
  6. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности юриспруденция (1)

    Учебно-методический комплекс
    Жилищное право как самостоятельная отрасль права. Понятие и виды жилищных правоотношений. Специфика метода отрасли. Правовой статус участников жилищных правоотношений (нанимателя, собственника и т.
  7. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности юриспруденция (2)

    Учебно-методический комплекс
    В курсе «Социальная защита отдельных категорий граждан» студентами рассматриваются отношения, возникающие в связи с компенсацией и минимизацией последствий социального риска (инвалидность, воздействие радиации вследствие радиационных
  8. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности юриспруденция (6)

    Учебно-методический комплекс
    По условиям договора расчеты должны производиться через 30 дней после заключения договора между сторонами. Причем ОАО "Спринт" свои обязательства выполнило, поставив кабель КГЭ –ХЛ-6 и КГЭ-ХА-6 согласно условий договора.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности юриспруденция (8)

    Учебно-методический комплекс
    РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОБЩИЕ ИНСТИТУТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ТОРГОВОГО ПРАВА Тема 1. Понятие международного торгового права Определение международного торгового права.

Другие похожие документы..