Практикум по логике / Под ред. В. В. Журавлева 2-е изд., перераб и допол. М.: Изд-во Моск гуманит ун-та, 2006. 136с

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

А. П. Бойко, А. К. Сковиков

ПРАКТИКУМ ПО ЛОГИКЕ

для студентов высших учебных заведений

второе издание, переработанное и дополненное

Под редакцией

В. В. Журавлева, доктора философских наук, профессора,

заслуженного деятеля науки РФ

Рекомендовано научно-методическим советом

Союза негосударственных вузов г. Москвы и Московской области

в качестве учебного пособия для гуманитарных вузов

Издательство Московского гуманитарного университета

2006

ББК 87.4

Б 77

Рецензенты:

И.А. Герасимова, доктор философских наук, профессор (Институт философии РАН)

В.Л. Васюков, доктор философских наук, профессор

(Институт философии РАН)

Практикум по логике / Под ред. В.В. Журавлева – 2-е изд., перераб. и допол. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. – 136с.

Практикум по логике подготовлен в соответствии с государственным стандартом, учтены особенности преподавания курса «Логика» студентам высших учебных заведений различных специальностей. В практикуме излагаются основы логики, показаны типичные приемы решения задач и занимательных упражнений, решение которых способствует развитию точности, последовательности, доказательности рассуждений.

«Практикум по логике» может быть использован как справочное издание.

ББК 87.4

© А. П. Бойко, А. К. Сковиков, 2006

© Московский гуманитарный университет, 2006

ISBN 5 – 85085-852-0

СОДЕРЖАНИЕ

А. П. Бойко, А. К. Сковиков 1

ПРАКТИКУМ ПО ЛОГИКЕ 1

Упражнение 2 37

ПОСТРОЕНИЕ ТАБЛИЦЫ ИСТИННОСТИ 52

Упражнение 11 53

Упражнение 12 54

Если В, то С 89

Следовательно, если А, то С. 89

НЕПОЗВОЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ
И ОПРОВЕРЖЕНИЯ 129

ПРЕДИСЛОВИЕ

Практикум по логике – цель его заключается в том, чтобы дать конспективное изложение основных вопросов этой науки и закрепить их разрешение практическими заданиями.

Естественно, что курс логики, даже краткий, невозможно основательно изучить за короткий срок, овладение его основами требует определенных усилий, поэтому следует соблюдать последовательность и систематичность в самостоятельной работе, сочетая теоретический материал с решением задач. Если изучающий логику может воспроизвести правила, но не может использовать их в практической работе применительно к конкретным высказываниям, рассуждениям, он их не знает.

Изучение курса требует регулярных и систематических занятий на протяжении всего периода обучения, здесь невозможно, не уяснив предыдущего материала, переходить к последующему разделу. Тема «Умозаключение» покажется непонятной, если не усвоены темы «Понятие» и «Суждение». Раздел «Суждение» можно понять только тогда, когда усвоена тема «Понятие».

Известно, что овладение основами логики без практики невозможно. Решение задач и упражнений избавит от механического заучивания определений, законов и правил логики. В процессе решения упражнений следует научиться связывать логический материал со своими профессиональными интересами и попытаться на практике применять правила логики.

В каждом разделе настоящего практикума материал расположен таким образом, что вначале помещены основы теории, затем простые задачи и далее более сложные.

Применение логических операций и приемов в профессиональной деятельности специалистов придают ясность и четкость в рассуждениях и позволяют предельно точно уточнять предмет мысли, способствует умению абстрагироваться от конкретного содержания и сосредоточиваться на структуре своей мысли, развивает аккуратность и внимательность.

Данное пособие может быть использовано преподавателями логики для индивидуальной работы со студентами во время семинарских занятий, а также окажет помощь студентам своевременно неусвоившим данный курс.

Желаем успеха в изучении курса «Логика»!

Глава I

ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

Логика как наука в рамках культурной европейской традиции возникла в Древней Греции. Ее элементы исследователи находят еще у Гераклита и Парменида (VI - V вв. до н. э.), но создателем этой науки по праву считается универсальный мыслитель античности – Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Именно ему принадлежат фундаментальные сочинения, в которых впервые специально рассматривались вопросы формальной правильности мышления, т. е. логика конструировалась как вид научной деятельности.

Следует отметить, что сам термин логика не использовался Аристотелем и был впоследствии введен представителями его научной школы – перипатетиками. Сам же Аристотель то, что относилось к темам «Понятие», «Суждение», «Дедуктивные умозаключения» называл аналитикой, а то, что относилось к последующим темам, именовал диалектикой.

Принципиальные различия: аналитика имеет отношение к строгой науке и спору ради истины, а диалектика, являясь, прежде всего искусством спора, имеет более широкое применение. Потребности этого искусства приводят к появлению логики на Востоке. Так, в древнеиндийской цивилизации, в VI – начале V в. до н.э. появился специфический термин – вакованья (букв. «вопрос – ответ»), означавший искусство спора, или в широком определении – вовлеченность в вопросно – ответную ситуацию. Изначально, искусство толкования заключалось в умении разбивать фонетически слитный речитатив на логически осмысленные суждения и доказывать истинность своей интерпретации.

