Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью Санкт-Петербург

ИВЭСЭП

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА

Часть II.

История зарубежной литературы и искусства

Учебно-методический комплекс

по специальности: 030602.65 –

– Связи с общественностью»

Санкт-Петербург

2009

История мировой литературы и искусства: Учебно-методический комплекс: Часть 2. История зарубежной литературы и искусства /Авт.-сост. Демиховская Е.К. – СПб.: ИВЭСЭП, 2009.

Утвержден на заседании кафедры «Связи с общественностью», протокол №5 от 15.12.08

Утвержден и рекомендован к печати Научно-Методическим Советом, протокол

Авторы-составители:

Е.К.Демиховская

кандидат филологических наук, доцент

Рецензенты:

Т.П.Савченкова

кандидат филологических наук, доцент

К.И. Шарафадина

доктор филологических наук, профессор

Ответственная за выпуск Н.А. Фролова

Компьютерные работы М.А.Жуковой

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 4

Методические рекомендации по изучению дисциплины 5

Учебно-методический план 7

Содержание курса 7

Планы семинарских занятий 25

Вопросы к экзамену (зачету) 34

Темы контрольных работ для студентов заочного отделения 38

Методические рекомендации по написанию контрольных работ

для студентов заочного отделения 40

Список художественных текстов 41

Литература 46

Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 50

Глоссарий 51

Смена художественных методов в истории мировой литературы 59

Тест по курсу «История зарубежной литературы и искусства» 61

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделений гуманитарного факультета, осваивающих учебный курс «История мировой литературы и искусства». Этот курс является одним из наиболее сложных для изучения, так как связан с постижением множества идеологических и эстетических концепций, определивших духовную жизнь от древности до наших дней.

Программа курса состоит из двух циклов – зарубежного и русского. Каждый цикл предполагает рассмотрение литературного процесса от его истоков до современного момента, отражает смену направлений, основные исторические этапы развития литературы и искусства, сосредоточивает внимание на наиболее крупных её явлениях. Тематическая рубрикация программы опирается на хронологический принцип.

Программа содержит темы семинарских занятий, которые не всегда совпадают с темами лекций. Списки литературы, прилагаемые к темам, помогут при самоподготовке, однако возможен и самостоятельный поиск литературы с использованием тематических и алфавитных каталогов библиотек и библиографических справочников.

В программу также включены контрольные вопросы по курсу и темы контрольных работ для заочников, которые могут быть изменены в соответствии с интересами и возможностями студентов после согласования с преподавателем. Список необходимых учебников и текстов обязательных для успешной подготовки к экзамену или зачету.

Программа по истории зарубежной литературы и искусства осваивается на втором и третьем курсах и завершается зачетом в 4 семестре и экзаменом в 5 семестре.

Цели и задачи курса:

- дать системное представление о том, как мировая литература прошла путь от средневековой до современной, т.е. как видоизменялись идейные и эстетические основы, а также литературные формы;

-ознакомить студентов с наиболее значительными авторами и произведениями литературы;

-сформировать у студентов систематические знания по истории отечественного зарубежного искусства, создать представление об изменении идейно-стилистических направлений в искусстве.

-углубить и расширить представление об основных положениях теории литературы как основы анализа художественного произведения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Успешное овладение студентами курсом во многом будет зависеть от уровня организации их самостоятельной работы. К её формам следует отнести чтение художественных текстов, изучение разделов учебников и специальной литературы, конспектирование, обработку конспектов лекций, ведение дневника чтения, содержащего такие выписки из текста, которые облегчат устный ответ (ими можно пользоваться на экзамене, т.к. они помогут сделать ответ полным и текстуально обоснованным). В подобном дневнике или системе карточек могут быть примеры из поэзии, т.к. образная система поэтического произведения может быть охарактеризована только с помощью точного цитирования, а также в них могут быть имена главных, второстепенных персонажей, отдельные сюжетные детали, даты. Однако карточки (дневник) не должны содержать комментария к данному художественному тексту.

Предполагаемый путь освоения материала:

  1. читать художественные произведения, соблюдая принцип репрезентативности: 3-4 текста из каждой историко-литературной эпохи ;

  2. посещать лекции и активно работать на семинарских занятиях;

  3. записи лекций корректировать с помощью указанных учебников, справочников и т.п. Для этого оставлять чистой страницу тетради слева или большие поля для дополнительного конспектирования;

  4. желательно вести личный словарь теоретико-литературных терминов для повышения общей и филологической культуры (по типу глоссария – см. приложение).

