Доклады публикуются в авторской редакции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА БОС В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОНР

Сильченко А. С., учитель-логопед

МОУ СОШ № 3 имени Д.К.Булганина г. Полярные Зори

Речь - драгоценный природный дар, благодаря которому человек приобщается к познанию, получает образование, достигает почета и положения, обретает любовь, дружбу, уважение. Нарушение речи, ее частичная или полная потеря наносит тяжелый удар по человеческой психике. Как правило, глубокие речевые расстройства характеризуются полиморфной клинической картиной и могут сопровождаться нарушениями в психоэмоциональной сфере, мышечными и другими дисфункциями. Поэтому реабилитационные мероприятия по восстановлению речи должны носить комплексный, многокомпонентный характер.

Метод биологической обратной связи (БОС) — это передача человеку дополнительной, не предусмотренной природой информации о состоянии его органов и систем в доступной и наглядной форме. На основе этой информации человек способен включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать огромные функциональные возможности организма с целью совершенствования своих функций в норме (тем самым сохраняя и укрепляя свое здоровье) и коррекции деятельности нарушенных функций при патологии. Детям с общим недоразвитием речи (ОНР) характерно системное нарушение речевых функции, сопровождающееся нарушениями психоэмоциональной сферы. У таких детей замедленный темп формирования новых навыков, непостоянство внутреннего состояния, несформированность психических процессов, быстрая утомляемость, слабое произвольное внимание и память.

Поэтому в целях эффективности коррекционной работы было решено использовать логотерапевтический комплекс биологической обратной связи. Данная технология сочетает в себе лечебно-оздоровительное и коррекционное воздействие на ребенка.

Система включает в себя компьютерный комплекс с программным обеспечением, преобразователь биоэлектрических сигналов, тренажер дыхания, комплект многоразовых датчиков частоты сердечных сокращений, микрофон, лечебно-коррекционно-оздоровительные методические рекомендации.

Логотерапевтический комплекс БОС предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, совершенствования функции речи у взрослых и детей, обучения технике чтения, предупреждения последствий стрессовых реакций, предупреждения заболеваний, связанных с высокими речевыми и психо-эмоциональными нагрузками, оздоровления организма и повышения адаптационных возможностей.

Данная технология может применяться при заикании, алалии, афазии, дисграфии и дислексии, дислалии, дизартрии, ринолалии, расстройстве фонации на почве парезов и параличей гортани, функциональных дисфониях, нарушениях темпа речи, так называемой речевой тревоге, расстройствах речи у детей с нарушением слуха и зрения.

Относительными противопоказаниями использования БОС являются возраст детей младше 5 лет, повышенная судорожная готовность головного мозга, выраженное органическое поражение головного мозга, сопутствующие соматические заболевания в фазе обострения, острые  инфекционные заболевания.

Работа с программой проводится при непрерывном контроле процесса дыхания (горизонтальные полосы) и сердечной деятельности (под слайдом визуализируется пульсограмма). Ребёнок осваивает основной компонент речи – диафрагмально-релаксационный тип дыхания и удлинённый выдох. Речевой материал произносится на выдохе, на снижении частоты сердечных сокращений. Используя диафрагмально-релаксационный тип дыхания, ребёнок поэтапно отрабатывает произношение звуков, слогов, слов, и целых фраз постепенно переходя к свободной, плавной, интонированной речи. Компьютерный тренажер помогает выработать ребёнку правильный навык речи, избавится от её нарушений, а также снизить риск возникновения заболеваний, связанных с высокими психо-эмоциональными нагрузками во время речи. Затем новый, совершенный навык речи используется человеком в повседневной жизни без усилий и с минимальными физиологическими затратами.

Особое внимание уделяется обучению диафрагмально-речевому дыханию. Дети должны очёнь чётко следовать инструкции по выполнению упражнения. При этом используются игровые приёмы и методы. Сначала данное обучение происходит без контроля тренажера БОС, сидя, стоя или лёжа. Особое внимание следует уделять умению детей расслаблять мышцы тела и прибывать в состоянии релаксации. После закрепления таких навыков следует переходить к занятиям с тренажёром БОС.

Продолжительность основного курса коррекции и совершенствования голоса и речи составляет 25-30 занятий по 30-40 минут каждое.

Нами данная технология используется при коррекционном обучении детей, имеющих общее недоразвитие речи, 2 года. И уже можно выделить основные преимущества логотерапевтического комплекса БОС:

  • освоение при помощи зрительных, звуковых и игровых сигналов обратной связи навыка диафрагмально-релаксационного дыхания, что обеспечивает согласованную деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем (совершенный механизм саморегуляции),

  • выработка удлиненного равномерного плавного выдоха, как физиологической основы для формирования правильной спонтанной речи (новый речевой стереотип),

  • координация речевых функции на выдохе,

  • профилактика, совершенствование и поэтапная коррекция голоса и речи,

  • использование увлекательных игровых компьютерных сюжетов, повышающих интерес к БОС-сеансам.

