Сказка в двух действиях по мотивам Шарля Перро

Валентин Зверовщиков

КОТ В САПОГАХ

Сказка в двух действиях

по мотивам Шарля Перро

Действующие лица:

Кот Базиль

Жан - сын мельника

Король Людвиг Осьмнадцатый

Принцесса Мария Людвиговна

Премьер-министр

Людоед Александр

Заяц

Придворный секретарь

Церемонимейстер

Придворные

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Франция, тринадцатый век. Королевский дворец.

Променуар возле королевской опочивальни.Придворные в ожидании выхода короля.

МИНИСТР.(Входит.) Внимание, господа, внимание! Его величество король Людвиг Осьмнадцатый намерен сделать политическое заявление! Минуточку терпения, господа! Король совершает утренний туалет, а после туалета, как только вымоет руки, сразу выйдет к нам.

ПРИДВОРНЫЕ. - Как это мило однако!

- Что именно?

- Держать нас в курсе всех подробностей своей жизни.

- И все-таки, что за заявление, господа?

ПРИНЦЕССА. Ничего нового, просто папенька как всегда встал не с той ноги.

МИНИСТР. О чем вы, ваше высочество?

ПРИНЦЕССА. А когда он не в духе, он издает указы или делает политические заявления.

ЦЕРЕМОНИМЕЙСТЕР.(Входит и объявляет громовым голосом.) Его величество соизволил совершить туалет! (Уходит.)

ПРИДВОРНЫЕ. - Какой позор все-таки!

- А мы стоим тут, господа, и уши развесили!

- Тиран он и есть тиран.

- Тиран, но мужчина, надо бы и честь знать, все-таки среди нас дамы!

ЦЕРЕМОНИМЕЙСТЕР.(Также.) Его величество соизволил помыть руки!

ПРИДВОРНЫЕ.- Что ни говорите, а страна при нем стала просвещенней.

- Что да. то да.

- Этого не отнять, умница!

- Жесток, но справедлив.

ЦЕРЕМОНИМЕЙСТЕР. (Также.) Его величество король Людвиг Осьмнадцатый!

Все придворные склоняются в низком поклоне.

КОРОЛЬ.(Входит.)Да бросьте вы, судари мои! Ну, к чему это? Прошу вас - не унижайтесь! В конце концов, я когда-нибудь вообще запрещу эти дурацкие поклоны! Что они дают? Ну, кто я такой, чтоб все мне кланялись? Подумаешь, король! Такой же человек, как и все. Две руки, две ноги!. Все! С сегодняшнего дня я отменяю низкопоклонство!

ПРИДВОРНЫЕ. Да здравствует король! Ура!

МИНИСТР. А целование руки Вашего величества?

КОРОЛЬ. Целование оставим.Все надо отменять постепенно, иначе можно столько дров наломать. И куда, собственно, торопиться? Ну, кому это сейчас в королевстве может быть на руку? Никому! (Подставляет руку для целования.) Впрочем, я не для этого вас собрал, судари мои. А я хочу сделать политическое заявление, важное для умонастроения всей Франции. Что всем, так сказать, неповадно было.

МИНИСТР. Записываю, Ваше величество.

КОРОЛЬ. Итак. Дочь моя, Мария Людвиговна, не хочет учиться, поэтому я ее отдаю замуж.

ПРИНЦЕССА. Ах, какое горе, нет, я этого не переживу! (Падает в обморок.)

КОРОЛЬ. (Министру.) Есть у тебя на примете жених желательно из деревни какой-нибудь распоследней?

МИНИСТР.А принцы и графья, выходит, Людвиг Луевич, не годятся?

КОРОЛЬ. (Себе.) Дуры-королевы Родине не нужны. (Министру.) Графья не годятся. Годятся скотоводы и косцы.

МИНИСТР. Вспомнил, Ваше величество, есть у меня в глуши под Марселем знакомый мельник, у него сыновья, все, как есть, без образования, один дояр, второй скотовод, просто скотина из скотин, третий - косец, ей-богу, правда, Людвиг Луевич, на один глаз косец!

ПРИНЦЕССА. (Уже пришедшая в себя с помощью медицинской бригады.) Не хочу за косца, папенька, хочу за прынца или, на худой конец, за маркиза!

КОРОЛЬ.Не хочешь учиться, Людвиговна, езжай в глушь, в Марсель-Монако, отдаю тебя замуж за косца, скотину из скотин!

МИНИСТР.Людвиг Луевич, скотина из скотин это другой, а этот просто косец!

