Областная целевая программа антикризисных мер для поддержки занятости населения липецкой области на 2009 год

НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Программа антикризисных мер для поддержки занятости населения Липецкой области на 2009 год (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ N 1089 от 31 декабря 2008 года "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".

Разработка Программы обусловлена необходимостью решения проблем занятости населения области, возникших в условиях мирового финансового кризиса, а также для координации усилий участников рынка труда и согласованности их действий при реализации мероприятий по поддержке занятости населения, снижению напряженности на рынке труда.

С октября 2008 года под воздействием мирового финансового кризиса наметились негативные явления в реальном секторе экономики и прежде всего в черной металлургии, что создает дополнительные риски как для бюджета, так и для практически всех составляющих экономики и сфер жизни общества, в том числе на рынке труда.

В результате спада производства, произошедшего в IV квартале 2008 года, снизилась динамика роста ВРП в целом по году. По оценке, он в 2008 году составит 102,6% к предыдущему периоду, в то время как этот показатель в 2007 году составлял 107,7%. По прогнозным оценкам, в случае неблагоприятного развития ситуации, в 2009 году объем ВРП может составить 94 - 96%.

Индекс физического объема металлургического производства в 2008 году составил 96% к предыдущему периоду, при том что удельный вес металлургии в общем объеме производства составляет более 60%. В области оно представлено такими крупными предприятиями, как ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат", ОАО "ЛМЗ "Свободный Сокол".

По прогнозу в 2009 году в первую очередь в зоне риска окажутся металлургия, обрабатывающие производства, строительство.

Ухудшение ситуации в этих отраслях может существенно отразиться на рынках труда гг. Липецка, Ельца, Грязинского, Липецкого и других районов.

Ежегодно в органы службы занятости населения за содействием в трудоустройстве обращается более 50 тыс. чел., из них более 80% ежегодно трудоустраиваются при содействии службы занятости.

В 2008 году увеличилось число обращений в службу занятости незанятых граждан: если за 2007 год обратилось по вопросу трудоустройства 52,5 тыс. чел., то за 2008 год - более 55,0 тыс. чел. Весь рост числа обращений пришелся на IV квартал 2008 года и с октября по декабрь составил 10 тыс. чел.

В 2009 году ожидается значительный рост обращений граждан в службу занятости, по прогнозной оценке, численность ищущих работу граждан составит более 80 тыс. чел.

Численность безработных на конец 2008 года составила более 6 тысяч чел. и по сравнению с началом года увеличилась более чем на 1000 чел.

Уровень безработицы за декабрь вырос с 0,8% до 1,0%, а на ряде территорий области уровень безработицы значительно превышает среднеобластной: в городе Ельце (1,4%), в районах: Данковском (2,4%), Измалковском (2,1%), Усманском (1,9%), Елецком (1,7%), Краснинском (1,4%), Долгоруковском (1,2%), Становлянском (1,3%).

По прогнозной оценке, численность зарегистрированных безработных в 2009 году в среднемесячном исчислении составит не менее 8 тыс. чел., а уровень безработицы - более 1,3%.

Численность занятых в экономике области в 2007 году, по сравнению с 2003 годом, сократилась на 20,9 тыс. чел. (3,8%) и на начало 2008 года составила 535,5 тыс. чел. Преобладающая часть занятого населения области сосредоточена на крупных и средних предприятиях, в 2008 году на них работали 342,0 тыс. человек.

За 9 месяцев 2008 года с крупных и средних предприятий уволено по различным причинам 76,4 тыс. чел., из них 67,3 тыс. чел. (88,1%) уволены по собственному желанию, 3,3 тыс. чел. (4,3%) - в связи с сокращением численности работников, принято 73,7 тыс. чел., в том числе на новые рабочие места принято 4,6 тыс. чел.

С октября 2008 года активизировались процессы увольнения граждан в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата. Всего в органы службы занятости в 2008 году подано списков на высвобождение 7,2 тыс. чел., что на 40% больше, чем в 2007 году. По прогнозной оценке, в 2009 году будет высвобождено около 10 тысяч человек.

Большинство работодателей воздерживаются от массовых высвобождений работников и принимают меры по сохранению трудовых коллективов. Среди таких мер - перевод работников в режим неполного рабочего времени.

Численность работающих в режиме неполного рабочего времени на крупных и средних предприятиях области, по оценке, в 2009 году может составить около 15 тыс. чел.