В древности мыслители усматривали в логике «инструмент» познания действительности, «пульт управления» в дискуссиях, эффективное средство оптимизации мышления и речи. Логика складывалась как дисциплина не только теоретическая, но и практическая, и эта практическая – дидактическая направленность сохранилась в средневековый период, а затем и в логике Нового времени.

Поворотным пунктом исследования логических механизмов интеллектуальной деятельности можно считать идею математизации, выдвинутую в XVII в. немецким философом Г. Лейбницем (1646 – 1716). Согласно его точки зрения, перспектива развития логики заключается в полном переходе к идеальной (совершенно освобожденной от содержания) логической форме при помощи универсального символического языка аналогично языку алгебры. Данная идея – построения логики по образцу математических исчислений оказалась исключительно плодотворной.

С середины ХIХ века до настоящего времени идет интенсивное развитие специфической области логической теории – математической или символической логики, которая не только уточнила многие представления классической логики, но и чрезвычайно обогатила аппарат логико-математического анализа, расширила предмет этой науки. Согласно отечественному исследователю математической логики П.С. Порецкому, она «по предмету – логика, а по методу – математика».

Выявив закономерности решения некоторых математических задач, математическая логика сделала реальностью создание ЭВМ, которые стали играть ведущую роль в информационно – коммуникативную эпоху.

Для современных отечественных логиков главной задачей является профессиональное распространение основ древней науки, с учетом достижений последующих ученых, в частности: В.Ф. Асмуса, В.А. Бочарова, И.А. Герасимовой, Д.П. Горского, А.Д. Гетмановой, Ю.В. Ивлева, В.И. Маркина, А.А. Старченко и других.

Приступая к изучению любой науки, нужно, прежде всего, уяснить, что изучает данная наука, т.е. определить ее предмет.

Наиболее распространенным и устоявшимся определением логики является следующее: логика (от греч.logos – слово, понятие, рассуждение, разум) – наука о законах и операциях правильного мышления (рассуждения). Мышление человека изучается многими науками: философией, психологией, физиологией высшей нервной деятельности, кибернетикой, логикой и другими. Следует отметить, что логика изучает мышление как средство познания и ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.

Согласно основному принципу логики, правильность рассуждения (вывода) определяется только его логической формой, или структурой, и не зависит от конкретного содержания входящих в него утверждений.

Для того чтобы определить логическую форму, структуру мысли рассмотрим некоторые высказывания:

Все студенты являются учащимися.

Московский Кремль является национальным достоянием.

Даниловский монастырь является резиденцией Патриарха Всея Руси.

Если мы «отбросим» содержание этих высказываний, то «останется» то, что называется формой этих мыслей, которая может быть записана в виде:

Все S есть Р.

Таким образом, логической формой, или структурой мысли, называется строение этой мысли, способ связи ее составных частей.

Например, содержательно разные высказывания «Если идет война, то есть человеческие жертвы» и «Если математика – наука, то она устанавливает законы» также имеют одинаковую логическую форму: «Если А, то В».

Следующие два вывода, различающиеся своим содержанием, совпадают по своей логической форме: «Если идет дождь, то асфальт мокрый. Сейчас идет дождь. Следовательно, асфальт мокрый» и «Если 13 – простое число, то оно делиться на себя и на единицу. 13 – простое число. Следовательно, 13 делиться только на себя и на единицу». Заменив высказывания, входящие в данные выводы, переменными, получаем, что в обоих случаях рассуждение идет по одной и той же схеме: «Если А, то В. А. Следовательно, В». Это – схема правильного рассуждения: какие бы конкретные высказывания ни подставлялись вместо А и В, если посылки истины, заключение также будет истинным.

Различие между логической формой и содержанием не является абсолютным. То, что в одном случае считается относящимся к форме, в другом может оказаться содержательным компонентом рассуждения, и наоборот.

Следует заметить, что интерес логики к логической форме не означает отвлечение ее от всякого содержания. Сама логическая форма обладает определенным абстрактным содержанием, его иногда называют «формальным», чтобы отличить от «конкретного содержания». Скажем, форма «Все S есть Р» указывает, что у всякого предмета, обозначаемого буквой S, есть признак, обозначаемый буквой Р.

Вместе с тем, благодаря формализации любая мысль может быть представлена в виде логической (или пропозициональной) функции, где S и Р (как в рассматриваемых примерах) обозначают логические переменные, а слова, определяющие данную структуру мысли, являются логическими постоянными. Логическими переменными могут выступать различные понятия, а также суждения. Благодаря такому представлению мыслей возможны различные логические теории, например, логика предикатов, логика высказываний, модальная логика и т. п.

Логика – это фундаментальная наука, используемая как в естественнонаучной, так и в гуманитарных областях человеческой деятельности. Возникшая спонтанно в разных цивилизациях как инструмент общественной практики, логика постепенно превращается в теоретическую науку и ее дальнейшее развитие не зависит от национальных, культурных и языковых особенностях тех или иных стран и народов.