КОРОЛЬ. Это сейчас он другой, а как женится на принцессе, еще может и хуже быть, знаю я этих скотоводов!

ПРИНЦЕССА, Нет, папенька, я согласна учиться арифметике, только не за косца, не хочу за косца, папенька-а-а!

КОРОЛЬ. Не убивайся, дочка, не стенай, поздно, я дал слово короля! Ну, не плачь, я тоже поеду с тобой в деревню, посмотрю заодно, как живет простой народ, а то все талдычу, как попугай какой:»Народ, народ!» - а ровным счетом и не знаю, как он живет, о чем думают, например, косцы? Так что запевайте гимн, друзья, и айда собираться!

МИНИСТР. (Запевает, все подхватывают.)

Славься, славься, французский король!

В жизни Европы немалую роль

Ты играешь, а мы за тобой идем,

Идем за тобою и дружно поем:

«Славься, славься и т.д.»

КАРТИНА ВТОРАЯ

Мост через реку Рона. Соответсвующая табличка. Невдалеке мельница, Под мостом кот ловит удочкой рыбу. На мосту появляется Жан.

ЖАН. Господи, за что ты меня наказываешь, я ведь за свою жизнь мухи не обидел!

КОТ. (Вздыхая.) Это верно, конечно.

ЖАН. (Плачет.) Совсем еще мальчишка, можно сказать, почти мальчишка, жизни-то не видел!

КОТ. Тебе уж бриться пора, дяденька!

ЖАН. Господи, пожалей! Папенька лишил наследства, все отдал братьям - и мельницу и коров.

КОТ. И правильно сделал. Разве можно такому разгильдяю хозяйство доверить? У тебя через день того и жди, что мельница сгорит или коровы сдохнут.

ЖАН. (Плачет.) Также и папенька сказал!

КОТ. Тебе уж жениться пора, а ты еще и арифметики не осилил, рева!

ЖАН. Жениться? Я не против. А как, Господи?

КОТ. (Мечтательно.) Лучше, конечно, это по весне делать. Вышел этак ночью на крышу, как мяукнул на всю округу:»Мяу-у-у!!!» - и искать особо не надо, сами тебя найдут, верь моему слову.

ЖАН. Зачем же мне мяукать, я же не кошка!

КОТ. Возьмись за ум, Жано, слезами горю не поможешь.

ЖАН. (Хнычет.) Конечно, если бы я родился каким-нибудь маркизом Карабасом, то и арифметику, наверно, изучил и денег было бы вволю и вообще всего, а как тут мужчиной стать, если средств нехватает?

КОТ. Да разве дело в деньга?

ЖАН. А кто мне что без денег даст? Вот что мне - с голоду помирать?

КОТ. А потом - не такой уж ты и бедный. Отец оставил тебе кота, а это тоже ведь не баран чихнул, а кот! Уж он-то сделает из тебя человека.

ЖАН. Господи, зачем ты надо мной издеваешься?

КОТ. И я сделаю это, Жано, только за то, что ты никогда не оставлял меня без блюдечка молока на ночь и кусочка колбасы с праздничного стола. А когда я болел, то укрывал меня своей теплой курточкой.

Жан наклоняется над перилами, видит под мостом кота.

ЖАН. Базиль, это ты?! Боже мой, где ты научился так разговаривать?

КОТ. Я родился в сердце Франции.

ЖАН. В самом Париже?

КОТ. В латинском квартале. Там есть колледж, называется Сорбонна, такая большая-большая школа, я там слушал лекции, можно сказать, с самого рожденья, поэтому, если захочу, могу разговаривать на любую тему с кем угодно, в любом обществе. А Париж я вообще знаю, как свои пять ноготков. Случилось так, что однажды твой отец подобрал меня на улице и увез к себе, он был добрый хозяин.

ЖАН. ю Бедный мой папочка, на кого ты меня оставил?

КОТ. Ты лучше не плачь, а скажи, кем бы ты хотел быть, и я тебе помогу.

ЖАН. (Вытирая слезы.) Если честно, Базиль, я мечтаю быть королем, чтобы править всей-всей страной и ничего не делать.

КОТ. (Захохотал.) Королем?!

ЖАН. Или на худой конец, пожарником. Нет, но лучше королем.

КОТ. А что? Эта задачка как раз по мне. Только сначала надо жениться на принцессе.

ЖАН. На Марии Людвиговне?

КОТ. Ну да. Встретишь ее на улице, скажешь на ушко заветное «Мяу!», она тебе тоже промяукает и все дела.

ЖАН. Я не смогу, Базиль, я робею рядом с девушками, они такие насмешницы!

