Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке в XVII

Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке в

XVIIXVIII вв.

Семнадцатый век, с которого традиционно начинают от­счет Нового времени, в значительной мере сохранил многие социально-экономические устои и особенности духовной жизни Средневековья, и поэтому его, или, по крайней мере его первую половину, следует рассматривать лишь как пере­кидной мостик к собственно началу Нового времени.

Состояние школьного дела в начале Нового времени мало чем отличалось от эпохи Реформации и Контрреформации: в течение XVII—XVIII вв. в основном укреплялись и со­вершенствовались сложившиеся ранее латинские школы, называвшиеся по-разному— гимназии (в протестантских странах немецкого языка), коллегии (во Франции и у иезу­итов), грамматические школы (в Англии). Все эти школы исходили из того, что овладение школьниками не только гуманитарными, но и реальными знаниями происходит че­рез освоение литературного наследия античного, главным образом римского, мира. Поэтому естественно, что цент­ральное место во всех этих школах отводилось изучению латинского языка. В этом отношении латинские школы у католиков и протестантов различались преимущественно трактовкой религиозных догм. С точки же зрения поста­новки учебного процесса католические школы, содержавшиеся орденом иезуитов, стояли даже выше протестант­ских гимназий.

В содержании образования, дававшегося в латинских шко­лах, как бы они ни назывались, происходили постепенно зна­чительные изменения: само изучение латинского языка стало рассматриваться как средство обучения учащихся правиль­ному и осмысленному владению речью, а не пустому подра­жанию языку римских классиков. В связи с этим стали появ­ляться грамматики латинского языка с использованием род­ного языка учащихся. Популярные в то время постановки школьных спектаклей на латинском языке стали наполняться библейским и даже светским содержанием, что должно было способствовать использованию латинского языка в качестве разговорного. Вместе с этим в школах повышенного типа начинают включать в число предметов изучения родной и французский языки, последний как язык международного общения.

В содержание повышенного образования начали вводить­ся сугубо светские предметы: в той или иной форме мате­матика, история, естествознание, астрономия, география и т.п. Однако изучение тех или других учебных предметов полностью зависело от руководителей образовательных уч­реждений, как, например, это имело место в германских государствах.

Может быть самым специфичным явлением в организа­ции образования в XVII— первой половине XVIII в. было распространение так называемых рыцарских, или дворян­ских, академий, получивших особо широкое распростране­ние в немецких княжествах. Их развитие было связано с упадком в ходе Тридцатилетней войны городов и городских сословий, возвышением дворянства, которое, поглощенное придворными делами, не хотело, чтобы дворянские дети обу­чались в латинских школах вместе с детьми горожан. Само­изоляция дворянства от других сословий нашла крайнее вы­ражение в том, что дворянское сословие в Германии в 1672 г, потребовало даже того, чтобы их детей крестили на дому, дабы не было смешения в одной купели детей благородных и низших сословий.

Содержание образования в учебных заведениях для дво­рян определялось традиционным требованием подготов­ки «воспитанного человека»: на первое место здесь высту­пали языки — французский, частично итальянский и ис­панский, а позднее и английский; изучались история в различных ее аспектах— общая история, история права, мораль и естественное право, логика; было положено на­чало изучению математики и механики и их практическо­му применению в архитектуре, строительстве и военном деле. Большое внимание уделялось и обучению «рыцар­ским искусствам» — верховой езде, фехтованию, танцам, игре в мяч и т.п.

В годы Тридцатилетней войны особенно пострадали на­родные школы, что было связано с разрушением многих сель­ских населенных пунктов и мелких городов. Значительное число школ для народа прекратило свое существование из-за отсутствия мало-мальски грамотных людей, которые могли бы быть учителями.

Однако, как бы это парадоксально ни казалось, но именно в тяжелейшие годы накануне и во время войны в немецких протестантских княжествах зародились многие плодотворные идеи, касавшиеся всех сторон деятельности народных школ: всеобщность обучения, обучение на родном языке, при со­хранении в школах религиозного духа выдвижение на перед­ний план реальных знаний, упорядочение самого учебного процесса, создание дидактических пособий для учителей и учебников для учащихся и др.

Педагогические идеи В.Ратхе.

