Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Тема №10. Право в сфере образовательной деятельности. Закон РФ «Об образовании в РФ»

Предмет, система, задачи и функции образовательного права.

Законодательство РФ о государственной политике в сфере образования.

Особенности правового регулирования управленческих отношений в системе образования.

Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования.

Первый вопрос студенты начинают рассматривать с характеристики образовательного права. Они отмечают, что образовательное право регулирует отношения, складывающиеся в системе образования. Его основным источником является Закон РФ «Об образовании». Право на образование – это составная часть права на развитие.

Система образования существует в целях создания условий для реализации права человека на образование.

Далее студенты дают характеристику элементов, входящих в систему образования, подробно останавливаются на задачах и функциях образовательного права.

Второй вопрос необходимо начать с того, что деятельность государства по созданию условий для реализации права на образование есть не что иное, как государственная политика в области образования.

Государственная политика в области образования основывается на принципах, закрепленных в Законе РФ «Об образовании».

Студенты переходят к рассмотрению принципов государственной политики в сфере образования.

Третий вопрос студенты рассматривают с особенностей положения и функционирования образовательных учреждений. План ответа рекомендуется начать:

- образовательные учреждения;

- компетенция органов местного самоуправления в области образования;

- управление негосударственным образовательным учреждением;

- органы управления образованием Российской Федерации

Четвертый вопрос предполагает рассмотрение особенностей трудового договора с работниками образования, особенностей оплаты труда, особенностей дисциплинарных отношений, особенностей рабочего времени и времени отдыха.

Литература

Закон РФ «Об образовании» // Российская газета. – 23 января 1996 г.

Закон РФ «О занятости в РФ». – М.: «Юридическая литература», 1992 г.

Конституция РФ 1993 г. – М.: «Юридическая литература», 1994.

Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» - М., 1998.

Трудовой Кодекс российской Федерации. – М., 2002.

Шкатула В.И. Образовательное право. / Учебник для вузов. – М., 2001.

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ И

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ

Умение самостоятельно работать является составной частью учебного процесса: самостоятельная работа предусматривается учебным планом в объеме ½ общей нагрузки и направлена на более глубокое изучение курса, формирование навыков исследовательской работы и ориентацию студентов на умение применять теоретические знания на практике.

Задания для самостоятельной работы составлены практически для всех разделов и тем курса.

Виды самостоятельной работы по дисциплине «Правоведение»:

- конспектирование литературы по изучаемой проблеме;

- подготовка докладов;

- словарная работа;

- работа над контрольными вопросами и заданиями;

- решение задач;

- подготовка рефератов.

Самостоятельная работа выполняется студентом во внеурочное время по заданию преподавателя. Задание выдается студенту по мере прохождения материала, а освоение последнего контролируется во время семинарских занятий и индивидуальных собеседований.

Конспект – это краткое письменное изложение содержания лекции, работы, статьи и т.п. Конспект может быть полным, когда работа идет со всем текстом источника, или неполным, когда рассматривается один или несколько вопросов источника.

При любом виде конспектирования записи необходимо делить на подзаголовки, абзацы, пробельные строки, что значительно повышает эффективность конспекта.

Словарная работа.

В изучаемом курсе используется масса специальных терминов, которые требуют пояснения. Значительное количество терминов дается в лекциях преподавателем. Преподаватель обязан порекомендовать студентам наиболее важные справочные издания, с которыми студенты работают в течение изучения курса.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема 1-5

Какие обстоятельства обусловили появление (происхождение) права и государства?

Что понимают под источником права и каковы основные виды источников права?

Как понимается правовая норма и какова ее структура?

Охарактеризуйте действие правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Подготовьте схему по основаниям и составу правонарушений.

Что понимают под реализацией закона и каковы средства ее обеспечения?

Укажите признаки правонарушения, дайте определение юридической ответственности.

Назовите признаки государства, отличающие его от любой другой организации.

Перечислите функции государства.

Что необходимо для формирования правового государства?

Тема 6-9

В чём отличие Конституции Российской Федерации от обычных федеральных законов?

Какие основания приобретения российского гражданства предусмотрены действующим законодательством?

В чём отличие федерации от унитарного государства?

Почему субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из ее состава?

Какими полномочиями Конституция 1993 г. наделяет Президента Российской Федерации?

Сформулируйте принципы, на которых основывается местное самоуправление в Российской Федерации.

Тема 10

Дайте определение и краткую характеристику гражданского права как отрасли единого российского права.

Какие существуют источники гражданского права?

Назовите субъекты гражданского правоотношения и дайте их краткую характеристику.

Каковы экономические и организационные предпосылки признания организации юридическим лицом? Перечислите признаки юридического лица.

Что такое гражданская правоспособность? Что такое гражданская дееспособность? Раскройте содержание гражданской правоспособности и гражданской дееспособности.

Каковы особенности правоспособности и дееспособности юридического лица? Чем они отличаются от правоспособности и дееспособности граждан?

