1 Социум – особенная часть мира. Общество – сложная, динамично развивающаяся система

1.2. Общество и природа.

Важным вопросом в жизнедеятельности общества издревле являлось взаимодействие с природой. Природа – среда обитания общества, во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека законами. Первоначально человек и человеческие сообщества являлись неотъемлемой частью природного мира. В процессе развития, общество обособилось от природы, но сохранило тесную связь с ней. В древности люди полностью зависели от окружающего мира и не претендовали на господствующую роль на Земле. В самых ранних религиозных взглядах провозглашалось единство человека, животных, растений, явлений природы - люди верили, что все в природе обладает душой и состоит друг с другом в родственных отношениях. От капризов погоды зависела удача на охоте, собранный урожай, успех рыбной ловли, а в конечном счете жизнь и смерть человека, процветание его племени или бедность и нужда.

Постепенно люди стали изменять окружающий мир для своих хозяйственных нужд - вырубать леса, орошать пустыни, разводить домашних животных, строить города. Была создана как бы еще одна природа - особый мир, в котором проживает человечество и который имеет свои правила и законы. Если одни старались максимально использовать окружающие условия и приспосабливаться к ним, то другие - полностью преобразовывали, приспосабливали природу к своим потребностям.

В современной науке прочно утвердилось понятие окружающая среда. Ученые выделяют в ней две стороны – естественную и искусственную среды. Собственно природа составляет первую, естественную среду обитания, от которой человек зависел всегда. В процессе развития человеческого общества возрастает роль и значение так называемой искусственной среды, «второй природы», которую составляют объекты, созданные при участии человека. Это растения и животные, выведенные при помощи современных научных возможностей, природа, преобразованная в результате воздействия людей. Сегодня на Земле практически не осталось мест, где человек не оставил бы своего следа, не изменил что-либо своим вмешательством.

Природа всегда влияла на жизнь человека. Климат и географические условия – все это существенные факторы, определяющие пути развития того или иного региона. Люди, живущие в разных природных условиях, будут различаться своим характером, образом жизни.

Взаимодействие человеческого общества и природы прошло несколько этапов в своем развитии. Менялось место человека в окружающем мире, менялась степень зависимости людей от природных явлений. В глубокой древности, на заре человеческой цивилизации, люди полностью были зависимы от природы и выступали только как потребители ее даров. Первыми занятиями людей, как мы помним из уроков истории, были охота и собирательство. Тогда люди ничего не производили сами, а только потребляли то, что рождала природа.

Качественные изменения во взаимодействии человеческого общества с природой получили название техногенных революций. Каждая такая революция, порожденная развитием человека и его деятельности, приводила к изменению роли человека в природе. Первой из подобных революций стала революция неолитическая или аграрная. Ее результатом стало зарождение производящего хозяйства, формирование новых видов хозяйственной деятельности людей – скотоводства и земледелия. Человек благодаря переходу от присваивающего хозяйства к производящему смог сам обеспечивать себя продуктами питания. Следом за земледелием и скотоводством возникают также ремесла, развивается торговля.

Следующей техногенной революцией является революция промышленная, индустриальная. Начало этой революции относится к веку Просвещения. Суть промышленной революции заключается в переходе от ручного труда к машинному, развитию крупной фабричной промышленности, когда машины и оборудование постепенно заменяют ряд функций человека на производстве. Индустриальная революция влечет за собой рост и развитие крупных городов – мегаполисов, развитие новых видов транспорта и связи, упрощение контактов между жителями разных стран и континентов.

Свидетелями третьей техногенной революции стали жители 20 века. Это революция постиндустриальная или информационная, связанная с появлением умных машин – компьютеров, развитием микропроцессорных технологий, электронных средств связи. В обиход широко вошло понятие – компьютеризация – массовое применение компьютеров на производстве и в быту. Появилась всемирная сеть Интернет, открывшая огромные возможности для поиска и получения любой информации. Новые технологии существенно облегчили труд миллионов людей, привели к росту производительности труда. Последствия этой революции для природы сложны и противоречивы.

