«Информатизация образования»

Настоящий учебник предназначен для подготовки студентов педагогических вузов, а также переподготовки педагогов в области освоения методологией, технологиями и средствами информатизации всех видов образовательной деятельности. Учебник адресован настоящим и будущим педагогам вне зависимости от их специальности.

Материал учебника рассчитан на читателей, знакомых с основами информатики и информационных технологий.

Учебник содержит необходимый учебный материал, контрольные вопросы, экзаменационные билеты и примерную тематику курсовых работ, что допускает его применение как в качестве основы для очного обучения в рамках курса «Информатизация образования», так и для самостоятельного изучения возможных путей повышения эффективности образования за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Учебник составлен с учетом результатов личных научных и учебно-методических работ авторов, а также с использованием содержания печатных изданий и ресурсов сети Интернет, указанных в списке рекомендованных источников

© Григорьев С.Г.,

Гриншкун В.В., 2005

Все права защищены

СОДЕРЖАНИЕ

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

6

ОТ АВТОРОВ

8

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАНИЯ

12

Тема 1.1. Что такое информатизация образования

12

Тема 1.2. Плюсы и минусы информатизации

18

Тема 1.3. Информатизация образования и жизнь общества

20

Вопросы и задания к разделу 1

23

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

24

Тема 2.1. Проникновение технических средств информатизации в образование

24

Тема 2.2. Компьютеры и их окружение

27

Тема 2.3. От мультимедиа к «виртуальной реальности»

32

Тема 2.4. Специализированные средства мультимедиа и их использование в обучении

41

Тема 2.5. Телекоммуникационные средства, применяемые в образовании

44

Вопросы и задания к разделу 2

49

РАЗДЕЛ 3. ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

51

Тема 3.1. Информационные и телекоммуникационные технологии

51

Тема 3.2. Технологии хранения и представления информации. Гипертекст и гипермедиа

55

Тема 3.3. Технологии информационного моделирования

63

Тема 3.4. Диалог и монолог как технология ввода и вывода информации

67

Тема 3.5. Технологии информатизации в коррекционной педагогике

70

Вопросы и задания к разделу 3

74

РАЗДЕЛ 4. ИНТЕРНЕТ В ОБРАЗОВАНИИ

76

Тема 4.1. Технологии передачи информации

76

Тема 4.2. Информационные ресурсы сети Интернет

82

Тема 4.3. Образовательные Интернет-порталы

88

Тема 4.4. Выработка адекватного отношения обучаемых к информации, поступающей через Интернет

94

Вопросы и задания к разделу 4

98

РАЗДЕЛ 5. МЕТОДЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

99

Тема 5.1. Информационные и телекоммуникационные технологии в учебном процессе

99

§1. Виды и классификация компьютерных средств обучения

99

§2. Оценка качества компьютерных средств обучения

115

§3. Методика информатизации обучения

120

§4. Индивидуализация и дифференциация обучения на основе применения средств информатизации образования

127

§5. Использование средств коммуникаций для межличностногообщения в процессе обучения

130

Тема 5.2. Информатизация контроля и измерения результатов обучения

133

§1. Компьютерные средства измерения и контроля

133

§2. Требования к созданию и применению контрольно-измерительных материалов

136

§3. Методы информатизации контроля и измерения результатов обучения

137

Тема 5.3. Информатизация внеучебной деятельности

140

Тема 5.4. Информатизация научных и методических исследований

145

Тема 5.5. Информатизация организационно-управленческой деятельности учебного заведения

149

§1. Виды и классификация компьютерных средств организационно-управленческой деятельности

149

§2. Информационные и телекоммуникационные технологии в библиотеке учебного заведения

153

§3. Информатизация деятельности преподавателя

155

§4. Информационные технологии и работа с родителями

157

Вопросы и задания к разделу 5

158

РАЗДЕЛ 6. РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

161

Тема 6.1. Инструменты для создания средств информатизации

161

Тема 6.2. Анализ содержания обучения

163

Тема 6.3. Разработка образовательных гипермедиа-ресурсов

172

Тема 6.4. Проектирование и разработка интерфейса образовательных ресурсов

176

Вопросы и задания к разделу 6

180

РАЗДЕЛ 7. ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

181

Тема 7.1. Понятие информационно-образовательной среды

181

Тема 7.2. Обучение в условиях формирования информационно-образовательной среды

184

Тема 7.3. Технологии информатизации и проблема сохранения здоровья обучаемых

188

Тема 7.4. Информационно-образовательное пространство

191

Вопросы и задания к разделу 7

194

РАЗДЕЛ 8. ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

195

Тема 8.1. Факторы формирования готовности педагогов к использованию средств и методов информатизации