Дети с большим удовольствием посещают коррекционные уроки, что способствует формированию положительной мотивации обучения. После прохождения 20-тидневного коррекционно-лечебного курса у детей появлялись положительные результаты:

- у ребёнка, страдающего заиканием, уменьшилось количество речевых судорог, появился навык мягкой подачи голоса, исчез гипертонус мышц тела, повысилась самооценка;

- у остальных детей нормализовалось речевое дыхание, речь стала более плавной, без явных препинаний; исчезла монотонность речи, появилось умение менять темп, ритм, интонацию высказывания; закрепился навык звуко-слогового анализа; высказывания стали более связными и законченными, появились новые навыки артикуляции.

Кроме этого данный коррекционный курс позволяет:

  • восстанавливать согласованную работу дыхательной, сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы,

  • избавляться от речевых тревог и страхов, психоэмоционального перенапряжения,

  • снижать риск возникновения заболеваний речевого аппарата и заболеваний вследствие стресса и психоэмоциональных перегрузок,

  • оптимизировать восстановление голоса и речи,

  • овладеть навыком спонтанной речи на снижении ЧСС и применение его в повседневной жизни,

  • развивать сенсорные ощущения, слуховое внимание, высшие психические функции (восприятие, мышление, память) и креативность.

Применение технологии БОС в России за последние десять лет принесло огромные, позитивные результаты: десятки тысяч людей получили возможность восстановить и укрепить свое здоровье.

ПРИЕМЫ, УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Сильченко А. С., учитель-логопед

МОУ СОШ № 3 имени Д.К.Булганина г. Полярные Зори

В последние годы нарастает число детей, которые с трудом осваивают чтение и письмо как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться. В общеобразовательной школе учителя также очень часто сталкиваются с множественными ошибками у детей при письме. Это связано с тем, что на сегодняшний день нарушения письма (дисграфии) являются самыми распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста. Эффективная профилактика, своевременное выявление дисграфии, точное определение ее дифференциальных признаков и механизмов, отличие дисграфии от иных ошибок письма чрезвычайно важно для разработки системы логопедической работы по коррекции этих нарушений, по предупреждению дизорфографии и школьной дезадаптации в целом.Но следует помнить, что коррекция дисграфии наиболее успешна при раннем ее начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Отсюда необходимо еще в дошкольном возрасте предупредить возможность возникновения дисграфии у детей путем устранения у них уже появившихся ее предпосылок.

Как указывает Л.Г. Парамонова, наличие предпосылок дисграфии – это уже патология, одним из основных видимых признаков которой является отклонение от нормального хода речевого развития. Это отклонение проявляется в том, что у ребенка оказывается несформированной какая-то психическая функция (или ряд функций), которая уже должна быть сформирована к данному возрасту. Факт существования предпосылок дисграфии свидетельствует о том, что она уже как бы имеется, но пока еще в скрытом виде. «Скрыта» же она лишь до тех пор, пока ребенок не взялся за ручку и тетрадь.

Неуспеваемость многих учащихся по русскому языку – это явление не случайное. Его причины уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст и прежде, чем говорить о профилактике дисграфии, необходимо рассмотреть профилактику непосредственно речевых нарушений, которая складывается в основном из таких двух моментов: забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и о сохранности его речевых органов; забота о правильном речевом развитии ребенка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.

В целом, профилактика нарушений речи, как и профилактика любых заболеваний или патологических состояний, строится на устранении, по возможности, из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. К сожалению, иногда все же не удается полностью предупредить возникновение речевой патологии, и в этом случае задача профилактики сводится к возможно большему смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших вредоносных факторов и к предупреждению появления вторичных и третичных нарушений речи на основе уже имеющихся.

Следует отметить, что наиболее подготовленными специалистами для осуществления профилактики дисграфии являются логопеды дошкольных учреждений. Главной задачей которых, является профилактика нарушений речи и ее недоразвития у детей раннего и младшего дошкольного возраста; преодоление нарушений речи, совершенствование речевого развития, языковых способностей и профилактика нарушений письма и чтения у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Однако, по данным Е.А. Логиновой, широкомасштабная профилактика дисграфии проводится логопедами пока лишь в условиях дошкольных логопедических групп для детей с общим недоразвитием речи.

Работа с детьми, страдающими ОНР, предполагает не только формирование у ребенка «инвентаря» языковых средств и совершенствование их использования в речи. Эта работа направлена и на всестороннее развитие психики ребенка, его внимания, памяти, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, т.е. тех функций и качеств, без которых невозможны полноценные речевое поведение и речемыслительная деятельность, а также переход к овладению письменной речью. Так, логопед, работающий с дошкольниками, обязательно уделяет внимание развитию у детей двигательных функций рук и графомоторных навыков, формированию у них навыков языкового анализа и синтеза. В большинстве случаев за время пребывания в логопедической группе дети овладевают и навыками символизации устной речи с помощью букв.

