Учебно-методический комплекс по дисциплине

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

“ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ”

для специальности «Юриспруденция» (по ОКСО - 03.05.01)

и направления «Юриспруденция» (по ОКСО - 03.05.00)

Составитель:

старший преподаватель кафедры гражданского права Трищенков А. А.

Рассмотрено и переутверждено на заседании кафедры гражданского права

«06» сентября 2011 г.

Заведующий кафедрой гражданского права доцент, к.ю.н. В.Н. Черняев:

Подпись: _______________________

Согласовано с методической комиссией ИПСУБ УдГУ «___»__________ 2011 г.

Председатель методической комиссии ______________________________________

Подпись: _________________

г. Ижевск, 2011

Перечень материалов, входящих в учебно-методический комплекс

  1. Извлечение из ГОС ВПО по специальности (направлению подготовки)

  1. Рабочая программа по дисциплине

  1. Планы семинарских и практических занятий

  1. Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские и практические занятия

  1. Пакет контрольных заданий для текущей и промежуточной аттестации

  1. Методические указания по выполнению учебно-исследовательских работ

I. Требования к уровню подготовки студента завершившего изучение дисциплины “Право интеллектуальной собственности”

по специальности «Юриспруденция» и направлению «Юриспруденция»

В рамках специальности и направления «юриспруденция» юрист получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции.

Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.

Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины “Право интеллектуальной собственности”.

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:

  1. обладать теоретическими знаниями о предмете права интеллектуальной собственности как подотрасли гражданского права, содержании интеллектуальных прав, порядке их реализации и защиты, особенностях защиты прав, связанных с интеллектуальной собственностью;

  2. знать правовое положение участников отношений по использованию интеллектуальной собственности, особенности возникновения, осуществления, изменения, прекращения прав на интеллектуальную собственность, то есть объекты авторского права, патентных прав и другие результаты интеллектуальной деятельности, прав на товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров и другие средства индивидуализации охраняемые законом; особенности владения, пользования, распоряжения этими специфическими объектами гражданских правоотношений, в том числе особенности договорного регулирования отчуждения исключительного права и выдачи лицензий; особенности охраны прав правообладателей как в части применения гражданско-правовых средств защиты, так и в части применения административного и уголовного законодательства, как оснований для использования в дальнейшем гражданско-правовых средств защиты имущественных прав правообладателя; уметь анализировать и решать юридические проблемы в сфере отношений по использованию интеллектуальной собственности;

  3. иметь представление о роли и месте права интеллектуальной собственности как подотрасли гражданского права в правовой системе Российской Федерации, о роли науки права интеллектуальной собственности;

  4. обладать навыками анализа нормативных правовых актов, являющихся источниками права интеллектуальной собственности.

ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

Спецкурс “Право интеллектуальной собственности” является дисциплиной по выбору. Во главу курса “Право интеллектуальной собственности” поставлены основные положения гражданско-правовой науки, выработанные ею и проверенные многолетней практикой применения правовые институты и категории, связанные с правовой защитой прав различных субъектов на объекты интеллектуальной собственности, научный анализ их законодательного оформления как в действующем, так и в предшествующем правопорядке, а по возможности и в других правовых системах. Такой подход отражен в настоящей рабочей программе, подготовленной с учетом современного развития законодательства в сфере интеллектуальной собственности.

Понятие "интеллектуальная собственность" было впервые введено в международные правовые документы в 1967 г. Стокгольмской конвенцией, учредившей ВОИС - Всемирную организацию интеллектуальной собственности (однако уже в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. в аналогичном значении употреблялся термин "результаты интеллектуального творчества").

В соответствии со ст. 2 этой Конвенции понятие интеллектуальной собственности включает в себя все права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. Таким образом, основу интеллектуальной собственности составляют авторское и патентное право, однако они не исчерпывают это понятие, поскольку сюда же относится право на промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, ноу-хау, знаки обслуживания.

Термин "интеллектуальная собственность" применяется в правовой доктрине развитых стран и в международно-правовых соглашениях, однако внутреннее законодательство большинства зарубежных стран не содержит понятия интеллектуальной собственности.

В России права авторов произведений, изобретений и т.д. рассматривались в качестве разновидности права собственности еще в XIX в. Однако сам термин "интеллектуальная собственность" вошел в законодательство в 1990 г. при принятии Закона "О собственности в РСФСР".

В настоящее время понятие интеллектуальной собственности получило конституционное закрепление. Так, ст. 44 Конституции РФ хотя и не раскрывает его содержания, но гласит, что "интеллектуальная собственность охраняется законом". В ст. 71 Конституции сказано, что правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к ведению Российской Федерации.