Одним из основоположников педагогики Нового времени в Германии был, не­сомненно, Вольфганг Ратке (1571—1635), известный также под латинизированным именем Ратихий. Он родился в небольшом городке Вильстер недале­ко от Гамбурга, где окончил гимназию. После этого В. Ратке учился в лютеранском университете в Ростоке, изучая теоло­гию и философию. Однако его интересы очень скоро сосре­доточились на изучении иностранных языков и совершенст­вовании методов обучения им. Он стремился сделать обуче­ние иностранным языкам легким и приятным для учащихся. От методов обучения иностранным языкам В. Ратке перешел к общим вопросам организации школьного дела и дидакти­ки.

В 1612 г. во Франкфурте-на-Майне, В. Ратке обратился к съезду «Франкфуртским мемориалом», в котором изложил свои реформаторские замыслы, касавшиеся школьного дела и даже проблем религиозной и политической жизни.

В своем «Мемориале» В. Ратке выделил три группы во­просов: реформа обучения в школе языкам, реформа всего школьного дела, реформа политической и религиозной жиз­ни в Германии в целом.

В. Ратке выдвинул требование уделять в школах, по край­ней мере на первых годах школьных занятий, основное вни­мание обучению учащихся родному языку, сделав его языком преподавания всех других предметов. К обучению учащихся другим языкам он считал возможным приступать лишь после того, как они хорошо овладеют родным языком, сделав его базой для изучения и латинского, и новых языков. Поставив вопрос о приоритете в школах родного языка, В. Ратке пред­ложил методику одновременного обучения чтению и письму, что было для того времени большим новшеством.

Эти идеи В. Ратке, по существу, выходили далеко за рам­ки простого школьного обучения: они были направлены про­тив монополии церкви в школьном деле и создавали прин­ципиальную основу для придания школам во всех немецких княжествах единого, национального характера.

Далее В. Ратке настоятельно предлагал сделать «немецкую школу» — школу родного языка — основой всей школьной системы, если о таковой в то время можно было вести речь. В этой школе должна была обучаться вся молодежь — мальчи­ки и девочки, овладевая родным языком и изучая с его помо­щью все нужные «науки и искусства».

Наконец, в «Мемориале», говоря современным языком, затронуты вопросы взаимоотношений школы и общества. Здесь В. Ратке набросал в общих чертах как бы программу достижения национального, политического, культурного и религиозного объединения Германии: в едином государст­ве должны быть один общий язык (на основе верхнене­мецких диалектов), единое правительство и единая церковь (на основе лютеранской). Всему этому должна предшест­вовать широкая реформа образования во всех немецких кня­жествах.

Свои общедидактические и методические идеи В. Ратке изложил в объемистой книге «Всеобщее обучение по спо­собу Ратихия» (1619), дополнениях к ней, частью школоведческого характера, а также в ряде учебников новых язы­ков, логики, метафизики, Священного писания и др. Во всех этих работах содержались предложения относительно как содержания образования с акцентом на реальные зна­ния, так и новых методов обучения, новой организации школы в целом.

Несомненной заслугой В. Ратке было создание на немец­ком языке научных терминов, которые ранее использовались только в латинском варианте.

Из практики использования новых методов обучения род­ному и иностранным языкам В. Ратке сумел вывести важней­шие общедидактические принципы, которые практически одновременно с ним, но гораздо обоснованнее, сформулиро­вал великий чешский педагог Я. А. Коменский.

Эти общие принципы обучения В. Ратке сводятся к сле­дующим основным положениям, которыми должен руковод­ствоваться каждый учитель:

1) обучение должно протекать в соответствии с ходом при­роды, не нарушая его;

2) обучение должно быть последовательным, нельзя изу­чать одновременно разные вещи;

3) в обучении следует постоянно использовать повторение;

4) первоначальное обучение должно обязательно вестись на родном языке учащихся;

5) обучение должно вестись без принуждения;

6) заучивать ученики должны только то, что ими понято;

7) в обучении следует идти от частного к общему, от из­вестного к неизвестному;

8) в ходе обучения всегда нужно опираться на индукцию и опыт.

Последнее утверждение, или принцип, В. Ратке, по-види­мому, вытекает из философских идей его современников Ф.Бэкона (1561-1626) и Р. Декарта (1596-1650), которые призывали не доверять силе авторитета, а опираться на до­статочные доказательства и опыт, пропущенные через собст­венный разум.

