Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

2. Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ: ФЗ РФ // Сборник Законов РФ. - 1994. - №33.

3. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - №2.

4. О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: закон РФ от 8 мая 1994 г. // Российская газета. - 1994. - 12 мая.

5. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания: Закон РФ от 14 июня 1994 г. // Собрание Законодательства РФ. - 1994. - №8. - Ст. 801.

6. Регламент Государственной думы Федерального Собрания-парламента РФ // там же. - 1995. - №14. - Ст. 1541, 1544.

Литература

7. Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. - СПб., 2003.

8. Правоведение. Учебник / Под ред. проф. М.И. Абдулаева. - СПб., 2003.

9. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. - М., 2002.

10. Ковлер А.Н. Антропология права. - М., 2002.

11. Мамут Л.С. Государство в новом измерении. - М., 1999.

12. Чиркин В.Е. Основы государственной власти. - М., 1996.

13. Шабо Ж.Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления // Полис: 1993.

14. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. - М., 1998.

15. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. - М., 1995.

Тема №2. Понятие и сущность права

1. Форма права.

2. Правотворчество.

3. Нормы права.

4. Правоотношения.

5. Правонарушения.

6. Юридическая ответственность.

Право взаимосвязано с государством, взаимодействует с ним в выполнении задач, отвечающих интересам народа. Государство и право выступают регулятором общественных отношений, процессов, протекающих в социально-политической, экономической, культурной сферах жизни. При рассмотрении первого вопроса необходимо вкратце остановиться на понятии и признаках права, показать общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы права, а также функции права.

Далее подробно остановиться на формах права и раскрыть четыре основные формы права:

- правовой обычай;

- нормативно-правовой акт;

- юридический прецедент;

- договор нормативного содержания.

Второй вопрос надо начать с понятия. Правотворчество - составная часть правообразования и правоформирования. Это властная, организующая деятельность народа, государственных органов и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативного правового акта.

Далее надо показать виды правотворчества:

- принятие нормативных правовых актов органами государства;

- принятие нормативных актов органами местного самоуправления;

- референдум;

- нормативные соглашения.

Проследить основные стадии правотворческого процесса.

Третий вопрос надо начать с определения, что норма права – это государственно-властное, обязательное к исполнению правило поведения общего характера, устанавливаемое и охраняемое компетентными органами государства. Далее студент подробно раскрывает структуру нормы права, показывает отраслевые особенности норм права.

Четвертый вопрос необходимо начать с понятия о том, что правовые отношения – это возникающие на основе норм права, волевые общественные отношения, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Студент подробно останавливается на особенностях правоотношений, их структуре, классификации, видах.

Пятый вопрос желательно начать с понятия, что правонарушение – это виновное, противоправное деяние лица, достигшего установленного законом возраста и способного руководить своими поступками, причиняющее вред интересам общества, государства и личности, и влекущее за собой правовую ответственность.

Студент раскрывает понятие правонарушения и преступления, показывает юридический состав правонарушений.

При рассмотрении шестого вопроса, учащиеся начинают с понятия, что юридическая ответственность – это предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия.

Далее студенты рассматривают принципы юридической ответственности, классифицируют юридическую ответственность по следующим основаниям: в зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих такую ответственность, различаются:

- уголовная,

-административная,

- гражданско-правовая,

- дисциплинарная.

Литература

Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник – СПб., 2003.

Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения – М., 2001.

Аннерс Э. История европейского права. – М., 1996.

Баранов В.М., Поленина С.В. Система права, система законодательства и правовая система – Н.Новгород, 1999.

Бегинин В.И. Общественное правосознание и государственность – Саратов, 1994.

Бержель Ж.-Л. Общая теория права – М., 2000.

Берман Г. Западная традиция права. Эпоха формирования – М., 1995.

Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право – 1998, №2.

Гегель Г.В. Философия права – М., 1990.

Гревцов Ю.И. Правовые отношения и осуществление права – Л., 1987.

Емельянов С.А. Право: определение понятия – М., 1992.

Ковлер А.И. Антропология права – М., 2002.

Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право, 1994, №3.

Колосова Н.М. Конституционная ответственность самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право, 1997, №2.

Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран – М., 2001.

Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология – М., 1982.

Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву – М., 1981.

Ллойд Д. Идея права – М., 2002.

Лукашева Е.А. Право, мораль, личность – М., 1986.

Малеин Н.С. Принципы права, нормы и судебная практика // Государство и право, 1996, №6.

Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы) // Правоведение, 1992, №2.

Малеин Н.С. Современные проблемы юридической ответственности // Государство и право, 1994, №6.

Правоведение. Учебник / Под ред. проф. М.И. Абдуллаева – СПб., 2003.

Решетов Ю.С. Правоотношения и их роль в реализации права – Казань, 1993.

Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс – Екатеринбург, 1996.

Халфина Р.О. Общее обучение о правоотношении – М., 1974.

Тихомиров Ю.А. Публичное право – М., 1995.

Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве – М., 1994.

Шон Д.Г. Конституционная ответственность // Государство и право, 1995, №7.

Юридическая конфликтология / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев – М., 1995.

