Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

  1. Понятие педагогическое мастерство учителя и его структура.

  2. Объективные и субъективные стороны педагогического мастерства и его структура;

  3. Общее, специфическое и индивидуальное в педагогическом мастерстве.

  4. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства.

  5. Деятельность общения – составляющая педагогической деятельности;

  6. Убеждение и внушение в педагогическом процессе.

  7. Стиль как форма отношений педагога с учениками его объективные и субъективные факторы.

  8. Стилевые особенности взаимодействия (директивный, либеральный, демократический).

  9. Конфликт как психолого–педагогическая проблема в деятельности учителя.

  10. Причины возникновения, формы проявления и разрешения конфликтов.

  11. Взаимосвязь педагогического мастерство и авторитета учителя.

  12. Сущность, содержание и структура авторитета учителя;

  13. Субъективные и объективные факторы становления авторитета учителя;

  14. Критерии и уровни авторитета;

  15. Психолого-педагогические принципы построения авторитета учителя.

Рекомендуемая литература

  1. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999.-160с.

  2. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений /А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.-М.: Издат. центр “Академия”. 2000.-208с.

  3. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие. Серия «Педагогическое образование». – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. – 224с.

  4. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений. - М.: Педагогическое общество России, 2002.-268с.

  5. Основы педагогического мастерства /Под ред. И.Я.Зязюна.-М.: Просвещение.1989.- 302с

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИМИДЖЕЛОГИЯ

Дисциплина «Представление о мире и человеке на Древнем Востоке» относится к блоку дисциплин и курсов по выбору. Она изучается на дневном отделении в 8 семестре. Общий объем - 60 часов, из них на аудиторные занятия отводится 28 часов, на самостоятельную работу – 30 часов. Аудиторные занятия включают лекции – 28 часов. Форма отчетности по дисциплине – зачет.

На заочном отделении данная дисциплина изучается в 9 семестре. Общий объем 60 часов, из них на аудиторные занятия отводится 6 часов, на самостоятельную работу – 54 часа. Аудиторные занятия включают лекции – 6 часов. Форма отчетности по дисциплине – зачет.

Основной целью дисциплины «Представление о мире и человеке на Древнем Востоке» является формирование у студентов целостного представления о характере мифологического мышления как способе осмысления окружающего мира; знакомство с основными понятиями и дискуссионными вопросами по проблемам восприятия мира древним человеком; развитие исторического мышления у будущих специалистов.

Дисциплина ориентирует на учебно-воспитательную, культурно-просветительскую, научно-методическую виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

В области учебно-воспитательной деятельности:

Осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

Планирование и проведение учебных занятий по спецкурсу с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

Использование современных научно-обоснованных приемов, методов и средств обучения истории, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

Применение современных средств оценивания результатов обучения;

Воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

В области культурно-просветительной деятельности:

Формирование общей культуры и мировоззрения учащихся;

В области научно-методической деятельности:

Выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений

Будущий специалист должен иметь представление о:

специфике природно-географических условий в регионах возникновения ранних государств;

природных предпосылках формирования древневосточной культуры;

исторических предпосылках формирования древневосточной культуры;

социальных предпосылках формирования древневосточной культуры;

этнических процессах в регионах возникновения ранних государств;

особенности восприятия природы древневосточным человеком

особенности восприятия времени и пространства древневосточным человеком;

особенности восприятия царской власти древневосточным человеком.

Студенты должны знать:

хронологические границы и основные периоды истории Древнего Востока;

определение понятия «культура»;

основные принципы мифологического мышления

различие между мифологическим и логическим мышлением как способах осмысления окружающего мира.

Специалист должен уметь:

самостоятельно работать с историческими источниками, литературой, справочными пособиями;

свободно излагать усвоенный материал, делать выводы и обобщения;

оценивать события, опираясь на усвоенные исторические знания;

вырабатывать самостоятельную точку зрения на изучаемую проблему.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Семестр 9

Общая трудоемкость

60

Аудиторные занятия

6

Лекции

семинары

6

Самостоятельная работа:

48

Вид отчетности по дисциплине

зачет

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И

ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вопросы:

Роль имиджа педагога в его профессиональной деятельности.

Из чего складывается образ педагога?

Какой элемент имиджа учителя на ваш взгляд наиболее важен в профессиональной деятельности?

Что такое Я-концепции и какую роль она играет в формировании имидж педагога?

Какое влияние имеет самооценка на формирование внешнего и процессуального компонентов имиджа?

Какие ценности на Ваш взгляд, должны быть приоритетным в деятельности учителя?