Педагогические идеи Я.А.Коменского как составная часть его «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих».

Начиная с XV в. в различных частях Европы получили достаточно широкое распространение различные плебейско-крестьянские сектантские движения протестантского толка, выступавшие против католической церкви и поддерживаемых ею феодальных порядков. Наиболее мощным среди них было движение гуситов на востоке империи Габсбургов, в Чехии.

В идейном наследии гуситов, как наиболее характерные, следует выделить требования всеобщего равенства, ликвида­цию наследственных привилегий, признания равноправия женщин, образования детей на родном языке. В XVI—XVII вв. многие идеи гусизма сохранялись в общинах Чешских (Бо­гемских, Моравских) братьев.

Следует заметить, что практически для всех антикатоли­ческих, протестантских движений, начиная с эпохи Средне­вековья, было характерно резко отрицательное отношение к схоластическому образованию, насаждавшемуся католической церковью. Это в полной мере относится и к общинам Чеш­ских братьев, в которых очень большое внимание уделялось воспитанию и обучению детей. Все члены этих общин долж­ны были уметь читать и писать на родном языке, с детства всех мальчиков и девочек обучали сельскому хозяйству и раз­личным ремеслам.

Нелишне вспомнить, что в Европе XV—XVII вв. вообще были распространены разного рода братства и коллегии еди­номышленников, стремившихся реализовать тот или иной из популярных в ту эпоху утопических проектов реоргани­зации общества на разумных, по их представлениям, нача­лах. Стоит при этом упомянуть «Утопию» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Описание республики Христиан­ский город» И.В.Андреэ, в которых значительное место от­водилось рассмотрению вопросов рационального воспита­ния молодежи.

Эти идеи не могли не повлиять и на образ мыслей Чеш­ских братьев, в среде которых родился, вырос и сформировался в духовном отношении один из самых выдающихся пе­дагогов-мыслителей Ян Амос Каменский (1592—1670).

Очевидно, что не без влияния своих предшественников Я.А, Коменский посвятил многие годы своей жизни созда­нию «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих», значительную часть которого он отвел рассмотрению проблем воспитания, изложив здесь все основные положения своей педагогической концепции в обобщенном виде.

Однако это великое творение гениального чеха привлекло внимание ученых и политиков всего мира лишь в середине XX в. в связи с международным празднованием 300-летия опубликования «Собрания дидактических трудов» Я.А. Коменского (1657), в котором были собраны воедино все публи­ковавшиеся при его жизни и оставшиеся в рукописях части «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих». При жизни же Я.А. Коменский был широко известен в самых раз­личных странах мира как автор лучших для своего времени школьных учебников и дидактических сочинений, совершив­ших переворот как в теории, так и в практике обучения и воспитания.

Я.А. Коменский родился в Ю. Моравии в местечке Нивница, по-видимому, в довольно зажиточной семье. Рано лишив­шись родителей, он учился урывками сначала в братской, по­том, уже в возрасте 16 лет, в традиционной латинской школе. То, что он так поздно поступил в латинскую школу, позволило ему осмыслить все погрешности организации, содержания и методов работы в ней. Недаром позднее Я.А. Коменский на­зывал школьные годы потерянным временем. Личный отрица­тельный опыт побудил его заняться разработкой вопросов, свя­занных с усовершенствованием организации и методов школь­ной работы, содержанием школьного образования.

Проучившись некоторое время в немецких университетах в Герборне и Гейдельберге, Я.А. Коменский вернулся на ро­дину, где и началась его педагогическая деятельность. В ходе начавшейся Тридцатилетней войны Чехия потеряла свою не­зависимость, а чешские протестанты, подвергавшиеся жесто­ким преследованиям, в конце концов были изгнаны за пре­делы родины. Я.А. Коменский вместе с частью общины Чеш­ских братьев нашел пристанище в польском городе Лешно, где он прожил 28 лет и создал большинство своих педагоги­ческих трудов, получивших известность во всем мире.

В тяжелый период потери Чехией национальной незави­симости Я.А. Коменский хотел помочь своему народу сохранить культурное наследие предков путем улучшения дела образования и воспитания молодежи. На это и был направлен самый известный его теоретический труд по педагогике «Ди­дактика», т.е. общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведен на латинский язык, международный язык науки, под названием «Великая дидактика».