  5. сделать необходимые записи в дневник чтения по схеме: имя автора, годы жизни, принадлежность его периоду истории литературы, национальной культуре, название текста, год его создания и/или опубликования, жанр, время и место действия (хронотоп) в произведении, система образов, цитаты, художественный метод автора, имя переводчика.

Требования к уровню освоения дисциплины

Знать:

  • основные этапы развития русской и зарубежной литературы

  • основные литературные направления и школы

  • наиболее значительные литературные произведения

Уметь:

  • анализировать творчество писателя исходя из определённого историко-культурного контекста

  • применять основные теоретические понятия при анализе отдельных произведений или творчества писателя в целом

Иметь представление:

  • об основных проблемах, поднимавшихся русской и зарубежной литературой в различные культурно-исторические эпохи

  • об основных литературоведческих категориях и понятиях

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Лекции

Семинары

Всего

1.

Античность. (IX в.до н.э.- V в.н.э.)

8

2

10

2.

Средние века. (V–XIV вв.)

6

2

8

3.

Эпоха Возрождения. (XIV-XVI вв.)

6

2

8

4.

Литература ХVII-XVIII вв.

6

-

6

5.

Динамика форм искусства (первобытное общество, античность, средние века)

2

-

2

Всего за III семестр

28

6

34

6.

Эпоха романтизма. (1789-1830 гг.)

6

2

8

7.

Эпоха реализма. (1830-1871 гг.)

4

2

6

8.

Литература рубежа XIX-XX веков.

(1871-1914 гг.)

12

2

14

9.

Динамика форм искусства (Новое время)

2

2

4

Всего за IV семестр

24

8

32

10.

Период «между двумя войнами» (1914-1945 гг.)

12

4

16

11.

Новейший период (1945-1990гг.)

12

2

14

12.

Искусство ХХ века.

4

-

4

Всего за V семестр

28

6

34

ИТОГО

80

20

100

  1. Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью Санкт-Петербург (2)

    Учебно-методический комплекс
    История мировой литературы и искусства: Учебно-методический комплекс: Часть I. История русской литературы и искусства /Авт.-сост. Демиховская Е.К., Сергиевская Г.
  2. Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью Санкт-Петербург (12)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделений гуманитарного факультета, осваивающих учебный курс «История мировой литературы и искусства».
  3. Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью санкт-петербург (3)

    Учебно-методический комплекс
    познакомить студентов с основными этапами становления и развития СМИ ряда западноевропейских стран и США. Составить необходимое представление об эволюции средств коммуникации на Западе с учетом общих закономерностей и национальных
  4. Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью Санкт-Петербург (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рекламно-выставочная деятельность важное средство коммуникации, составная часть рыночных отношений. Комбинация таких средств рынка как реклама, прямые продажи, стимуляция сбыта и связь с общественностью позволяют активно и комплексно
  5. Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью Санкт-Петербург (4)

    Учебно-методический комплекс
    Рекламно-выставочная деятельность важное средство коммуникации, составная часть рыночных отношений. Комбинация таких средств рынка как реклама, прямые продажи, стимуляция сбыта и связь с общественностью позволяют активно и комплексно
  6. Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью Санкт-Петербург (5)

    Учебно-методический комплекс
    Социальные, экономические и политические причины возникновения и развития связей с общественностью как профессии и отрасли бизнеса; роль связей с общественностью в современном гражданском обществе и рыночной экономике; основные профессиональные
  7. Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью Санкт-Петербург (7)

    Учебно-методический комплекс
    Социально-политические реформы общества и возникновение журналистики; развитие массовой прессы; процесс монополизации прессы; особенности информационной инфраструктуры в национальных границах различных стран; глобализация информационных
  8. Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью Санкт-Петербург (10)

    Учебно-методический комплекс
    Общественное мнение – сложное, многомерное и во многом неоднозначное явление. Во всех сферах жизни оно может играть как интегрирующую, так и деструктивную роль.
  9. Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью Санкт-Петербург (11)

    Учебно-методический комплекс
    Основной целью курса является знакомство студентов с основными категориями, понятиями имиджелогии как науки, современными представлениями об имидже, его роли и значимости в работе специалистов по связям с общественностью.
  10. Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью Санкт-Петербург (14)

    Учебно-методический комплекс

Другие похожие документы..