Доклады публикуются в авторской редакции
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА БОС В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОНР
Сильченко А. С., учитель-логопед
МОУ СОШ № 3 имени Д.К.Булганина г. Полярные Зори
Речь - драгоценный природный дар, благодаря которому человек приобщается к познанию, получает образование, достигает почета и положения, обретает любовь, дружбу, уважение. Нарушение речи, ее частичная или полная потеря наносит тяжелый удар по человеческой психике. Как правило, глубокие речевые расстройства характеризуются полиморфной клинической картиной и могут сопровождаться нарушениями в психоэмоциональной сфере, мышечными и другими дисфункциями. Поэтому реабилитационные мероприятия по восстановлению речи должны носить комплексный, многокомпонентный характер.
Метод биологической обратной связи (БОС) — это передача человеку дополнительной, не предусмотренной природой информации о состоянии его органов и систем в доступной и наглядной форме. На основе этой информации человек способен включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать огромные функциональные возможности организма с целью совершенствования своих функций в норме (тем самым сохраняя и укрепляя свое здоровье) и коррекции деятельности нарушенных функций при патологии. Детям с общим недоразвитием речи (ОНР) характерно системное нарушение речевых функции, сопровождающееся нарушениями психоэмоциональной сферы. У таких детей замедленный темп формирования новых навыков, непостоянство внутреннего состояния, несформированность психических процессов, быстрая утомляемость, слабое произвольное внимание и память.
Поэтому в целях эффективности коррекционной работы было решено использовать логотерапевтический комплекс биологической обратной связи. Данная технология сочетает в себе лечебно-оздоровительное и коррекционное воздействие на ребенка.
Система включает в себя компьютерный комплекс с программным обеспечением, преобразователь биоэлектрических сигналов, тренажер дыхания, комплект многоразовых датчиков частоты сердечных сокращений, микрофон, лечебно-коррекционно-оздоровительные методические рекомендации.
Логотерапевтический комплекс БОС предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, совершенствования функции речи у взрослых и детей, обучения технике чтения, предупреждения последствий стрессовых реакций, предупреждения заболеваний, связанных с высокими речевыми и психо-эмоциональными нагрузками, оздоровления организма и повышения адаптационных возможностей.
Данная технология может применяться при заикании, алалии, афазии, дисграфии и дислексии, дислалии, дизартрии, ринолалии, расстройстве фонации на почве парезов и параличей гортани, функциональных дисфониях, нарушениях темпа речи, так называемой речевой тревоге, расстройствах речи у детей с нарушением слуха и зрения.
Относительными противопоказаниями использования БОС являются возраст детей младше 5 лет, повышенная судорожная готовность головного мозга, выраженное органическое поражение головного мозга, сопутствующие соматические заболевания в фазе обострения, острые инфекционные заболевания.
Работа с программой проводится при непрерывном контроле процесса дыхания (горизонтальные полосы) и сердечной деятельности (под слайдом визуализируется пульсограмма). Ребёнок осваивает основной компонент речи – диафрагмально-релаксационный тип дыхания и удлинённый выдох. Речевой материал произносится на выдохе, на снижении частоты сердечных сокращений. Используя диафрагмально-релаксационный тип дыхания, ребёнок поэтапно отрабатывает произношение звуков, слогов, слов, и целых фраз постепенно переходя к свободной, плавной, интонированной речи. Компьютерный тренажер помогает выработать ребёнку правильный навык речи, избавится от её нарушений, а также снизить риск возникновения заболеваний, связанных с высокими психо-эмоциональными нагрузками во время речи. Затем новый, совершенный навык речи используется человеком в повседневной жизни без усилий и с минимальными физиологическими затратами.
Особое внимание уделяется обучению диафрагмально-речевому дыханию. Дети должны очёнь чётко следовать инструкции по выполнению упражнения. При этом используются игровые приёмы и методы. Сначала данное обучение происходит без контроля тренажера БОС, сидя, стоя или лёжа. Особое внимание следует уделять умению детей расслаблять мышцы тела и прибывать в состоянии релаксации. После закрепления таких навыков следует переходить к занятиям с тренажёром БОС.
Продолжительность основного курса коррекции и совершенствования голоса и речи составляет 25-30 занятий по 30-40 минут каждое.
Нами данная технология используется при коррекционном обучении детей, имеющих общее недоразвитие речи, 2 года. И уже можно выделить основные преимущества логотерапевтического комплекса БОС:
освоение при помощи зрительных, звуковых и игровых сигналов обратной связи навыка диафрагмально-релаксационного дыхания, что обеспечивает согласованную деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем (совершенный механизм саморегуляции),
выработка удлиненного равномерного плавного выдоха, как физиологической основы для формирования правильной спонтанной речи (новый речевой стереотип),
координация речевых функции на выдохе,
профилактика, совершенствование и поэтапная коррекция голоса и речи,
использование увлекательных игровых компьютерных сюжетов, повышающих интерес к БОС-сеансам.