Кроме того, за годы пребывания в Лешно Я.А. Коменский написал первую в мире педагогическую книгу для родителей «Материнская школа» — о воспитании детей в семье, а также подготовил целый ряд учебных книг — «Открытая дверь язы­ков», «Физика», «Астрономия». Первая из них была учебни­ком латинского языка, где вместо обычных для того времени таблиц склонений и спряжений, правил и исключений дава­лось описание реальной действительности, обучение латин­скому языку сопровождалось сообщением различного рода знаний. Ни одна учебная книга ни до ни после Я.А. Коменского не получила такого широкого распространения в стра­нах Европы и Азии, как «Открытая дверь языков».

Позднее в Венгрии, куда он был приглашен для организа­ции школьного дела в 1650 г., Я.А. Коменский закончил еще один учебник «Мир чувственных вещей в картинках», кото­рый произвел подлинную революцию в учебном деле.

«Мир чувственных вещей в картинках» можно рассматривать как синтез педагогических воззрений Я.А. Коменского в их практическом преломлении: здесь он реализовал свои идеи о признании внешних органов чувств ребенка в качестве основных источников познания внешнего мира, о развитии у детей в первую очередь чувственного вос­приятия окружающих их вещей, о широком использовании в обучении наглядности. В этой книге на практике было пока­зано, в чем состоит смысл дидактических правил перехода в обучении от конкретного к абстрактному, от простого к слож­ному, от общего к специальному.

  1. А. Н. Джуринский история зарубежной педагогики (1)

    Документ
    В книге доктора педагогических наук профессора А. Н. Джуринского исследуется процесс развития зарубежной педагогики от первобытной эпохи до новейшего времени.
  2. А. Н. Джуринский история зарубежной педагогики (2)

    Документ
    Пособие адресовано аспирантам, студентам, преподавателям педагогических институтов и университетов, учащимся педагогических колледжей и лицеев, а также слушателям системы повышения квалификации работников народного образования.
  3. Выписка из учебного плана специальность социальная педагогика

    Документ
    Законспектировать 5 статей на выбор по проблемам современной школы из газет журналов «Семья и школа», «Учительский вестник», «Народное образование», «Народное образование Якутии», «Учительская газета» и т.
  4. 5 Вопросы-задания

    Литература
    Школа и педагогика за рубежом прошли многовековой исторический путь. Постепенно из суммы идей и концепций педагогика превращалась в науку. На определенных этапах утрачивались позитивные педагогические идеи, чтобы затем возродиться в ином выражении.
  5. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студе

    Учебно-методическое пособие
    В данном учебно-методическом пособии изложены материалы для самостоятельного изучения студентами-заочниками курса «Истории педагогики и образования», рассматривающего динамику развития проблем обучения и воспитания и педагогической
  6. Пособие адресовано преподавателям, аспирантам и студентам педагогических институтов и университетов, а также слушателям системы повышения квалификации работников образования. Ббк 74. 03 (1)

    Документ
    В учебном пособии доктора педагогических наук, профессора А.Н. Джуринского представлена история школы и педагогики первобытной эпохи и Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени.
  7. Пособие адресовано преподавателям, аспирантам и студентам педагогических институтов и университетов, а также слушателям системы повышения квалификации работников образования. Ббк 74. 03 (2)

    Документ
    Пособие адресовано преподавателям, аспирантам и студентам педагогических институтов и университетов, а также слушателям системы повышения квалификации работников образования.
  8. Учебно-методический комплекс по «История педагогики и образования» для специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» «Разработано» «Утверждено»

    Учебно-методический комплекс
    Цель дисциплины – развитие педагогической культуры, формирование профессиональной направленности личности будущего социального педагога и воспитателя на основе изучения историко-педагогического наследия прошлого, развитие его педагогического
  9. Методические материалы по истории науки (по отраслям научного знания) для аспирантов и соискателей юргту (нпи)

    Документ
    История и философия науки. Методические материалы по истории науки (по отраслям научного знания) для аспирантов и соискателей ЮРГТУ (НПИ), Новочеркасск, 2009г.

Другие похожие документы..