Формирование экологической ответственности в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

На правах рукописи

Шобонов Сергей Александрович

Формирование экологической ответственности в процессе профессиональной подготовки

будущих офицеров

13.00.08 – Теория и методика профессионального образования

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук

Саратов 2010

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский военный институт внутренних войск МВД России»

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор

Костеневский Александр Владиславович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Игошин Владимир Иванович

кандидат педагогических наук, доцент

Сапходоева Ольга Ивановна

Ведущая организация: Новосибирский военный институт внутренних

войск МВД России

Защита состоится 24 марта 2010 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.12 при Саратовском государственном университете имени Н.Г.Чернышевского по адресу: 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83, корпус 7, аудитория 312.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке имени В.А. Артисевич Саратовского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского.

Автореферат разослан « 17 » февраля 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Кондаурова И.К.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Стремительное расширение масштабов влияния человека на природу привело к тому, что экономическое и социальное развитие общества на современном этапе пришло в противоречие с ограниченными возможностями окружающей среды – экологическому кризису. Преодолеть создавшуюся ситуацию можно путем пересмотра приоритетов на всех направлениях человеческой деятельности. Военная деятельность является одним из видов человеческой деятельности, обладающая высокой социальной значимостью, и одним из экологически опасных видов деятельности. В ходе ее осуществления оказывается вредное воздействие на окружающую среду, осуществляемое военными объектами (хранилища и склады боеприпасов, вооружения, военной техники, горючего и смазочных материалов), а также объектами, на которых эксплуатируется боевая техника, проводится боевая подготовка войск, протекает жизнь и быт личного состава воинских частей и подразделений. Одним из направлений военной деятельности является военное управление, которое осуществляют офицеры-профессионалы. Уровень профессиональной подготовки офицеров в значительной мере определяет возможность решать задачи служебно-боевой и повседневной деятельности в условиях экологического кризиса. В своей профессиональной деятельности офицер должен обладать определенными знаниями, умениями и навыками для управления подразделениями; воспитания и обучения личного состава; постоянного совершенствования своих профессиональных навыков и знаний. Профессиональная подготовка будущих офицеров, которые бы отвечали требованиям современного общества, возложена на военные институты. Выпускники военных институтов должны быть подготовлены к выполнению профессиональных обязанностей по должностному предназначению, но и отвечать за последствия принятых решений, т. е. нести ответственность. Современная профессиональная подготовка будущих офицеров направлена на формирование у них правовой ответственности. Формированию экологической ответственности в настоящее время уделяется недостаточное внимание, в связи с не разработанностью педагогического аспекта формирования экологической ответственности в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров. За последнее время проведено не более десяти педагогических исследований по проблеме формирования экологической ответственности школьников и студентов, и нами не обнаружены исследования по проблеме формирования экологической ответственности будущих офицеров.

Это позволяет признать исследование педагогических аспектов формирования экологической ответственности в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров актуальным направлением научно-практических изысканий.

Необходимость обновления системы высшего образования с целью формирования экологической ответственности у специалистов разного профиля, в том числе у будущих офицеров, в настоящее время актуальна. При этом акцент должен быть сделан на качественных сдвигах в экологическом образовании, его ценностно-мировоззренческих основаниях, в обновлении структуры и содержания экологического знания как основного фактора формирования экологической ответственности будущих офицеров.

Проблема формирования экологической ответственности находится в поле зрения ученых и педагогов-практиков. Для решения обозначенной проблемы на современном этапе в педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки.

Теоретические основы формирования ответственного отношения к природе раскрыты в трудах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др., показавших многообразные возможности воспитания ответственного отношения детей и подростков к природе.

