Учебная и рабочая программы дисциплины «Организация и руководство дошкольным воспитанием» группа днм6 з

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра педагогики

«Утверждаю»

Проректор__________Л. М. Гура

«________»______________2010 г.

Учебная и рабочая программы дисциплины

«Организация и руководство дошкольным воспитанием»

группа ДНМ6 з

Севастополь- 2010 г.

Организация и руководство дошкольным воспитанием.

Программа учебной дисциплины, 2010.- с.

Разработчик: Червинская О.Ю., к.п.н., ст. преподаватель

кафедры «Педагогического мастерства и практической психологии».

Рецензент: Трусова Е.Л., к.п. н., доцент, зав. кафедрой педагогики.

Утверждено Ученым советом СГГУ

Протокол № _________от_______2010 г.

I.Цель и задачи курса

Курс «Организация и руководство дошкольным воспитанием» ставит своей целью вооружить студентов знаниями, умениями в области организации работы по дошкольному воспитанием, управлению им в различных его звеньях; обеспечить научную и практическую подготовку студентов к выполнению организаторской и управленческой деятельности в дошкольных учебных учреждениях.

В результате изучения дисциплины студент должен:

ЗНАТЬ:

- периоды становления и развития системы дошкольного воспитания в Украине;

- систему управления дошкольным образованием;

- научные основы управления дошкольным образованием;

- организационно-правовые основы управления дошкольными учебными учреждениями;

- организацию методической службы в системе дошкольного образования;

УМЕТЬ:

- планировать работу коллектива дошкольного учебного учреждения;

- анализировать воспитательно-образовательную работу с детьми, делать выводы и предложения по ее совершенствованию;

- организовывать основные формы работы методиста, заведующей ДУУ.

ОЗНАКОМИТЬСЯ:

- с передовым опытом управления в системе дошкольного образования;

- с основными нормативными документами, регламентирующими деятельность дошкольных учреждений;

- с деятельностью методиста городской методической службы, инспектора УОиН.

II. ПРОГРАММА

Введение

Задачи, структура, содержание курса. Его значение в профессиональной подготовке студентов, как организаторов общественного дошкольного воспитания.

Модуль 1. Становление и развитие системы дошкольного образования в Украине.

Понятие системы дошкольного образования. Ее компоненты, структурные связи. Периоды становления и развития системы дошкольного образования в Украине.

Краткий экскурс в историю становления и развития системы дошкольного образования. Возникновение первых дошкольных учреждений в Украине и Севастополе. Роль О.Чернышовой, С.Линдфорс ( Русовой), О.Крикуновой в организации дошкольных учреждений.

Организация дошкольного воспитания в первые годы Советской власти. Документы советского правительства по дошкольному воспитанию («Инструкция Наркомпроса по ведению очага и детского сада», «Об организации временных детских летних площадках»). Всероссийские съезды по дошкольному воспитанию. Создание учреждений по подготовке и повышению квалификации дошкольных педагогических кадров. Организация учреждений методической службы.

Создание единой системы воспитания детей от рождения до поступления в школу. Основные достижения системы дошкольного образования за годы советской власти.

Конвенция дошкольного воспитания (1989г.) о перспективах развития общественного дошкольного воспитания. Государственные стандарты дошкольного образования. Типы дошкольных учебных учреждений на современном этапе. Краткая характеристика системы дошкольного образования г. Севастополя на современном этапе.

Модуль 2. Система управления дошкольным образованием в Украине.

Понятие «педагогический менеджмент». Нормативно-правовая база управления системой дошкольного образования.

Нормативно-правовая база регулирования системой дошкольного образования в Украине.

Понятие «управленческая информация». Классификация управленческой информации.

Основные документы, регламентирующие деятельность дошкольных учебных учреждений.

1. Нормативно-правовое организационное обеспечение системы дошкольного образования

  • Закон «Про дошкільну освіту» - Указ Президента України від 01.07.2001 р. № 2628-11;

  • Коментар до Базового компонента дошкільної освіти в Україні ( 2002 р.);

  • Положення про дошкільний навчальний заклад – Постанова Кабінету Міністрів України від 12.03.2003 р. № 305;

  • Про затвердження порядку державної атестації загальноосвітніх, дошкільних і позашкільних навчальних закладів – Постанова Кабінету Міністрів України від 24.07.2001 р. № 553.

