Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовно-процессуальные функции» Для направления 021100

Тема 3 - 5

1. Халиулин А.Г. Осуществление функции уголовного преследования прокуратурой России. Кемерово, 1998.

2. Адаменко В.Д. Субъекты защиты обвиняемого. Красноярск, 1991.

3. Бекетов М.Ю. Следователь органов внутренних дел и милиция: взаимодействие при расследовании преступлений. М.,2004.

4. Ворончихин М.А. Правовая культура субъектов уголовного преследования. Ижевск, 2004.

5. Гаврилов С.Н. Адвокат в уголовном процессе. М., 1996.

6. Еникеев З.Д. Угловное преследование. Уфа. 2000.

7. Козубенко Ю.В. Уголовное преследование СПб. 2006.

8. Игнатов С.Д. Адвокат и его деятельность в уголовном судопроизводстве России. Ижевск. 2005.

9. Кречетова Л.В. Защитник в уголовном процессе. Оренбург. 2000.

10. Азаров В.А., Ревенко Н.И., Кузембаева М.М. Функция предварительного расследования в истории, теории и практики уголовного процесса России. Омск. 2006.

11. Руководство для государственных обвинителей. / под ред. О.Н. Коршуновой. СПб. 2003.

12. Семин А.В, Кузнецова Н.В. Обеспечение возмещения вреда, причиненного преступлением. Ижевск. 2003.

13. Татьянин Д.В. Реабилитация в уголовном процессе России. М. 2009.

Тема 6-7.

1. Батуев Н.В. Решения Конституционного Суда Российской Федерации в механизме уголовно-процессуального регулирования. Ижевск, 2003.

2. Лебедев В.М. Судебная власть в современной России. СПб. 2001.

3. Лазарева В.А. Судебная власть и ее реализация в уголовном процессе. Самара. 1999.

4. Бозров В.М. Современные проблемы российского правосудия по уголовным делам в деятельности военных судов (вопросы теории и практики). Екатеринбург. 1999.

5. Муратова Н.Г. Система судебного контроля в уголовном судопроизводстве. Казань. 2004.

6. Азаров В.А., Таречко И.Ю. Функция судебного контроля в истории, теории, практике уголовного процесса России. Омск. 2004.

7. Гуськова А.П. Муратова Н.Г. Судебное право: история и современность судебной власти в сфере уголовного судопроизводства. М. 2005.

8. Рябцева Е.В. Правосудие по уголовным делам. М. 2008.

9. Абашева Ф.А. Осуществление правосудия в составе уголовно-процессуальных функций. Ижевск. 2007.

10. Бунина А.В. Приговор суда как акт правосудия. Его свойства. Оренбург. 2006.

11. Лупинская П.А. Решения в уголовном судопроизводства: теория, законодательство и практика. М. 2006.

12. Рябинина Т.К. Нравственные начала уголовного процесса. Курск. 2007.

13. Зинатуллин Т.З. Нравственные основы уголовно-процессуальной деятельности. Ижевск. 2007.

13. Тенсина Е.Ф. Производство у мирового судьи по уголовным делам частного обвинения. Ижевск. 2008.

Программы семинарских занятий

Тема 1. Понятие и система уголовно-процессуальных функций.

  1. Понятие и содержание уголовной политики государства. Уголовно-процессуальная политика современной России, ее характеристика. Назначение современного российского уголовного судопроизводства.

Тема 2. Сущность, социальная ценность, и классификация уголовно-процессуальных функций.

1. Дискуссионные проблемы уголовно-процессуальных функций.

2. Задачи уголовного процесса.

3. Дефиниция уголовно-процессуальной функции.

4. Виды уголовно-процессуальных функций.

5. Классификация уголовно-процессуальных функций.

Тема 3. Функциональная деятельность участников уголовного судопроизводства в досудебных стадиях.

  1. Функциональная характеристика деятельности следователя. Следователь как участник уголовного процесса со стороны обвинения.

  2. Роль оперативно-розыскных мероприятий, процессуальных и следственных действий по раскрытию преступлений в осуществлении функции уголовного преследования. Проблема взаимодействия следователя с оперативно-розыскными службами правоохранительных органов.

  3. Основные этапы осуществления функции обвинения. Основания для формирования первоначального обвинения. Дискуссия о содержании основания для формулирования обвинения.

  4. Сущность и функциональное содержание деятельности дознавателя и органа дознания.

  5. Обвинительная деятельность субъектов дознания. Иные направления деятельности субъектов дознания. Виды дознания.

  6. Понятия направлений деятельности функций и полномочий прокурора в уголовном процессе. Функции и полномочия прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса.

  7. Решение задач по конкретной теме.

