Russian Original: English Конференция Сторон Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ


ЮНЕП

BC

UNEP/CHW.10/28

БАЗЕЛЬСКАЯ КОНВЕНЦИЯ



Distr.: General
1 November 2011

Russian
Original: English

Конференция Сторон Базельской конвенции
о контроле за трансграничной перевозкой
опасных отходов и их удалением

Десятое совещание

Картахена, Колумбия, 17-21 октября 2011 года

Доклад Конференции Сторон Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением о ее десятом совещании

I. Открытие совещания

1. Десятое Совещание Сторон Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением состоялось в Конференционном центре "Картахена-де-Индиас" в Картахене-де-Индиас, Колумбия, 17-21 октября 2011 года. Совещание было открытого в 10 ч. 20 м. в понедельник, 17 октября 2011 года, заместителем Председателя девятого совещания Конференции Сторон г-н Барри Ревиллом (Австралия).

2. Г-жа Маснелльяти Хилман (Индонезия) зачитала заявление Председателя девятого совещания Конференции Сторон г-на Густи Мухаммада Хатты (Индонезия), который не смог присутствовать на совещании. В своем заявлении он указал, что процесс развития синергии позволит Базельской конвенции, Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле и Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях улучшить сотрудничество между ними и повысить эффективность их работы в целях наиболее оптимального использования имеющихся ресурсов и что при этом важно сохранять правовую автономию каждой из них. Подчеркнув необходимость продолжения работы над осуществлением Балийской декларации об управлении ликвидацией отходов в интересах охраны здоровья человека и обеспечения средств к существованию, он отметил, что Всемирная ассамблея здравоохранения приняла резолюцию по регулированию отходов и охране здоровья человека, а также привлек внимание к выдвинутой Индонезией и Швейцарией страновой инициативе по повышению эффективности Базельской конвенции.

3. Он кратко остановился на тех основных вопросах, которые остались нерешенными после девятого совещания Конференции Сторон, речь в том числе идет о вопросе толкования пункта 5 статьи 17 Конвенции. Решение последнего вопроса в целях обеспечения вступления в силу Запретительной поправки через 20 лет после ее принятия отвечало бы всеобщим интересам. Также необходимо выработать устойчивый механизм финансирования и изыскать новые ресурсы и источники финансирования.

Форум по теме совещания: предотвращение образования, минимизация и рекуперация отходов

4. Форум по теме совещания: предотвращение образования, минимизация и рекуперация отходов – состоялся сразу же после открытия совещания. Ведущим Форума выступал г н Ревилл. При открытии Форума директор Отдела права окружающей среды и природоохранных конвенций ЮНЕП г-н Бакари Канте зачитал вступительное заявление Директора-исполнителя Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) г-на Ахима Штайнера. После этого выступил Исполнительный секретарь Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенций г-н Джим Уиллис.

5. В своем заявлении Директор-исполнитель указал на необходимость обеспечения сбалансированности между обязательствами Сторон, производящих и экспортирующих отходы, и обязательствами Сторон, импортирующих и обрабатывающих эти отходы, с целью достижения компромисса для вступления Запретительной поправки в силу. Страны, желающие заниматься торговлей отходами, должны свести к минимуму экологические последствия такой торговли. В этой связи основополагающее значение имеют национальное законодательство и обеспечение его соблюдения, а также учебная подготовка для стран, принимающих отходы, по вопросам регулирования и удаления отходов.

6. В связи с предстоящими в 2012 году двадцатой годовщиной Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию и десятой годовщиной Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию он отметил, что еще многое предстоит сделать для реализации потенциала регулирования отходов в целях охраны здоровья человека и охраны окружающей среды и достижения целей в области развития, закрепленных в Декларации тысячелетия. Необходимо укреплять взаимосвязи между Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенциями на основе единства действий в рамках этих трех конвенций, обеспечения координации по вопросам существа при сохранении автономности и осуществления деятельности на глобальном, региональном и национальном уровнях. Совет управляющих ЮНЕП недавно дал четкую установку на дальнейшее изучение возможностей для развития синергических связей между конвенциями, для чего потребуется устойчивый механизм финансирования.

