Программы высшего профессионального образования

На факультете Изящных и визуальных искусств стало традиционным проведение магистерской практики в музеях Франции, Германии, Италии и Великобритании. Студенты выезжают за рубеж и на местах знакомятся с творчеством всемирно известных мастеров. Преподаватели факультета в 2009 году читали лекции в Полоцком государственном университете на факультете Дизайна, участвовали в выставках в Канаде, Германии, Венгрии. Студентка В.К. Кулинцева прошла обучение в школе традиционной китайской живописи. Доцент кафедры рисунка и живописи Е.Ю. Павловская выезжала со студентами в Непал и Черногорию. Старший преподаватель А.В. Герматюк принимала участие в программе «Копские декоративные росписи».

Факультет журналистики (Н.А. Костикова, В.В. Панферова, Е.Ю. Ермолаева, М.М. Бондарева) совместно с факультетом филологии Университета г. Палермо организовал в мае 2009 года круглый стол «Приоритеты молодежи в глобализующемся мире», а также участвовал в XI Международной конференции «Журналистика 2009» (В.В. Панферова) и XV Международной конференции «Сэфэр» (Книга) в январе 2009 года.

Факультет Культуры и музыкального искусства проводит с 2006 года Международный конкурс «Современное искусство и образование», в котором ежегодно принимают участие более 600 студентов и молодых преподавателей России и зарубежных стран. Активно участвуют в Конкурсе студенты МГГУ им. М.А. Шолохова. За 2006-2009 гг звания лауреатов и дипломантов получили более 20 участников факультета Культуры и музыкального искусства. Объединенное жюри отметило выступление фольклорного ансамбля МГГУ им. М.А.Шолохова под руководством Е.Г.Борониной, а также выступление на торжественном открытии и закрытии Конкурса студенческого камерного оркестра МГГУ им. М.А.Шолохова под руководством профессора Э.Т.Чалбаша и хора МГГУ им. М.А.Шолохова под руководством Г.И.Шахнеса.

Преподаватели факультета принимали активное участие в международных мероприятиях. Так, профессор Э.Т.Чалбаш был председателем международного жюри Третьего и Пятого международного фестиваля-конкурса «Вятская карусель» в г.Кирове, а в 2008 и 2009 годах – председателем жюри оркестровых инструментов на Международном конкурсе «Дети и музыка». Студентка В.Чехова получила первую премию на Международном конкурсе-фестивале «Золотое кольцо», а студентка Е.Ружанская стала лауреатом третьей премии Международного конкурса исполнителей на музыкальных инструментах «Классика – навсегда!».

В мае 2008 г. в г.Жуковском проводился Международный фестиваль-конкурс оркестров и ансамблей «Еврооркестр-2008», в котором принял участие Камерный оркестр МГГУ им. М.А.Шолохова под руководством Э.Т.Чалбаша. Оркестр и четверо студентов были награждены дипломами лауреатов.

В январе-феврале 2008 года четверо студентов факультета Иностранных языков стажировались в Кентерберийском университете (Великобритания) и восемь – в Ганновере (Германия). В марте 20 студентов факультета в течение трех недель проходили стажировку в Пекинском педагогическом университете (Китай). В августе шесть студентов прошли стажировку в США.

В мае 2008 года на факультете Иностранных языков была проведена международная конференция с участием студентов из университета штата Алабама, США. Тематика конференции включала межкультурные аспекты коммуникации, стереотипы восприятия носителями двух языков и культур друг друга, искусство и музыку как универсальный язык общения. На конференции присутствовали 175 человек: студенты 1-4 курсов очного отделения и преподаватели кафедр Теории и методики преподавания иностранных языков, Английской филологии, Лингвистики.

Студенты факультета Дизайна участвовали в сентябре 2009 года в вернисаже «Дизайнеры – детям», по итогам которого декану факультета проф. Н.М.Сокольниковой была объявлена благодарность за большой вклад в подготовку специалистов модной индустрии и хороший уровень студенческих работ. Н.М.Сокольникова принимала участие в Международном фестивале современного искусства и выступила с докладом на научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития современного дизайна и искусства».

В октябре студенты факультета участвовали в международном конкурсе студенческих работ в области упаковки «Золотой апельсин» (получены 3 золотых, 1 серебряная и 1 бронзовая награды, а также дипломы участников)

Факультет участвовал во Втором международном конкурсе дизайнерских проектов «Перспектива» в рамках юбилейной XXX Федеральной оптовой ярмарки товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности «Текстильлегпром» 25-28 марта 2008 года, проходившей на ВВЦ в Москве. Получены дипломы и благодарности.