Дайте определение понятий «субъективное гражданское право» и «субъективная гражданская обязанность».

Каковы основные виды гражданско-правовой ответственности?

Каково соотношение понятий: «ущерб», «убытки», «вред», «упущенная выгода»?

Что такое вина? Назовите ее формы.

В каких случаях наступает ответственность, независимо от вины?

Что является основанием освобождения от гражданско-правовой ответственности?

Тема 11

Какие условия предусмотрены законом для вступления в брак и в каком порядке он заключается?

Каковы обязанности родителей по воспитанию детей и в каком размере они должны уплачивать алименты?

Какие обязанности возлагаются на детей в отношении их родителей, деда и бабушки.

Для чего устанавливается усыновление? Какая ответственность предусматривается за разглашение тайны усыновления?

В каких случаях и в каких целях назначается опека (попечительство)?

Какая ответственность наступает за неисполнение семейных обязанностей?

Тема 12

Кто является субъектом трудового правонарушения?

Назовите виды трудовых договоров, перечислите их особенности.

По каким основаниям, предусмотренным в законодательстве, работник может быть уволен работодателем?

Каков порядок применения дисциплинарных взысканий?

В каких случаях применяется полная материальная ответственность?

Тема 13

Определите предмет и метод административного права.

Каковы субъекты административного права?

Дайте определение административного правонарушения и его признаки.

В чём сущность административной ответственности и каковы ее признаки?

Тема 14

Определите понятие уголовного права в качестве отрасли права.

Дайте понятие уголовно-правового правоотношения. Охарактеризуйте объект, субъекты, содержание, виды уголовных правоотношений.

Состав преступления как специфический элемент уголовно-правового правоотношения.

Общие положения уголовного закона, в том числе о действии во времени и пространстве.

Тема 15

Какова структура российского экологического права?

Что означает разрешительная система в сфере экологии?

В чем состоит экологическая экспертиза проектов?

Назовите наиболее важные источники международного и российского экологического права.

Охарактеризуйте ответственность за экологические правонарушения.

Как организован государственный экологический контроль?

Чем обусловлены трудности возмещения экологического вреда?

Тема 16

Дать общую характеристику образовательного права.

Раскройте особенности правового регулирования управленческих отношений в системе образования.

Покажите особенности регулирования финансовых отношений в сфере образования, трудовых отношений.

Раскройте особенности государственной политики в области образования.

Тема 18

Понятие международного права.

Перечислите круг субъектов международного права.

Как создаются нормы международного права?

Перечислите основные принципы международного права.

Что такое международно-правовое признание?

Что такое государственная территория?

Какие проблемы, связанные с населением государства, регулируются международным правом?

Изложите особенности реализации двух видов международно-правовой ответственности.

Охарактеризуйте основные средства мирного урегулирования споров между государствами.

Какова роль международных организаций?

Каков порядок заключения международных договоров?

Что регулирует дипломатическое право?

Каково понятие международного гуманитарного права?

Охарактеризуйте известные вам международные акты по проблеме защиты прав человека.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа является одной из форм самостоятельного изучения курса «Правоведение». Работа над ней способствует расширению и углублению знаний, приобретению опыта работы со специальной литературой.

Контрольная работа выполняется после изучения всего курса «Правоведения».

Очень важный этап в подготовке контрольной работы - это ее оформление. Тетрадь должна иметь поля, страницы обязательно нужно пронумеровать, иначе преподаватель не может указать в рецензии, на какой именно странице допущена ошибка или неточность. Работа должна быть написана грамотно, разборчивым почерком.

К использованным в работе цитатам, текстам законов, другим научно-литературным источникам нужно сделать правильно оформленные сноски.

Контрольная работа высылается в вуз в строго установленные сроки. Если она не соответствует требованиям, работа не засчитывается. Студент, которому возвращена незачтенная работа, должен, согласно указаниям преподавателя, либо полностью переделать (переписать) контрольную работу, либо дописать ее, осветив ранее упущенные вопросы. Контрольная работа направляется на повторное рецензирование вместе с первой контрольной.

1

Задание 1. Общие положения административного права.

Понятие управления.

Понятие и структура органов исполнительной власти.

Принципы государственного управления.

Предмет и понятие административного права. Административно-правовые нормы. Административно-правовые отношения.

Источники административного права.

Задание 2. Словарная работа.

Найдите в справочных изданиях и запишите значение следующих терминов:

Истец –

Ответчик –

Кассационная жалоба –

Судопроизводство –

Эксперт –

Задание 3. Напишите заявление в суд о признании гржданина ограниченно дееспособным.

2

Задание 1. Административные правонарушения и административная ответственность

Понятие административного правонарушения.

Административное правонарушение как основание административной ответственности.

Понятие, цели, основания применения административных взысканий.

Виды и порядок наложения административных взысканий.

Задание 2. Словарная работа

Найдите в справочных изданиях и запишите значение следующих терминов:

Банда –

Вымогательство –

Грабеж –

Кража –

Мошенничество –

Разбой –

Задание 3. Составьте договор дарения жилого дома.

