Первая половина 2005 года Аналитический доклад Киевского центра политических исследований и конфликтологии

ПЕРВЫЕ
ШАГИ
НОВОЙ
ВЛАСТИ

(первая половина 2005 года)

Аналитический доклад
Киевского центра
политических исследований
и конфликтологии

КИЕВ
Июнь 2005 года

© Киевский центр политических исследований и конфликтологии, 2005.

.ua

Содержание

Философия новой власти (вместо предисловия)

Общее резюмедоклада

Основные социально-экономические
и политические тенденции

1. Изменения в общественном мнении.
Основные тенденции первой половины 2005 года

2. Реализация программных задач в экономике.
Основные социально-экономические тенденции
первых месяцев 2005 года

3. Внешнеполитическая стратегия новой власти

4. Медиа-политикаправящего режима

5. Стратегия новой власти по организации парламентских выборов
2006 года. Расхождения в целевых установках партнеров
по правящему блоку. Создание Народного союза
«Наша Украина» (НСНУ).

6. Позиция власти в отношении реформы политической системы

7. Разногласия в правящем лагере

8. Антикоррупционная кампания

9. Кадровая политикановой власти

10. Действия правящего режима в отношении к оппозиции

11. Политика власти в церковном вопросе

12. Позиция власти в языковом вопросе

13. Межэтническая ситуация

Возможные сценарии развития политической
и социально-экономической ситуации
в 2005 и в начале 2006 года

Список сокращений

Философия новой власти
(вместо предисловия)

Говорят, что меня якобы интересует политическая мораль. Да что вы,
разве я мистик?

Cтанислав Ежи Лец

Есть ли, вообще, у новой власти философия, на которую ориентируются ее лидеры? Словом «философия» мы, само собой, обозначаем не философскую систему, а некий набор принципов и взглядов, под который Президент, премьер-министр и министры «под­гоняют», в большей или меньшей степени, свои действия и общее направление поли­тики.

Но, прежде всего, вычтем из действий новой украинской власти всё то, что более или менее характерно для любой команды, пришедшей к власти революционным путём: романтизм и «чувство локтя» команды победителей; осудительный пафос (переходящий в мстительность) по отношению к предшественникам; желание всё начать «с чистого листа»; карьеризм и непрофессионализм; попытки «тянуть одеяло на себя»; но главное — необходимость добиться победы на парламентских выборах-2006, не допуская гиперинфляции и выполняя при этом хотя бы часть обещаний, которые так щедро раздавались во время президентской избирательной кампании.

Что после этого окажется «в сухом остатке»?

Поскольку новая власть представляет собой конгломерат различных политических сил, объединившихся ради достижения победы, то трудно ожидать от неё приверженности единой философии. Ведь победу одержала не какая-то одна партия или блок партий, объединённых более или менее общей идеологией. Даже БЮТ — в этом смысле, далеко не единая группировка, а уж «Наша Украина» — тем более, и достаточно очевидно, что взгляды, скажем, В.Ющенко и А.Мороза, Ю.Тимошенко и А.Кинаха или П.Порошенко не только не совпадают, но даже не обязательно близки.

Поэтому, вместо того, чтобы искать «общий знаменатель», попытаемся рассмотреть взгляды нескольких ведущих представителей власти, как они представляются стороннему наблюдателю.

Виктор Ющенко

Нынешний президент Украины, безусловно, декларирует некую политическую философию, и более того, стремится претворить ее в жизнь. Но в чем она состоит? В чём содержательная сторона его политической философии? Ясно же, что не только в том, что «власть должна быть лакеем у народа» или «не потрібно вчити яблуню родити, потрібно відігнати від неї свиней».

Представляется, что хотя Виктор Ющенко декларирует целый ряд философских идей, тем не менее, видимо, психологической доминантой всей его политической философии являются воспринятые с детства представления о «правильной, моральной» жизни человека, народа, государства.