Фиксация права интеллектуальной собственности в Конституции РФ означает, что государство принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам эффективные средства защиты этого права. С точки зрения гарантий свободы творчества существенное значение имеет то обстоятельство, что творческой деятельностью можно заниматься как на профессиональной, так и на любительской основе. Любые виды творчества охраняются и поддерживаются государством. Гарантированная Конституцией свобода творчества предполагает также создание эффективной правовой системы охраны прав на результаты творческой деятельности.

Основой современного права интеллектуальной собственности в Российской Федерации является, прежде всего, вступившая в действие с 1 января 2008 г. ч. IV Гражданского кодекса РФ. Кроме того, в состав законодательства, действующего по вопросам интеллектуальной собственности, входят многочисленные подзаконные акты, регулирующие различные вопросы регистрации прав на интеллектуальную собственность Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатентом).

Помимо гражданско-правовых мер воздействия к нарушителю могут применяться и уголовно-правовые нормы, устанавливающие уголовную ответственность за наиболее серьезные виды нарушений прав обладателей исключительных прав на результаты творческой деятельности и средства индивидуализации (например, принуждение к соавторству или плагиат). Не исключено применение и мер административного воздействия (например, обращение в вышестоящие по отношению к нарушителю органы или конфискация контрафактных экземпляров таможенными органами). Правоохранительные органы могут также принять срочные оперативные меры по временному, до полного разрешения спора судом, аресту контрафактных экземпляров.

Интеллектуальная собственность является объектом ряда международных соглашений, важнейшим из которых является Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности 1967 г. Кроме того, был заключен ряд международных соглашений, посвященных отдельным составляющим интеллектуальной собственности и которые будут рассмотрены ниже.

Особенность права интеллектуальной собственности состоит в том, что традиционное право собственности кореллирует с материальным характером объектов этого права, тогда как интеллектуальная собственность оперирует понятием исключительных прав в отношении неких нематериальных объектов. Экономическая функция интеллектуальной собственности такая же, как и обычного права собственности. Однако юридический инструментарий, применяемый для защиты прав интеллектуального собственника, другой. Так, например, интеллектуальный собственник не может истребовать свою вещь в натуре, поскольку самой вещи не существует.

Интеллектуальная собственность представляет собой не только один из наиболее значимых правовых институтов, но и является достаточно острой проблемой современного общественного развития в связи с высоким уровнем незаконного использования охраняемых правом результатов интеллектуальной деятельности и других нарушений прав интеллектуальной собственности. Наличие эффективной правовой охраны интеллектуальной собственности признано важным условием динамичного развития экономики любой страны, поскольку правильная государственная политика в этой области является стимулирующим фактором подъема творческой деятельности.

Необходимость усиления защиты интеллектуальной собственности в России диктует то обстоятельство, что в настоящее время наша страна готовится к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), одним из условий членства в котором является соблюдение положений, содержащихся в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (к которому Россия также пока не присоединилась).

Настоящая программа предназначена для методического обеспечения чтения спецкурса “Право интеллектуальной собственности”. При подготовке методических материалов ставились следующие цели:

- сформировать у студентов представление о сущности, роли и месте интеллектуальной собственности в современном мире;

- сформировать комплекс знаний о гражданско-правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации товаров;

- установить взаимосвязь системы гражданско-правовой защиты интеллектуальной собственности и охранительных норм административного и уголовного права.

В ходе чтения спецкурса рассматриваются общая характеристика интеллектуальной собственности, особенности таких объектов интеллектуальной собственности, как произведения, охраняемые авторским правом, объекты смежных прав, изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, наименования мест происхождения товаров. Рассматриваются примеры различных правовых ситуаций, в том числе с использованием судебной практики по спорам, связанным с защитой прав на объекты интеллектуальной собственности.

Программа подготовлена на основании действующего законодательства об интеллектуальной собственности, которое включает в себя соответствующие нормы ГК, специальное законодательство, посвященное отдельным объектам интеллектуальной собственности, а также положения международных конвенций о правовой охране интеллектуальной собственности.

Настоящая рабочая программа курса гражданского права основывается на современных терминологических подходах законодателя, выраженных нормах части IV Гражданского кодекса РФ и в нормах действующего законодательства.