В философских, психологических и педагогических исследованиях отражены различные направления изучаемой проблемы. Мы опирались на работы философов Л. И. Грядуновой, М. С. Кагана, А. Ф. Плахотного и др., осмысливающих понятие «ответственность» через категории свободы, морали, духовности. Психологические аспекты проблемы раскрыты в работах К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Божович, К. Муздыбаева и др. В трудах которых ответственность рассматривается как обобщенное психологическое свойство личности, анализируется содержание данного понятия, прослеживаются некоторые закономерности формирования и развития ответственности личности. В работах С.Н. Глазачева, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Н.Н. Моисеева и др. раскрыты цели и направления экологизации образования, определена роль и значение экологической ответственности личности. Исследованиями Л.М. Горбунова, Н.Г. Каропа, И.Т. Суравегиной экологическая ответственность представлена как особое качество личности, определены её сущностные характеристики; выявлен потенциал дисциплин естественнонаучного цикла (биологии, экологии, химии, физики и др.), объектом изучения которых является природа, человек и аспекты их взаимодействия в процессе формирования экологической ответственности личности.

Однако формированию экологической ответственности будущих офицеров на данный момент не уделено должного внимания. Не в полной мере исследованы возможности разных теоретико-методологических подходов к формированию у будущих офицеров экологической ответственности; не стало предметом всеобщего изучения создание научно обоснованной педагогической модели ее формирования, которая в значительной степени учитывала бы достижения современной науки (философии, психологии, педагогики, естествознания, экологии, специальных предметов и методик их преподавания); недостаточно разработан теоретический инструментарий и методико-технологическое обеспечение образовательного процесса военного института по формированию экологической ответственности; не полностью реализованы возможности военных институтов в подготовке будущих офицеров, способных решать задачи повседневной деятельности и нести экологическую ответственность.

Таким образом, налицо противоречие, существующее в профессиональной подготовке будущих офицеров: между возросшим уровнем требований к экологической ответственности будущего офицера и недостаточной разработанностью теоретического и методологического обеспечения ее формирования в процессе профессиональной подготовки.

Разрешение выявленного противоречия определило проблему исследования: каким образом в процессе профессиональной подготовки можно обеспечить эффективное формирование экологической ответственности будущих офицеров.

Актуальность и недостаточная разработанность указанной проблемы, наличие противоречия и ее практическая значимость обусловили выбор темы исследования «Формирование экологической ответственности в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров».

Объект исследования – профессиональная подготовка будущих офицеров.

Предмет исследования – формирование экологической ответственности в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров.

Цель исследования - совершенствование процесса формирования экологической ответственности будущих офицеров посредством разработки и внедрения модели формирования экологической ответственности в профессиональную подготовку будущих офицеров.

Гипотеза исследования – формирование экологической ответственности будущих офицеров будет эффективным, если:

- строится как целенаправленный процесс в ходе всего периода профессиональной подготовки будущих офицеров;

- осуществляется с использованием модели, которая рассматривается как взаимосвязь целевого, содержательного, операционно-деятельностного и диагностического компонентов, способствующих формированию экологической ответственности в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров;

- проводится постоянный мониторинг хода формирования экологической ответственности на всех этапах профессиональной подготовки будущих офицеров.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, нами сформулированы задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования экологической ответственности и на этой основе уточнить понятие «экологическая ответственность».

2. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель формирования экологической ответственности в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров.

3. Разработать диагностический аппарат для мониторинга определения уровня сформированности экологической ответственности будущих офицеров и диагностический инструментарий осуществления педагогического мониторинга формирования у будущих офицеров экологической ответственности.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- концепция профессионального образования (С.И. Архангельский, Н.А. Богачева, И.В. Горлинский, В.А. Сластенин и др.);

- системно-целостный подход к организации педагогического процесса (С.И. Архангельский, Е.П. Белозерцев, В.П. Беспалько, B.C. Ильин, Н.Д. Никандров, Н.К. Сергеев и др.);

- теории развития личности в различных видах деятельности (А.Т. Асмолов, В.А.Поляков и др.);

- концепции экологического сознания (В.И. Вернадский, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул и др.);

