Геополитические факторы российских политических процессов на Кавказе

На правах рукописи

Газиев Ваха Зеудиевич

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
РОССИЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
НА КАВКАЗЕ

Специальность 23.00.02 – политические институты,

процессы и технологии
(политические науки)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

Ростов-на-Дону – 2011

Работа выполнена на кафедре истории, геополитики и политологии Чеченского государственного университета

Научные руководители: Заслуженный деятель науки РФ,

доктор политических наук, профессор

Понеделков Александр Васильевич

доктор философских наук, профессор

Акаев Вахит Хумидович

Официальные оппоненты: доктор политических наук,

доктор исторических наук, профессор

Баранов Андрей Владимирович

кандидат политических наук,
профессор

Черноус Виктор Владимирович

Ведущая организация: Комплексный научно-исследовательский институт РАН (г. Грозный)

Защита состоится «28» апреля 2011 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 502.008.02 по политическим наукам при Северо-Кавказской академии государственной службы по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70, ауд. № 514.

С диссертацией можно познакомиться в библиотеке Северо-Кавказской академии государственной службы.

Автореферат разослан «28» марта 2011 г.

Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим присылать по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70,
к. 303.

Ученый секретарь

диссертационного совета О.А. Артюхин

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Избранная тема диссертационного исследования во многом определяется необходимостью реального изучения политических процессов, происходящих на Кавказе, начавшихся с момента распадом СССР, что привело к формированию новых независимых государств из бывших союзных республик, три из которых (Азербайджан, Армения и Грузия) географически относятся к Южному Кавказу. Геополитические предпочтения и ориентация этих государств неоднозначны. Если первые два государства имеют прочные дружеские и экономические отношения с Россией, то российско-грузинские взаимоотношения имеют конфликтный характер, и политическое руководство Грузии находится в политической зависимости от США и выступает в качестве проводника геополитических интересов этого государства на Кавказе.

Внутри Грузии долгое время существовали конфликты
с Абхазией и Южной Осетией, являющиеся следствием распада СССР, образования самостоятельного грузинского государства, включавший в свой состав бывшие советские автономии. Но их политические предпочтения ориентированы не на нахождение
в составе независимого грузинского государства, а в составе нового Российского государства или претендуют на самостоятельное существование. Грузия стремилась сохранить свою государственную целостность, используя для этого политические методы, имеющие силовой характер.

Методы управления, демонстрируемые Грузией в новых геополитических условиях, не были адекватны национальным интересам абхазов и южных осетин, не соглашавшихся на политические статусы, отводимые им Грузией. Объявление политической независимости Абхазии и Южной Осетии и образование двух новых непризнанных мировым сообществом государств, меняет геополитическую ситуацию на Южном Кавказе, что предполагает усиление политического и экономического влияния России, имеющей договорные отношения с данными государствами.

Вместе с тем появление и развитие этих государств и их поддержка Россией приводит не только к столкновению с Грузией, но и с США, объявившими Кавказ зоной своих стратегических интересов, активизация их политики на Южном Кавказе приходится на вторую половину 90-х годов ХХ века, что было связано с обнародованием предполагаемых грандиозных запасов углеводородов в регионе. Как отмечает К.С. Гаджиев: «Первым крупным шагом в этом направлении стала поддержка администрацией Б. Клинтона региональных энергетических проектов, таких как нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан»1. А в январе 1997 г. США заявили, что три государства Южного Кавказа и пять бывших советских республик Центральной Азии имеют для неё жизненно важное политическое и экономическое значение2.

Современная политика США на Кавказе является следствием ее активного глобального влияния на мир, усиление её политического влияния на выгодные в экономическом, географическом отношении регионы.

Для современной России важнейшей внешнеполитической задачей на Кавказе является также сохранение экономического, политического и культурного влияния на народы и культуры Южного Кавказа, сложившихся договорных отношений с государствами региона, что обеспечивает прочность ее кавказской геополитики.

Кавказ, как и любой регион, обладающий важными природными ресурсами, в том числе запасами нефти и газа, не может оставаться вне глобализационных процессов. На Южном Кавказе активно действуют ТНК, добывающие нефть и прокладывающие новые нефтепроводные маршруты, создающие соответствующие инфраструктуры, связывающие их с морскими портами, вовлекающие данный регион в мировое экономическое, а стало быть, и геополитическое пространство.