195

Тема 8.2. Система подготовки педагогов в области информатизации образования

202

Вопросы и задания к разделу 8

206

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

207

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

209

Примерные экзаменационные билеты по курсу информатизации образования

213

Примерные темы курсовых работ

216

Задания для лабораторных работ

218

Задания для практической работы

220

Список основных понятий

221

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ГРИГОРЬЕВ

Сергей Георгиевич

Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики и прикладной математики Московского городского педагогического университета, заведующий Центром информатики и информационных технологий в образовании Института содержания и методов обучения Российской академии образования.

Лауреат конкурса Правительства Москвы «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования. Заместитель председателя научно-методического совета по формированию контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена по информатике. Член Технического комитета по стандартизации «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)» Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии. Председатель программного комитета Международного конгресса конференций «Информационные технологии в образовании (ИТО)»

Автор более 190 научных трудов в области информатизации образования. Один из авторов Федеральной концепции создания и использования образовательных электронных изданий и ресурсов.

ГРИНШКУН

Вадим Валерьевич

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатизации образования Московского городского педагогического университета, ведущий научный сотрудник Центра информатики и информационных технологий в образовании Института содержания и методов обучения Российской академии образования.

Лауреат конкурса Правительства Москвы «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования. Ученый секретарь научно-методического совета по формированию контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена по информатике. Член Технического комитета по стандартизации «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)» Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии. Ученый секретарь программного комитета Международного конгресса конференций «Информационные технологии в образовании (ИТО)»

Автор более 180 научных трудов в области информатизации образования. Один из авторов Федеральной концепции создания и использования образовательных электронных изданий и ресурсов.

  1. Информатизация общества. Информатизация образования

    Документ
    Представление о новом «революционном прорыве» человеческого общества в области технологий, как о переходе к «постиндустриальному обществу», появилось в работах американских авторов в 80-х годах нашего столетия и являлось результатом
  2. Информатизация образования и фундаментальные проблемы информатики (1)

    Документ
    Состояние проблемы и ее актуальность. Исследования показывают, что в последнее десятилетие информатика как фундаментальная наука становится ключевой составляющей всей системы научного познания и будет в значительной степени определять
  3. Информатизация образования и фундаментальные проблемы информатики (2)

    Документ
    Состояние проблемы и ее актуальность. Исследования показывают, что в последнее десятилетие информатика как фундаментальная наука становится ключевой составляющей всей системы научного познания и будет в значительной степени определять
  4. Информатизация современного общества и тесно связанная с ней информатизация образования характеризуются совершенствованием и массовым распространением информац

    Документ
    Информатизация современного общества и тесно связанная с ней информатизация образования характеризуются совершенствованием и массовым распространением информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ).
  5. "Информатизация образования. Контроль доступа в сеть Интернет"

    Документ
    Приглашаем принять участие в интернет-семинарах для специалистов школ и детских садовНа федеральном портале "Менеджер образования" (www.menobr.
  6. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты): Монография (1)

    Монография
    Иващенко М.В., Злобин В.И., Иванова Г.В. Интеллектуальные адаптивные системы и комплексы в связи и управлении. Монография. Серпухов: СВИ РВ, 2005. 17,5 п.
  7. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты): Монография (2)

    Монография
    Иващенко М.В., Злобин В.И., Иванова Г.В. Интеллектуальные адаптивные системы и комплексы в связи и управлении. Монография. ‑ Серпухов: СВИ РВ, 2005. ‑ 17,5 п.
  8. Я. А. Ваграменко Академия информатизации образования

    Документ
    Самые большие изменения в образовании в конце ХХ – начале ХХI века происходят вследствие широкого вторжения в процессы обучения и управления образованием новой системообразующей науки «информатика» и информационных технологий.
  9. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится «24» декабря 2009 года в 14-00 часов на заседании диссертационного совета Д 008.008.06 при Учреждении Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения» по адресу: 119435, Москва, ул.

Другие похожие документы..