Отсюда же, вполне возможно, берет начало его идея о том, как было бы хорошо, если бы все помирились: ветераны Советской армии — с бойцами УПА, православная церковь Московского патриархата — с церковью Киевского патриархата. И как плохо — говорить о каком-то федерализме, который он отождествляет с сепаратизмом. Ведь все мы (так, или примерно так, представляет себе порядок вещей Ющенко) украинцы, все мы живем на одной земле, что же нам делить? Надо, чтобы все любили свою семью, свою Родину… Мы все должны жить единой жизнью, ценить старину, чтить родителей, любить украинскую природу… Семья должна быть крепкой, желательно — большой. Ну, и так далее. В целом — стандартный набор консервативных ценностей в статической картине мира.

Здесь уместна цитата из замечательного испанского социального философа прошлого века Хосе Ортега-и-Гассета:

«Давно пора научиться понимать любое национальное единство как динамическую систему. И чтобы она жила (развивалась), в ней обязательно должны присутствовать как центробежные, так и центростремительные силы».

Идея Ющенко о всеобщем примирении, имея моральное основание, питается, по всей видимости, также и вполне искренними представлениями об отсутствии сущ­ностных культурных различий у разных частей украинского общества. Отсюда — его нежелание признавать наличие раскола страны, так ярко проявившегося во время президентских выборов. Ему, по-прежнему, кажется, что стоит устранить козни прошлой власти, и все причины искусственного, по его мнению, раскола страны ис­чезнут.

Но если такого раскола нет, то и нет необходимости его преодолевать. Не случайно, что по отношению к тем регионам, которые проголосовали против Ющенко, у него сохраняется настороженность, проявляющаяся, среди прочего, в резко негативном отношении к старым элитам этих регионов. Общественное мнение, не питая иллюзий в отношении моральных качеств этой элиты, в то же время чутко реагирует на несвойственный Ющенко сверхжёсткий тон, который он позволяет себе в общении с её представителями.

И, к сожалению, дело не только в тоне. В отношении бизнес- и административных элит промышленных Востока и, в меньшей степени, Юга страны Ющенко практикует философию «прямого действия», что-то вроде: «Я — всенародно избранный Президент и заставлю вас жить так, как мне представляется правильным и справедливым…, никаких поисков компромиссов, никаких переговоров не будет». Идеи, близкие подавляющему большинству населения этих регионов (федерализм, избрание губернаторов населением, повышение статуса русского языка, двойное гражданство с Россией), представляются Ющенко либо враждебными Украине, либо, в лучшем случае, несвоевременными. В итоге — опасный для будущего страны раскол по линии Запад-Центр — Восток-Юг не только сохраняется, но и, в некоторых отношениях, как свидетельствуют опросы общественного мнения, даже усиливается.

Приведём ещё одну цитату из Хосе Ортега-и-Гассета:

«Насилие играет второстепенную роль в процессах централизации. Живым и созидательным началом, направляющим весь ход сплочения, выступает национальная догма, проект совместной жизни».

Не вызывает сомнения, что наряду с сильным консервативным началом политическая философия Ющенко содержит также и целый ряд других элементов, догм и доктрин, нередко плохо совместимых с консервативными установками.

На Западе Ющенко называют «смелым либеральным реформатором». Хотя эта характеристика представляется не вполне соответствующей действительности, тем не менее, очевидно, что среди идей, которыми руководствуется Ющенко, немалую роль занимают праволиберальные (в англосаксонской версии) ценности: уважение права собственности, свобо­да предпринимательства, низкие налоги, невмешательство государства в экономику и т. п.

Однако приверженность этим ценностям в первые месяцы деятельности новой власти вступила в противоречие с обещаниями, данными Ющенко в ходе избирательной кампании, и о них почти не вспоминали. Поиск средств для выплат по социальным обязательствам и популистское потакание идеям социальной справедливости не оставляли места праволиберальным принципам. Отсюда — беспрецедентное давление на крупный бизнес в форме реприватизационных конвульсий и резкое ущемление интересов малого и среднего бизнеса, ослабившееся лишь в начале июня в связи с некоторой корректировкой экономического курса.