В связи с тем, что логика построения всей системы университетского образования основывается на принципе “от общего – к частному”, изучение курса осуществляется на старших курсах обучения студентов. При этом изучение курса основывается на полученных ими знаниях в области общей и особенной части гражданского права, служит для систематизации, углубления и конкретизации полученных знаний в области общественных отношений, связанных с использованием объектов интеллектуальной собственности, служит достижению взаимосвязи между знаниями, полученными в результате изучения таких отраслей, как административное и уголовное право в части действия охранительных норм Общая логика такого изложения позволяет не только более последовательно раскрыть все многообразие отношений, связанных и использованием объектов интеллектуальной собственности, но и более четко систематизировать получаемые студентом знания.

Лекционный материал должен закрепляться на практических занятиях. Именно практические занятия должны привить студентам навыки решения конкретных спорных ситуаций, возникающих при использовании объектов интеллектуальной собственности. В этих целях предлагается использовать «Практикум по гражданскому праву», содержащий казусы для решения. Кроме этого, в связи с неопределенностью действующего законодательства, осуществляется проведение теоретических занятий (семинаров). При этом, теоретические вопросы должны рассматриваться на каждом практическом занятии перед решением казусов и по ходу их решения. В настоящей программе дается основная теоретическая (учебная и научная) литература, в том числе, по соответствующим темам курса, имея в виду, что ознакомление с ней будет спо­собствовать углублению знаний студентов.

Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью зачета, контрольных заданий (работ).

II. Рабочая программа по дисциплине

очная очная заочная заочная заочная очная

нормативные направление нормативные на базе на базе на базе

сроки бакалавриат сроки СПО ВПО СПО

Курс………………………….4 3 5 3 4 3

Семестр……………………...7 5 9 575

Всего аудиторных часов…5252 12 12 18 52

Лекции, час………………...32 32 12 12 18 32

Практич. занятия, час…….202020

Самостоят. работа, час ….

Экзамен (семестр)…………..

Зачет (семестр)……………..75 9 575

  1. Методические указания о структуре, порядке разработки, утверждения и пересмотра Учебно методического комплекса по дисциплинам основных образовательных программ

    Методические указания
    Задача – обеспечение единых требований с точки зрения структурного наполнения и оформления учебно-методических комплексов по всем дисциплинам рабочих учебных планов основных образовательных программ.
  2. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Воробьева Л.В., Воробьев И.Н. Мировая экономика. Учебно-методический комплекс. – Красноярск: Красноярский филиал ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», 2007.
  3. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит» (2)

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе представлены основные разделы дисциплины «Мироваяэкономика», необходимые для успешного усвоения специальных дисциплин в области экономики, статистики и бизнеса, менеджмента и информационных технологий.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов фиид

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс адресован студентам гуманитарных и технических факультетов, изучающих русский язык и культуру речи, а также преподавателям высших учебных заведений.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «гистология с основами эмбриологии» Специальность 050102. 65-Биология Н. В. Алемасова Методические указания студенту для изучения дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    Гистология дает основные понятия о развитии, строении и жизнедеятельности всех тканей живых организмов. Изучение основных стадий эмбрионального развития организмов должно сопутствовать при рассмотрении структуры тканей.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оценка стоимости ценных бумаг»

    Учебно-методический комплекс
    Цели и задачи дисциплины: Курс лекций по дисциплине дает возможность студентам приобрести знания и умения в области экономического моделирования. Основными задачами курса являются:
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине общепрофессиональной подготовки «Теория и методика обучения биологии»

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Теория и методика обучения биологии» позволяет студенту сформировать комплекс знаний, охватывающих теоретическую и практическую подготовку учителя биологии и развивающих способность к выполнению профессиональных задач.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Статистика» для студентов заочной формы обучения по специализации «Коммерция»

    Учебно-методический комплекс
    При переходе к рыночным отношениям роль статистики возрастает. Статистика выступает не только как действенный инструмент анализа рыночной экономики, но и как своеобразный арбитр по оценке условий и результатов ее развития.
  9. Учебно-методический комплекс По дисциплине Дипломатический церемониал и протокол

    Учебно-методический комплекс
    Исторический опыт показывает, что для обеспечения нормальных дипломатических отношений далеко не достаточно одних международно-правовых норм. Очень важно еще и соблюдение определенных церемониальных и протокольных обычаев и правил.
  10. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Статистика» для студентов заочной формы обучения по специализации «Бухгалтерский учет»

    Учебно-методический комплекс
    Для обучения экономистов любой специальности навыкам решения задач, стоящих перед статистикой в рыночных условиях хозяйствования, требуется качественно новый подход к повышению уровня их подготовки.

Другие похожие документы..