Программа деятельности на 2009-2011 гг. Санкт-петербург

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ

ОТДЕЛ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ

И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

ПРОГРАММА

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА 2009-2011 гг.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2008

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение

  1. Описание Отдела

  1. Реализованные Отделом программы

  1. План мероприятий на 2009-2011 гг.

  1. Бюджет мероприятий на 2009-2011 гг.

  1. Приглашение к сотрудничеству

  1. Завершающее слово.

  1. Введение

Сейчас, как никогда, России необходимо быть целостным организмом, нести в себе национальную идею, чтобы суметь оградиться от внешней опасности и решать внутренние проблемы, которые так или иначе появляются с течением времени.

     За период атеистического существования в нашей стране произошел отрыв от исторических корней, что в настоящее время привело общество к отсутствию традиционных духовных ценностей. Утрата этой преемственности, этой опоры, эта неукоренненость нашей культуры послужили образованию и развитию в нашей стране различных социальных патологий, в том числе и "религиозных организаций" - сект, которые существуют и действуют за счет иностранных инвестиций. Данные негативные явления, проникая во все сферы жизни общества, не минуя и Вооруженные Силы, подрывают государственный суверенитет. Наша пассивность является прекрасной почвой для их развития.
      На протяжении практически всей своей истории Россия находила в вере в Бога силы противостоять всем тяготам, справляясь с внутренними и внешними проблемами в органическом единстве с Русской Православной Церковью, кроме которой ни одна общественная организация не смогла объединить в себе такое количество людей, действительно желающих единства, взаимопомощи, стремления к созиданию и добру.

Понятие Военного духовенства появилось уже давно. Уже Карл Великий заботился о том, чтобы при войске находилось достаточное число духовных лиц.

Военное духовенство - священнослужители, приписанные непосредственно к воинским частям для духовного окормления военнослужащих.

С возникновением регулярных армий военное духовенство получило прочную организацию и образовало самостоятельное ведомство.

Хотя священнослужители с древности сопровождали русские войска в походах, институционально военное, а также морское духовенство в России стало оформляться лишь в начале XVIII века.

В допетровской Руси духовные лица временно прикомандировывались к полкам патриаршим приказом или непосредственным распоряжением царя. При Петре Великом с 1706 года с приходов стал взиматься особый сбор – подможные деньги в пользу полковых священников и флотских иеромонахов. По Воинскому уставу 1716 года при каждом полку должен был состоять священник, в военное время подчиненный полевому обер-священнику действующей армии, а по Уставу морской службы 1720 года на каждый корабль назначался иеромонах (иногда назначались бессемейные священники из белого духовенства), а во главе морского духовенства ставился обер-иеромонах флота. В мирное время духовенство сухопутных войск находилось в подчинении архиерея той епархии, где был расквартирован полк, т.е. не было объединено в особую корпорацию.

Положение военного духовенства стало постепенно улучшаться после того как Екатерина II повелела строить специальные церкви для гвардейских полков, а также предоставила военным священникам право получения побочных доходов от треб для гражданского населения.

По Воинскому уставу 1797 года во главе всего военного и морского духовенства был поставлен обер-священник армии и флота которому было поручено «главное начальство» над полковыми священниками в административном и судебном отношениях. Первый обер-священник армии и флота протоиерей П. Я. Озерецковский имел право прямого доклада императору, минуя Синод, а также право непосредственного сношения с епархиальными архиереями.

В 1801 году, по смерти императора Павла I, военное и морское духовенство было лишено автономии и подчинено Синоду. Для военного духовенства было установлено регулярное жалованье с начислением пенсии после 20 лет службы, что значительно повысило уровень содержания военного духовенства по сравнению с приходским.

С 1801 по 1819 год существовала особая армейская семинария для подготовки военного и морского духовенства.

В 1816 году была учреждена должность 2-го обер-священника для Главного штаба Его Величества и гвардии (с 1844 года - Главного штаба, гвардии и гренадеров), в 1840 году – 3-го обер-священника Особого Кавказкого корпуса, которому с 1846 года подчинялись также церкви казачьих линейных войск на Северном Кавказе (в 1867 году последние перешли в ведение епископа Ставропольского и Кавказского).

В соответствии с именным указом Николая I от 6 декабря 1829 года должность полкового священника приравнивалась к чину капитана. Правовое положение военного и морского духовенства оставалось достаточно неопределенным до конца царской России: неоднократно законодательно прописанное двойное подчинение военных и морских священников своему духовному начальству и военному командованию, в ведении которого состояло окормляемое конкретным священником подразделение, не было разъяснено ни в одном из нормативных документов.

В 1853 году обер-священники по своим административным полномочиям были фактически уравнены с епархиальными архиереями: им была предоставлена известная дисциплинарная власть над военными священниками, а также право назначать и увольнять священно- и церковнослужителей военного ведомства без особого разрешения Синода. Ведомство обер-священников расширялось путем присоединения к нему значительною числа неподвижных церквей, прежде состоявших в ведении епархий. В 1858 году все обер-священники были переименованы в главных священников.