Иначе говоря, в правильно организованной работе логопеда с детьми дошкольного возраста, страдающими ОНР, затронуты все направления профилактики дисграфии. При этом работа логопеда тем эффективнее, чем ранее она была начата, поскольку с возрастом возможности гибкого изменения состояния ребенка и компенсации дефекта уменьшаются.

В целом, в профилактике дисграфии у дошкольников можно выделить базовые направления, работа по которым с младшими дошкольниками реализуется параллельно и без предварительной диагностики. В среднем и старшем дошкольном возрасте профилактическое воздействие может осуществляться избирательно, на основании диагностики. Можно выделить следующие направления работы по профилактике дисграфии:

1. Развитие сенсорных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций и графоизобразительных способностей).

2. Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций (слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов).

3. Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти).

4. Развитие интеллектуальной деятельности, (мыслительных операций: сравнения, сериации, сопоставления, классификации, символизации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля и самокоррекции в деятельности; воспитание мотивов к учебной деятельности).

5. Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям; совершенствование лексико-грамматического и фонетического оформления речи).

По этим направлениям может осуществляться и диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста в отношении предрасположенности к возникновению дисграфии. Естественно, для каждого возрастного периода должны быть подобраны соответствующие диагностические задания.

Но существует и другая сторона медали. В связи со значительным увеличением количества детей с речевыми нарушениями, в логопедических группах дошкольных учреждений коррекционное обучение получают не все нуждающиеся дети. И с таким «багажом» они приходят в школу. В этом случае необходима экстренная помощь педагога и школьного логопеда, которые обязаны в букварный период выявить специфические нарушения и начать совместную работу по всем направлениям профилактики дисграфии. Но этого бывает недостаточно, поэтому возникает необходимость создания интегрированной деятельности педагогов, воспитателей и учителей-логопедов дошкольных учреждений и школ по выявлению предпосылок и причин дисграфии и способов её предупреждения.

Таким образом, в основе упомянутых коррекционно-развивающих и обучающих технологий лежит системный подход, направленный на формирование и совершенствование у ребенка межфункционального взаимодействия высших психических функций, полноценность которого является залогом успешного обучения.

  1. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции

    Тезисы
    В сборнике представлены результаты исследований молодых ученых Забайкалья. Материалы конференции посвящены исследованиям в области геоэкологии, биоразнообразия, социально-экономическим проблемам природопользования, проблемам изучения
  2. Тезисы публикуются в авторской редакции. Оргкомитет оставляет за собой право отбора представленных материалов

    Тезисы
  3. Ые и прикладные проблемы популяционной биологии сборник тезисов докладов VI всероссийского популяционного семинара 2-6 декабря 2002 года Нижний Тагил 2002

    Доклад
    Ф Фундаментальные и прикладные проблемы популяционной биологии. Сборник тезисов докладов VI Всероссийского популяционного семинара. Нижний Тагил, 2–6 декабря 2002 / Отв.
  4. Книга издается в авторской редакции (2)

    Книга
    В книге заслуженного изобретателя России, кандидата технических наук В. Г. Сиваша предпринята попытка документально изучить происхождение топонима Сиваш, проверить различные версии появления фамилии Сиваш, а также рассказать обо всех
  5. Книга издаётся в авторской редакции (1)

    Книга
    Шахматы – одна из наиболее древних и широко распространённых интеллектуальных игр. Умение играть в шахматы свидетельствует обычно о большой культуре человека.
  6. Доклад Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

    Доклад
    В январе 2011 года Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека было принято решение о проведении общественной правовой экспертизы (научно-правового анализа) судебных актов по уголовному делу М.
  7. Сборник статей под редакцией Гайденко П. П. Введение

    Сборник статей
    Коллинг- вуда, Н.Уайтхеда и др. можно найти - в виде общей постановки вопроса - многое из того, что сегодня историки науки подтвержда- ют путем детального анализа огромного эмпирического материала, накопленного за последнее столетие,
  8. Доклада Алтайская краевая правозащитная общественная организация "Бастион" (акпоо "Бастион")

    Доклад
    Алтайская краевая правозащитная общественная организация "Бастион" (АКПОО "Бастион"). Контактный адрес: 656049, г.Барнаул, пр.Ленина 41, каб.
  9. Ii всероссийская научная конференция с международным участием "Научное творчество ХХI века" Редакция журнала «в мире научных открытий»

    Документ
    Направления работы конференции - алгебра, геометрия и математический анализ; - информатика; - прикладная математика и математическое моделирование; - математические методы в технических и инженерных приложениях; - педагогика и психология;

Другие похожие документы..