Юридическая ответственность. Проблемы теории и практики // Сборник научных трудов – Минск, 1996.

Тема №3. Понятие и источники конституционного права России

Понятие, предмет и источники российского конституционного права как отрасли права.

Основы конституционного строя. Понятие и принципы.

При рассмотрении первого вопроса студент должен сделать вступление, в котором обратить внимание на то, что в системе права конституционное право России занимает ведущее место, которое объясняется тем, что его нормы закрепляют основные устои государства и общества, регулируют важнейшие общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти. Поэтому нормы конституционного права являются основой для других правовых отраслей.

Конституционное право как отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия.

Далее учащиеся подробно рассматривают предмет конституционного права:

- формы государственного устройства;

- основы организации и порядок функционирования институтов государственной власти;

- правовое положение граждан и их взаимоотношения с государством.

Рассматривая источники конституционного права, студенты дифференцированно подходят к характеристике нормативных актов:

- Конституции РФ;

- Федеральных конституционных законов;

- Федеральных законов;

- Законов субъектов РФ;

- нормативных актов Федерального Собрания, Президента, Правительства.

Переходя ко второму вопросу, студент отмечает, что Конституция сама по себе представляет основу, фундамент для других отраслей права. Однако в Конституции имеются такие базовые начала – принципы, которые составляют основы конституционного строя, поскольку именно на них строится все правовое регулирование жизни страны.

Конституционный строй – это такая организация государственной и общественной жизни, при котором государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер, и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство, признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – основной обязанностью государства.

Студент должен вычленить, что относится к первой группе принципов, которые закрепляют основы организации государственной власти и ко второй группе, закрепляющей основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, формирует основы построения гражданского общества.

Литература

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов – М., 2001.

Головистова А.Н., Грудцына Л.Ю., Малышев В.А. Правоведение – М., 2007.

Гришаева Д.С. Правоведение (конспект лекций) – М., 2007.

Исполнительная власть в Российской Федерации / под ред. А.Ф. Ноздрачева, Ю.А. Тихомирова – М., 1996.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник – М., 2001.

Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации и законодательству о государственной службе зарубежных государств» - М., 1998.

Конституция Российской Федерации – М., 2003.

Президент – Правительство – исполнительная власть: российская модель – М., 1997.

Чиркин Е.В. Конституционное право Российской Федерации. Практикум – М., 2000.

Тема №4. Конституционный статус человека и гражданина в Российской Федерации

Основы правового статуса человека и гражданина.

Гражданство РФ.

Конституционные (основные) права, свободы и обязанности граждан РФ.

Под правовым положением (правовым статусом) человека и гражданина обычно понимается совокупность его прав и обязанностей. Студент должен подчеркнуть, что это главное содержание правового положения человека. Однако он должен указать и другие факторы, влияющие на него (гражданство, гарантии прав и свобод и т.д.)

Далее студенты должны проанализировать вторую главу Конституции РФ, Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в виде резолюции 10 декабря 1948 года, Устав Организации Объединенных Наций 1945 г. И подробно остановиться на принципах правового статуса человека и гражданина:

- принцип неотчуждаемости основных прав и свобод;

- принцип равенства прав и свобод перед законом и судом;

- принцип непосредственного действия прав и свобод;

- принцип полноты прав и свобод человека и единства прав и обязанностей.

Второй вопрос желательно начать с определения «гражданство». Гражданство – это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Далее необходимо рассмотреть основания приобретения гражданства России.

Третий вопрос рекомендуется начать также с понятия «права и свободы человека». Права и свободы человека – это обеспеченные законом возможности для человека пользоваться и распоряжаться различными социальными благами и ценностями.

Студенты обязаны рассмотреть следующие группы прав и свобод:

- гражданские права и свободы;

- политические права и свободы;

- экономическое;

- социальные и культурные права и свободы.

Далее студенты переходят к анализу непосредственно закрепленных Конституцией обязанностей граждан РФ.

Литература

Абдулаев М.И. Права человека: историко-сравнительный анализ. - СПб., 1999.

Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. - М., 1991.

Витрук Н.В. Права человека: состояние и перспективы развития // Право и власть. - М., 1990.

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.

Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М., 1990.

Дженис М., Кэй Р., Брэдли Э. Европейское право в области прав человека. - М., 1997.

Жуйков В.М. Права человека и власть закона. - М., 1995.

Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. - М., 1995.

Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения / Под общ. ред. В.А. Туманова, М.М. Энтина. - М., 2002.

Конституция Российской Федерации. – М., 2003.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право россии: Учебник. – М., 2001.

Локк Дж. Два трактата о правлении // Соч. в 3 т. Т.3. - М., 1988.

Механизмы защиты прав человека в России. - М., 1996.

Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. - М., 1955.

Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. - Саратов, 1996.

Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. - М., 1991.

Общая теория прав человека. - М., 1996.

Права человека в истории человечества и в современном мире. - М., 1989.

Права человека и межнациональные отношения. - М., 1994.

Права человека. Учебник для вузов. - М., 1999.

Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. В 2 т. Т. I. - М., 1992.

