Гендерные проблемы развития Вологодской области

Гендерные проблемы развития Вологодской области

Зубаревич Н.В.

Summary

Рассмотрены тенденции социального-экономического развития Вологодской области и их разновекторное влияние на гендерную проблематику. В связи с улучшением состояния рынка труда происходит гендерное выравнивание занятости, однако в молодых возрастах проблемы трудоустройства женщин намного сложнее, в застойной безработице также выше доля женщин. В области уменьшились гендерные диспропорции занятости в промышленности и агросекторе, но при этом выросла занятость во вредных условиях труда не только мужчин, но и женщин, крайне высок травматизм на производстве, особенно среди мужчин. Из-за неразвитости сектора рыночных услуг женская занятость продолжает смещаться в низкодоходные отрасли бюджетной сферы. Гендерное неравенство в доходах примерно равно среднему по стране и более устойчиво, чем в безработице. При этом диспропорции заработной платы мужчин и женщин по отраслям экономики несколько сглажены, особенно в сфере управления, что связано с меньшей вертикальной сегрегацией женщин в муниципальных органах власти. Неравенство пенсий невелико и отношение пенсий к прожиточному минимум выше, чем в других регионах Северо-Запада, одако доля работающих пенсионеров растет. За относительно благополучной ситуацией в сфере занятости и доходов в целом по области скрываются сильные центро-периферийные различия, в слаборазвитых районах происходит гендерное выравнивание в бедности. По сравнению с женщинами мужчины значительно отстают в уровне образования, особенно сельские. Гендерные различия в долголетии максимальны, ожидаемая продолжительность жизни мужчин снижается, особенно в сельской местности. Растет заболеваемость алкоголизмом и маргинализация мужского населения. В результате структура социальных выигрышей и потерь оказывается ассимметричной по гендерным группам, что не позволяет говорить об однозначных преимуществах положения мужчин или женщин Вологодской области.

Введение.

Исследования гендерного неравенства в России пока еще не в полной мере отражают региональную специфику, которая обусловлена значительными социально-экономическими и социокультурными различиями внутри страны. Эти различия сформированы историей освоения территории, разнообразием природных условий и ресурсов, структурой экономики и скоростью процессов урбанизации, этнокультурными факторами. Гендерная проблематика зависит от совокупности многих экономических и социальных факторов неравенства, все они регионально дифференцированы и весьма устойчивы. Решение гендерных проблем невозможно без понимания региональной специфики социально-экономического развития и его взаимосвязей с гендерным неравенством.

Исследования гендерного неравенства в регионах России уже проводились в ряде проектов. В частности, Московское бюро Международной организации труда на базе Национальной стратегии гендерного развития подготовило в 2003-2004 гг.стратегии для федеральных округов, адаптированные к местным условиям. Российский офис Программы развития ООН готовит к публикации Гендерную стратегию России, в которую включен региональный раздел с анализом гендерных проблем здоровья и долголетия, положения мужчин и женщин на рынке труда, доступа к доходам, политического представительства. Также ПРООН в 2002 г. была проведена работа по адаптации для региона России Целей развития тысячелетия (ЦРТ), среди которых есть и гендерное равенство. Пилотным регионом была выбрана Самарская область, для нее адаптировались в том числе и гендерные индикаторы, поскольку их исходный набор в ЦРТ, скорее, отражает проблемы слаборазвитых стран и не вполне адекватен для России. К сожалению, результаты исследования не публиковались, к тому же гендерная тематика в нем рассматривалась в числе многих других. Как оказалось, в международных проектах ни разу не ставилась задача детального анализа гендерной проблематики отдельного региона и воздействующих на нее факторов развития.