2. Программно-методическое обеспечение дошкольного образования в Украине

  • Інструкція про ділову документацію в дошкільних закладах – Лист МОН України від 30.01.1998 р.;

  • Про планування освітнього процесу в дошкільних навчальних закладах - Лист МОН України от 01.10.2002 р. № 1/ 9 - 434 // Дошкільне виховання. – 2002. - № 10.

  • Про організацію та зміст навчально-виховного процесу в дошкільних навчальних закладах – Лист МОН України від 06.06.2005 р. № 1/ 9 – 306.

3. Кадровое и медицинское обеспечение системы дошкольного образования в Украине

  • Про затвердження норм харчування у навчальних та оздоровчих закладах – Постанова Кабінету Міністрів України від 22.11.2004 р. № 1591;

  • Орієнтовна інструкція з безпеки діяльності працівників дошкільного закладу під час навчально-виховного процесу – наказ МОН України від 30.12.1999 р. № 462

Структура управления системой дошкольного образования в Украине. Основные задачи органов управления разных уровней. Понятия «лицензирование», «аттестация», «аккредитация». Нормативная база проведения аттестации дошкольных учебных учреждений (ДУУ).

Виды и методы инспектирования ДУУ. Функции инспектора. Планирование работы инспектора УОиН. Формы работы инспектора с участниками учебно-воспитательного процесса ДУУ. Документация инспектора. Цели инспекторских проверок ДУУ. Подведение итогов контроля, проверка исполнения. Структура отчетной справки о деятельности ДУУ.

Модуль 3. Управление дошкольным учебным учреждением.

Научные основы управления ДУУ. Требования к заведующей ДУУ. Функции заведующей.

Влияние личности руководителя на социально-психологический климат в коллективе.

Основные направления работы заведующей: организационно-педагогическая, организационно- административная, социально-психологическая. Документация заведующей ДУУ.

Методы инспектирования работников ДУУ (агитация, беседа, консультация, директивы). Виды приказов, требования к их оформлению. Должностные инструкции; требования к их содержанию и оформлению.

Виды совещаний (оперативное, инструктивное). Совет педагогов ДУУ. Система подготовки заседаний педагогического совета. Виды педсоветов. Технология проведения заседаний педсоветов. Требования к документации педсоветов.

Планирование работы ДУУ. Принципы планирования. Виды и формы планов специалистов ДУУ. Структура годового плана ДУУ.

Модуль 4. Методическая служба в системе дошкольного образования.

Задачи научно-методического обеспечения системы дошкольного образования. Структура органов методической службы системы дошкольного образования в Украине.

Основные задачи методической службы городского уровня. Функции методиста ИПО. Деятельность методиста по дошкольному образованию в курсовой и межкурсовой периоды. Формы изучения, обобщения и внедрения перспективного педагогического опыта. Нормативно-правовая база инновационной деятельности ДУУ.

Воспитатель-методист ДУУ, квалификационные требования к нему. Функциональные обязанности воспитателя-методиста.

Формы методической работы с педагогическими кадрами ДУУ. Порядок проведения аттестации педагогических работников.

Контрольно-аналитическая деятельность воспитателя-методиста. Методики экспертной оценки деятельности педагогов ДУУ.

Организация и планирование работы методического кабинета ДУУ. Документация воспитателя-методиста, требования к ее оформлению.

III. СТРУКТУРА ЗАЧЕТНОГО КРЕДИТА КУРСА

п/п

Вид, номер, тема занятия

Л

ПЗ

ЛЗ

1.

Модуль 1. Становление и развитие системы дошкольного образования в Украине

Л-1. Понятие системы дошкольного образования.

Становление и развитие отечественной системы дошкольного образования.

СР-1.Специфика организации и содержания работы первых дошкольных учреждений в Украине.

ПЗ–1. Характеристика периодов становления и развития системы дошкольного образования в Украине.