Тема 4. Уголовно-процессуальная функция защиты в уголовном судопроизводстве.

1. Правовое значение общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся прав личности и их обеспечение в уголовном процессе России.

2. Право обвиняемого, подозреваемого на защиту. Необходимость дальнейшего рассмотрения, углубления данного права и его обеспечение. Несовершеннолетний обвиняемых по подозреваемым. Реабилитация невиновного. Защита и защитник в уголовном процессе.

3. Понятие защиты в уголовном процессе. Защитник как субъект осуществляющий функцию защиту, его процессуальные отношения с государственными органами – субъектами обвинения. Участие защитника как гарантия конституционных прав и охраняемых законом интересов обвиняемого и подозреваемого. Вопрос о моменте принятия защиты. Последствия к принятию защиты.

4. Задержание и заключение под стражу подозреваемого, и реализация их право на защиту. Производство отдельных следственных действий: особенности защиты при производстве отдельных следственных действий. Защита интересов подозреваемого, обвиняемого при рассмотрении судом ходатайств органов предварительного расследования о заключении под стражу, продление сроков содержания под стражу, производство отдельных следственных действий.

Тема 5. Разрешение уголовного дела и осуществление правосудия – как уголовно-процессуальная функция.

  1. Разрешение уголовного дела как уголовно-процессуальная функция. Законодатель о разрешении уголовного дела.

  2. Соотношение разрешения уголовного дела с функцией осуществления правосудия по уголовным делам.

  3. Понятие, содержание и значение правосудия по уголовным делам. Формы осуществления правосудия.

  4. Содержание приговора суда. Требования, предъявляемые к судебному приговору.

  5. Функция правосудия при апелляционном, кассационном и надзорном пересмотре судебных приговоров.

Оценка работы студентов на практических (семинарских) занятиях

Общее количество баллов за один рубеж – 25.

Максимальное количество баллов за контрольную рубежную работу – 16 баллов.

Посещение лекций – 1 балл (При отсутствии пропусков и опозданий. Пропуски по уважительной причине должны быть подтверждены и отработаны).

Выполнение письменных заданий при подготовке в семинарским занятиям (конспекты монографий, научных статей, решение задач) – 2 балла.

Посещение практических (семинарских) занятий – 1 балл при наличии удовлетворительных ответов и дополнений – 1 балл; при наличии хороших ответов и дополнений – 2 балла; при наличии отличных ответов и дополнений - 3 балла.

Перечень тем для подготовки к 1 рубежному контролю.

  1. Понятие, система и классификация уголовно-процессуальных функций.

  2. Функции уголовного преследовании в современной функциональной характеристике уголовного процесса России.

  3. Функциональная характеристика деятельности следователя.

  4. Сущность и функциональное содержание деятельности дознавателя и органа дознания.

  5. Роль оперативно-розыскных мероприятий, процессуальных и следственных действий по раскрытию преступлений в осуществлении функции уголовного преследования.

  6. Понятие направления деятельности, функций и полномочий прокурора в уголовном процессе РФ.

  7. Особенности процессуального положения прокурора в суде первой инстанции, в зависимости от формы судебного разбирательства.

  8. Задача на определение подследственности и подсудности уголовного дела.

  9. Составить алгоритм деятельности прокурора по поддержанию государственного обвинения в суде первой инстанции по конкретному уголовному делу.

Перечень тем для подготовки ко 2 рубежному контролю.

  1. Участие адвоката защитника в стадии предварительного расследования.

  2. Процессуальное положение адвоката-защитника в суде первой инстанции.

  3. Предлагается конкретная фабула уголовного дела по которой студен должен составить адвокатское досье.

Перечень тем для подготовки к 3 рубежному контролю.

  1. Студентам предлагается проанализировать обвинительный заключение (обвинительный акт) и определить:

- подсудность,

- состав суда,

- формы судебного разбирательства.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ»

для всех форм обучения

  1. Роль оперативно-розыскных мероприятий, процессуальных и следственных действий по раскрытию преступлений в осуществлении функции уголовного преследования.

  2. Обеспечение следователем всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств уголовного дела.

  3. Проблема взаимодействия следователя с оперативно-розыскными службами правоохранительных органов.

  4. Обвинение основное средство осуществления функции уголовного преследования.

  5. Место обвинения в различных типах и формах уголовного судопроизводства.

  6. Соотношение понятий «подозрение» и «обвинение» в совершении преступления.

  7. Сущность и функциональное содержание деятельности дознавателя и органа дознания.

  8. Прокурорский надзор за соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

  9. Профилактика (предупреждение) преступлений как уголовно-процессуальная функция: понятие, содержание, значение.

  10. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел.

  11. Процессуальное положение прокурора в стадии судебного разбирательства уголовных дел.