Первые очаги цивилизации возникли в бассейнах великих рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Возможность освоения плодородных земель, создание систем орошаемого земледелия – опыты взаимодействия человеческого общества с природой. Изрезанная береговая линия и гористый рельеф Греции обусловили развитие торговли, ремесла, возделывание оливковых деревьев и виноградников, в гораздо меньшей степени, производство зерновых. Издревле, природа влияла на занятие и общественный строй людей. Так, к примеру, организация масштабных ирригационных работ в масштабах всей страны способствовала формированию деспотических режимов, могущественных монархий, ремесла и торговля, развитие частной инициативы индивидуальных производителей привели к установлению в Греции республиканского правления.

С каждым новым этапом развития человечество все более и более всеобъемлюще эксплуатирует природные ресурсы. Многие исследователи отмечают угрозу гибели земной цивилизации. Французский ученый Ф.Сан-Марк в своей работе «Социализация природы» пишет: «четырехмоторный «Боинг», летающий по маршруту Париж – Нью-Йорк, потребляет 36 тонн кислорода. Сверхзвуковой «Конкорд» использует при взлете свыше 700 килограммов воздуха в секунду. Мировая коммерческая авиация сжигает ежегодно столько же кислорода, сколько его потребляют два миллиарда человек. Для 250 миллионов автомобилей в мире требуется столько же кислорода, сколько его необходимо всему населению Земли».

Открывая новые законы природы, вмешиваясь все более и более активно в природную среду, человек не всегда мог четко определить последствия своего вмешательства. Под влиянием человека меняются ландшафты Земли, появляются новые зоны пустынь, тундр, вырубаются леса – легкие планеты, многие виды растений и животных исчезают или находятся на грани исчезновения. Все меньше и меньше остается уникальных экологически чистых уголков природы, которые теперь стали пристальным объектом внимания туристических компаний. К примеру, стремясь превратить степные пространства в засеянные нивы, люди создали угрозу опустынивания степи, разрушения уникальных степных зон.

Появление в атмосфере земли озоновых дыр может привести и к изменению атмосферы. Значительный ущерб природе наносить испытание новых видов оружия, прежде всего, ядерного. Чернобыльская катастрофа 1986 года свидетельствует о том, к каким разрушительным последствиям может привести распространение радиации. Жизнь практически полностью погибает там, где появляются радиоактивные отходы.

Российский философ И.А.Гобозов подчеркивает: «Мы требуем от природы столько, сколько она, по существу, не может дать, не нарушая своей целостности. Современные машины позволяют нам проникнуть в самые далекие уголки природы, изъять любые полезные ископаемые. Мы даже готовы вообразить себе, что нам все дозволено в отношении природы, поскольку она не может оказать нам серьезного сопротивления. Поэтому мы не задумываясь вторгаемся в природные процессы, нарушаем их естественный ход и тем самым выводим их из состояния равновесия. Удовлетворяя свои эгоистические интересы, мы мало заботимся о будущих генерациях, которым из-за нас придется столкнуться с огромными трудностями».

Изучая последствия неразумногоиспользования человеком природных богатств, люди начали осмысливать всю пагубность потребительского отношения к природе. Людям предстоит создать оптимальные стратегии природопользования, создать условия своего дальнейшего существования на планете.

1.3. Общество и культура

С историей человечества тесно связаны такие понятия как культура и цивилизация. Слова «культура» и «цивилизация» используются в разных смыслах, мы встречаемся с ними как в единственном, так и во множественном числе, и, невольно задаешь себе вопрос: «А что же это такое?»

Подобное любопытство вполне обосновано и оправдано. Заглянем в словари и попробуем узнать из них об этих широко используемых как в обыденной речи, так и учеными словах. В различных толковых словарях приводятся разные определения данных понятий. Сначала узнаем о происхождении слова «культура», его этимологии. Слово это латинское и означает возделывание земли. Римляне заключали в это слово смысл обработки и ухода за землей, чтобы она могла приносить полезные для человека плоды. В последующие времена существенно изменился смысл слова. Например, о культуре пишут как о том, что не является природой, о том, что создано человечеством за все время его существования, «второй природе» - продукте человеческой деятельности. Культура – результат деятельности общества за все время его существования.