КОТ. А ты убеждай себя каждый божий день:»Я красив, неотразим, умен и смел. Я все могу и у меня все получится!»

ЖАН. С красотой-то у меня, слава богу, сам знаешь, полный порядок, а вот с умом - да, какую-то самую малость нехватает. А можно, Базилек, гением стать и не учиться ничему?

КОТ. Нет, так не бывает, брат. Не будешь читать, одичаешь, кому ты тогда будешь нужен? А то и речь человеческую можно забыть. Будешь только мычать и знаками объясняться. «Му!» да «Му!»

ЖАН. А если я стану читать, ты сможешь сделать меня королем?

КОТ. Чтоб у меня хвост оторвался, если вру!

ЖАН. (Кричит.) Книгу мне! Сию минуту! Хочу читать много и жадно!

КОТ. (Достает из узелка книгу.) Вот, пожалуйста. Шарль Перро - золотое перо Франции! «Сказки матушки Гусыни» читал?

ЖАН. Не-а...

КОТ. Мудрейший был человековед! Голова!

ЖАН. Клюет у тебя, Базиль!

КОТ. Какой сегодня клев, Жано? Поутру надо было идти.

ЖАН. Ей-богу, клюет, тяни быстрей! Осторожно! Да, подсекай, подсекай, какой же ты неловкий! А-а-а!!!

КОТ. (Кричит.) А-а-а!!! (Вытаскивает на берег зайца.) Это еще что за рыба?

ЖАН. А ты его за жабры, за жабры!

КОТ. (Зайцу.) Ты кто - карась?

ЗАЯЦ. (Испуганно.) Нет!

КОТ. Окунь, что ли?

ЗАЯЦ. Понимаете, месье, это ошибка, извините, произошла невероятная нелепость!

ЖАН. (Коту.) Ты смотри, тоже разговаривает!

ЗАЯЦ. Тут не только заговоришь, господа, тут и заголосить можно, а то и с ума сойти! Так вот, прыгаю я по лесу, господа, как ни в чем ни бывало:»Прыг-скок! Прыг-скок!» Вдруг - тень. Поднимаю глаза - мать честная ! Лев!!! Хвостом по бокам хлещет, грива дыбом, пасть ощерил - ужас! И на меня. Как вам это нравится?

КОТ. Никак не нравится.

ЗАЯЦ. Я от него, естественно. Волк там или лиса это дело, для нас - зайцев, привычное, но - лев!? В наших пенатах?! Я - шур в сторону, лес мигом проскочил, напролом, не глядя, выскочил на берег, куда деваться? Или в реке утонуть или в пасти льва погибнуть - выбрал первое.

ЖАН. Это я первый заметил, что вы червяка клюнули.

КОТ. Если б я вовремя не подсек, то и снова сорвался бы и тогда уж да, поминай как звали.

ЗАЯЦ. Не знаю просто, как вас благодарить?

КОТ. Хочешь в Париж?

ЗАЯЦ. Чего я там не видел?

КОТ. Короля не видел, королевский дворец. Знаешь там , какая трава? Что твоя капуста! Потом я тебя спас, ты у меня в долгу. Побегаешь в Париже, поглядишь и обратно. Когда тебя еще в Париж забесплатно свозят?

ЗАЯЦ. Эх, где наша не пропадала!

Кот подставляет зайцу мешок, тот прыгает внутрь.

ЖАН. Так ты что - уже? К королю? А я как же?

КОТ. (Надевает сапоги и шляпу.) А ты времени не теряй, набирайся ума, читай книжку - там и про тебя написано. Сказка называется «Кот в сапогах» Вот шляпа, вот эти самые сапоги! Так что обнимай, целуй, гладь за ушком, живот почеши, я и пошел. Пока! (Уходит.)

ЖАН. Вот так и папка говорил:»Читай книги, Жано, не теряй времени зря!» А как не хочется читать! В такую погоду хочется бегать, играть, купаться - да что такое в самом деле! Так и без детства можно остаться! Почему нельзя остаться дураком?..Или все-таки прочитать страничку?..Базиль сказал, что про него сказка. Какой хвастун! Ну-ка, проверим! (Открывает книгу, читает по слогам.) «Кот в сапогах» Ой! В самом деле! И на картинке нарисован! Ну, точь в точь! Ай-ай-ай-ай-ай! А вот и я тоже на картинке - очень похож...Очень интересно...(Читает.) В одном королевстве жил мельник...ага, это про моего папку...ну да...(Увлекшись чтением, не замечает, как сзади подходит лев и кладет ему лапу на плечо.)