  12. Предъявление и (или) поддержание прокурорам гражданского иска по уголовным делам.

  13. Особенности реализации прокурором своих полномочий в суде с участием присяжных заседателей.

  14. Возмещение причиненных преступлениями вреда как уголовно-процессуальная функция: понятие, содержание, значение.

  15. Особенности реализации прокурором своих полномочий при производстве по делам несовершеннолетних.

  16. Особенности реализации прокурором своих полномочий при производстве в порядке гл. 40; 41 УПК РФ.

  17. Правозащитная функция прокурора.

  18. Полномочия судебной власти в досудебном производстве.

  19. Проверка судом законности и обоснованности проведения оперативно-розыскных мероприятий при выявлении и расследовании преступлений.

  20. Правовое значение общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся прав личности и их обеспечение в уголовном процессе России.

  21. Европейский Суд по правам человека, его практика в механизме обеспечения прав, охраняемым законом интересов личности в уголовном судопроизводстве.

  22. Роль Постановлений, Определений Конституционного суда РФ в обеспечении прав и законных интересов личности в уголовном процессе России.

  23. Уголовное преследование как уголовно-процессуальная функция: понятие, содержание, значение.

  24. Понятие защиты в уголовном процессе. Защитник как субъект осуществляющий функцию защиты, его процессуальные отношения с государственными органами – субъектами обвинения.

  25. Проблемы гарантий обеспечения независимости защитника в уголовном процессе, его личной неприкосновенности.

  26. Задержание и заключение под стражу подозреваемого, и реализация их право на защиту.

  27. Участие защитника как гарантия конституционных прав и охраняемых законом интересов обвиняемого и подозреваемого.

  28. Производство отдельных следственных действий: особенности защиты при производстве отдельных следственных действий.

  29. Особенности защиты по отдельным категориям уголовных дел.

  30. Актуальные проблемы участия защитника при предварительном слушании.

  31. Участие защитника при предварительном слушании.

  32. Актуальные проблемы участия защитника при производстве по уголовным делам в судах апелляционной и кассационной инстанциях.

  33. Разрешение уголовного дела и осуществление правосудия – как уголовно-процессуальные функции.

  34. Понятие, содержание и значение правосудия по уголовным делам.

  35. Формы осуществления правосудия. Осуществление правосудия единолично и коллегиально.

  36. Особенности судебного разбирательства по отдельным категориям уголовных дел.

  37. Требования, предъявляемые к судебному приговору.

  38. Функция правосудия при апелляционном, кассационном и надзорном пересмотре судебных приговоров.

Темы курсовых работ по спецкурсу

«Уголовно процессуальные функции»

  1. Правовая природа и социальная ценность уголовно-процессуальная ценность уголовно-процессуальных функций

  2. Реализация функций обвинения государственным обвинителем

  3. Осуществление правосудия как уголовно-процессуальная функция.

  4. Реализация функции защиты в суде второй инстанции

  5. Свободная тема по выбору студента

Методические указания для преподавателей

по курсу «Уголовно-процессуальные функции»

Общие методические указания для преподавателей

по подготовке и чтению лекций

1. Детально разработав структуру и содержание курса, целесообразно разработать отдельные наиболее предпочтительные методы обучения и формы самостоятельной работы обучающихся, адекватные виды лекционных и семинарских занятий.

2. При изложении лекционного материала обучающимся строго следовать программе курса в изложении дидактических единиц, указанных в Госстандарте в соответствующих вопросах к излагаемой темы лекции. Дидактические единицы должны присутствовать в вопросах выносимых на тестирование, а также вопросах экзамена, зачета.

3. Необходимо предусмотреть развитие форм и методик осуществления самостоятельной работы, позволяющих обучающимся завершить изучение учебной дисциплины и сформировать профессиональное юридическое мировоззрение.

4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

5. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у обучающихся ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

  • изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

  • логичность, четкость и ясность в изложении материала;

  • возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности обучающихся в ходе лекции;

  • опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

  • тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью обучающихся.

6. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания учащихся наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций учащимися младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

7. Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике приемы изложения лекционного материала, их дидактические и воспитательные возможности, а также их роль в структуре учебного процесса.

При выстраивании лекционного курса по «Уголовно-процессуальному доказыванию» преподаватель должен учитывать, что процесс обучения включает в себя аудиторные занятия с (лекции, семинары), консультации, иные виды контроля, а также самостоятельную работу студентов.