Знание логики позволяет адекватно осмысливать окружающую действительность. Сознательное использование современным высоко квалифицированным специалистом арсенала средств науки логика дисциплинирует мышление, делает речь аргументированной, исключает неоднозначности в деловых разговорах и при составлении официальных протокольных бумах, бессистемность в обработке информации, помогает добиваться жизненных и профессиональных целей с упорством и последовательностью, в достижении поставленной перед собой цели.

Упражнение 1

Приведите примеры мыслей, имеющие ту же логическую форму, что и следующие:

  1. Чем больше вы скажите, тем меньше люди запомнят. (Франсуа Фенелон)

  2. Если бы каждый следовал десяти заповедям, было бы просто не о чем говорить.

  3. Если бы строили дом счастья, самую большую комнату пришлось бы отвести под зал ожидания. (Жюль Ренар)

  4. Логика – смирительная рубашка фантазии. (Хельмар Нар)

  5. Мы слишком сильно любим своих детей и слишком мало – своих родителей. (Альфред Конар)

  6. Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей. (Дэвид Сарнофф)

  7. Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов. (Вольтер)

  8. Если человек начинает интересоваться смыслом жизни или ее ценностью, это значит, что он болен. (Зигмунд Фрейд)

  9. Десять заповедей лишь потому так лаконичны, ясны и понятны, что были написаны без помощи советников и экспертов. (Шарль де Голль)

  10. Наркомания – это многолетнее наслаждение смертью. (Франсуа Мориак)

  11. Образование – верный путь к благосостоянию.

  12. Все исторические законы имеют свой срок давности. (Мария Эбнер-Эшенбах)

  13. Наша любовь всегда должна быть сильнее нашей ненависти. (Николай Бердяев)

  14. Даром только птички поют. (Федор Шаляпин)

  15. Гораздо легче найти ошибку, чем истину. (Иоганн Вольфганг Гете)

Пример: Некоторые лекции скучны. Примером той же мысли являются соответственно: а) Некоторые люди скучны; б) Некоторые кинофильмы являются интересными; в) Некоторые цветы имеют запах.

Упражнение 2

Установите, какие из следующих высказываний имеют одинаковую логическую форму:

  1. Всякая точная наука основывается на приблизительности. (Бертран Рассел)

  2. Логика есть анатомия мышления. (Джон Локк)

  3. Если хочешь нажить врагов, попробуй что-нибудь изменить. (Вудро Вильсон)

  4. Большинство спектаклей в Большом театре заканчиваются овациями.

  5. МГУ – крупнейший ВУЗ России.

  6. Чем дальше эксперимент от теории, тем ближе он к Нобелевской премии. (Фредерик Жолио-Кюри)

  7. Внешняя политика есть имитация войны другими средствами. (Уильям Гладстон)

  8. Мы поедем в г. Санкт – Петербург завтра или послезавтра.

  9. Некоторые ученые разделяют точку зрения о существовании НЛО.

  10. На выборах в США победят республиканцы либо демократы.

  11. Порой отечественные кинофильмы не являются шедеврами мирового киноискусства.

12. Ряд преобразований в экономике страны не являются оправданными.

13. Если ты не знаешь русского языка, то ты не обнаружишь эту ошибку.

14. Гегель решительно критиковал Канта.

15. Если программа тебе понятна, значит, она уже устарела.

Пример: а) Не все жидкости прозрачны; б) Ни один пингвин не живет в Африке; в) Не каждый политик лицемер; г) Все сказанное не принимается во внимание. Из приведенных четырех мыслей одинаковые формы имеют первая и третья: в них нечто утверждается не обо всех предметах класса, также вторая и четвертая: в них отрицается какое – то свойство у всех предметов класса.

Глава II

  1. Задачи профессиональной деятельности выпускника 3 Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ооп впо 4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ооп впо

    Регламент
    1.2 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности).
  2. Список профилей подготовки бакалавра по направлению 034700 (1)

    Документ
    способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-2);
  3. Список профилей подготовки бакалавра по направлению 034700 (2)

    Документ
    способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место личности в историческом процессе, политической организации общества (ОК-3);
  4. Список профилей подготовки бакалавра по направлению 034700 (3)

    Документ
    способностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, толерантность к другой культуре; готовностью нести ответственность за поддержание партнёрских,
  5. А. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков

    Документ
    А. В. Карпов (отв. ред.), Л. Ю. Субботина (зам. отв. ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В.
  6. Учебно-методический комплекс курса по дисциплине Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование» Профиль подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Профиль подготовки: «Иностранный язык», «Начальное образование», «Биология», «География», «Русский язык», «Литература», «Родной язык и литература», «История»,
  7. Программы курсов по экономическим дисциплинам для студентов экономических специальностей 1-25 01 10 Коммерческая деятельность

    Документ
    Программы разработаны преподавателями кафедры экономики и управления на предприятии на основании действующего образовательного стандарта и в соответствии с учебными планами.
  8. Требования к результатам освоения образовательной программы

    Документ
    способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (2)

    Основная образовательная программа
    ФГОС ВПО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, квалификация (степень) «бакалавр» 28 октября 2009 г. № 493, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 декабря 2009 г.

Другие похожие документы..