По мнению австрийского ученого Зигмунда Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами, и чем она отличается от жизни животных. На сегодняшний день, по подсчетам ученых, насчитывается уже более сотни определений культуры. Кто-то понимает ее как процесс обретения человеком свободы, как способ человеческой деятельности. При всем многообразии определений и подходов, всех их объединяет одно - человек. Попробуем и мы сформулировать свое понимание культуры.

Культура - способ созидательной, творческой деятельности человека, способ накопления и передачи человеческого опыта из поколение в поколение, его оценивания и осмысливания, это то, что выделяет человека из природы и открывает путь его развития.Но это научное, теоретическое определение отличается от того, что мы используем в обыденной жизни. Здесь мы говорим о культурности, когда имеем в виду определенные человеческие качества: вежливость, тактичность, уважительность. Мы рассматриваем культуру как определенный ориентир, норму поведения в обществе, норму отношения к природе. В тоже время нельзя отождествлять культуру и образованность. Человек может быть и очень образованным, но не культурным. Созданное, «возделанное» человеком – это архитектурные комплексы, книги, научные открытия, живописные полотна, музыкальные произведения. Мир культуры образует продукты человеческой деятельности, а также способы деятельности, ценности, нормы взаимодействия людей между собой и с обществом в целом. Культура влияет и на естественные, биологические свойства и потребности людей, например, потребность в еде человек неразрывно связал с высоким искусством кулинарии, разработал сложные ритуалы приготовления блюд, сформировались многочисленные традиции национальной кухни (китайской, японской, европейской, кавказской и т.д.), ставшие неотъемлемой частью культуры народов. Например, кто из нас скажет, что японская чайная церемония – всего лишь, удовлетворение потребности человека в воде?

Люди творят культуру, и сами формируются под ее влиянием, осваивая нормы, традиции, обычаи, передавая их из поколения в поколение.

Культура тесно связана с обществом, поскольку создается людьми, связанными сложной системой общественных отношений.

Говоря о культуре, мы все время адресовались к человеку. Но ограничить культуру одним человеком невозможно. Культура обращена к человеку, но как члену определенного сообщества, коллектива. Культура во многом и формирует коллектив, возделывает сообщество людей, связывает нас с нашими ушедшими предками. Культура налагает на нас определенные обязательства, задает нормативы поведения. Стремясь к абсолютной свободе, мы бунтуем иногда против установлений предков, против культуры. С революционным пафосом, либо по невежеству мы сбрасываем с себя налет культурности. Что тогда остается он нас? Первобытный дикарь, варвар, но не освобожденный, а, напротив, закованный в цепи своей темноты. Бунтуя против культуры, мы тем самым бунтуем против самих себя, против своей человечности и духовности, мы утрачиваем человеческий облик.

Каждый народ создает и воспроизводит свою культуру, традиции, ритуалы, обыкновения. Но ученые-культурологи выделяют и ряд элементов, которые присущи всем культурам – культурные универсалии. К ним относят, к примеру, наличие языка с его грамматическим строем, правила воспитания детей. К культурным универсалиям можно отнести заповеди мировых религий («не убий», «не укради», «не лжествидетельствуй» и т.д.).

Наряду с рассмотрением понятия «культура», мы должны затронуть и еще одну проблему. А что есть псевдокультура, эрзац-культура? С эрзац-продуктами, которые широко продаются в стране, как правило, в период кризиса, понятно. Это дешевые заменители ценных натуральных продуктов. Вместо чая - высушенные морковные очистки, вместо хлеба, смесь отрубей с лебедой или корой. Современный эрзац продукт, например, это маргарин, созданный на растительной основе, который старательно выдается производителями рекламы за сливочное масло.