Анализ ситуации с занятостью населения показал, что в 2009 году значительно возрастет численность граждан, уволенных с предприятий области по различным причинам, а также не полностью занятых на основной работе, что потребует дополнительных мер по содействию их занятости, одной из которых является организация временных общественных работ.

В среднем по области на одну заявленную в службу занятости вакансию приходится более двух ищущих работу граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, не занятых трудовой деятельностью.

Значительно снизилось число свободных рабочих мест на предприятиях области, так как многие работодатели прекратили прием на работу или отозвали заявленные ранее в службу занятости вакансии.

Потребность предприятий и организаций в рабочей силе, по данным, представленным в органы службы занятости населения, по состоянию на 01.01.2009 составила 2,9 тыс. вакансий. В дальнейшем их число может сократиться, что значительно увеличит напряженность на рынке труда региона.

Анализ ситуации, складывающейся на рынке труда, показывает, что наиболее острой проблемой является обеспечение занятости граждан, потерявших работу и находящихся под риском увольнения.

В области принимаются дополнительные меры по стабилизации ситуации на рынке труда.

Проводится работа по обеспечению соблюдения трудового законодательства в отношении работающих граждан, высвобождаемых работников, а также работников, находящихся под риском увольнения. Для выезда на предприятия, при возникновении сложной ситуации, создана группа оперативного реагирования, в которую входят специалисты службы занятости и инспекции по труду.

Поддержка малого бизнеса в области осуществляется в рамках областной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Липецкой области, на реализацию которой в 2008 году направлено 21,5 млн. руб. На условиях софинансирования Программы за последние три года привлечено 16 млн. руб. из федерального бюджета.

В условиях финансового кризиса, во исполнение Плана антикризисных мер, проводимых администрацией области, принято решение об усилении мер поддержки малого и среднего бизнеса.

Увеличена государственная поддержка молодых начинающих предпринимателей с 2 млн. руб. до 10 млн. руб., расширен круг ее получателей. Будут созданы областной гарантийный фонд и фонды микрозаймов в каждом районе.

Создана рабочая группа по выработке мер для сдерживания роста безработицы и соблюдения трудового законодательства в сфере оплаты труда под руководством заместителя главы администрации области.

В целях упреждения нарушений законодательства при проведении увольнений работников, повышения уровня информированности получателей государственных услуг, в том числе высвобождаемых работников, во всех центрах занятости населения организованы консультационные пункты по вопросам трудового законодательства и содействия трудоустройству, телефоны "горячей линии".

По прогнозной оценке, ситуация на рынке труда в 2009 году будет складываться следующим образом:

продолжатся процессы увольнения граждан в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата, в связи с чем около 10 тыс. чел. потеряют работу. Кроме того, более 90 тыс. чел. будут уволены по другим причинам с предприятий области и тоже будут нуждаться в содействии государственных органов;

увеличится численность работающих в режиме неполного рабочего времени до 15 тыс. чел.;

число свободных рабочих мест на предприятиях и в организациях области сократится, что значительно увеличит напряженность на рынке труда региона;

количество обращений граждан в службу занятости возрастет на 60% и составит около 90 тыс. чел., а их трудоустройство осложнено снижением свободных рабочих мест;

в 2009 году статус безработного будут иметь 28 тыс. чел.

Решение программными методами ключевых проблем в сфере занятости, вопросов поддержки занятости населения, в том числе граждан, увольняемых с предприятий в связи с финансовым кризисом, обусловлено необходимостью обеспечения взаимодействия и согласованности действий всех заинтересованных сторон, в том числе органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, работодателей и др.

Расчет баланса рабочих мест приведен в приложении 1.

Для недопущения напряженности на рынке труда обеспечения занятости населения в 2009 году необходимо не менее 15 тыс. рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

В области для сохранения рабочих мест и создания новых рабочих мест на 2009 год предусмотрено следующее.

На поддержку и развитие малого бизнеса планируется выделить 216 млн. руб. из областного бюджета в рамках областной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2009 - 2012 гг., в том числе на создание 0,5 тыс. новых рабочих мест предусмотрено выделение 50 млн. руб. Получив такую поддержку во время кризиса, предприниматели смогут сохранить свой бизнес и рабочие места.

На предприятиях особых экономических зон федерального и регионального уровней планируется создать около 1 тысячи новых рабочих мест, на эти цели в рамках инвестиционных проектов будет израсходовано 4,9 млн. руб. средств работодателей.

В настоящее время в особой экономической зоне промышленно-производственного типа федерального уровня "Липецк" зарегистрировано 15 резидентов, действуют два предприятия ООО "ЧСЗ-Липецк" и еще одно планируется ввести в строй в ближайшее время. Объем привлеченных инвестиций составил 35 млрд. рублей.