Факультет организовал и провел международный конкурс современного социального плаката «Идеальный мир», а также принял участие в организации и проведении номинации «Дизайн» в ежегодном Международном конкурсе «Современное искусство и образование» в 2008 - 2009 годах.

В июле 2008 года в Московском государственном университете культуры и искусств состоялась международная научно-практическая конференция «Цвет и дизайн». В ней приняли участие профессор Н.М.Сокольникова, доцент С.В.Городецкая и ассистент Е.В.Сокольникова.

Преподаватели Юридического факультета профессор С.А. Комаров и профессор В.М. Оробец в 2008 году участвовали в международном форуме - совещании с представителями Палаты Общин Великобритании об осуществлении проекта Европейского союза в Государственной Думе России «Оптимизация аналитического обеспечения законодательного процесса.

Заведующий кафедрой теории и истории государства и права проф. С.А. Комаров на Международной конференции в г. Иматра (Финляндия) по просьбе образовательной Международной ассоциации теории и права выступил с докладом «Тенденции развития государства, права и образования первой четверти XXI века». Факультет планирует пригласить для преподавательской работы на факультете известных юристов Франции, Германии и Финляндии.

Декан факультета Экологии и естественных наук Д.В. Ярыгин и старший преподаватель Т.С. Бибикова участвовали в 6 Научной школе по изучению окружающей среды в г. Лечче (Италия), а доцент М.Н. Петрушина по договору о Словацко-российском научно-техническом сотрудничестве приводила исследования по теме «Внедрение ландшафтно-экологических методов и исследование устойчивого управления горными регионами» в национальных парках Татранский и Приэльбрусье. В 2009г. сотрудники факультета приняли участие в 13 международных конференциях.

Дефектологический факультет провел 25-27 июня 2008 года Международную научно-практическую дефектологическую конференцию «Любовь, добро, защищенность».

Заведующий кафедрой Прикладной математики и информатики Д.А.Власов принял участие в международной научно-практической конференции «Математика и образование» (Чебоксары), а преподаватели В.В.Брутов, Г.Б.Прончев, В.Г.Михасев выступили с докладами на Международной научно-методической конференции в Славянске-на-Кубани. По итогам обеих конференций были изданы сборники статей.

Центр экологической культуры (ТЭКО Центр) и кафедра экологии развивает международный проект по изданию книг серии «Экологическая культура» в алгоритме Россия плюс одна из стран мира. Вышли в свет книги серии:

- Истоки единства: социально-экологическая политика и проблемы формирования экологической этики и морали в условиях интеграции России и Белоруссии. – Москва, Парламентское собрание Беларуси и России

- «Экологическая культура и образование»: опыт России и Сербии» - Ниш-Москва, грант правительства Сербии.

Ведется работа по изданию совместных книг с Бразилией, Японией, США. Все совместные проекты в финансовом отношении ориентированы на партнерское участие сторон и базируются на полученных грантах и спонсорской помощи.

В 2008 году в международной научной конференции в г.Киото (Япония) «Окружающая среда: здоровье и устойчивое развитие» принял участие профессор С.Н. Глазачев. Он сделал доклад на секции «Расширенный взгляд на мир». Материалы выступления будут опубликованы в сборниках Международной конференции.

Сотрудники кафедры Педагогики и психологии принимали участие в международных научно-практических конференциях, проводимых в России: «Шолоховская весна – 2008» (Ставрополь), «Образовательные технологии XXI века» (Москва), и интернет-конференции «Родительская академия».