ЛЕВ. Извините, любезнейший, вы тут случайно говорящего зайца не видели? Просто чудо! Настоящее чудо. Стоит на тропинке зайчишка и орет нечеловеческим голосом:»А-а-а!» А потом как кинется в воду и поплыл!

ЖАН. (Не оборачиваясь.) Да. Знаю. Он в Париж уехал. К королю. С котом.

ЛЕВ. Как в Париж? Заяц? В каком смысле? С каким котом? Зачем к королю? Ничего не понимаю.

ЖАН. Я сам ничего не понимаю, тоже впервые с этим встречаюсь. (Поворачивается, видит перед собой льва.) Ну вот - сначала кот, потом заяц, а сейчас лев. Нет, я этого не выдержу! (Падает без сознания.)

ЛЕВ. (Задумчиво.) Съесть или не съесть?..Как хочется иногда совершить добрый поступок, чтобы о тебе говорили, мол, он мог съесть, но пожалел...да-а...и не съел...хотя очень хотел...(Обнюхивает Жана.) Какой худющий...кожа да кости...тут не жевать, тут грызть надо...да... если б не больной зуб...О, книга...Жаль, читать не умею. ( Листает книжку.) А вот картинки люблю. Нет, вы поглядите, кот в сапогах почему-то ест мышку! Что там есть, на один зубок и то мало...Ладно, пойти охотиться дальше? (Поет.) Одиноко людоеду

Жить на свете без друзей.

Пригласить бы их к обеду

И, конечно, их детей.

Но они меня боятся

И бегут как от огня.

Мамы прячут их, наверно,

Папы прячут от меня.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ

В королевском дворце суета, все бегают в разные стороны с баулами, снедью и шляпными коробками.

КОРОЛЬ. Ну, что - все готовы? Через полчаса едем в Марсель-Монако. Не плачь, дочка, косцы тоже люди, не обидят, поди, соотечественницу, к тому же королевскую дочь, А обидят мы с них спросим, ой, как спросим!

ПРИНЦЕССА. Неужели вы можете представить меня с косой в руках, папенька?

КОРОЛЬ. А почему бы нет? Косички тебе очень к лицу.

ПРИНЦЕССА. Вы специально не хотите меня понять, вы издеваетесь над собственной дочерью!

КОРОЛЬ. Я издеваюсь? Так! Сколько будет дважды два? А?

ПРИНЦЕССА. Бэ!!!

КОРОЛЬ. Вот то-то! И нечего толковать. Премьер-министр, вы лично отвечаете за мою зубную щетку, мыло, ну. и туалет заодно.

МИНИСТР. Ну, щетка, ну, мыло, но согласитесь, Людвиг Луевич, есть вещи, которые делаются самостоятельно и без свидетелей.

КОРОЛЬ. С палачом давно не встречался, подлец?

МИНИСТР. Ой-ой, что-то у меня в глазах потемнело!

ПРИНЦЕССА. Про просвещенное королевство говорит, а сам тиран. Нет, нет, скорей в деревню на край света в Па-де-Кале, в Бристоль, лишь бы из Парижа! Еще минута задержки и я бегмя побегу, на лошадях не догоните.

Входит королевский секретарь.

СЕКРЕТАРЬ. Ваше величество...не знаю, как сказать...

КОРОЛЬ. И я не знаю!

СЕКРЕТАРЬ. Вас хочет видеть кот...кличка Базиль...не знаю, сметься или плакать, прямо...настоящий кот, но в сапогах... Выглядит как сеньор.

МИНИСТР. Вы с ума сошли?!

КОРОЛЬ. Может быть, впервые в жизни я не знаю, что сказать...

ПРИНЦЕССА.И что - он умеет разговаривать?

СЕКРЕТАРЬ. Манеры вполне приличные. За все время разговора не мяукнул ни разу!

КОРОЛЬ. Распустились все...пользуетесь тем, что я добр...А если ослу какому-нибудь в голову взбредет со мной встретиться, вы что его тоже пустите?..Премьер-министр, вернемся из Марсель-Монако,я вас в угол поставлю, вы у меня походите с песочком в карманах!

МИНИСТР. Я больше не буду, Ваше величество!

КОРОЛЬ. А потом плавно перейду к тирании! Казнить будем на дому, тихо и с музыкой.

СЕКРЕТАРЬ. Ваше величество, я не могу его не впустить, он же не человек, он же не понимает, кто перед ним, король ли, черт ли с рогами! Это же животное, никакого же разумения! Куда хочет, туда и идет, глупая тварь!