Тема №5. Гражданское право

Понятие, основные принципы и источники гражданского права.

Субъекты и объекты гражданского права.

Право собственности.

Обязательственное право.

Гражданско-правовой договор.

В системе права РФ значительную роль играет гражданское право. Гражданское право – это отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения, складывающиеся между субъектами правоотношений на началах равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности.

После того, как дали понятие гражданского права, студенту необходимо перейти к раскрытию его содержания.

Прежде всего, необходимо выяснить, что же является предметом и методом гражданского права. Студент подробно останавливается на имущественных и личных неимущественных отношениях, которые связаны с имущественными. Показывает особенность этих отношений.

Установив предмет гражданского права, учащиеся переходят к характеристике метода. Студент отмечает, что метод гражданско-правового регулирования основан на юридическом равенстве, признаваемом за участниками правоотношений, на автономии воли (то есть возможности самостоятельно выбирать линию поведения без постороннего вмешательства), а также на имущественной самостоятельности (то есть обладании материальными благами и свободном распоряжении ими).

С предметом и методом гражданского права неразрывно связаны и его основополагающие принципы.

Студент рассматривает наиболее важные принципы:

- принцип равенства участников правоотношений;

- принцип неприкосновенности собственности;

- принцип свободы договора;

- принцип невмешательства в частные дела;

- принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав;

- принцип восстановления нарушенных прав;

- принцип судебной защиты нарушенных прав.

Далее студенты переходят к характеристике источников гражданского права.

Рассматривая второй вопрос, студенты подробно характеризуют субъекты правоотношений, дают понятие правоспособности, дееспособности, деликтоспособности, дают характеристику юридическим лицам.

Третий вопрос необходимо начать с того, что право собственности есть юридическая категория. Право собственности состоит из владения, пользования, распоряжения имуществом. Студент подробно останавливается на видах собственности, правах и обязанностях собственника.

Рассматривая четвертый вопрос, студент отмечает, что обязательственное право является наиболее крупной подотраслью гражданского права.

Как и в любом правоотношении, в обязательстве участвуют две стороны: управомоченная и обязанная. Управомоченная сторона обладает правом требования и называется кредитором. Обязанная сторона в обязательстве называется должником, а лежащая на нем обязанность – долгом.

Далее студент переходит к основаниям возникновения обязательства:

- из договоров;

- вследствие неосновательного обогащения;

- на основании судебного решения;

- в результате иных действий и событий, с которыми гражданское законодательство связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Чтобы свести к минимуму потери, которые может понести кредитор от ненадлежащего исполнения должником своих обязательств, гражданское законодательство предусматривает систему способов обеспечения обязательств. Студент поясняет эти способы:

- неустойка;

- залог;

- удержание;

- поручительство;

- банковская гарантия;

- задаток.

Пятый вопрос необходимо начать с понятия договора. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц (граждан, юридических лиц) об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, то есть о передаче имущества, выполнении работ и оказании услуг.

Наряду с понятием «договор» употребляется понятие «сделка».

Студент переходит к характеристике типов договоров:

- договор присоединения;

- публичный договор;

- предварительный договор;

- договор в пользу третьего лица.

Основания изменения или расторжения договора.

Нормативные акты

Гражданский кодекс РФ

- Часть I. Принята 30 ноября 1994 г. // СЗ РФ. - №32. – Ст. 3301; введены в действие // №32. – Ст. 3302; Изм. доп. // СЗ РФ. – 1996. - №9. – Ст. 773. - №34. – Ст. 4025, 4026.

- Часть 2. Принята 26 января 1996 г. // СЗ РФ. – 1996. - №5. – Ст. 410; введена в действие // №5. – Ст. 411; Изм. доп.. // СЗ РФ. – 1997. - №43. – Ст. 4903.

- Закон РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики»; Изм. и доп. От 12 января 1996 г. // СЗ РФ. – 1996. - №3. – Ст. 147; от 21 апреля 1997 г. // СЗ РФ. – 1997. - №17 – Ст. 1913.

  1. Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (1)

    Документ
    теория и практика управления образованием" ТОБОЛЬСК, 008 УЧЕБНЫЙ ПЛАН СПЕЦИАЛЬНОСТИ индекс Название дисциплин Семестр Составитель УМК ГСЭ Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины ГСЭ.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Отечественная история" составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Государственного обр

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине "Отечественная история" составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу
  3. Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению 050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности Иркутск 2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности
  4. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент Кантимирова Р. И (1)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному
  5. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент Кантимирова Р. И (2)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине Поведение потребителей

    Учебно-методический комплекс
    1.2.1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности 080 .
  7. Учебно методический комплекс по новой истории стран азии и африки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществ-лять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; спо-собствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору
  8. Учебно методический комплекс по новой истории стран азии и африки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент (2)

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  9. Учебно методический комплекс по новой истории стран азии и африки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент

    Учебно-методический комплекс
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, подготовлен к выполнению основ-ных видов профессиональной деятельности учителя истории, решению типовых задач профес-сиональной деятельности в учреждениях среднего общего (полного) образования.

Другие похожие документы..