Дети с большим удовольствием посещают коррекционные уроки, что способствует формированию положительной мотивации обучения. После прохождения 20-тидневного коррекционно-лечебного курса у детей появлялись положительные результаты:
- у ребёнка, страдающего заиканием, уменьшилось количество речевых судорог, появился навык мягкой подачи голоса, исчез гипертонус мышц тела, повысилась самооценка;
- у остальных детей нормализовалось речевое дыхание, речь стала более плавной, без явных препинаний; исчезла монотонность речи, появилось умение менять темп, ритм, интонацию высказывания; закрепился навык звуко-слогового анализа; высказывания стали более связными и законченными, появились новые навыки артикуляции.
Кроме этого данный коррекционный курс позволяет:
восстанавливать согласованную работу дыхательной, сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы,
избавляться от речевых тревог и страхов, психоэмоционального перенапряжения,
снижать риск возникновения заболеваний речевого аппарата и заболеваний вследствие стресса и психоэмоциональных перегрузок,
оптимизировать восстановление голоса и речи,
овладеть навыком спонтанной речи на снижении ЧСС и применение его в повседневной жизни,
развивать сенсорные ощущения, слуховое внимание, высшие психические функции (восприятие, мышление, память) и креативность.
Применение технологии БОС в России за последние десять лет принесло огромные, позитивные результаты: десятки тысяч людей получили возможность восстановить и укрепить свое здоровье.
ПРИЕМЫ, УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Сильченко А. С., учитель-логопед
МОУ СОШ № 3 имени Д.К.Булганина г. Полярные Зори
В последние годы нарастает число детей, которые с трудом осваивают чтение и письмо как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться. В общеобразовательной школе учителя также очень часто сталкиваются с множественными ошибками у детей при письме. Это связано с тем, что на сегодняшний день нарушения письма (дисграфии) являются самыми распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста. Эффективная профилактика, своевременное выявление дисграфии, точное определение ее дифференциальных признаков и механизмов, отличие дисграфии от иных ошибок письма чрезвычайно важно для разработки системы логопедической работы по коррекции этих нарушений, по предупреждению дизорфографии и школьной дезадаптации в целом.Но следует помнить, что коррекция дисграфии наиболее успешна при раннем ее начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Отсюда необходимо еще в дошкольном возрасте предупредить возможность возникновения дисграфии у детей путем устранения у них уже появившихся ее предпосылок.
Как указывает Л.Г. Парамонова, наличие предпосылок дисграфии – это уже патология, одним из основных видимых признаков которой является отклонение от нормального хода речевого развития. Это отклонение проявляется в том, что у ребенка оказывается несформированной какая-то психическая функция (или ряд функций), которая уже должна быть сформирована к данному возрасту. Факт существования предпосылок дисграфии свидетельствует о том, что она уже как бы имеется, но пока еще в скрытом виде. «Скрыта» же она лишь до тех пор, пока ребенок не взялся за ручку и тетрадь.
Неуспеваемость многих учащихся по русскому языку – это явление не случайное. Его причины уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст и прежде, чем говорить о профилактике дисграфии, необходимо рассмотреть профилактику непосредственно речевых нарушений, которая складывается в основном из таких двух моментов: забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и о сохранности его речевых органов; забота о правильном речевом развитии ребенка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.
В целом, профилактика нарушений речи, как и профилактика любых заболеваний или патологических состояний, строится на устранении, по возможности, из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. К сожалению, иногда все же не удается полностью предупредить возникновение речевой патологии, и в этом случае задача профилактики сводится к возможно большему смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших вредоносных факторов и к предупреждению появления вторичных и третичных нарушений речи на основе уже имеющихся.
Следует отметить, что наиболее подготовленными специалистами для осуществления профилактики дисграфии являются логопеды дошкольных учреждений. Главной задачей которых, является профилактика нарушений речи и ее недоразвития у детей раннего и младшего дошкольного возраста; преодоление нарушений речи, совершенствование речевого развития, языковых способностей и профилактика нарушений письма и чтения у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Однако, по данным Е.А. Логиновой, широкомасштабная профилактика дисграфии проводится логопедами пока лишь в условиях дошкольных логопедических групп для детей с общим недоразвитием речи.
Работа с детьми, страдающими ОНР, предполагает не только формирование у ребенка «инвентаря» языковых средств и совершенствование их использования в речи. Эта работа направлена и на всестороннее развитие психики ребенка, его внимания, памяти, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, т.е. тех функций и качеств, без которых невозможны полноценные речевое поведение и речемыслительная деятельность, а также переход к овладению письменной речью. Так, логопед, работающий с дошкольниками, обязательно уделяет внимание развитию у детей двигательных функций рук и графомоторных навыков, формированию у них навыков языкового анализа и синтеза. В большинстве случаев за время пребывания в логопедической группе дети овладевают и навыками символизации устной речи с помощью букв.