По мнению З. Бжезинского: «… Азербайджан с его огромными ресурсами также в геополитическом плане имеет ключевое значение. Это пробка в сосуде, содержащем богатства бассейна Каспийского моря и Средней Азии. Независимость государств Средней Азии можно рассматривать как практически бессмысленное понятие, если Азербайджан будет полностью подчинен московскому контролю»3. На стратегическое значение Азербайджана как важнейшей части Южного Кавказа для Запада указывает З. Бжезинский, заявляющий, что «независимый Азербайджан может стать коридором для доступа Запада к богатому энергетическими ресурсами бассейну Каспийского моря и Средней Азии»4. России удалось сохранить отношения стратегического партнерства с Арменией и не допустить ухудшения отношений с Азербайджаном. Для Армении, находящейся в недружественном окружении, Россия остается главным гарантом национальной безопасности. Российско-армянские отношения строятся на долгосрочных договорных отношениях, союзническом взаимодействии, о совместном планировании применения войск в целях совместной безопасности.

Антироссийская политика Президента Грузии М. Саакашвили, добивавшегося ускорения вступления Грузии в НАТО, привела к пятидневной войне в Южной Осетии в августе 2008 года. Реакция на эти события внутри мирового сообщества было антироссийским, союзники России по ШОС и ОДКБ не было пророссийским. Реакция армянских властей была осторожной и сдержанной, что объясняется, сохраняющейся до сих пор зависимостью Армении от транзита через грузинскую территорию и нежеланием ставить под удар армянское население в Грузии. Усиление геополитической позиции России на Кавказе выгодно Армении как ее стратегическому союзнику.

Россия в ходе развала СССР понесла огромные территориальные потери – наиболее удобные выходы к Черному и Балтийскому морям, сухопутные выходы к Центральной и Западной Европе, несет большие убытки от арендной платы за транспортировку российской нефти и газа на юг и запад. В связи с этим изучение вопросов управления геополитическими процессами имеет не только теоретический, но и практический характер.

На Кавказе сегодня пересекаются экономические и политические интересы, в том числе и геополитические, происходит борьба за сферы влияния между Россией, Турцией, Ираном, США и другими государствами, что способствует созданию политической нестабильности, провоцируют сепаратистские и антиправительственные силы. Достижение политической стабильности на Кавказе – трудный и длительный политический и экономический процесс, предполагающий сотрудничество заинтересованных государств во имя мира в данном регионе.

Степень научной разработанности. Различные аспекты геополитических процессов и особенности их проявления анализируются в исследованиях как отечественных, так и зарубежных авторов: С.Н. Бабурина, З. Бжезинского, Ф. Броделя, К.С. Гаджиева, А.Г. Дугина, Г.А. Зюганова, Г. Киссинджер, Р.Т. Мухаева, Н.А. Нартова, А.С. Панарина, П.Н. Савицкого, В.Н. Смирнова, С. Хантингтона, В.Л. Цымбурского5 и др.

Проблемы управления политическими процессами и обеспечение государственной безопасности в отечественной науке получили основательную разработку в трудах: С.И. Илларионова, В.И. Илюхина, Ю. Кузнецова, В.И. Манилова, В. Никольского, Н.А. Павлова, А.В. Понеделкова, А.М. Старостина6 и др.

Геополитические процессы на Кавказе стали предметом научного анализа в работах таких ученых, как К.С. Гаджиева, В.В. Дегоева, И.П. Добаева, А.Г. Дугина, З.А. Жаде, А.Б. Крылова, Д.Б. Малышевой, Г. Мурклинской, В.Н. Смирнов, В.А. Тишкова, В.В. Черноуса7 и др.

Объект исследования – современные политические процессы в Кавказском регионе.

Предмет исследования – факторы геополитического влияния на российские политические процессы на Кавказе.

Цель и задачи исследования. Цель исследованиясостоит в выявлении особенностей геополитического влияния на современные политические процессы на Кавказе. Раскрытие поставленной цели предполагает поэтапное решение следующих взаимосвязанных задач:

- выявить особенности политических процессов, происходящих на Кавказе, и тенденции глобализационных изменений;

- установить геополитические угрозы и риски взаимоотношений между странами Южного и Северного Кавказа;

- исследовать концептуальные основы преодоления геополитических противоречий между Россией и странами Закавказья;

- раскрыть геополитические притязания мировых держав на Северном Кавказе и сформулировать меры по обеспечению региональной безопасности;

- рассмотреть особенности блокирования внутренних геополитических рисков и угроз региона;

- раскрыть факторы обеспечения национальной безопасности государства на уровне северокавказского региона.