3

Задание 1. Коллективный договор в трудовом законодательстве России.

Понятие коллективного договора.

Стороны коллективного договора.

Содержание коллективного договора.

Разработка, заключение и регистрация коллективного договора.

Контроль за исполнением коллективного договора.

Задание 2. Словарная работа.

Найдите в справочных изданиях и запишите значение следующих терминов:

Потерпевший –

Свидетель –

Судебные прения –

Выемка –

Допрос –

Обыск –

Задание 3. Составьте договор обмен квартир, заключенный между двумя гражданами.

4

Задание 1. Правовые формы и методы осуществления исполнительной власти.

Формы осуществления исполнительной власти.

Методы осуществления исполнительной власти.

Акты органов исполнительной власти:

3.1. Понятие и виды актов органов исполнительной власти.

3.2. Порядок подготовки, принятия, вступления в силу и действие актов органов исполнительной власти.

3.3.Требования, предъявляемые к актам госуправления, последствия их несоблюдения.

Задание 2. Словарная работа.

Найдите в справочных изданиях и запишите значение следующих терминов:

Адюльтер –

Брак –

Семья –

Усыновление –

Опека –

Задание 3. Составьте исковое заявление о возмещении вреда, причиненного здоровью работника.

5

Задание 1. Правовой статус личности в Российской Федерации.

Понятие конституционно-правового статуса личности.

Понятие гражданства РФ и его законодательное регулирование.

Особенности института гражданства в Федерации: Федеральное гражданство и гражданство субъектов Федерации.

Основания и порядок приобретения гражданства в России.

Основания и порядок прекращения гражданства в России.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Статус беженцев и вынужденных переселенцев.

Задание 2. Словарная работа.

Найдите в справочных изданиях и запишите значение следующих терминов:

Взыскание дисциплинарное –

Контракт –

Прогул –

Отпуск –

Увольнение –

Задание 3. Напишите исковое заявление:

а) о расторжении брака;

б) о расторжении брака и разделе имущества.

(по выбору студента)

6

Задание 1. Общие положения гражданского права.

Понятие гражданского права.

Источники гражданского права.

Субъекты гражданского права.

Объекты гражданского права.

Сроки в гражданском праве. Исковая давность.

Задание 2. Словарная работа.

Найдите в справочных изданиях и запишите значение следующих терминов:

Конституция –

Федерация –

Референдум –

Патронаж –

Ноу-хау –

Иск –

Задание 3. Напишите исковое заявление:

а) о принудительном обмене жилого помещения;

б) об устранении препятствий в пользовании земельным участком.

(по выбору студента).

7

Задание 1. Сделки. Представительство и доверенность.

Понятие сделки.

Классификация сделок.

Формы сделок.

Условия действительности сделки. Недействительные сделки.

Понятие представительства.

Виды представительства.

Задание 2. Словарная работа.

Найдите в справочных изданиях и запишите значение следующих терминов:

Понятой –

Улики –

Ходатайство –

Шантаж –

Юстиция –

Задание 3. Напишите исковое заявление о возмещении вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия.

8

Задание 1. Конституционные права и свободы человека и гражданина.

Понятие, система и классификация основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Гражданские (личные) права и свободы.

Политические права и свободы.

Социально-экономические права и свободы.

Обязанности граждан.

Институт уполномоченного по правам человека. Признание юрисдикции международных органов по правам человека. Судебная защита прав и свобод.

Задание 2. Словарная работа.

Найдите в справочных изданиях и запишите значение следующих терминов:

Ратификация –

Денонсация –

Референдум –

Апатриды –

Бипатриды –

Задание 3. Напишите исковое заявление о защите чести и достоинства и возмещении за причиненный моральный ущерб.

  1. Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (1)

    Документ
    теория и практика управления образованием" ТОБОЛЬСК, 008 УЧЕБНЫЙ ПЛАН СПЕЦИАЛЬНОСТИ индекс Название дисциплин Семестр Составитель УМК ГСЭ Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины ГСЭ.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Отечественная история" составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Государственного обр

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине "Отечественная история" составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу
  3. Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению 050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности Иркутск 2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности
  4. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент Кантимирова Р. И (1)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному
  5. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент Кантимирова Р. И (2)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине Поведение потребителей

    Учебно-методический комплекс
    1.2.1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности 080 .
  7. Учебно методический комплекс по новой истории стран азии и африки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществ-лять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; спо-собствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору
  8. Учебно методический комплекс по новой истории стран азии и африки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент (2)

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  9. Учебно методический комплекс по новой истории стран азии и африки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент

    Учебно-методический комплекс
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, подготовлен к выполнению основ-ных видов профессиональной деятельности учителя истории, решению типовых задач профес-сиональной деятельности в учреждениях среднего общего (полного) образования.

Другие похожие документы..