В рамках проекта Мирового банка в качестве пилотного региона выбрана Вологодская область, расположенная на границе Центра и Севера Европейской части, поэтому ситуация в области отражает проблемы развития обоих макрорайонов страны. Кроме того, Вологодская область имеет значительные внутренние различия экономического и социального развития, что также важно учитывать при разработке мер по снижению гендерного неравенства в регионе. Фактически, выбор области в качестве пилотного региона позволяет решать одновременно несколько исследовательских задач по выявлению пространственной специфики гендерных проблем и тем самым дает больше возможностей для выработки адекватных рекомендаций.

Краткий анализ демографических и социально-экономических факторов, влияющих на гендерные проблемы Вологодской области, дан в первом разделе работы. Собственно гендерная проблематика рассматривается во втором разделе в двух масштабах: показаны особенности области на фоне других регионов Центра и Северо-Запада, а также внутриобластные различия. Такой анализ оказался возможным благодаря реализации программы сотрудничества Вологодского областного комитета статистики с экспертами ЦСБ Швеции, в рамках которой разработаны данные гендерной статистики на внутриобластом уровне в динамике за 1998 – 2002 гг. Еще одним источником информации является статистический сборник «Женщины и мужчины России – 2004». В заключении представлены выводы и рекомендации по совершенствованию гендерной политики в Вологодской области.

1. Социально-экономическая ситуация в Вологодской области

Расселение и демография. Вологодская область входит в состав Северо-Западного федерального округа и расположена в Нечерноземной зоне на границе староосвоенного Центра и Европейского Севера, поэтому по социальным проблемам она схожа с обоими районами. «Северность» особенно явно проявляется в расселении – плотность населения низка (9 чел. на кв. км), а в северных и восточных районах области не отличается от Сибири (4 чел. на кв. км). Численность населения составляет 1,26 млн. чел. (2004 г.).

По сравнению с большинством регионов Центра и Северо-Запада, Вологодская область менее урбанизирована (69%), сеть городов - местных центров не развита. Из 15 городов 11 малых (5-16 тыс. чел.), два средних – Великий Устюг и Сокол (около 40 тыс. чел.) и только два крупных, при этом индустриальный г. Череповец (311 тыс. чел.) превосходит областной центр Вологду по численности населения (299 тыс. чел.). Двоецентрие – самая яркая черта расселения Вологодской области. Раньше Череповец рос быстрее областной столицы, но в переходный период ситуация изменилась: за годы между переписями 1989 и 2002 гг. население Вологды выросло на 4,5%, а Череповца – почти не изменилось. Вологда стала более притягательной для мигрантов, в том числе из северных регионов, хотя ее экономическое положение хуже по сравнению с Череповцом. Областной центр имеет другие преимущества – более низкую стоимость жизни, развитую сферу услуг и привлекательную городскую среду.

Проблемы сельского расселения в Вологодской области типичны для Нечерноземья. Каждое десятилетие, начиная с 1970-х годов, более 10% деревень Вологодской области исчезали, потеряв последних жителей. В 1950-70-е годы основной причиной сокращения сельского населения был миграционный отток, в последние десятилетия малые деревни, где живут немногочисленные пенсионеры, исчезают из-за естественной убыли. В среднем в вологодской деревне живет 49 чел., что в 5 раз меньше среднего показателя по стране. Нежизнеспособность малых деревень в сочетании с демографическими проблемами и низкой транспортной доступностью еще в советское время превратили сельскую местность области в кризисную зону. В результате застопорилась социальная модернизация села, в том числе гендерная.

Депопуляция в области началась позже, чем в наиболее постаревших соседних областях Нечерноземья – Новгородской, Тверской, Ярославской. Показатели рождаемости и естественной убыли в Вологодской области несколько лучше, чем в самых демографически кризисных регионах (табл. 1). Но скорость депопуляционных процессов нарастает: в 2003 г. естественная убыль приблизилась к 1% в год. Депопулируют все муниципалитеты, различается только глубина: в сельских районах смертность в 2,5-3 раза выше рождаемости, в Вологде и Череповце – в 1,5 раза.

Таблица 1. Демографические показатели Вологодской области и соседних регионов с максимальной депопуляцией (на 1000 населения).