7. Исполнительный секретарь Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенций в своем выступлении выразил признательность ряду стран за оказание финансовой поддержки участию Сторон, являющихся развивающимися странами. Излагая свое новаторское видение будущего секретариата, он заявил, что надеется, что Стороны будут считать секретариат эффективным, действенным, инновационным и гибко реагирующим на их потребности в оказании помощи в выполнении своих обязательств, предусмотренных Конвенцией. Он также намерен добиваться того, чтобы секретариат действовал открыто, в духе гласности, на основе всеобъемлющего подхода к осуществляемым им мероприятиям, уделял должное внимание обеспечению гендерной и региональной сбалансированности, однозначно ставил во главу угла интересы клиентов и использовал синергический потенциал для повышения рентабельности.

8. Он отметил, что трансграничная перевозка отходов может быть выгодной в экономическом плане и обеспечивать восстановление активов, но в то же время сопряжена с трудностями и проблемами: экспортеры должны сводить к минимуму образование опасных отходов, а импортеры должны иметь возможности для обеспечения того, чтобы отходы регулировались экологически рациональным и социально ответственным образом. Он также призвал Стороны найти пути продвижения вперед с целью обеспечения вступления Запретительной поправки в силу. Конференция Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию открывает широкие возможности для достижения прогресса в осуществлении повестки дня в области регулирования отходов посредством применения принципов устойчивого развития и совершенствования экологического руководства.

9. Затем ведущий предложил следующим выступающим ответить на вопрос: "В чем заключается общемировое значение упора на предотвращение образования отходов, сведения их к минимуму и рекуперации и каким образом Базельская конвенция может содействовать этому?": заместителю министра охраны окружающей среды Китая г-ну Чжан Лицзиню; руководителю директората по вопросам устойчивого управления ресурсами, промышленности и атмосферы Европейской комиссии г-же Соледад Бланко; директору координационного центра Базельской конвенции для африканского региона в Нигерии г-ну Оладеле Осибанджо; и министру охраны окружающей среды Колумбии г-ну Франку Перлу.

10. Г-н Чжан в своем выступлении заявил, что образование большого объема промышленных и бытовых отходов оказывает все более сильное воздействие на экологию в Китае. Дальнейшее истощение ресурсов будет сдерживать развитие, ставя вопрос о неизбежности выбора пути устойчивого развития, и Китай начал относиться к своим твердым отходам как к ресурсу, который используется неправильно. В экономике с многооборотным использованием продукции отсутствие утилизации металла, пластика, бумаги и даже таких редких металлов, как золото, серебро и палладий, представляет собой растрату ресурсов и является источником вторичного загрязнения. Недавно принятые законы по развитию экономики с многооборотным использованием продукции предусматривают стимулирование ликвидации загрязнения у источника и сокращения объема отходов за счет налоговых льгот в случае рециркуляции многих видов материалов. В 2010 году в Китае было рециркулировано 67 процентов образующихся твердых отходов, и поставлена задача добиться того, чтобы к 2015 году этот показатель составил 72 процента. В Китае также достигнуты определенные успехи в деле переработки опасных отходов.

11. По его мнению, секретариат Конвенции мог бы играть более значительную роль в предоставлении развивающимся странам руководящих указаний в отношении осуществления деятельности и создания потенциала в области регулирования и удаления отходов, а развитым странам следует оказывать Сторонам, являющимся развивающимися странами, содействие в деле создания потенциала, особенно для удаления опасных отходов, путем передачи технологии и обеспечения финансовой помощи. В заключение он настоятельно призвал осуществлять рециркуляцию и повторное использование твердых отходов в той стране, в которой эти отходы образовались, и отметил необходимость наказания за незаконную перевозку твердых отходов, в особенности опасных отходов.