Дело в том, что либеральная идеология и желание «сделать людям хорошо» плохо совмещаются даже в западном обществе благоденствия (разрушение хрупкого равновесия во Франции и Германии в последние годы привело к резкому падению доверия к Шираку и Шрёдеру). Учитывая приближающиеся парламентские выборы, приоритет отдан социальному популизму, что уже привело к резкому падению темпов роста экономики и угрожает экономической стагнацией.

В целом, если попытаться дать определение этой части политической философии Ющенко, то, по нашему мнению, её можно было бы назвать специфической версией украинского неоконсерватизма. Вот его основные черты: индивидуализм, приверженность патриархальным ценностям1  — добросовестная работа, почитание старших, любовь к природе (сельский пейзаж) и т.п.; психологическое неприятие техногенной индустриальной экспансии и всего, что так или иначе угрожает перечисленным выше ценностям. Не отсюда ли проистекает порою прорывающееся у него недостаточное понимание менталитета жителей промышленных центров Юго-Востока, которое переносится и на ком­муникативную среду, вне которой немыслима эта «враждебная природе» надстройка, т.е. — на русский язык, на тесные связи с российской экономикой?

* * *

Важную, и может быть, определяющую роль в действиях В. А. играет, по-видимому, его твердое убеждение в том, что он является не просто Президентом Украины, но человеком, призванным определить пути своего народа и повести его за собой. Это свойство принято называть мессианским комплексом, нагружая его исключительно негативными коннотациями. Нам представляется более адекватным в отношении Ющенко говорить не о мессианизме, а, скорее, об ощущении им миссии, высокого предназначения сыграть особую роль в возрождении украинской нации и государства.

Присущее Ющенко чувство миссии, воодушевившее огромное число наших соо­течест­венников, ярко контрастирует с господствовавшим долгое время в украинском обществе узким «прагматизмом». Это чувство сплотило вокруг него миллионы избира­телей — в особенности жителей аграрных областей Центра и Запада Украины, чувствовавших себя покинутыми на произвол судьбы при прежнем руководстве страны. Оно внушило веру в Ющенко и многим предпринимателям, требовавшим равных для всех условий ведения бизнеса (и заодно надеявшимся на то, что в результате «оранжевой» революции будут устранены преграды на пути роста их капиталов). Оно, в самом деле, возвратило людям надежду и придало их жизни новый смысл.

В то же время исповедуемые Ющенко миссионерские подходы содержат скрытые вызовы, о которых нельзя не упомянуть. Вряд ли случайны у Ющенко оговорки о «моем народе, моей нации», вызывающие настораживающие аллюзии. И отсюда же, пожалуй, идет и тезис о «бандитах», которые, дескать, являются единственными врагами Ющенко. В самом деле, если Ющенко является носителем особой миссии, избранным, чтобы примирить весь народ Украины, возродить украинскую нацию, то кто же может быть против этого? Только бандиты…

Любой носитель миссии призван куда-то вести свой народ. Знает ли Ющенко, куда он хочет вести?

Пожалуй, примерно знает. И хотя Ющенко пока не дал достаточно развёрнутого ответа на этот вопрос, по совокупности всего сказанного можно догадываться, что речь идёт о некоем весьма противоречивом синтезе: украинского патриархального идеала счастливой жизни (для частного лица и семьи), праволиберальной идеологии (для общества) и интеграции в Новую Европу  (для государства).

Характерно, что о технологии достижения этого идеала Ющенко говорить не склонен. Все его программные заявления — это не более чем намерения улучшить жизнь в том или ином отношении, но никак не предложение, скажем, реформировать систему так, чтобы достичь этих целей, чтобы те или иные злоупотребления стали невозможны или хотя бы затруднены.

Вероятно, отсюда, в частности, идет и его неприятие политической реформы. Можно предположить, что и административная реформа Бессмертного приведёт к тому, что Ющенко предложит «посоветоваться с народом», еще подумать..., и тем дело кон­чится.

* * *

Реализовать «украинскую мечту», как её, видимо, понимает Ющенко, при поддержке России — нереально2, поэтому мы должны стать частью Европы. Причём такой Европы, которая не слишком рьяно вмешивалась бы в нашу самобытность. В этом смысле кризис европейской конституции — как раз то, что нужно. Итак, внешнеполитическая цель — стать полноправным членом ЕС, желательно — побыстрее. Учитывая внутренние проблемы ЕС, для того, чтобы достичь этой цели, нужно заручиться мощной поддержкой.