- идеи формирования экологического мышления у обучаемых (Л.М. Даутмерзиева, А.В.Зайцев и др.);

- идеи формирования экологической ответственности в образовательном процессе (Н.Н. Карпова, О.П. Коваленко, А.А. Мжельская, С.В. Осипова, Е.Б. Плохотнюк и др.);

- концептуальные идеи экологического образования обучаемых (А.Ф. Аменд, С.Л. Глазачев, В.А. Захлебный, И.Д. Зверев, В.В. Латюшин, Л.В. Моисеева, Е.Б. Осей, И.Т. Суравегина, и др.);

- идея создания педагогической системы экологической подготовки курсантов военных вузов (Н.П. Шебанов).

Методы исследования. В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовался комплекс взаимозаменяемых методов: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; изучение документов и нормативных материалов, определяющих содержание подготовки будущих офицеров; многокритериальный анализ и синтез результатов поиска в информационных системах с целью определения базовых понятий исследования; методы экспертного оценивания, тестирования, анкетирования, наблюдения, моделирования, прогнозирования.

Использование данных методов позволило рассмотреть педагогические факты и явления во всей сложности их взаимосвязей и выразить результаты педагогического эксперимента в количественных и качественных показателях.

Этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Исследование по теме диссертации проводилось на базе Саратовского военного института внутренних войск МВД России с 2003 года по 2009 год, осуществлялось в три этапа.

На первом этапе(2003-2004 гг.) осуществлялся анализ научной и педагогической литературы по проблеме исследования, анализировался опыт формирования экологической ответственности школьников и студентов, накапливался эмпирический материал; разрабатывалась модель формирования экологической ответственности будущих офицеров, были определены цель, задачи, методика исследования.

На втором этапе(2004-2008 гг.) разрабатывалась методика определения уровня сформированности экологической ответственности; проведен констатирующий эксперимент с целью выявления уровня сформированности экологической ответственности будущих офицеров; проведен формирующий эксперимент, в ходе которого осуществлялось измерение и оценка уровней сформированности экологической ответственности; реализована авторская модель формирования экологической ответственности в процессе профессиональной подготовки; обработаны и обобщены его результаты, завершено научное обоснование основных положений диссертации.

На третьемэтапе (2008-2009 гг.) проводилась работа по оценки эффективности модели; осуществлялось внедрение результатов исследования в практику; завершено оформление диссертации.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем: уточнена сущность понятия «экологическая ответственность» как нравственного качества личности офицера, формирующееся в ходе профессиональной подготовки, проявляющееся в гуманном и рациональном отношении личности к природной среде и реализующееся в повседневной профессиональной деятельности; разработана и реализована модель формирования экологической ответственности будущих офицеров, которая рассматривается как взаимосвязь целевого, содержательного, операционно-деятельностного и диагностического компонентов, способствующих формированию экологической ответственности в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров; разработан диагностический аппарат для педагогического мониторинга хода и результатов формирования у будущих офицеров экологической ответственности, включающий в себя: характеристику уровней сформированности экологической ответственности (низкий, средний, высокий), критерии (эмоционально-ценностный, информационный, деятельностный) и показатели их оценки.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в развитии научных представлений о сущности экологической ответственности; определении теоретических подходов к проблеме формирования экологической ответственности будущих офицеров в ходе профессиональной подготовки в военном институте; научном обосновании модели формирования экологической ответственности будущих офицеров. Полученные результаты дополняют существующую концепцию профессиональной подготовки и могут быть использованы для дальнейших научных исследований по проблематике формирования экологической ответственности будущих офицеров в процессе профессиональной подготовки.