Иначе говоря, в правильно организованной работе логопеда с детьми дошкольного возраста, страдающими ОНР, затронуты все направления профилактики дисграфии. При этом работа логопеда тем эффективнее, чем ранее она была начата, поскольку с возрастом возможности гибкого изменения состояния ребенка и компенсации дефекта уменьшаются.
В целом, в профилактике дисграфии у дошкольников можно выделить базовые направления, работа по которым с младшими дошкольниками реализуется параллельно и без предварительной диагностики. В среднем и старшем дошкольном возрасте профилактическое воздействие может осуществляться избирательно, на основании диагностики. Можно выделить следующие направления работы по профилактике дисграфии:
1. Развитие сенсорных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций и графоизобразительных способностей).
2. Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций (слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов).
3. Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти).
4. Развитие интеллектуальной деятельности, (мыслительных операций: сравнения, сериации, сопоставления, классификации, символизации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля и самокоррекции в деятельности; воспитание мотивов к учебной деятельности).
5. Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям; совершенствование лексико-грамматического и фонетического оформления речи).
По этим направлениям может осуществляться и диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста в отношении предрасположенности к возникновению дисграфии. Естественно, для каждого возрастного периода должны быть подобраны соответствующие диагностические задания.
Но существует и другая сторона медали. В связи со значительным увеличением количества детей с речевыми нарушениями, в логопедических группах дошкольных учреждений коррекционное обучение получают не все нуждающиеся дети. И с таким «багажом» они приходят в школу. В этом случае необходима экстренная помощь педагога и школьного логопеда, которые обязаны в букварный период выявить специфические нарушения и начать совместную работу по всем направлениям профилактики дисграфии. Но этого бывает недостаточно, поэтому возникает необходимость создания интегрированной деятельности педагогов, воспитателей и учителей-логопедов дошкольных учреждений и школ по выявлению предпосылок и причин дисграфии и способов её предупреждения.
Таким образом, в основе упомянутых коррекционно-развивающих и обучающих технологий лежит системный подход, направленный на формирование и совершенствование у ребенка межфункционального взаимодействия высших психических функций, полноценность которого является залогом успешного обучения.
Тезисы докладов публикуются в авторской редакции
ТезисыВ сборнике представлены результаты исследований молодых ученых Забайкалья. Материалы конференции посвящены исследованиям в области геоэкологии, биоразнообразия, социально-экономическим проблемам природопользования, проблемам изученияТезисы публикуются в авторской редакции. Оргкомитет оставляет за собой право отбора представленных материалов
ТезисыЫе и прикладные проблемы популяционной биологии сборник тезисов докладов VI всероссийского популяционного семинара 2-6 декабря 2002 года Нижний Тагил 2002
ДокладФ Фундаментальные и прикладные проблемы популяционной биологии. Сборник тезисов докладов VI Всероссийского популяционного семинара. Нижний Тагил, 2–6 декабря 2002 / Отв.Книга издается в авторской редакции (2)
КнигаВ книге заслуженного изобретателя России, кандидата технических наук В. Г. Сиваша предпринята попытка документально изучить происхождение топонима Сиваш, проверить различные версии появления фамилии Сиваш, а также рассказать обо всехКнига издаётся в авторской редакции (1)
КнигаШахматы – одна из наиболее древних и широко распространённых интеллектуальных игр. Умение играть в шахматы свидетельствует обычно о большой культуре человека.Доклад Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека
ДокладВ январе 2011 года Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека было принято решение о проведении общественной правовой экспертизы (научно-правового анализа) судебных актов по уголовному делу М.Сборник статей под редакцией Гайденко П. П. Введение
Сборник статейКоллинг- вуда, Н.Уайтхеда и др. можно найти - в виде общей постановки вопроса - многое из того, что сегодня историки науки подтвержда- ют путем детального анализа огромного эмпирического материала, накопленного за последнее столетие,Доклада Алтайская краевая правозащитная общественная организация "Бастион" (акпоо "Бастион")
ДокладАлтайская краевая правозащитная общественная организация "Бастион" (АКПОО "Бастион"). Контактный адрес: 656049, г.Барнаул, пр.Ленина 41, каб.Ii всероссийская научная конференция с международным участием "Научное творчество ХХI века" Редакция журнала «в мире научных открытий»
ДокументНаправления работы конференции - алгебра, геометрия и математический анализ; - информатика; - прикладная математика и математическое моделирование; - математические методы в технических и инженерных приложениях; - педагогика и психология;