Теоретико-методологической база исследования определяется использованием как общетеоретических методов, так и общенаучных, в частности системного анализа, современных концепций политической науки, объективно осмысливающих проблемы управления политическими и геополитическими процессами.

Для решения поставленных задач исследования использовалась общенаучная методология (анализ, синтез, индукция, дедукция, системный анализ)

Широкое применение получила дескриптивно-конкретная и абстрактно-описательная методология. В диссертационном исследовании применялась частнонаучная методология, в частности социологическая, что позволило провести исследование документов, получить количественные и качественные показатели. Использование компаративистских подходов способствовало проведению сравнительного анализа политической деятельности различных геополитических акторов.

Источниковая основа исследования включает в себе следующие виды документов:

1. Законодательные акты Российской Федерации и зарубежных стран по вопросам геополитики и национальной безопасности.

2. Документы политических партий (программы, предвыборные заявления, резолюции) по проблемам геополитики.

3. Документы политической печати (газетные и журнальные статьи, сообщения в электронных изданиях сети Интернет).

4. Публичные выступления политических деятелей (речи, интервью, статьи).

5. Статистические материалы по проблемам экономического потенциала республик Северного Кавказа, демографии, миграции, преступлений в регионе.

6. Документы религиозно-политических организаций и деятелей.

7. Интернет-ресурсы и другие источники.

Научная новизна диссертационной работы:

- выявлены особенности политических процессов, происходящих на Кавказе, детерминированные воздействием современных глобализационных изменений, втягивающих данный регион в мировые экономические, политические, культурные процессы;

- установлены геополитические угрозы и риски, возникающие в входе взаимоотношений между Южным и Северным Кавказом, чему способствует усиление экономического и военного влияния США на закавказские государства, что ослабляет позицию России;

- сформулированы концептуальные положения управления геополитическими противоречиями между Россией и странами Закавказья, минимизация которых призвано сохранить её прочность в данном регионе и целостность как региональной державы;

- рассмотрены и классифицированы геополитические притязания США на Северный Кавказ, предложены конкретные меры по обеспечению региональной безопасности, сопряженные с экономическими, политическими и культурными аспектами;

- рассмотрены особенности и оптимальные пути управления внутренними геополитическими угрозами и рисками на Северном Кавказе, представляющими повод для внешнего вмешательства во внутренние дела России;

- эксплицированы факторы сохранения национальной безопасности и обеспечения целостности российского государства на уровне северокавказского региона, состоящие в том, чтобы обеспечить стабильное экономическое, политическое развитие данного региона, усилить общегосударственную позицию.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Управление политическими процессами в целом и геополитическими процессами, в частности, в конкретном регионе предполагает учет географических, пространственных, геоэкологических факторов, определяющих его значение, а также внутренних процессов, развитие которых нередко приводит к его геополитическим изменениям. Происходящие на Кавказе трансформации, детерминированные воздействием современных глобализационных изменений, втягивают его в мировые экономические, политические, культурные процессы, что, безусловно, предполагает активное участие России в их управлении, ибо в противном случае их развитие повлечет угрозу ее государственной и национальной безопасности.

2. Геополитические угрозы и риски, возникающие в входе взаимоотношений между Южным Кавказом и Россией, обусловлены усилением экономического и военного влияния США на закавказские государства, попыткой изменить в этих государствах политическое управление, привести к власти удобные и послушные режимы, находящиеся во враждебных отношениях с Россией, что усиливает риск углубления конфронтационного процесса на Кавказе, пересмотра устоявшихся границ и расселения народов.

Подобная геополитическая ситуация противоречит политическому настроению, ориентации элит и народов Южного Кавказа, считающих сохранение отношений с Россией экономически и политически выгодными для них.

3. Преодоление геополитических угроз и рисков, складывающиеся Россией и Южным Кавказом, предполагает осуществление политики, основанной на следующих концептуальных положениях: усиление экономического влияния России на страны и народы региона, многими нитями связанного с Северным Кавказом, создание центров русской культуры, культуры народов Северного Кавказа, центров исследования российско-кавказских взаимоотношений, создание условий для обучения молодежи региона в российских учебных заведениях, формирование политический элиты пророссийской ориентации.