Активно представлял российскую науку за рубежом сотрудник кафедры Русского языка А.В.Циммерлинг. Он принял участие в международных конференциях в Обществе славянской лингвистики SLS 3 (Колумбус, США, июнь 2008 г.) с докладом «Последовательная клитизация в славянском языке», в Вильнюсском университете (Литва, 6 июля 2008 г.) с докладом «Два типа дативных предложений» и в конференции «Возвращение к параметрам» (Швеция, 16-17 октября 2008 г.) с докладом «Параметры нулевого подлежащего и скандинавские языки». Преподаватели кафедры принимали участие в международных мероприятиях в России: Р.Б.Сабаткоев сделал доклад «Роль учебника в формировании языковой личности» на II Международной научной конференция «Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества» (под эгидой при финансовой поддержке ЮНЕСКО). (Владикавказ, 12-13 мая 2008 года) и доклад «Проблема создания средств обучения русскому языку в нерусской школе как второму языку» на Международной научно-практической конференции «Русский язык в поликультурном мире» в рамках фестиваля «Великое русское слово» (Ялта, июнь 2008 г.); доклады Н.А.Ковалевой: «Эпистолярное мастерство А.П.Чехова» и З.И.Бутрим: «Текстография М.А.Шолохова и А.П.Чехова» прозвучали на Всероссийской межвузовской конференции «Текст: филологический и библиопсихологический анализ» к 150-летию со дня рождения А.П.Чехова (Россия,19 – 21 сентября); Л.И.Шевцова, И.В.Гречаник приняли участие в VII Международной научной конференции «Наследие В.В.Кожинова и актуальные проблемы литературоведения, истории, критики, философии» (Армавир, май 2008 г.); Л.И.Шевцова, И.В.Гречаник, Н.Д.Котовчихина, В.А.Старикова участвовали в VII Международной научной конференции «Русское литературоведение на современном этапе» (Москва, 8-10 апреля 2008 г.). Проф. А.В.Циммерлинг сделал доклад «Локальные и глобальные правила в синтаксисе» на конференции «Диалог 2008: Компьютерная лингвистика и ее приложения» (Бекасово, июнь 2008 г.) и доклад «Тема-рематическое членение и исчисление порядка слов» на конференции «Синтаксические структуры 2» (Москва, 3-4 апреля 2008 г.), а также доклад «Нулевые подлежащие: догматика, типология» на конференции «Типология грамматики» (Санкт-Петербург, 6-8 ноября 2008 г.).

Кафедра физического воспитания развивает сотрудничество с вузами Финляндии и Швейцарии по совместной подготовке лыжников на учебно-тренировочных сборах. Зарубежные партнеры стали применять программы и методики подготовки спортсменов, разработанные проф. В.И.Маджугой, доц. Ю.Н.Каминским и Засл. мастером спорта В.П.Воронковым. Результативность этих методик подтверждена на многих мировых соревнованиях, и в особенности на прошедшей Олимпиаде в г.Ванкувере (Канада), в которой участвовало 5 спортсменов нашего Университета, трое из которых: Н.Крюков, А.Панжинский и Н.Морилов – завоевали золотую, серебряную и бронзовую медали Олимпиады.

В настоящее время (по состоянию на 01.10.2010 г.) в Университете обучается 611 иностранцев (Приложения 6, 7, 8,9, 10), из них аспирантов 5, соискателей – 1, стажёров - 1. По очной форме обучения обучается 52 человека, по очно-заочной - 47, по заочной - 512.

В 2010 году на учебу приняты 11 иностранных студентов, в том числе на очное отделение 6 человек и на очно-заочное - 3. В основном это студенты из стран СНГ и Прибалтики. По разнарядке Федерального агентства по образованию России в 2008 г. на учебу по заочной форме ожидается приём 20 студентов из Приднестровья по проекту подготовки местных педагогических кадров. Оплата обучения части этих студентов осуществляется дополнительно за счет средств Федерального бюджета, остальные оплачивают учебу по контракту. Студенты учатся в г.Тирасполе на базе Международной славянской академии образования им.М.Я.Коменского.

Всего за обучение иностранных студентов в 2007-2010 учебном году в бюджет Университета поступило более 13 млн. рублей. Увеличение поступления средств демонстрирует положительную динамику приема иностранцев на учебу в МГГУ им. М.А.Шолохова и, следовательно, возрастающий имидж Университета в зарубежных странах. Показателен пример Испании. В первый год нашего сотрудничества с Русско-испанской высшей музыкальной школой (г. Сантьяго де Компостелла) у нас учились три испанских студента. В 2008 учебном году их количество достигло 20 – четверо учатся на магистров, шестнадцать на бакалавров.

Развитие зарубежного сотрудничества позволяет отрабатывать и другие формы экспорта образования. Из них можно выделить две: мастер-классы наших педагогов в заинтересованных вузах за границей и стажировки зарубежных специалистов на факультетах МГГУ им. М.А.Шолохова.

Среди стратегических направлений международной деятельности в соответствии со стоящими перед МГГУ им. М.А.Шолохова задачами можно выделить следующие:

1. Увеличение приема на учебу иностранцев как дополнительный источник привлечения внебюджетных средств и доведение ежегодного приема студентов из стран дальнего зарубежья до 50 в 2011 году и 100 – в 2012 за счет приема студентов-очников из Китая и заочников из Испании и других стран.

2. Организация и развитие Учебно-консультационных (ресурсных) центров в Испании, Приднестровской Молдавской Республике и странах СНГ для внедрения дистанционных технологий обучения в местах проживания студентов-заочников из этих стран.

3. Развитие международного научного, культурного и спортивного студенческого обмена с целью пропаганды и улучшения имиджа России в молодежной среде зарубежных стран.