Практическая значимость результатов исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование процесса профессиональной подготовки будущих офицеров, в востребованности авторской модели формирования экологической ответственности, позволяющей будущим офицерам в ходе профессиональной подготовки приобретать необходимые в повседневной деятельности экологические знания и умения. Материалы исследования, разработанные в целях реализации модели (применение междисциплинарного принципа экологических модулей естественнонаучных, гуманитарных, юридических и военно-профессиональных дисциплин; решение эколого-прикладных задач и заданий; включение в образовательный процесс военного института внутренних войск спецкурса «Экологическая безопасность повседневной деятельности»; морально-психологическое обеспечение образовательного процесса военного института; система форм, методов и средств обучения на занятиях по изучаемым дисциплинам; методика определения уровня сформированности экологической ответственности; результаты опытно-экспериментальной работы), могут быть использованы в образовательном процессе военных институтов внутренних войск МВД России, а также в ходе боевой подготовки подразделений внутренних войск МВД России.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов обеспечена последовательной и логически непротиворечивой реализацией методологической основы исследования на всех его этапах – применением совокупности методов исследования, адекватны целям и задачами исследования, репрезентативностью методик по исследованию процесса формирования экологической ответственности будущих офицеров, широким использованием результатов исследования в образовательном процессе военного института, личным участием автора в экспериментальной работе.

Апробация работы и внедрение результатовисследования.

Теоретические положения и результаты исследования излагались на научно-методических, научно-практических и военно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Саратовского военного института внутренних войск МВД России (2007, 2008 гг.), научно-практических конференциях Поволжского отделения Академии военных наук (Саратов, 2007, 2009 гг.), межвузовской научной конференции студентов, аспирантов, адъюнктов Саратовской Государственной Академии права (Саратов, 2005 г.), шестой международной заочной научно-методической конференции Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского (Саратов, 2009 г.), второй Общероссийской конференции «Безопасность личности» Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России (Санкт-Петербург, 2007 г.), военно-научных конференциях курсантов Саратовского военного института биологической и химической безопасности (2008, 2009 гг.). Материалы исследования обсуждались на кафедрах военной педагогики и психологии, гуманитарных и социальных наук, математических и естественнонаучных наук, уголовного процесса и криминалистики Саратовского военного института внутренних войск МВД России, педагогики Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

Материалы исследования и рекомендации, предложенные автором, используются в образовательном процессе Саратовского военного института внутренних войск МВД России, Северо-Кавказского военного института внутренних войск МВД России, Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, Новосибирского военного института внутренних войск МВД России.

Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и практическое значение, содержатся в 15 публикациях автора.

  1. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  2. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  3. Педагогическая концепция формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума 13. 00. 08 - теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Официальные оппоненты: Липский Игорь Адамович, засл. деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор (АОУ «Институт переподготов- ки и повышения квалификации руководя- щих кадров и специалистов системы со­- циальной защиты
  4. Формирование готовности будущих офицеров тыла к управленческой деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский военный институт ВВ МВД РФ»
  5. Моделирование профессиональной подготовки будущих специалистов фсб россии 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « 1 » декабря 2011 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.302.01 по присуждению ученой степени кандидата и доктора педагогических наук по специальности 13.
  6. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

    Правила приёма
    Данный текст Правил приема в РГПУ им. А. И. Герцена в 2010 году является проектом и принимает силу официального документа, если до 1 июня 2010 года не произойдет каких-либо изменений в порядке приема по независящим от университета причинам.
  7. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» в 2011 году

    Правила приёма
    в государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Российский государственный педагогическийуниверситет им. А. И. Герцена»в 2011 году
  8. Отчет о результатах самообследования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «волгоградский государственный социально-педагогический университет»

    Содержательный отчет
    Самообследование федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» проведено в соответствии с подготовкой
  9. Н1-78 14 «Организация и проведение цикла обучающих семинаров для столичной молодежи «Технологии послевузовского обучения» Состав научно-образовательного коллектива (основные исполнители)

    Документ
    Жукова Г.С. д.ф.-м.н., проф., зав. кафедрой высшей математики и информатики, профессор проректор по дополнительному профессиональному образованию, повышению квалификации и переподготовке кадров.

Другие похожие документы..