Приведите пример из школьной практики, показывающий значимость имиджа педагога во взаимодействии с субъектами образовательного процесса.

Опишите взаимосвязь и взаимовлияние элементов имиджа педагога, приведите примеры.

Задания:

Сформулируйте свое определение понятия «имидж педагога».

Составьте рекомендации по стилевому оформлению габитарного имиджа учителя.

Составьте эскиз (коллаж) «Идеальный гардероб современного учителя».

Составьте рекомендации по формированию позитивного кинетического имиджа педагога.

Составьте систему упражнений по развитию позитивного вербального имиджа учителя.

Спроектируйте интерьер школьного кабинета, с учетом рекомендаций цветопсихологии.

Составьте программу формирования своего профессионального имиджа

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

Педагогическая имиджелогия как отрасль знаний.

Имидж и его значение в профессиональной деятельности учителя.

Структура имиджа педагога.

Функции имиджа педагога (характеристика одной из функций).

Роль самооценки в создании позитивного имиджа педагога.

Роль Я-концепции в формировании позитивного имиджа учителя.

Причины возникновения трудностей в процессе формирования позитивного имиджа учителя.

Значение и последствия характера индивидуального имиджа педагога для личности учащегося.

Значение и последствия характера индивидуального имиджа учителя для учебно – воспитательного процесса в целом.

Габитарный имидж педагога, требования к его оформлению.

Кинетический имидж педагога и его влияние на успешность профессиональной деятельности.

Вербальный имидж педагога, техника его формирования.

Средовой и овеществленный элементы имиджа учителя.

Роль процессуального компонента в формировании целостного представления о профессиональном имидже педагога.

Здоровьесберегающий потенциал имидж педагога

Рекомендуема литература

Айслер-Мертц К. Язык жестов / К. Айслер-Мертц. – М.: Гранд, Фаир – Пресс, 2003.-160 с.

Актуальность проблемы развития профессионализма учителя / Развитие профессионализма работников образовательных учреждений / О.Г.Красношлыкова. – М., 2004. – 72 с.

Алехина Ия. Имидж и этикет в бизнесе. – М.: Дело, 2003. – 112 с.

Бадмаев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству. – М.: Владос – пресс, 2002. – 224с.

Браун Л. Имидж – путь к успеху. – СПб.: Питер, 2000. – 192с.

Вэскер А.Б. Открывая занавес урока. Энциклопедия актерско-педагогического мастерства учителя. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ. 2004. – 160 с.

Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2005. – 384 с.

Известия Акакдемии Имиджелогии том I / Под ред. Е.А.Петровой – М.: РИЦ АИМ, 2005. – 340 с.

Имиджелогия. Как нравиться людям: Учеб. пособие. / Под ред. В.М.Шепеля, В.А.Метаевой / ГОУ ВПО «Рос.гос.проф.-пед.ун.-т». Екатеринбург, 2007. 318 с.

Как читать человека: Жесты, позы, мимика / Сост. А.А.Мельник. – М.: РИПОЛ классик, 2006. -640 с.

Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А.Калюжный. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004 – 206 с.

Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения: Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 256 с.

Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. – М.: Ось-89, 2002. -512 с.

Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д, 1999. – 254 с.

Льюис Д. Язык эффективного общения. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 320 с.

Миронова Т.В. Язык жестов. Как добиться успеха в жизни. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 223 с.

Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с.

Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение: Учебник. – 6-е международное издание. – СПб.: «прайм – ЕВРО - ЗНАК»; М.: «ОЛМА - ПРЕСС», 2004. – 256 с.

Панасюк А.Ю. Я - Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж.- М.: Дело, 2004 – 240 с.

Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учебное пособие – М.: Аспект Пресс, 2002. – 223 с.

Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 288 с

Поваляева М.А., Рутер О.А. Невербальные средства общения / Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 352 с.

Равенский Н.Н. Искусство читать человека: Черты лица, фигура, жесты, мимика / Н.Н. Равенский. – М.: Рипол – классик, 2005. – 416 с.

Сёстры Сорины. Имидж женщины и её одежда. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.– 448 с.

Степанов С. Язык внешности. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 416 с.

Стернин И.А. Практическая риторика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Иосиф Абрамович Стернин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 272 с.

Уэйнрайт Г. Язык тела / Г. Уэйнрайт. – М.: Гранд, Фаир-пресс. – 2003. – 320 с.

Фаст Дж. Язык тела: Пер. с англ. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 320 с.

Черепанова В.Н. Педагогическая имиджелогия. – Тюмень: ТОГИРРО, 1998. - 170с.

Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 472 с.