В 2009 году в ОЭЗ "Липецк" планируется строительство еще 4 заводов. Среди них завод по производству автомобильных шин. Свидетельства о регистрации в качестве резидента особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Липецк" получили компании "АЛУ-ПРО", "Фен-ци", "Солнечная индустриальная компания" и "Энерготехнологии-Липецк". На предприятиях, которые планируют построить эти четыре компании-резидента, будет создано около 250 рабочих мест. Суммарный объем инвестиций - 19,3 млрд. рублей.

На создание 0,8 тыс. рабочих мест в сфере торговли планируется выделение 8,1 млн. руб. из местных бюджетов и 60,4 млн. руб. средств работодателей.

В агропромышленном комплексе планируется создание 0,9 тыс. рабочих мест. В этих целях предусмотрено выделение в рамках национальных проектов 705,7 млн. руб. из федерального бюджета, а также 366,9 млн. руб. - областного бюджета, 5869,0 млн. руб. - средств работодателей.

На создание 0,3 тыс. рабочих мест в сфере ЖКХ, строительства, промышленности планируется выделение 1,2 млн. руб. из местных бюджетов и 27,8 млн. руб. средств работодателей. Кроме того, в 2009 году возможно дополнительное выделение средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в объеме около 1 млрд. рублей, что позволит сохранить 8,9 тыс. рабочих мест в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Несмотря на принимаемые в области меры, планируемых к введению рабочих мест недостаточно для обеспечения занятости граждан.

Поэтому для организации временных оплачиваемых общественных работ планируется в рамках Программы создать 4,6 тыс. рабочих мест, из них 300 мест - для стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы.

Кроме того, дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения области, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. С учетом сложившейся ситуации на рынке труда прогнозируется снижение на 21,6% (с 12,6 тыс. человек до 9,9 тыс. человек) численности иностранных работников, прибывших в Липецкую область.

  1. Областная целевая программа реализации дополнительных мероприятий, направленных на повышение уровня занятости населения липецкой области в 2010 году

    Программа
    В целях повышения уровня занятости граждан, снижения напряженности на рынке труда и в соответствии с Уставом Липецкой области администрация Липецкой области постановляет:
  2. Информаци я о выполнении областного трехстороннего соглашения на 2009-2011 годы между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области по итогам 2009 года

    Документ
    1.1.Проводят активную политику по созданию благоприятных условий хозяйствования, предпринимательской деятельности, увеличению объема валового регионального продукта, укреплению экономического и финансового положения организаций, повышению
  3. Программа социально-экономического развития грязинского муниципального района липецкой области на 2009 2012 годы

    Программа
    Рассмотрев принятую в первом чтении Программу социально-экономического развития Грязинского муниципального района на 2009 - 2012 годы, в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления
  4. Информаци я о выполнении областного трехстороннего соглашения на 2009-2011 годы между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области за 2010 год

    Документ
    1.1.Проводят активную политику по созданию благоприятных условий хозяйствования, предпринимательской деятельности, увеличению объема валового регионального продукта, укреплению экономического и финансового положения организаций, повышению
  5. Инвестиционная стратегия Липецкой области на период до 2020 года

    Реферат
    Число официально зарегистрированных безработных (по данным Управления труда и занятости Липецкой области). Число зарегистрированных преступлений (по данным УВД Липецкой области)
  6. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за апрель 2009 года (1)

    Информационный бюллетень
    Как сообщила Глава Министерства экономического развития Эльвира Набиуллина на заседании Президиума Правительства, данное предложение прозвучало во время обсуждения антикризисных мер с руководящим составом партии «Единая Россия» и сейчас
  7. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за апрель 2009 года (2)

    Информационный бюллетень
    Как сообщила Глава Министерства экономического развития Эльвира Набиуллина на заседании Президиума Правительства, данное предложение прозвучало во время обсуждения антикризисных мер с руководящим составом партии «Единая Россия» и сейчас
  8. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за май 2009 года

    Информационный бюллетень
    Общества с ограниченной ответственностью, даже если они работают на УСН, обязаны вести бухгалтерский учет и представлять отчетность в общеустановленном порядке.
  9. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за февраль 2009 года

    Информационный бюллетень
    Позитивные для предпринимателей законы, одобренные депутатами обеих палат Парламента и подписанные Президентом России Д. Медведевым, скоро перестанут «простаивать» по причине неготовности соответствующих подзаконных актов, необходимых

Другие похожие документы..