Есть два претендента на роль лоббиста Украины в ЕС — США и Старая Европа (Франция, Германия). Но заполучить в союзники Старую Европу можно лишь, не вступая в непосредственную конфронтацию с Россией. Ясно, что старая Европа не станет портить отношения с Россией ради интеграции Украины в ЕС. А для самой России не очень ясно, зачем помогать Украине в этом деле.

Конечно, Старая Европа сама могла бы в принципе взять на себя роль лоббиста Украины, если бы Украина, хотя бы робко, выступила в роли партнёра именно Старой Европы в её конкуренции с США, что для Ющенко по целому ряду причин неприемлемо. Так что выбор в пользу США как единственного лоббиста, похоже, уже сделан. А непосредственную работу будет выполнять Польша, которая, кроме представительства интересов США в ЕС, имеет, конечно, и свои резоны включиться в работу по лоббированию интеграции Украины в ЕС.

  1. Программа дисциплины «Экономические и политические проблемы постсоветского пространства» для направления 032301. 65 (2)

    Программа дисциплины
    освоение курса предполагает предварительное знакомство студентов с содержанием учебных дисциплин: “Политико-экономическая география мира”, “Новые угрозы глобального развития” и “Международные политические институты и организации”.
  2. Программа дисциплины «Экономические и политические проблемы постсоветского пространства» для направления 032301. 65 (3)

    Программа дисциплины
    дать студентам целостное представление о сумме объективных политических и социально – экономических взаимовлияющих процессов, одновременно находящихся под воздействием широкой гаммы внешних факторов и тенденций, проходящих на постсоветском пространстве.
  3. Программа дисциплины «Экономические и политические проблемы постсоветского пространства» для направления 032301. 65 (4)

    Программа дисциплины
    «Процесс формирования СНГ, базовые документы. Эволюция СНГ: этапы, достижения, проблемы. Экономическое, политическое и военное сотрудничество в рамках СНГ.
  4. «Экономические и политические проблемы постсоветского пространства»

    Пояснительная записка
    Учебная дисциплина «Экономические и политические проблемы постсоветского пространства» относится к разряду «стыковых» курсов, сочетающего проблематику международных, политологических, экономических и страноведческих дисциплин с привлечением
  5. Анализ упоминаемости в сми ромир и конкурентов Обзор сми за 08 февраля 2010 год

    Анализ
    1,5 млн автомобилей, согласно прогнозам Европейской ассоциации бизнеса, будет продано в России в 2010 году против 1,4 млн в 2009-м в случае успешности госпрограмм.
  6. Российский центр обучения избирательным технологиям при центральной избирательной комиссии российской федерации (1)

    Документ
    Необходимо читать «В избирательную комиссию г. Орла поступили жалобы от уполномоченных кандидата на пост орловского мэра от партии "Единая Россия" по поводу ряда публикаций в газетах "Орловская искра" и "Красная строка".
  7. Российский центр обучения избирательным технологиям при центральной избирательной комиссии российской федерации (10)

    Документ
    Электронный дайджест публикаций средств массовой информации по выборной тематике подготовлен на основании информации, обработанной при помощи Программного комплекса информационно-поисковой системы Российского центра обучения избирательным
  8. Анализ упоминаемости в сми ромир и конкурентов Обзор сми за 15 февраля 2010 год

    Анализ
    Более 80% россиян намерены отпраздновать в этом году День святого Валентина, который к тому же выпадает на воскресенье. Таковы результаты социологического опроса, проведенного аналитическим холдингом РОМИР.
  9. Анализ упоминаемости в сми ромир и конкурентов Обзор сми за 01 марта 2010 год

    Анализ
    Жители Новосибирска перестают бояться ухудшения личного финансового положения, оптимистично настроены люди до 35 лет. Расходы на одежду, белье и обувь составляют от 9 до 13 % от бюджета домохозяйства.

Другие похожие документы..