1999

2002

2003

роди-лось

умерло

естеств. убыль

роди-лось

умерло

естеств. убыль

роди-лось

умерло

естеств. убыль

РФ

8.3

-14.7

-6.4

9.8

-16.3

-6.5

10,2

16,4

-6,2

Вологодская обл.

7.9

-15.8

-7.9

9.8

-18

-8.2

10,4

-19.8

-9,4

Ярославская обл.

6.8

-18.3

-11.5

8.5

-20.3

-11.8

9,1

20,8

-11,7

Новгородская обл.

7.2

-19.1

-11.9

8.8

-21.9

-13.1

9,2

23,5

-14,3

Тверская обл.

7

-20.2

-13.2

8.3

-22.9

-14.6

9,2

24,1

-14,9

Половозрастная структура городского населения области не отличается от средних показателей по стране, но в сельской местности многолетний миграционный отток привел к резкому постарению: в 2002 г. 27% сельских жителей были старше трудоспособного возраста, а среди сельских женщин – почти 36% (табл.2). Демографическая деградация и феминизация села стали острейшими социальными проблемами Вологодской области.

Таблица 2. Возрастная структура населения Вологодской области по данным переписи 2002 г.

Городское население

Сельское население

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Вологодская область

Моложе трудоспособного

19.8

15.9

20.3

17.4

В трудоспособном возрасте

67.7

59.8

61.5

47.1

Страше трудоспособного

12.2

24.0

18.2

35.5

Справочно: РФ

Моложе трудоспособного

18.7

15.4

23.0

20.0

В трудоспособном возрасте

68.1

59.0

61.6

50.9

Страше трудоспособного

13.1

25.5

15.4

29.1

  1. Отчёт о деятельности комитета по делам молодежи вологодской области по реализации государственной молодежной политики

    Документ
    Эффективная государственная молодежная политика один из важнейших инструментов развития страны, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.
  2. Об утверждении Программы социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы

    Статья
    Распоряжение Правительства Российской Федерацииот 14 июня 2001 года N 800-р. Приказ Минэкономразвития от 17 июня 2002 года N 170. Закон Калининградской области от 26 сентября 2006 года N 54 "Об организации стратегического планирования
  3. Департамент образования Вологодской области (2)

    Документ
    Актуальность темы проекта. Социально-экономическое развитие России второй половины XX- начала XXI века отмечено рядом общегосударственных проблем. Одной из них является проблема расширения социального сиротства как общественного явления.
  4. Экономические и правовые аспекты регионального развития: история и современность Елабуга, апрель 2009 года Елабуга - 2009

    Документ
    Калимуллин А.М. – доктор исторических наук, профессор, ректор ЕГПУ; Разживин А.И. – кандидат филологических наук, профессор, проректор по научной работе ЕГПУ; Гапсаламов А.
  5. Основная образовательная программа начального общего образования Вологодской области Сокольского муниципального района

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования Вологодской области разработана на основе программы, предложенной в качестве примерной Институтом стратегических ис­следований в образовании РАО под руководством члена-корреспондента РАО А.
  6. Проблемы законодательного

    Закон
    30 ноября 2011 года в Совете Федерации в соответствии с Планом мероприятий на осеннюю сессию 2011 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проведены
  7. «Развитие села: предпринимательская пассивность населения и способы ее преодоления»

    Книга
    При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам I Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии
  8. Проблемы образования и воспитания: исследования и разработки (дайджест по проектам реализуемых программ) Москва 2003 ббк 88. 840

    Документ
    ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ, СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
  9. Программа развития муниципального образовательного учреждения «женская гуманитарная гимназия»

    Программа
    В 2007 году исполняется 150 лет женскому гимназическому образованию в России. Женская гуманитарная гимназия г.Череповца, отметившая в 2006 году свое пятнадцатилетие, является уникальным образовательным учреждением – она стала первой

Другие похожие документы..