Постатейный комментарий к бюджетному кодексу российской

Автор

АНДРЕЕВ В.К.

АРТЮХИН Р.Е.

ЕМЕЛЬЯНОВ А.С.

КОЗЫРИН А.Н.

КОМЯГИН Д.Л.

КОНЮХОВА Т.В.

ПИСКОТИН М.И.

ЯЛБУЛГАНОВ А.А.

Дата опубликования

11.09.2002

Название

"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К БЮДЖЕТНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ"

(под ред. А.Н. Козырина)

Примечание к материалу

Текст

ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

К БЮДЖЕТНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 апреля 2002 года

Под редакцией доктора юридических наук,

профессора А.Н. Козырина

Авторы:

Андреев Владимир Константинович - д.ю.н., профессор, юридический факультет им. М.М. Сперанского Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

Артюхин Роман Евгеньевич - начальник отдела - главный бухгалтер Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Емельянов Александр Сергеевич - начальник кафедры гражданско - правовых дисциплин Тюменского юридического института МВД России, доцент кафедры гражданского права Тюменского государственного университета, кандидат юридических наук.

Козырин Александр Николаевич - д.ю.н., профессор Академии управления МВД России, секретарь Экспертного совета Федеральной службы налоговой полиции России, заведующий кафедрой финансового права Государственного университета - Высшей школы экономики.

Конюхова Таисия Владимировна - старший научный сотрудник отдела финансового законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Комягин Дмитрий Львович - начальник отдела правового обеспечения Управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ по г. Москве.

Пискотин Михаил Иванович - советник Председателя Конституционного Суда РФ.

Ялбулганов Александр Алибиевич - д.ю.н., профессор кафедры административного и финансового права Военного университета, профессор кафедры конституционного, административного и финансового права Российского университета дружбы народов, член Экспертного совета Федеральной службы налоговой полиции России, профессор Государственного университета - Высшей школы экономики.

31 июля 1998 года N 145-ФЗ



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят

Государственной Думой

17 июля 1998 года

Одобрен

Советом Федерации

17 июля 1998 года

(в ред. Федеральных законов от 05.08.2000 N 116-ФЗ,

от 08.08.2001 N 126-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральными законами

от 31.12.1999 N 227-ФЗ, от 27.12.2000 N 150-ФЗ,

от 30.12.2001 N 194-ФЗ)

Бюджетный кодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Часть первая. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1. Правоотношения, регулируемые Бюджетным кодексом Российской Федерации

1. К бюджетным правоотношениям относятся:

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.

2. Настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Комментарий к статье 1

1. Пункт 1 статьи 1 комментируемого Кодекса определяет круг тех общественных отношений, которые им регулируются и которые приобретают в результате характер бюджетных правоотношений, можно сказать, что речь идет о предмете бюджетного права Российской Федерации.

Бюджетный кодекс не дает общей характеристики или определения бюджетных правоотношений. Он ограничивается перечислением основных их видов. Они подразделяются на три группы: (1) отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов; (2) отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней (бюджетный процесс), и (3) отношения, связанные с определением правового статуса участников бюджетного процесса и их ответственности за нарушение бюджетного законодательства. При этом в составе первой группы особо выделяются отношения, возникающие в связи с государственным и муниципальным долгом.

Таким образом, Бюджетный кодекс регулирует лишь отношения между различными государственными и муниципальными органами, возникающие в связи с формированием и исполнением бюджетов всех уровней, и не устанавливает непосредственно каких-либо прав и обязанностей для организаций и граждан, то есть для юридических и физических лиц.

Организации и физические лица могут участвовать в формировании бюджетов различных уровней в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов. В установленных законом случаях они могут быть получателями бюджетных средств. Но возникающие при этом правоотношения являются не бюджетными, а налоговыми, трудовыми и т.д. и, следовательно, регулируются не бюджетным, а налоговым, трудовым, социальным и др. законодательством.

Среди отношений, регулируемых Бюджетным кодексом Российской Федерации, можно выделить отношения в области бюджета:

а) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, между последними и органами местного самоуправления;

б) между Правительством РФ и Государственной Думой;

в) между палатами Федерального Собрания РФ - Государственной Думы и Советом Федерации;

г) между Федеральным Собранием и Президентом Российской Федерации;

д) между органами исполнительной власти, осуществляющими исполнение бюджетов всех уровней и обеспечивающими контроль за их исполнением.

2. Пункт 2 комментируемой статьи включает в круг регулируемых им отношений также определение правового статуса участников бюджетного процесса и правовых основ ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

Правовой статус и полномочия участников бюджетного процесса регламентируются частью третьей Бюджетного кодекса. При этом в главе 18 характеризуются система и основные полномочия всех органов, участвующих в бюджетном процессе как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, а в главе 19 дается более развернутое определение состава участников бюджетного процесса и осуществляемых ими полномочий только на федеральном уровне. Бюджетный кодекс исходит из предположения, что детальная регламентация полномочий участников бюджетного процесса на других уровнях может быть дана лишь в законодательстве субъектов Федерации и в нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления.

Статья 2. Структура бюджетного законодательства Российской Федерации

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

Нормативные правовые акты, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу. В случае противоречия между настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами, предусмотренными частью первой настоящей статьи, применяется настоящий Кодекс.

Комментарий к статье 2

1. Структура бюджетного законодательства, которой посвящена статья 2 комментируемого Кодекса, определяется в первую очередь федеративным устройством России и существованием в ней системы местного самоуправления. Наряду с настоящим Кодексом, принимаемыми в соответствии с ним ежегодными федеральными законами о федеральном бюджете и другими федеральными законами, регулирующими бюджетные отношения, в бюджетное законодательство Российской Федерации входят и аналогичные акты, принимаемые на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления.