В 1883-1888 годах произошло объединение военного и морского духовенства под управлением одного главного священника.

Правовое и материальное положение военного и морского духовенства регулировалось высочайше утвержденным 21 декабря 1887 года Положением о новых служебных правах и окладах содержания военному духовенству. Главный священник (протопресвитер) был приравнен к генерал-лейтенанту, протоиерей – к полковнику (до этого времени они имели права генерал-майора и майора соответственно). Полковой священник получил практически полный капитанский рацион: жалованье в сумме 366 рублей в год, столько же столовых, не считая других видов довольствия. За выслугу устанавливались прибавки к жалованью: за 10 лет службы в военном ведомстве – 25 % от жалованья, за 20 лет – половина жалованья. Военному и морскому духовенству предписывалось безвозмездно совершать все требы для чинов своего полка.

12 июня 1890 года высочайше утверждено Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств. Учреждалось звание протопресвитера военного и морского духовенства, в ведении которого находились все церкви полков, крепостей, военных госпиталей и учебных заведений, за исключением Сибири, где дальность расстояний делала неизбежным их подчинение епархиальным архиереям. При протопресвитере учреждалось духовное правление, которое играло ту же роль, что духовная консистория при епархиальном архиерее, в подчинении правлению стоял разветвленный управленческий аппарат, существенно усложнившийся в годы Русско-Японской и Первой Мировой войн. Таким образом, протопресвитер был во многих отношениях уравнен в правах и функциях с епархиальными архиереями. Однако, его ведомство, в отличие от епархий, не имело постоянной и обозримой территории, а представители военного и морского духовенства были поставляемы в сан ближайшими епископами, поскольку протопресвитер, не будучи архиереем, не имел права совершать хиротонию, он лишь избирал кандидатов. Также епархиальные архиереи имели право надзора за военным и морским духовенством, служившим в пределах их епархий, осуществляли церковный суд над военными священниками.

В 1899 году был введен образовательный ценз для Военного и морского духовенства – в ведомство протопресвитера брали лишь лиц с академическим образованием или окончивших семинарию по первому разряду.

1-11 июля 1914 года в Санкт-Петербурге проходил 1-й Всероссийский съезд военного и морского духовенства с участием 49 священников. В июле 1917 года на 2-м съезде был утвержден принцип выборности всех лиц управленческого аппарата.

В случае необходимости в царской России в воинские части назначались римо-католические священники (капелланы, состоявшие в ведении адм. декана), евангелические пасторы, мусульманские муллы (особенно в казачьих землях) и представители буддийского духовенства.

16 января 1918 институт военного и морского духовенства в русской армии был ликвидирован приказом Народного Комиссариата по военным делам. Из армии было уволено 3700 священников.

В 1891 г. Ведомство протопресвитера военного и морского духовенства включало всего 907 храмов, из них 12 соборов, 806 полковых церквей, в частности 12 крепостных, 24 госпитальных, 10 тюремных, 6 портовых, 3 домовых, и 34 при разных учреждениях.

В состав Ведомства входили 1 протопресвитер, 106 протоиереев, 337 иереев, 2 протодиакона, 55 диаконов, 68 псаломщиков. Всего– 569 духовных лиц, из которых 29 закончили духовные академии, 438 - духовные семинарии, а 102 имели училищное и домашнее образование.

Ведомство издавало периодические издания, такие как журнал «Вестник военного духовенства» (с 1890 года; в 1911-1917 годах – «Вестник военного и морского духовенства», в 1917 году – «Церковно-общественная мысль. Прогрессивный орган военного и морского духовенства»).

Продолжая исторические традиции военного духовенства, на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г были приняты Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, которые определили вектор церковно-государственных взаимоотношений, подчеркнув, что «задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать не только в достижении чисто земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви». Согласно Концепции, важными областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются: духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание народа; христианское попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений; труды по профилактике правонарушений, духовное окормление находящихся в заключении.

Необходимо отметить, что в настоящее время мир, отодвинув на второй план угрозу ядерной катастрофы, столкнулся лицом к лицу с проблемой международного терроризма. Террор явление не новое, но сегодня он приобрел некоторые новые черты. Если в прошлом террористы выбирали объектом покушений носителей или представителей государственной власти, то ныне они стремятся достичь своих целей массовыми убийствами мирных жителей. В прошлом действовали террористы-одиночки или организации, существовавшие в национальных рамках. Теперь терроризм выступает как международная организация, объявившая войну сразу нескольким государствам, в том числе и нашему.

Совершенно понятно, что Русская Церковь, которая всегда была со своим народом, не может оставаться безучастной к вызовам нынешнего времени. Тем более что фанатический экстремизм позиционирует себя как борьбу за религиозно-нравственные идеалы в противовес современному секуляризованному миру. Голос Церкви со словом о Христовой любви должен зазвучать ныне с особой силой, особенно в военной среде, чтобы дать человеку, носящему погоны, дополнительную опору в его служении, пока к нему не придет осознание, что эта опора главная и вечная.