Необходимость формулировки концептуальных положений управления геополитическими противоречиями, складывающимися между Россией и странами Закавказья, важна политика их минимизации, что должно способствовать не только упрочению ее региональной позиции, но и стабилизации политической ситуации на Северном Кавказе и сохранению государственной целостности.

4.В целях управления геополитическими процессами на Кавказеи предотвращения геополитических угроз для Российского государства представляется важным изучить и классифицировать геополитические интересы и притязания США на Кавказе. Как правило, они состоят в усилении их экономического влияния на государства региона, контроле над нефтяными и газовыми разработками, прокладкой нефте - и газопроводов проводов в обход России, по выгодным им маршрутам. Немаловажную роль здесь играет политическое влияние, оказываемое США на кавказские государства, которые ориентируются на вступление в антироссийские военно-политические блоки. Политические и религиозные процессы, столкновение национальных и религиозных интересов, происходящих на Северном Кавказе, часто сопряжены с общей политической ситуацией в государствах Южного Кавказа, складывающиеся под влиянием региональных и мировых держав. На основе анализа этих процессов предложены конкретные меры по обеспечению региональной безопасности Российского государства, сопряженные с необходимостью усиления ее экономического, политического и культурного влияния на Кавказе.

5. Геополитические угрозы и риски, возникающие на Северном Кавказе, во многом детерминированы политической и социально-экономической нестабильностью в государствах Южного Кавказа, возникшей территориальными, межэтническими конфликтами, превращением их в качестве объектов геополитических интересов мощных внешних сил. В связи с этим охарактеризованы политические особенности Северо-Кавказ­ского федерального округа, состоящего из шести республик и одного края, отделившиеся от Южного федерального округа. Считается проблематичным с точки зрения геополитики формирования нового округа, хотя вполне разумно его образование с позиций необходимости его экономического развития, преодоления политической и религиозной напряженности.

Подобная территориальная ситуация в регионе предполагает выработку оптимальных путей управления внутренними геополитическими угрозами и рисками, часто сопряженными с террористическими актами, радикалистскими и экстремистскими проявлениями.

6. Проблема сохранения национальной безопасности и обеспечения целостности российского государства на уровне северокавказского региона требует основательной экспликации, выявления факторов, детерминирующих политическую нестабильность. Для этого указаны внутренние факторы, состоящие в экономической аномии региона, разительном расслоении населения, образовании этнополитических элит, оторванных от массы бедных и нищих людей в республиках Северного Кавказа, наличии экстремистского и террористического подполья, репрезентирующего в качестве защитников интересов «народа», обосновывающего свою позицию религиозными лозунгами.

Теоретическая значимость диссертационного исследования

Материалы диссертации вполне могут быть использованы для уточнения и углубления методологии исследования управлением политическими процессами в регионах, где этнические границы мало коррелируются с географическими и государственными границами, превратившимися в зоны сохранения и укрепления государственной безопасности и геополитического влияния.

Практическая значимость диссертации состоит в возможностииспользования рекомендаций исследования при выработке мер по обеспечению управления политическими процессами на Кавказе, усиления геополитического влияния России в данном регионе, используя исторические и этнокультурные особенности, тяготение народов региона и его элит к России.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе высших учебных заведений, при подготовке учебных курсов, учебных пособий по проблемам Российской геополитики на Кавказе, реализации политики национальной безопасности России в денном регионе.

Апробация диссертационного исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании кафедр философии и истории, геополитики и политологии Чеченского государственного университета.

Полученные научные результаты были изложены в ходе участия на международных научно-практических конференциях: «Идентичность и интеграция: опыт России и Германии (Юг России - Северный Кавказ)» (г. Пятигорск, 15-17 июня 20009 г.), «Кавказ – наш общий дом» (17-19 сентября 2009 г., ИППК ЮФУ, Ростов-на-Дону), научной конференции молодых ученых «Путь в науку» (22 апреля 2010 г., ИППК ЮФУ, Ростов-на-Дону). Основные положения диссертации нашли отражение в 11 публикациях, в том числе и в журнале, рецензируемом ВАК.

Структура работы определяется целью и задачами исследования, теоретико-методологической основой работы. Она отражает последовательность решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих 6 параграфов, заключения и библиографического списка.