ЭТНОПЕДАГОГИКА КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Проблема отношения к «другому» - к человеку, к людям вне своей культуры – древняя как само человечество. Современное многонациональное общество нуждается в грамотном человеке, носителе своей национальной культуры, воспринимаемого в условиях взаимодействия с другими культурами. Молодое поколение должно знакомиться не только с культурой своего народа, но и с самобытностью рядом живущих народов, их национальными ценностями. Этнопедагогическое образование студентов должно осуществляться в диалектическом единстве двух процессов:

- формирование этнопедагогической культуры у самого студента;

- вооружение студента знаниями и умениями по осуществлению воспитания школьников средствами народной педагогики.

Этнопедагогическое образование будущих учителей может осуществляться как в ходе изучения дисциплин историко-философского, психолого-педагогического циклов, так и через организацию спецкурсов

Будущая деятельность выпускников вуза связана с работой в многонациональной среде, что требует рассмотрения проблем Сибири, Крайнего Севера, изучения традиций народов, населяющих Тюменскую область. Возможно, в своей работе им придется разрабатывать системы возрождения традиционной культуры и рассматривать их во взаимосвязи с мировой культурой. Знание элементов различных национальных культур позволит сделать процесс преподавания наиболее гуманным.

«Этнопедагогика народов Западной Сибири» разработан с учетом изученности дисциплин психолого-педагогического цикла, его цель состоит в расширение границ профессиональных знаний в соответствии с потребностями, интересами студентов в области высшего педагогического образования. Учебный курс этнопедагогики призван содействовать духовно-нравственному воспитанию, росту национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей, совершенствованию профессионально-педагогической подготовки для активного участия в последующем развитии всех сфер самобытной национальной культуры. Развитию педагогической культуры должно способствовать осознание необходимости знания воспитательных традиций различных народов, в том числе и традиций коренных народов Западной Сибири. В ходе изучения курса студенты получают представление о педагогике быта, семьи, рода, народности, об исследованиях особенностей национального характера, сложившегося под влиянием определенных условий. Курс «Этнопедагогика народов Западной Сибири» должен стать логическим продолжением процесса формирования у студентов творческого отношения к педагогической деятельности, начатого при изучении курсов общей педагогики и психологии. К тому же изложение этнопедагогики как философии воспитания, источником которой является природа и религия, в значительной мере будет способствовать формированию планетарного мышления учителя, характерного для современной педагогики всех цивилизованных стран.

Образовательной целью дисциплины является освоение научных этнографических сведений о системе, методах средствах воспитания подрастающего поколения. Организационно-педагогической целью курса является создание условий для успешного овладения студентами научно-педагогическими знаниями, умениями и ценностными ориентациями в области педагогической науки.

В процессе изучения курса «Этнопедагогика народов Западной Сибири» студент должен быть подготовлен к выполнению профессиональной деятельности и уметь решать следующие типовые задачи:

- в области учебно - воспитательной деятельности

реализация личностно – ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся;

- в области культурно – просветительской деятельности

формирование общей культуры учащихся: мировоззрения, мышления, приемов учебной и познавательной деятельности;

- в области научно-методической деятельности:

выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений и организация их деятельности;

- в области организационно-управленческой деятельности:

организация учебного процесса с учетом национальных особенностей учащихся, культуры и традиций.

Студент, изучивший дисциплину,

должен знать: теоретические основы и специфические особенности этнопедагогики;

социальное назначение этнопедагогики в современном обществе;

самобытность педагогических традиций разных народов;

факторы возникновения, становления и развития народного воспитания;

цели, факторы и средства народного воспитания;

особенности культуры коренных народов Западной Сибири;

способы и методы традиционного воспитания.

должен уметь: сопоставлять и оценивать прогрессивные традиции народного воспитания;

вооружить студентов практическими умениями и привить навыки применения методов и приемов этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе;

моделировать и конструировать педагогическую деятельность, учитывая культуру, традиции и обычаи населения;

должен владеть: понятийным аппаратом этнопедагогики:

навыками работы со специальной литературой;

навыками рассмотрения особенностей личности в соотношении с культурой определенной народности.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной дисциплины

Семестры 9

Общая трудоемкость дисциплины

45

Аудиторные занятия

6

Лекции

6

Практические занятия

Самостоятельная работа

39

Вид отчетности по дисциплине

зачет

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Приведите примеры и факты влияния народной педагогики на ваше собственное воспитание: назидания бабушки, внушения отца, советы матери, пожелания старших товарищей.

Назовите народную песню, которая имеет для вас наибольший лично­стный смысл.