Созданный в 1995 г. Синодальный Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями сегодня по преимуществу занимается строительством отношений с министерствами и ведомствами, в состав которых входят войска и воинские формирования, а также координационной, методической и организационно-правовой работой в сфере взаимодействия с органами военного управления.

Свою    деятельность    Отдел    осуществляет    на    основе Священного Писания и Священного предания,   канонов и правил святых апостолов, Святых Вселенских, Поместных и Архиерейских Соборов и святых отцов, постановлений своих Поместных Соборов, Канонического устава об управлении Русской Православной Церкви, а  также настоящим Уставом,   который   утверждается Священным Синодом   Русской   Православной   Церкви.   Деятельность   Отдела
осуществляется в соответствии с    законодательством Российской Федерации, законодательством стран нахождения   его структурных подразделений.

В соответствии с Уставом Отдела основными направлениями его работы являются:

— координация взаимодействия священноначалия и духовенства с военным руководством и воспитательными структурами по вопросам реализации соглашений и программ двухстороннего церковно-государственного сотрудничества;

— оказание практической и методической помощи командованию и органам воспитательной работы войск в подготовке и проведении исследований религиозной ситуации в воинских коллективах и районах дислокации войсковых частей;

— забота о пастырском окормлении православных военнослужащих, как в местах их постоянной дислокации, так и во время командировок в районы выполнения служебно-боевых задач, в том числе в составе миротворческих контингентов в Абхазии, на Северном Кавказе и Таджикистане;

— участие в мероприятиях историко-патриотической и религиозно-нравственной тематики в рамках подготовки и проведения Дней воинской славы (победных дней) России, знаменательных и юбилейных дат и событий отечественной истории, истории видов и родов Вооруженных Сил, силовых ведомств;

— представление Русской Православной Церкви в контактах с руководством различных структур Вооруженных Сил и других ведомств, имеющих в своем составе войска и воинские формирования, а также министерств и ведомств, ответственных за правоохранительную деятельность и содержание людей в местах лишения свободы;

— информирование Святейшего Патриарха и Священного Синода о событиях и мероприятиях, происходящих в сфере деятельности Вооруженных Сил и правоохранительных учреждений и представляющих интерес для Русской Православной Церкви.

Отдел имеет разветвленную структуру, работая по пяти направлениям, которые условно можно обозначить так: «Армия», «Милиция», «Тюрьма», «Остальные структуры» и «Издательско-миссионерское направление». Каждое направление имеет свои секторы работы, соответствующие силовым структурам. Так, армейское направление имеет секторы по работе с видами и родами войск: СВ, ВМФ, ВВС, РВСН, ВДВ, ГОМУ ГШ (ПВО, ДА входят в сектор ВВС, а КВС и ЯТК в сектор РВСН).

  1. Программа развития школы-интерната №289 с углубленным изучением предмета «физическая культура» на 2007-2011 г. Санкт-Петербург

    Программа
    Настоящая программа определяет концепцию развития школы-интерната и основные направления деятельности по её реализации. Нормативно правовая база для разработки программы нашего ОУ: Закон РФ «Об образовании»; Закон РФ об основных гарантиях
  2. «Противодействие коррупции в исполнительных органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009-2011 годы»

    Документ
    Разработка проекта федерального закона о внесении изменений в пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в части установления гражданскому служащему запрета участвовать
  3. Окружная целевая программа «через качество образования к развитию человеческого потенциала» на 2009 2011 годы

    Программа
    Окружная целевая программа «Через качество образования – к развитию человеческого потенциала» на 2009 – 2011 годы утверждена на заседании коллегии Северного окружного управления образования 23 октября 2008г.
  4. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения гимназия №1 г о. Самара на 2009-2012 гг. (новая редакция)

    Программа
    Программа утверждена 27 августа 2009 года на заседании Совета МОУ гимназия № 1 г.о. Самара (протокол № 5-09 от 27 августа 2009 г.). Новая редакция Программы – сделана в 2010 году в связи с появлением новых документов, определяющих
  5. Анализ работы гоу цо №1462 Образовательная программа и программа развития. Реализация программы развития. Программа развития Центра образования была рассчитана на 2009-2011 год

    Образовательная программа
    Выполняется план курсовой подготовки и повышения квалификации учителей (87%), в том числе овладение педагогами информационно-коммуникативными технологиями (60%); обучение администрации по вопросам управления качеством образования и
  6. Программа развития системы образования московского района Санкт-Петербурга

    Программа
    Программа развития системы образования Московского района Санкт- Петербурга на 2010-2015 гг. «Социокультурная модель Петербургской школы» (далее – Программа)
  7. Программа развития системы образования Василеостровского района Санкт-Петербурга

    Программа
  8. Программа развития гимназии №49 приморского района санкт-петербурга на 2011-2015 год

    Программа
    Конституция Российской Федерации; Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 и Концепция проекта нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  9. Программа развития образования школы №303 на 2011-2016 гг. Санкт-Петербург

    Программа
    Программа развития Государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №303 с углубленным изучением немецкого языка имени Фридриха Шиллера разработана на основе прогноза социально-экономического развития

Другие похожие документы..