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Предметом анализа первой главы «Геополитические процессы на Кавказе в условиях глобализации» диссертации являются особенности проявления глобализации на Кавказе, геополитические риски и угрозы во взаимоотношениях между государствами Южного Кавказа и Россией, преодоление противоречий, существующих между геополитическими акторами, действующими в регионе.

В первом параграфе данной главы «Особенности проявления глобализации на Кавказе» раскрываются глобализационные процессы на Кавказе, связанные с втягиванием данного региона, особенно его южной части, в мировые экономические процессы, его значимости для удовлетворения потребностей западных и восточных стран в энергоресурсах, осуществления транспортных коммуникаций, геополитическими интересами различных государств, пытающихся оказать политическое влияние на Южный и Северный Кавказ, вовлечение народов региона для утверждения ценностей западной демократии.

В контексте этого западными странами, в частности США, предпринимается попытка снизить, ограничить геополитическую роль России в каспийско-черноморском пространстве, что также следует рассматривать как важнейший фактор проявления особенностей глобализации на Кавказе.

Во втором параграфе «Геополитические риски и угрозы во взаимоотношениях между государствами Южного Кавказа и Россией» раскрываются существующие во взаимоотношениях между государствами Кавказского региона и Россией геополитические проблемы, детерминирующие риски и угрозы. В качестве региональных геополитических рисков и угроз следует рассматривать стремление США, Европы, Турции ограничить экономическое и политическое влияние России на государства Южного Кавказа, что усиливает политическую напряженность в регионе.

В третьем параграфе «Преодоление противоречий между геополитическими акторами в регионе» отмечается, что политические противоречия и конфликты, сопряженные с азербайджано-армянскими, грузино-абхазскими, грузино-южноосетин­скими, российско-грузинскими взаимоотношениями придают специфический характер этим рискам и угрозам. Их минимизация предполагает разрешение обозначенных противоречий и конфликтов, выработку новой политики, учитывающую реальные интересы не только государств Южного Кавказа, но и России, а также запада, вкладывающих огромные средства для развития данного региона.

Сказанное должно быть ориентировано на четкое преодоление противоречий между геополитическими акторами в регионе, коими являются прежде всего Азербайджан, Армения, Грузия, Россия, США, Евросоюз и Турция. Урегулирование противоречий между ними или перевод их на новый уровень, например, на экономическое сотрудничество, в значительной мере повысить доверие государств друг к другу.

Во второй главе «Особенности развития Северного Кавказа в современного политического процесса» пронализированы политические притязания мировых и региональных держав на Северный Кавказ и обеспечение безопасности, раскрыта роль России в преодолении внутренних политических рисков и угроз в регионе, предложены механизмы обеспечения национальной безопасности России как важнейшее условие развития региона.

В первом параграфе второй главы «Геополитические притязания мировых держав и государств на Северный Кавказ» установлены геополитические детерминанты рискогенности на Северном Кавказе. Ряд политических акторов пытается привести данный регион в состояние политической и экономической дестабилизации, а затем отделить его от Российской Федерации. Такая попытка была осуществлена в 90-х годах ХХ столетия, поощрение сепаратизма в Чечне привело к тяжелым социально-политическим последствиям для всего Северного Кавказа.

Жесткая позиция федерального центра предотвратила распад России, сохранила её целостность, хотя силы антироссийские силы не оставляют попыток создания на Северном Кавказе нестабильного анклава. Об этом свидетельствует ухудшение политической ситуации в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, что сопряжено с деятельностью террористического, ваххабитского подполья.

Подобные политические процессы предполагает обеспечение государственной безопасности России, активной деятельности правоохранительных органов, мобилизации общественности для осуждения деятельности террористов, создание нетерпимых условий для их существования.

Во втором параграфе «Роль России в преодолении внутренних геополитических рисков и угроз в регионе» отмечается, что роль России в преодолении внутренних геополитических рисков и угроз в регионе значительна. Её богатый опыт правоохранительных органов, общественности в противодействии угрозам и рискам необходим для демократических стран.

К числу внутренних угроз и рисков на Кавказе следует отнести: межгосударственные противоречия, конфликты, связанные с территориальными претензиями, межнациональные столк­новения на Южном и Северном-Кавказе, антикавказские настроения, деятельность фашистских и националистических организаций, разжигающие межнациональную рознь.

Преодоление таких идеологий и практик не позволит реализоваться внешним и внутренним угрозам для России.