Космонавт А. Г. Николаев рассказывает: «Вместе с отцом пахал, сеял, скирдовал в поле, косил луга... Отец не принуждал. Просто в нашем селе так повелось - мальчишки рано приучались к труду». Прокомментируйте это высказывание.

Дайте максимально простое и одновременно емкое определение предмета народной педагогики.

Как вы понимаете этнопедагогический подход к явлениям народной жизни?

Приведите пример воспитания и самовоспитания из какого-либо худо­жественного произведения.

Назовите сущностные свойства этнопедагогики и ее предмета – народной педагогики?

Книга «Мудрость старых чехов» Я. А. Коменского посвящена анализу пословиц. В этнопедагогике народные пословицы принято считать «моделями воспитания». Попробуйте подобрать несколько народных изречений, соот­ветствующих такому определению.

К. Д. Ушинский был талантливым детским писателем. Его сказки и рас­сказы интересны и дошкольникам, и младшим школьникам, и взрослым. В чем их привлекательность? Постарайтесь поразмышлять над рассказом «Четыре желания».

К. Д. Ушинский - народный педагог в самом лучшем, самом благород­ном смысле этого слова. Прокомментируйте эту мысль.

В сочинениях А. С. Макаренко много фактов и примеров из народной педагогики. Вспомните что-либо из них. Можно ли «Книгу для родителей» принять за пособие по «Этнопедагогике семьи»?

Попытайтесь припомнить какую-либо традицию из жизни колонии, ру­ководимой Антоном Семеновичем Макаренко, творчески воспроизводящую одну из крестьянских традиций.

«Поэзия - неразлучная сестра любви. Чем тоньше, благороднее, возвы­шеннее чувства, тем больше чувствительность человека к поэтическому обра­зу» (В. А. Сухомлинский). Назовите самое любимое стихотворение о любви или приведите самые дорогие вашему сердцу строки.

«Я твердо убежден, что сила духа человека начинается с постижения красоты; думающая, созидающая, умеющая повелевать своими поступками и властвовать над собой личность рождается одновременно с осознанием и переживанием того, что трудное прекрасно». Как вы понимаете эти слова В. А. Сухомлинского?

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

Роль народных традиций в формировании личности.

Фольклор как элемент народной педагогики.

Семья в представлениях народной педагогики.

Место детей в народных обрядах, играх и развлечениях.

Традиции игровой культуры и современные дети.

Роль национального языка в формировании картины мира.

Причины роста этничности в современном мире.

Роль этнопедагогического центра в приобщении детей к народной культуре.

Развитие этнокультурного образования.

Этнопсихологические аспекты в педагогике.

Учет национально-психических особенностей в образовательно-воспитательной практике.

Основные задачи этнопедагогики в современной школе.

Традиции народной педагогики в трудах Я.А. Коменского.

Традиции народной педагогики в трудах К.Д. Ушинского.

Роль религии в воспитании детей.

Мысли о воспитании в трудах представителей отечественной эмиграции XX века.

Воспитательные традиции коренных народов Севера.

Рекомендуемая литература

Галактионова Н.А. Этнопедагогика: учебное пособие. _ Тюмень: Вектор Бук, 2005. – 144с.

Крысько В.Г. Этническая психология /В.Г. Крысько. - М., 2002.

Кукушкин В.С. Этнопедагогика /В.С. Кукушкин. - М; Воронеж,2002

Кукушкин В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушкин, Л.Д. Столяренко.Ростов н/Д , 2000.

  1. Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (1)

    Документ
    теория и практика управления образованием" ТОБОЛЬСК, 008 УЧЕБНЫЙ ПЛАН СПЕЦИАЛЬНОСТИ индекс Название дисциплин Семестр Составитель УМК ГСЭ Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины ГСЭ.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Отечественная история" составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Государственного обр

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине "Отечественная история" составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу
  3. Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению 050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности Иркутск 2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности
  4. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент Кантимирова Р. И (1)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному
  5. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент Кантимирова Р. И (2)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине Поведение потребителей

    Учебно-методический комплекс
    1.2.1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности 080 .
  7. Учебно методический комплекс по новой истории стран азии и африки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществ-лять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; спо-собствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору
  8. Учебно методический комплекс по новой истории стран азии и африки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент (2)

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  9. Учебно методический комплекс по новой истории стран азии и африки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент

    Учебно-методический комплекс
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, подготовлен к выполнению основ-ных видов профессиональной деятельности учителя истории, решению типовых задач профес-сиональной деятельности в учреждениях среднего общего (полного) образования.

Другие похожие документы..