12. В своем выступлении г-жа Бланко заявила, что прогнозируемый рост населения в мире до 9 миллиардов человек к 2050 году, из которых 2 миллиарда будет составлять новый средний класс, приведет к росту потребления и дальнейшему усилению воздействия на окружающую среду. В 2008 году была введена новая рамочная директива по отходам, устанавливающая пятиступенчатую последовательную схему регулирования отходов, согласно которой больше внимания будет уделяться предотвращению образования отходов, рециркуляции и иной рекуперации отходов с целью повышения ресурсоэффективности. В связи с таким новым подходом государства – члены Европейского союза обязаны разработать к декабрю 2013 года программы предотвращения образования отходов с учетом полного жизненного цикла продуктов. Это поможет заложить основу для достижения нулевого уровня бытовых отходов и поэтапной ликвидации свалок к 2020 году. Будет разработан план действий с указанием целей на 2020 год в отношении мер по предотвращению образования отходов и исключения зависимости фактора экономического роста от отходов, и, возможно, будут приняты показатели в области предотвращения образования отходов.

13. Она подчеркнула необходимость принятия немедленных мер по предотвращению образования отходов и активизации усилий, направленных на устранение зависимости фактора экономического роста от образования отходов. Хотя для стран с более высокими темпами роста и растущим уровнем потребления это может оказаться трудным, она настоятельно призвала их к принятию решительных мер по предупреждению образования отходов. Она также выразила убежденность в том, что Базельской конвенции, наряду с другими международными органами, отводится решающая роль в общемировой пропаганде вопросов предупреждения образования отходов, их рециркуляции и иной рекуперации с целью минимизации их объема.

14. Г-н Осибанджо в своем выступлении заявил, что достойный сожаления инцидент с захоронением токсичных отходов в Нигерии в 1988 году сыграл своего рода положительную роль, послужив катализатором создания в его стране системы и инфраструктуры экологического руководства. Ненадлежащее захоронение отходов привело к масштабному загрязнению грунтовых вод и источников питьевой воды, в результате чего в некоторых развивающихся странах оказалось дешевле заправить автомобиль, чем купить питьевую воду. Благодаря технологическим инновациям потоки отходов приобретают все более сложный характер; все бóльшую долю твердых отходов составляют электронные отходы, и сегодня по новому осознается, что в отходах содержатся ценные материалы и что отходы можно рассматривать как вторичный ресурс без ущерба окружающей среде.

15. Технологии минимизации образования отходов и их рециркуляции открывают возможности для принципиально нового использования ограниченных ресурсов и позволяют сократить цепочку переработки сырья. Благодаря более широкому внедрению концепции "богатство из отходов" появляется возможность создания рабочих мест и сокращения масштабов нищеты. В его стране осуществляется ряд инновационных проектов по рециркуляции отходов и планируется проведение экспериментального проекта по строительству недорогого типового дома из рециркулированных отходов. Большое значение имеют фундаментальные изменения концептуального характера, предполагающие переход от необходимости удаления отходов к предотвращению их образования, минимизации их объема и рекуперации отходов как в развитых, так и в развивающихся странах. Тем не менее, содействие вступлению Запретительной поправки в силу рассеяло бы скептическое отношение некоторых заинтересованных субъектов, считающих, что рекуперация отходов является еще одной уловкой, направленной на поощрение сброса опасных веществ, поступающих из развитых стран.

16. В своем выступлении г-н Перл заявил, что Конвенция находится на переломном этапе, когда ее дальнейшая действенность в значительной мере зависит от политической воли и подлинной приверженности правительств и заинтересованных субъектов, присутствующих на данном совещании. Поэтому на Конференции Сторон, по его мнению, должны быть приняты перспективные решения, основанные на реалистичном анализе результатов, достигнутых за истекшие годы. В частности, хочется надеяться, что участники Конференции достигнут договоренности относительно положений о вступлении Запретительной поправки в силу и новых стратегических рамок. Эти достижения придали бы Конвенции новые силы и продемонстрировали серьезную приверженность делу повышению ее действенности в рамках процесса развития синергии.