КОРОЛЬ. Хорош, впустите. Да, а как к нему обращаться? Кыса-кыса или как?

СЕКРЕТАРЬ. Месье Базиль, Ваше величество. (Выходит.)

КОРОЛЬ. Да-а, премьер-министр, не ловишь ты мышей...

Открывается дверь, входит Базиль, делает тройной поклон.

КОРОЛЬ. Правда, кот, гляди-ка!

ПРИНЦЕССА. Здоровый какой...

МИНИСТР. Может быть даже это не кот, а рысь.

КОРОЛЬ.Думаете, опасный? Может укусить?

ПРИНЦЕССА. Колбаски ему надо или молочка.

КОРОЛЬ. (Ласково.) Кыс-кыс-кыс! Дайте же ему кто-нибудь колбаски, иначе он на меня накинется!

КОТ. Ваше величество, зовите меня «месье Базиль» либо просто «сударь» или «сеньор», это будет удобней для всех. (Министру.) От колбасы, впрочем, я не отказываюсь.

КОРОЛЬ. Вот до чего уже дошло, ну-ну...Еще коты меня не учили, как к кому обращаться...И кто же это вас так изъясняться научил, милостивый государь?

МИНИСТР. Действительно, безобразие!

КОТ. Мой хозяин маркиз Карабас, Ваше величество, его замок стоит по дороге между Марселем и Монако.

ПРИНЦЕССА. Вот как? Какое совпадение! Мы как раз туда едем. Нам непременно надо его увидеть, да, папочка? Это так мило! Это такая прелесть!

КОТ. Его сиятельство маркиз прислал вам говорящего зайца.

КОРОЛЬ. Зайца?!.Вот как?..Не могу представить. Воды, дайте воды!!!

МИНИСТР. Воды!

В залу вбегают пожарные со шлангом.

ПОЖАРНЫЕ. Где пожар, Ваше величество?

МИНИСТР. Сельтерской, идиоты, сельтерской, королю плохо!

  1. Игровая программа в 1-ом действии по мотивам русских народных сказок. Продолжительность 50 минут. Цена билета 200 рублей (2)

    Программа
  2. Игровая программа в 1-ом действии по мотивам русских народных сказок. Продолжительность 50 минут. Цена билета 200 рублей (1)

    Программа
    С 19 по 23 мая на сцене «Коляда-Театра» играет свои спектакли знаменитый театр из г.Кудымкар обладатель Гран-При фестиваля «Коляда-Plays» за спектакль «Уйди-Уйди»
  3. Сказка в одном действии (2)

    Сказка
    Цена билета 00 рублей. Вильям Шекспир ГАМЛЕТ Драма в -х действиях. Продолжительность спектакля часа 50 минут с антрактом. Цена билета 450 рублей.
  4. Сказка в одном действии (1)

    Сказка
    10, 20 и 22 апреля в «Коляда-Театре» очередная премьера – спектакль «Маскарад» по пьесе великого русского писателя М.Ю.Лермонтова. Как и в предыдущих постановках классических текстов, «Коляда-Театр» пытается найти новый театральный
  5. Сказка в одном действии (3)

    Сказка
    10, 20 и 22 апреля в «Коляда-Театре» очередная премьера – спектакль «Маскарад» по пьесе великого русского писателя М.Ю.Лермонтова. Как и в предыдущих постановках классических текстов, «Коляда-Театр» пытается найти новый театральный
  6. Сказка в одном действии (4)

    Сказка
    Это один из старейших театральных коллективов Западного Урала, основанный в 1931 году. Созданный на базе русского театра и впитавший его лучшие традиции, он стал главным объектом культуры Коми- Пермяцкого округа.
  7. Пьеса-сказка Николая Коляды по мотивам повести Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»

    Сказка
    Продолжительность спектакля часа 40 минут с антрактом. Цена билета 350 рублей. 18 воскресенье 11-00 18-30 Для детей от 3-х лет Николай Коляда КРОШЕЧКА-ХАВРОШЕЧКА Волшебная сказка в 1-ом действии.
  8. "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок", так писал великий Пушкин

    Сказка
    Многим, очень многим молодцам и молодицам дошкольного и младшего школьного возраста преподали благородный урок доброты, мужества, находчивости замечательные сказки Джанни Родари.
  9. Сказка для взрослых и детей в одном действии

    Сказка
    Цена билета 50 рублей. 17 суббота 11-00 13-00 18-30 Инсценировка Ярославы Пулинович Борис Шергин ЗОЛОЧЕНЫЕ ЛБЫ Сказка для взрослых и детей в одном действии.

Другие похожие документы..