Лекции носят в основном проблемный или обзорно-консультативный характер, которые читаются, как правило, по всем разделам курса. При этом первая лекция является установочной. В ходе анализа проблем предварительного расследования преподаватель должен заострять внимание студентов на том факте, что целью является исследование проблем предварительного расследования с учетом личностного подхода и поиск путей их решения. При этом необходимо демонстрировать связи и преемственность отраслей теоретического блока научной юриспруденции, т.е. теории государства и права, уголовного и уголовно-процессуального права, международного права и др.

Методические указания для преподавателей по проведению семинарских (практических) занятий по дисциплине «Уголовно-процессуальные функции» и студентов при подготовке к семинарским занятиям.

Семинары проводятся в учебных группах по узловым и наиболее сложным темам с целью углубленного изучения студентами теоретических проблем курса и привития навыков научного анализа правовых явлений.

Практические занятия проводятся в учебных группах по большинству тем курса. На них отрабатывается умение провести юридический анализ конкретных ситуаций, возникающих в практике и применения органов прокуратуры, принять основанные на законе решения, а также правильно подготовить акты прокурорского реагирования и другие документы. Текущий контроль полученных студентами знаний включает следующие компоненты: индивидуальные (в отдельных случаях групповые) собеседования, контрольные письменные работы, выполнение программных заданий, проведение тестирование для определения остаточных знаний по ряду тем. Итоговым контролем является промежуточный зачет и экзамен. Цель которого – проверка теоретических знаний студентов и навыков применения этих знаний при решении ситуаций, возникающих в процессе предварительного расследования по уголовным делам. В процессе преподавания применяются комплекс традиционных и современных интенсивных (активных) форм и методов обучения, в том числе проблемный подход, метод разрешения конкретных проблемных ситуаций. Семинарские занятия проводятся в форме дискуссий, обмена мнениями и анализа допускаемых на практике ошибок, а также правонарушений. Для этого необходимо:

- ознакомиться с заданием к семинарскому занятию, определить примерный объем работы по подготовке ним;

- ознакомиться с перечнем законодательных и иных актов, литературных источников, рекомендуемых для изучения;

- при ответах на вопросы и решении задач, необходимо внимательно прочитав их текст, попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой на соответствующую правовую норму.

Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, тексты правовых актов, литературные источники, а также документы конкретных актов правоприменения. За ответы выставляются оценки по пятибалльной системе.

Обсуждение каждого вопроса, задачи обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает собственную позицию, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты.

Общие методические указания для преподавателей

по проведению экзамена

Контроль знаний осуществляется в виде экзамена. Основой для получения экзамена служит раскрытие основных понятий уголовно-процессуальных функций.

При контрольной оценке знаний студентов преподаватель должен придерживаться общих рекомендаций:

1. При проведении собеседования с обучающимися в виде экзамена важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний обучающихся;

2. Проверка, контроль и оценка знаний обучающегося, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности;

3. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и обучающегося.

Основное оборудование по дисциплине

п/п

Наименование оборудования

Кол-во

Примечание

(сведения о наличии, необходимости обновления, приобретения)

Не предусмотрено

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовно-процессуальное доказывание» для специальности 021100 юриспруденция

    Учебно-методический комплекс
    понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы предварительного расследования» для специальности 021100 юриспруденция (для всех форм обучения) (1)

    Учебно-методический комплекс
    понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы предварительного расследования» для специальности 021100 юриспруденция (для всех форм обучения) (2)

    Учебно-методический комплекс
    понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коммерческое право России» для специальности 021100 «Юриспруденция» инаправления 521400 «Юриспруденция» Составители (2)

    Учебно-методический комплекс
    - понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коммерческое право России» для специальности 021100 «Юриспруденция» инаправления 521400 «Юриспруденция» Составители (1)

    Учебно-методический комплекс
    - понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Право социального обеспечения» для специальности 021100 «Юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Юрист должен уметь решать зада­чи, соответствующие его квалификации и квалификационным тре­бованиям, указанным в п.1.3 настоящего государственного об­разовательного стандарта.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине гражданское процессуальное право для специальности прикладная информатика в юриспруденции + юриспруденция Составители

    Учебно-методический комплекс
    знать правовое положение участников гражданского процесса; исковое производство; доказывание и доказательства в гражданском процессе; стадии рассмотрения и разрешения гражданского дела; приказное производство, заочное производство,
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовный процесс» для специальности 030501 юриспруденция (1)

    Учебно-методический комплекс
    Программа учебной дисциплины «Уголовный процесс» предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки выпускников по специальности «Юриспруденция», рассчитана на 140 часов (из них 68 – практические занятия) для
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Уголовное право" Нижний Новгород 2010

    Учебно-методический комплекс
    Дать обучающимся развернутое представление об уголовном законодательстве как главном содержании правовой основы борьбы с преступлениями и преступностью.

Другие похожие документы..