17. Несмотря на значительные усилия, предпринятые большинством стран, и успехи, достигнутые в осуществлении Конвенции, общемировой объем опасных отходов продолжает безудержно расти, что в равной степени справедливо в отношении трансграничной перевозки отходов. Однако новый подход к регулированию отходов, согласно которому отходы создают не проблемы, а экономические возможности и служат движущей силой для обеспечения занятости населения, дает основания для надежды. Главная цель заключается в обеспечении сбалансированности между получением экономических выгод в результате рециркуляции отходов и благодаря предупреждению или минимизации их образования, что позволит изменить структуры неустойчивого производства и потребления. Для достижения такой сбалансированности потребуется международная политическая воля и участие всех стран. Когда речь идет о здоровье планеты, эгоцентризм или обструкционистская политика недопустимы и, работая над решениями, Стороны должны помнить о том, что будущие поколения унаследуют тот мир, который решила им оставить Конференция. В заключение он обратил внимание на проект декларации, которую его страна представила по теме совещания, призвав Конференцию Сторон к ее принятию.

18. Дальнейшее обсуждение Сторонами темы совещания приводится в главе V ниже.

  1. Russian Original: English Конференция Сторон Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой (4)

    Документ
    1. В решении VII/25 Конференция Сторон на своем седьмом совещании выразила согласие с кругом ведения и организацией работы Совместной рабочей группы по слому судов Международной организации труда (МОТ), Международной морской организации
  2. Russian Original: English Конференция Сторон Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой (5)

    Документ
    1. На своем шестом совещании Конференция Сторон приняла решение VI/37 о программе работы Рабочей группы открытого состава, в котором она постановила включить в программу работы вопрос о завершении работы над опасными свойствами Н6.
  3. Russian Original: English Конференция Сторон Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой (3)

    Реферат
    Проект обновленных технических руководящих принципов экологически обоснованного регулирования отходов, состоящих из полихлорированных дифенилов (ПХД), полихлорированных терфенилов (ПХТ) или полибромированных дифенилов (ПБД),
  4. Russian Original: English Конференция Сторон Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой (6)

    Реферат
    1. Решением VIII/14, принятым на ее восьмом совещании, Конференция Сторон поручила секретариату, среди прочего, подготовить и опубликовать сводные документы за 2004, 2005 и 2006 годы и фактологические данные по странам за 2006 год
  5. Russian Original: English Конференция Сторон Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой (1)

    Документ
    Экологически обоснованное регулирование процесса демонтажа судов и Совместная рабочая группа по слому судов Международной организации труда, Международной морской организации и Базельской конвенции
  6. Russian Original: English Конференция Сторон Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой (2)

    Документ
    1. Ссылка делается на решение VIII/10 о программе работы Рабочей группы открытого состава на 2007-2008 годы и на решение VIII/20 о предоставлении в рамках Согласованной системы описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации
  7. 27 June 2008 Russian Original: English Конференция Сторон Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой

    Доклад
    1. Девятое Совещание Сторон Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением состоялось в Балийском международном центре Конвенции, Нуса Дуа, Бали, Индонезия 23 27 июня 2008 года.
  8. Russian Original: English Конференция Сторон Базельской Конвенции

    Документ
    1. На своем восьмом совещании, состоявшемся в Найроби с 27 ноября по 1 декабря 2006 года, Конференция Сторон Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением приняла решение VIII/17 о технических
  9. Доклад конференции сторон базельской конвенции

    Доклад
    1. Шестое совещание Конференции Сторон Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением состоялось во Дворце Наций, в Женеве, 9-13 декабря 2002 года.

Другие похожие документы..