4. Развитие летних школ по изучению русского языка на базе МГГУ им. М.А. Шолохова и в странах СНГ с использованием дистанционных технологий.

5. Проведение за счет внебюджетных средств МГГУ им. М.А.Шолохова международных конференций по наиболее востребованным направлениям научной деятельности факультетов

Координация международной деятельности МГГУ им. М.А.Шолохова осуществляется ректором и Управлением международных связей, созданным по решению Учёного Совета от 14.01.2003 г. Управление международных связей подчинено ректору Университета.

Комиссия по самообследованию установила, что в МГГУ имени М.А. Шолохова проводится активная международная деятельность, осуществляемая в соответствии с межгосударственными соглашениями и планами работы.

10. Информация по устранению недостатков и замечаний,

отмеченных в ходе предыдущей аккредитации Университета.

Выводы о готовности ВУЗа к процедуре аккредитации

На основании указанных в заключении комиссии Рособрнадзора от 2005 г. недостатков и рекомендации в Университете проведены следующие мероприятия:

1. С 2009 г. в Университете реализуется комплексный проект по разработке и внедрению в деятельность всех структурных подразделений Университета системы менеджмента качества, одной из задач которой является совершенствование системы текущего контроля за исполнением принятых решений, приказов и распоряжений руководства университета, обеспечение повышения исполнительской дисциплины в университете. Реализация данного проекта является одним из механизмов реализации Стратегии развития МГГУ им. М.А. Шолохова (на период до 2025 г.).

В рамках системы менеджмента качества подготовлены и утверждены основные локальные нормативные акты, устанавливающие правила документооборота в Университете; создается система электронного документооборота на базе автоматизированной системы управления Университетом, позволяющая посредством единого информационно-образовательного портала своевременно информировать о принятых администрацией Университета решениях и осуществлять мониторинг их исполнения.

В структуре Ученого совета Университета с 2009 г. были созданы бюджетная, нормативная и аттестационная комиссии, осуществляющие подготовку и контроль принятых решения Ученого совета.

Ежегодно все структурные подразделения Университета отчитываются на ректорате и Ученом совете Университета о выполнении стратегических показателей.

Ежемесячно на расширенном ректорате руководители структурных подразделений университета отчитываются о выполнении своих планов работы и исполнении ранее принятых решений, приказов и распоряжений руководства Университета.

2. В 2008 г. в структуре Университета создан Центр довузовской подготовки и профориентации, осуществляющий координацию профориентационной деятельности, организацию довузовской подготовки, проведение дней открытых дверей университета в соответствии с утвержденным расписанием. С 2009 г. в университете создана и успешно функционирует профориентационная комиссия, включающая представителей всех факультетов и других структурных подразделений Университета. В соответствии с планом ее работы в течение года осуществляются профориентационные мероприятия в общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования г. Москвы и Московской области.

В качестве инновационных форм профориентационной работы можно выделить: On-line трансляции в сети Internet дней открытых дверей; выступление студентов в общеобразовательных учреждениях, где они проходят практику; реализация профориентационных программ при проведении летних смен в оздоровительных лагерях, организованных для школьников Москвы и Московской области. Так, только за 2010 г. организовано и проведено силами профессорско-преподавательского состава и студентами Университета 11 профильных смен, в которых приняли участие более 3,5 тыс. школьников г. Москвы.

В целях организации непрерывного образования в Университете с
2010 г. создан Экономико-технологический колледж, реализующий 7 образовательных программ среднего профессионального образования.

3. В целях расширения перечня услуг в сфере дополнительного профессионального образования в структуре Университета с 2009 г. создан Отдел дополнительного образования, осуществляющий организацию деятельности факультетов, кафедр и других структурных подразделений в сфере разработки и реализации программ дополнительного профессионального образования. Так, по заявкам предприятий, учреждений и организаций в 2009-2010 гг. реализовано более 50 образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, общий контингент слушателей в области дополнительного образования составил более 2000 чел.

Продолжается работу по оформлению заказов по подготовке специалистов

4. За отчетный период активизировалась работа по участию в научных конкурсах, программах и грантах. Научно-исследовательские разработки были направлены на реализацию федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг., федеральной целевой программы «Русский язык», аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» на 2009-2011 гг., тематического плана НИР по заданию Федерального агентства по образованию, приоритетных научных направлений университета, научно-методического обеспечения образовательного процесса, интеграцию науки и образования.

За период с 2005 по 2009 гг. научно-исследовательская работа в университете проводилась по 788 проектам, при проведении университетом научных исследований освоено более 266 млн.руб.

За 5 лет издано более 280 учебников, в т.ч. с грифами МО, УМО – 26%, и более 950 учебных пособий из которых доля с грифами МО, УМО – 18%.