В третьем параграфе «Обеспечение национальной безопасности России как важнейшее условие развития субъектов РФ на Северном Кавказе» отмечается необходимость обеспечения национальной безопасности России как важнейшего условия развития региона. Россия, осуществляя миротворческую деятельность на Кавказе, без сомнения должна усиливать свое экономическое и культурное влияние на регион, искать пути вовлечения бизнесменов, политиков, интеллигенцию в развитие российско-кавказских взаимоотношений.

В Заключении подводятся краткие итоги диссертационного исследования.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

  1. Газиев В.З. Геополитические противоречия и региональные конфликты на Кавказе // Научно-образовательное издание «Социально-гуманитарные знания». - № 8. – Краснодар, 2009. – 1,0 п.л. (ведущий журнал из списка ВАК Минобрнауки РФ)

  2. Газиев В.З. Геополитические притязания мировых держав на Северном Кавказе и обеспечение региональной безопасности // Вайнах. Ежемесячный литературно-художественный журнал/ Министерство Чеченской Республики по национальной политике, информации и внешним связям - 2008. - № 5. – 0,2 п.л.

  3. Газиев В.З. Сепаратизм в Чечне как следствия попыток реализации геополитических притязаний международных сил // Ежегодная Республиканская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов ЧГУ «Наука и молодежь». 29-30 мая. Грозный. - Грозный, 2008. – 0,2 п.л.

  4. Газиев В.З. Северный Кавказ в геополитики мировых держав // Вестник Чеченского государственного университета. Выпуск № 2. - 2008. – 0,5 п.л.

  5. Газиев В.З. Современные проблемы геополитики и безопасность Юга России // Вайнах. Ежемесячный литературно-художественный журнал / Министерство Чеченской Республики по внешним связям, национальной политике, информации и печати. - 2009. - № 6. – 0,2 п.л.

  6. Газиев В.З. Геополитические противоречия и региональные конфликты на Северном Кавказе // Вестник Чеченского государственного университета. Выпуск. № 2. - 2009. – 1,0 п.л.
    (в соавторстве с В.Х. Акаевым).

  7. Газиев В.З. Геополитические процессы на Кавказе и общероссийская Идентичность // Сборник материалов международной научно-практической конференции. г. Пятигорск, 15-17 июня 2009. – 0,2 п.л. (в соавторстве с В.Х. Акаевым)

  8. Газиев В.З. Чеченская республика в контексте западной геополитики // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Кавказ наш общий дом». 17-19 сентября 2009 г. ИППК ЮФУ. – Ростов-на-Дону, 2009. - 0,5 п.л.

Текст автореферата размещен на сайте Северо-Кавказской академии государственной службы: www..

Подписано в печать 25.03.2011. Формат 60х84/16.
Гарнитура Times New Roman. Усл. п.л. 1. Тираж 100 экз. Заказ №

Ризограф СКАГС. 344002. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70.

1 Гаджиев К.С. Кавказский узел в геополитических приоритетах России. – М.: Логос, 2010. – С. 431.

2 Там же. – С. 432.

3 Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геостратегические империативы. - М.: Международ. отношения, 1998. – С. 62.

4 Там же. – С. 146.

5 См.: Бабурин С.Н. Территории государства. Правовые и геополитические проблемы // Геополитика: Антология. – М.: Академический проект; Культура, 2006; Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. - М.: Международ. отношения, 1998; Бродель Фернан. Время мира // Геополитика: Антология. – М.: Академический проект; Культура, 2006; Зюганов Г.А. География победы. Основы российской геополитики. – М., 1998; Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика // Геополитика: Антология. – М., 2006; Мухаев Р.Т. Геополитика: учебник для студентов вузов. - М., 2010; Нартов Н.А. Геополитика: Учебник для вузов. – М.: Юнити-Дана, Единство. – 2004; Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в ХХI // Геополитика: Антология. – М.: Академический проект; Культура, 2006; Савицкий П.Н. Континент Евразия. – М.: Аграф, 1997; Смирнова В.Н. Геополитика. - Ростов н/Д., 1998; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2003; Цымбурский В.Л. Россия – Земля за Великим Лимитрофом: цивилизация и ее геополитика // Геополитика: Антология. – М.: Академический проект; Культура, 2006; и др.