Л- 2. Актуальные проблемы системы дошкольного образования Украины на современном этапе.

СР.- 2. Система дошкольного образования за рубежом.

2

2

2

2.

Модуль 2.Управление системой дошкольного образования в Украине

Л-3.Понятие «педагогический менеджмент». Структура управления системой дошкольного образования в Украине.

ПЗ-2.Нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение системы дошкольного образования.

ПЗ- 3. Государственный контроль за деятельностью дошкольных учебных учреждений.

СР-3.Составление вопросника-памятки к тематическому изучению работы ДУУ.

2

2

2

3.

Модуль 3. Управление дошкольным учебным учреждением

Л-4.Заведующая – руководитель дошкольного учреждения. Функции заведующей.

Л-5.Формы деловых совещаний в ДУУ.

ЛЗ-1.Ознакомление с работой малокомплектного ДУУ. Документация заведующей ДУУ.

СР–4. Документация педагогов ДУУ: требования к форме и содержанию.

ПЗ – 4. Годовой план –основа работы ДУУ.

СР-5. Формы педагогического Совета в ДУУ.

СР-6. Должностные инструкции работников дошкольных учебных учреждений.

2

2

2

4

4.

Модуль 4. Методическая служба в системе дошкольного образования.

Л - 6.Задачи и формы работы городской методической службы с педагогами дошкольных учебных учреждений.

ЛЗ–2.Организация работы методического кабинета специализированного ДУУ. Документация воспитателя- методиста ДУУ.

СР-7.Планирование работы воспитателя – методиста.

СМ-1.Интерактивные формы методической работы с педагогами ДУУ

2

2

2

Итого

12

10

6

IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ И СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практическое занятие 1

Тема: Характеристика периодов становления и развития системы дошкольного образования в Украине.

Цель: определить границы и качественные характеристики периодов становления и развития системы дошкольного образования в Украине.

Вопросы для обсуждения.

  1. Основные элементы системы дошкольного образования.

  2. Возникновение и развитие элементов системы во время разных периодов функционирования системы дошкольного образования.

  3. Задачи дошкольного образования на современном этапе.

  1. Магистерская программа «Психология и педагогика развития» Общенаучный цикл Базовая часть Аннотация к рабочей программе дисциплины «Философия образования и науки»

    Программа
    К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Философия образования и науки», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин предыдушей ступени обучения: «Философия», «Концепции
  2. Рабочая программа дополнительной квалификации «Воспитатель детей дошкольного возраста, руководитель физического воспитания» Для специальности 050704

    Рабочая программа
    Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050704 "Дошкольное образование», 2002.
  3. Рабочая программа по курсу «Теория и методика воспитания»

    Рабочая программа
    Овладеть технологией развития способностей, самообразовательными и самовоспитательными моделями деятельности для формирования личностного профессионализма.
  4. Рабочая программа дисциплины «История образования и развития педагогической мысли» Для группы специальностей

    Рабочая программа
    Рабочая программа дисциплины «История образования и развития педагогической мысли» составлена на основе учебной программы по одноименному курсу для студентов психолого-педагогического факультета Красноярского государственного университета (автор - к.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста» (название)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального
  6. Рабочая программа дополнительной подготовки в области семейного воспитания Специальность 050704 Дошкольное образование

    Рабочая программа
    Выпускник специальности 050704 Дошкольное образование с дополнительной подготовкой в области семейного воспитания готовится к работе в качестве воспитателя детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях, а также
  7. Рабочая программа дисциплины «психология» Направление подготовки

    Рабочая программа
    формирование профессиональной направленности на взаимодействие и навыков анализа социально психологических явлений повседневной жизни и ситуаций, возникающих в педагогической деятельности
  8. Учебная рабочая программа дисциплины возрастная психология севастополь

    Рабочая программа
    Учебный курс «Возрастная психология» предназначен для студентов, получающих профессиональную подготовку по практической психологии на уровне специалиста.
  9. Рабочая программа дисциплины Методика музыкального развития Для специальности

    Рабочая программа
    Образовательная программа учебной дисциплины курса «Методика музыкального развития» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050704 Дошкольное образование

Другие похожие документы..