5. В последние годы активно развивается сотрудничество МГГУ им. М.А.Шолохова с зарубежными организациями и вузами в рамках международных проектов и программ.

В настоящее время МГГУ осуществляет в рамках действующих 37 договоров прямое двустороннее сотрудничество с высшими образовательными учреждениями 16 стран, в том числе Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Приднестровской Молдавской Республики, США, Китая, Германии, Испании, Финляндии, Великобритании, Австралии, Польши, Израиля, Сирии, Ирака, Южной Кореи. Работа по многим из них активизировалась и получила практическое воплощение в последние годы.

ВЫВОДЫ

На основании проведенного самообследования комиссия пришла к следующим выводам:

  1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности по всем заявленным к аккредитации программам соответствует действующему законодательству и требованием, установленным для высших учебных заведений по виду «университет».

  2. Структура вуза и система его управления соответствуют Уставу ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» и обеспечивает эффективную организацию всех направлений и видов деятельности.

  3. Структура подготовки выпускников соответствует установленным для университета требованиям.

  4. Содержание заявленных к аккредитации основных образовательных программ соответствует требованиям ГОС ВПО, современному уровню науки, образования и других сфер деятельности, для которых осуществляется подготовка кадров.

  5. Качество подготовки по аккредитуемым образовательным программам признано высоким.

  6. Научно-исследовательская работа ведется на высоком уровне.

  7. Сформирована структура управления воспитательной деятельностью, определены содержание и организационные формы воспитательной работы, сложился механизм взаимодействия структурных подразделений, обеспечивающих воспитательный процесс, сформированы традиции по важнейшим направлениям воспитательной работы.

  8. Условия реализации подготовки соответствуют требованиям ГОС ВПО и являются достаточными для обеспечения высокого качества подготовки выпускников.

  9. В МГГУ имени М.А. Шолохова проводится активная международная деятельность, осуществляемая в соответствии с межгосударственными соглашениями и планами работы.

  10. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» готово к аккредитации.

Ректор В.Д. Нечаев

1 Приказ Минобрнауки России от 21 октября 2009 г. № 442 «Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования»; приказ Минобрнауки России от 18 января 2010 г. № 58 «О внесении изменений в Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования»; приказ Минобрнауки России от 11 мая 2010 г. № 481 «О внесении изменений в Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования».

  1. Программы высшего профессионального образования (1)

    Документ
    Собеседование, выявляющее общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, понимание содержания, формы и стилистических
  2. Высшая школа психологии учебная программа высшего профессионального образования «Психология» Разработка и защита курсовых и дипломных работ 3 и 4 курса (методические указания)

    Программа
    Курсовая работа – самостоятельное научное эмпирическое исследование студента в области психологии, в которой студент демонстрирует свои теоретические знания, умение работать с информационными источниками, навыки научной работы и умение
  3. Программа по биологии для абитуриентов, поступающих в игму на программы высшего профессионального образования. Основы цитологии

    Программа
    Клетка — живая элементарная система, лежащая в основе строения и развития организмов. История открытия клетки. Основные положения клеточной теории. Современные методы исследования клетки.
  4. Программы высшего профессионального образования

    Документ
    Извлечение Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 марта 2005 года N 195 "Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования,
  5. Программа высшего профессионального образования «Психология»

    Программа
    Каждый студент выбирает тему из данного списка, заполняет заявление (см. форму заявления ниже) на имя директора программы, согласовывает тему с научным руководителем, подписывает у него заявление и сдает его (оригинал) в 201 кабинет 26.
  6. Профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (1)

    Образовательная программа
    Составитель: Золотухин С.Н., декан факультета ветеринарной медицины, доктор биологических наук, профессор кафедры микробиологии, вирусологии, эпизоотологии и ветеринарно-санитарной экспертизы
  7. Профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (2)

    Образовательная программа
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы ветеринарно-санитарного врача по специальности 110501 Ветеринарно-санитарная экспертиза при очной форме обучения - 5 лет.
  8. Программа высшего профессионального образования по специальности “Бухгалтерский учёт, анализ и аудит” (ускоренная форма обучения)

    Программа
    Лицензия Федерального агентства по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации № 0018 от 14 июля 2010 г. на право ведения образовательной деятельности по программе высшего профессионального образования по специальности
  9. Программа высшего профессионального образования по специальности “Бухгалтерский учёт, анализ и аудит” квалификация “экономист”

    Программа
    Лицензия Федерального агентства по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации № 0018 от 14 июля 2010 г. на право ведения образовательной деятельности по программе высшего профессионального образования по специальности

Другие похожие документы..