Если на уровне Федерации основополагающим законодательным актом, регулирующим бюджетные отношения, является Бюджетный кодекс, то в субъектах Федерации ему соответствуют, полностью или частично, акты, носящие разные наименования. В Республике Бурятия, например, подобные отношения регулируют два Закона: "О бюджетном процессе в Республике Бурятия" (принят 24 августа 1999 года) и "О бюджетной системе и бюджетных правоотношениях в Республике Бурятия" (принят 18 октября 2000 года), в Волгоградской области - Закон о бюджетном устройстве и бюджетном процессе от 29 октября 1997 года и Закон о бюджетной классификации от 26 декабря 1997 года, в Омской и Ульяновской областях - Законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе и т.д.

2. Статья 2 Кодекса относит к бюджетному законодательству Российской Федерации, как уже отмечалось, федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов РФ о годовых бюджетах этих субъектов и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год. Тем самым акты о годовых бюджетах всех уровней, принимаемые соответствующими представительными органами власти, рассматриваются в качестве актов законодательства. Они ставятся в один ряд с иными законами и нормативными правовыми актами. Однако следует иметь в виду, что они являются весьма специфичными актами законодательства, обладающими особой правовой природой.

В правовой теории и юридической практике законом принято считать акт высшей юридической силы, изданный представительным органом государственной власти или иным органом, наделенным законодательными полномочиями, и имеющий нормативный характер. А нормативным признается обычно акт, устанавливающий общие правила поведения или нормы, рассчитанные на неоднократное применение и распространяющиеся на все предусмотренные ими случаи или субъекты. Ознакомившись с содержанием ежегодных законов о бюджете на соответствующий год и актов представительных органов местного самоуправления, которыми утверждается местный бюджет, легко убедиться, что они в значительной своей части не обладают этими признаками.

Все постановления (статьи) этих актов можно разбить на три группы.

На первое место можно поставить статьи, которыми утверждаются основные показатели бюджета - общий объем бюджета по доходам и расходам, предельный размер дефицита, если он предусмотрен, суммы запланированных поступлений по главным источникам доходов, размеры ассигнований на те или иные цели, финансируемые из бюджета, и т.п. Именно эти постановления акта об утверждении бюджета составляют главное его содержание. Между тем они сами по себе не носят нормативного характера. В рамках деления всех актов органов власти на нормативные и индивидуальные их следует отнести к последним. Поэтому еще в XIX в., когда парламентское утверждение бюджета вошло в практику многих стран, возникла теория закона в формальном и материальном смысле. Она исходила из того, что поскольку бюджет не вводит каких-либо новых правоположений, он по материальному своему содержанию представляет собой обычный акт управления и лишь формально выступает как закон, так как проходит процедуру формального утверждения бюджетных исчислений парламентом. В свое время эту теорию пытались использовать в некоторых странах для оправдания практики введения бюджета в действие без одобрения его парламентом. В наши дни эта теория утратила практическое значение. Бюджет повсеместно утверждается, как правило, представительным органом государственной власти в форме закона, независимо от того, содержит он статьи нормативного характера или нет. Подобный подход обосновывается той исключительной ролью, которую бюджет играет в жизни любого государства.

Но нельзя упускать из виду, что в актах об утверждении бюджета содержатся нередко и постановления (статьи), устанавливающие общие правила или нормы, рассчитанные на многократное применение, однако действующие лишь в пределах ограниченного срока - одного бюджетного года. Это весьма специфические нормы. Если обычно принимаемые законодателем правовые нормы рассчитываются на неопределенно длительный срок и действуют впредь до их отмены или замены другими, то нормы данной группы, содержащиеся в актах об утверждении бюджета, сохраняют свою юридическую силу лишь в пределах соответствующего бюджетного года. После истечения этого срока они автоматически утрачивают свою силу и применяться не могут.

  1. Постатейный комментарий к бюджетному кодексу российской (1)

    Кодекс
    Артюхин Роман Евгеньевич - начальник отдела - главный бухгалтер Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.
  2. Постатейный комментарий к уголовному кодексу российской федерации.

    Документ
    Статьи 71 и 72 Конституции РФ проводят распределение предметов ведения и полномочий на находящиеся в ведении собственно Российской Федерации и в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
  3. Кодексу Российской Федерации / М. О. Буянова, К. Н. Гусов [и др.]

    Кодекс
    К. Н. Гусов, заслуженный деятель науки РФ, д-р юрид. наук, проф., академик РАСН - предисловие, гл. 1, 2 (ст. 15-20, § 1-8 ст. 21; § 1-7 ст. 22), 10, 11, 29, 30, 62, разд.
  4. К налоговому кодексу российской федерации

    Кодекс
    Алексей Николаевич Гуев - кандидат юридических наук, директор юридической фирмы. Перу этого автора принадлежит ряд значительных произведений отечественной правовой литературы.
  5. Законодательства и сравнительного правоведения при правительстве российской федерации комментарий к лесному кодексу российской федерации (Постатейный)

    Закон
    С.А. Боголюбов, доктор юрид. наук, проф., засл. деятель науки РФ, зав. отделом аграрного, экологического и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ - предисловие, коммент.
  6. Постатейный комментарий к федеральному закону

    Закон
    Анисимов Алексей Павлович - ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института современного права Волгоградской академии государственной службы, доктор юридических наук.
  7. Кодексу российской федерации материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 сентября 2006 года Издание третье, исправленное и дополненное

    Кодекс
    Крашенинников Павел Владимирович, доктор юридических наук, профессор, председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, Государственный советник юстиции Российской
  8. Гражданского кодекса российской федерации (2)

    Кодекс
  9. Гражданского кодекса российской федерации (1)

    Кодекс

Другие похожие документы..