А что же такое зрзац(подделка) культуры? Это мнимая культура, мнимые духовные ценности, которые иногда могут выглядеть внешне очень привлекательно, но, по сути, отвлекать человека от истинного и высокого. Нам могут сказать, уйдите в это удобный мир псевдоценностей, спаситесь от сложностей жизни в примитивных поддельных радостях, удовольствиях. Погрузите себя в иллюзорный мир «мыльных опер», многочисленных телевизионных саг, подобных «Моей прекрасной няне» или «Не родись красивой», мир анимационных комиксов о жизни черепашек «Ниндзя». Исповедуйте культ потребительства, ограничьте свой мир «Сниккерсами», «Памперсами», «Спрайтами» и т.д. Вместо общения с подлинным юмором, продуктом человеческого ума, интеллекта, стиля, телевидение прессингует нас пошлыми юмористическими передачами, являющимися воплощением антикультуры. Но это удобно для тех, кто хочет жить исключительно простыми инстинктами, желаниями, потребностями.

Ряд ученых разделяют культуру на материальную и духовную. Под материальной культурой понимаются здания, сооружения, предметы домашнего обихода, орудия труда - то, что создается и используется человеком в процессе жизнедеятельности. Тогда, духовная культура - это плоды нашей мысли, творчества. Строго говоря, подобное разделение очень условно и даже не совсем верно. Например, говоря о книге, фреске, статуе, мы не можем четко сказать - это памятник какой культуры: материальной или духовной. Скорее всего можно выделить эти две стороны только относительно воплощения культуры и его назначения. Токарный станок, конечно, не полотно Рембрандта, но это тоже продукт человеческого творчества, результат бессонных ночей и бдений его создателя.

  1. 1 Социум - особенная часть мира. Общество - сложная, динамично развивающаяся система Мы живем в мире людей. Наши желания и планы не могут быть реализованы б

    Документ
    Мы живем в мире людей. Наши желания и планы не могут быть реализованы без помощи и участия тех, кто нас окружает, находится рядом. Родители, братья, сестры и другие близкие родственники, учителя, друзья, одноклассники, соседи — все
  2. 1 Социум — особенная часть мира. Общество — сложная, динамично развивающаяся система

    Документ
    Оглавление1. Общество - стр. 2-292. человек - 30-643. познание - 64-754. духовная ЖИЗНЬ общества - 75-1005. экономическая сфера - 100-1376. социальные отношения - 138-1707.
  3. Проект содержания электронной «Энциклопедии школьника»

    Реферат
    Разработан проект содержания электронной «Энциклопедии школьника» по обществознанию, представлены научно-образовательные и научноинформационные материалы для формирования содержания электронной «Энциклопедии школьника» по обществознанию
  4. 2. Общество и природа (1)

    Документ
    П24 Обществознание : полный справочник для подго­товки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, СВ. Шев­ченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT : Астрель, 2009.
  5. 2. Общество и природа (2)

    Документ
    В справочнике, адресованном выпускникам и абитуриентам, в полном объеме дан материал курса «Обществознание», который проверяется на едином государственном экзамене.
  6. Социология (4)

    Документ
    Авторы: канд.филос.наук, доцент Савко Н.П. (введение, темы 5,8,9,10,12, заключение); ст.преподаватель Карнацкая В.И. (темы 2,3,4,7,11); ст.преподаватель, канд.
  7. Тема Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Pr структуры и сми как элементы гражданского общества (1)

    Документ
    Тема 1. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. PR - структуры и СМИ как элементы гражданского общества.
  8. Тема Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Pr структуры и сми как элементы гражданского общества (2)

    Документ
    Тема 5. Общество и социальные институты. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Целевые аудитории.
  9. Тема общество как система понятие «общество». Структурные элементы общества

    Документ
    Общество — универсальная форма человеческой жизнедеятельности. Общество является предметом исследования многих наук: социологии, философии, истории, социальной психологии и т.

Другие похожие документы..