6 Илларионов С.И., Никулина О.В., Рукосоев Г.Н. Безопасность России. – М., 1999; Илюхин В.И. Нация – государство – безопасность: Вопросы теории и практики. – М., 1999; Кузнецов Ю., Никольский В. Введение в теорию национальной безопасности: Проблемы безопасности русского народа и современность. – Алма-Ата, 1999; Манилов В.Л. безопасность в эпоху партнерства. – М., 1999; Павлова Н.А. Национальная безопасность: идеологические аспекты // Национальные интересы. - 2000. - № 2; Старостин А.М. Эффективность государственного управления в контексте властной миссии государства // Политическая наука на Юге России: итоги двадцитилетнего развития. Сборник материало международной научно-практической конференции 11-12 марта 2009 г. Выпуск 1. – Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2009.

7 Гаджиев К.С. Геополитика. – М.: Международные отношения, 1997; он же. Геополитика Кавказа. - М.: Международные отношения, 2001; он же. Кавказский узел в геополитических приоритетах России. – М.: Логос, 2010; Дегоев В.В. Большая игра на Кавказе: история и современность. – М., 2001; Добаев И.П. Кавказский макрорегион в фокусе геополитических интересов мировых держав: история и современность. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008; он же. Геополитика: состояние исследований на Юге России // Политическая наука на Юге России: Итоги двадцатилетнего развития. Сборник материалов международной научно-практической конференции 11-12 марта 2009 г. Выпуск 1. – Ростов на/Д: Изд-во СКАГС, 2009; Жаде З.А. Юг России в условиях геополитической трансформации // Политическая наука на Юге России: Итоги двадцатилетнего развития. Сборник материалов международной научно-практической конференции 11-12 марта 2009 г. Выпуск 1. – Ростов на/Д: Изд-во СКАГС, 2009; Крылов А.Б. Нагорный Карабах в геополитическом контексте ХХI века. – М., 2006; Малышева Д.Б. Геополитика Каспийского региона. – М., 2005; Мурклинская Г. Геополитические шахматы: искусство побеждать без войны. – Махачкала, 2008; Смирнов В.Н. Северный Кавказ – новая геополитическая реальность // Современные проблемы геополитики Кавказа / Южнороссийское обозрение. Вып. 5. Отв. ред. В.В. Черноус. – Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001; Тишков В.А. Геополитический анализ чеченского кризиса // Бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов / Институт этнологии и антропологии РАН. – М., 1997.

  1. Политизация ислама как фактор современного политического процесса (на материалах северного кавказа)

    Документ
    Защита диссертации состоится «14» мая 2010 года в 1500 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д.212.101.11 при Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г.
  2. Региональные политические процессы на южном кавказе (влияние европейского союза)

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре международных отношений, связей с общественностью и журналистики ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»
  3. Терроризм как фактор современных политических процессов: детерминация, проявления, стратегия противодействия

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «12» октября 2009 года в 13 часов 00 мин. на заседании совета Д 212.101.11 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г.
  4. Российская имперская политика на кавказе: к вопросу терминологии

    Документ
    Методология изучения российской внутренней имперской политики возможна на основе установления чётких критериев и дефиниций, предполагающих уточнение и разработку соответствующего понятийного аппарата.
  5. Религиозный фактор современного политического процесса

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 20 апреля 2012 года в 10-00 часов на заседании Совета по защите кандидатских и докторских диссертаций Д 212.193.03 при ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» по адресу: 357532, г.
  6. Монография посвящена вопросам появления и дальнейшей институционализации радикальных неправительственных религиозно-политических организаций на Северном Кавказе в постсоветский период,

    Монография
    Романченко Н.Е. Институционализация современных радикальных неправительственных религиозно-политических организаций на Северном Кавказе. – Москва - Ростов-на-Дону: Социально-гуманитарные знания, 2011.
  7. Российско-армянские отношения: политологический анализ

    Диссертация
    Защита диссертации состоится 10 декабря 2009 г. в 15.30 часов на заседании Диссертационного совета Д 502.006.14 при Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, г.
  8. Политические процессы становления государственности абхазии, южной осетии и приднестровья в контексте обеспечения безопасности граждан россии, проживающих в этих республиках

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «1» июля 2010 г. в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д 502.008.02 по политическим наукам при Северо-Кавказской академии государственной службы по адресу: 344002, г.
  9. Политический ислам в современном мире

    Автореферат диссертации
    Ведущая организация - Негосударственное некоммерческое образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский гуманитарный университет»

Другие похожие документы..