Название доклада

Тезисы доклада

Начало формы

  1. НАЗВАНИЕ ДОКЛАДА:

Формирование навыков исследовательской деятельности студентов с использованием информационно-коммуникационных технологий в условиях развитой информационной среды вуза

  1. АВТОРЫ:

Е.П. Коляда

ОРГАНИЗАЦИЯ (полное наименование, без аббревиатур):

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова

  1. ГОРОД:

Саратов

  1. ТЕЛЕФОН:

89271318965

  1. ФАКС:

  2. E-mail:

kolyadaep@mail.ru

  1. ТЕКСТ ТЕЗИСОВ ДОКЛАДА:

На современном этапе развития высшего образования особенно актуальным является вопрос о формировании у студентов исследовательских навыков. Это связано прежде всего с тем, что для модернизации экономики России требуются профессионалы, умеющие видеть проблемы и вытекающие их них задачи, находить новые оптимальные пути их решения на основе достижений современной науки и технологий.

Развитие исследовательских навыков студентов возможно как в процессе учебной деятельности, так и в результате самостоятельной работы, важную роль в этом играет информационная среда вуза. Так, цифровые образовательные ресурсы, размещённые в сети Интранет, позволяют студентам глубже усвоить теоретический материал, ликвидировать пробелы в знаниях, подготовить доклад или реферат.

Во многом подготовке студентов к исследовательской деятельности способствуют активные формы обучения, среди которых можно выделить проектный метод. Здесь имеется в виду, прежде всего, работа над исследовательскими проектами, структура которых похожа на структуру научных исследований. В ходе работы над проектом студенты ищут решение новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и её проверка, формулирование выводов. В настоящее время серьёзный исследовательский проект невозможен без применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Если такой проект выполняется во время учебных занятий, то для его успешного проведения требуется развитая информационная среда вуза, которая

  • позволяет осуществить поиск нужной информации в сети Интернет;

  • организовать обмен информацией, используя сеть Интранет;

  • разместить информацию о проекте на сайте вуза;

  • использовать современные программные средства для обработки информации;

  • использовать средства мультимедиа для презентации результатов исследования.

В качестве примера приведём исследовательский проект «Мы – будущие агрономы», который был успешно реализован со студентами-первокурсниками Саратовского аграрного университета им. Н.И. Вавилова. Проект преследовал следующие цели: образовательные: углубить знания о своей будущей профессии; закрепить знания и умения по темам создание презентаций в Power Point, создание графиков и диаграмм в Excel, поиск информации в сети Интернет, обработка графической информации, обмен информацией между приложениями Windows; воспитательные: ответственное отношение к порученному делу, чувство взаимопомощи и взаимоответственности; развивающие: развитие навыков исследовательской деятельности, творческого потенциала, толерантности, коммуникативных навыков, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения, умения анализировать полученный результат.

Участие в олимпиадах по ИКТ повышает творческий уровень студентов, их готовность к самообразованию и саморазвитию, получению дополнительных знаний. Наличие сети Интранет делает процесс подготовки и проведения вузовской олимпиады быстрым и надёжным. Остановимся кратко на разработке системы олимпиадных заданий. Желательно, чтобы большее число заданий было в какой-то мере связано с областью профессиональной подготовки студентов. Этим достигается сразу несколько целей: во-первых, понимание важности ИКТ для будущей профессиональной деятельности, во-вторых, такие задания близки студентам и являются для них личностно-значимыми. При составлении заданий необходимо учитывать уровень актуального развития и компьютерной компетентности студентов, иначе задания будут слишком сложны даже для самых сильных студентов. Каждое задание должно быть «с изюминкой» и давать студенту простор для поиска оптимального решения. Важно, чтобы в заданиях не только нашли отражение все аспекты возможного использования ИКТ в реальных жизненных ситуациях, связанных с конкретной профессией, но и было бы достаточно возможностей для проявления творческого подхода. Приведем возможную типологию заданий для проведения студенческой олимпиады по ИКТ.

Целесообразно давать задания, предполагающие применение технологий моделирования и визуализации реальных процессов и явлений. Такие модели могут быть реализованы как с использование языка программирования высокого уровня, так и с помощью табличного процессора Excel, богатые функциональные возможности которого способствует прочному установлению и эффективному развитию интегративных межпредметных связей. Большой набор встроенных функций, а также имеющиеся Пакет анализа и Поиск решения позволяют создавать достаточно сложные модели с предварительной статистической обработкой данных естественных, технических и социально-гуманитарных наблюдений и экспериментов и последующей визуализацией полученных результатов.

Несомненный интерес представляют задания на поиск информации в сети Интернет. Педагог должен уметь так сформулировать задание по поиску информации, чтобы оно было не только интересно студентам, но и позволило бы им выразить себя, было бы для них личностно значимым.

Большие потенциальные возможности содержат в себе задания комплексного характера, предполагающие выполнение разнообразных видов самостоятельной деятельности по обработке информации с использованием различных пакетов прикладных программ. Примером такого комплексного задания может быть первоначальный поиск нужной информации по определённому ключу поиска, дальнейший её анализ и структурирование (при этом возможно использование организационных диаграмм, фильтров, сводных таблиц), затем преобразование информации средствами ИКТ (например, с помощью табличного процессора Excel) и представление результата с использованием возможностей визуализации (построение графиков и диаграмм).

Органичными для олимпиад по ИКТ являются творческие задания по созданию новых информационных продуктов в рамках заданной тематики. Подобные задания требуют хороших навыков работы с разнообразными программными продуктами. Например, разработка средствами одного из графических редакторов эскиза логотипа организации, визитной карточки, почетной грамоты или рекламного объявления. Можно включать в задания олимпиады и небольшой тестовый блок, отдавая при этом предпочтение открытым тестам, где нет готовых ответов.

Одним из подходов к развитию навыков исследовательской деятельности студентов, на наш взгляд, является проведение в вузах занятий по курсу «Введение в исследовательскую деятельность с использованием ИКТ». Указанный курс возможно проводить в рамках дополнительных образовательных услуг или как курс по выбору. Основные цели курса – формирование у студентов грамотности в области научно-исследовательской деятельности и готовности к занятиям научно-творческого характера, формирование мотивации к творческой поисковой деятельности. Задачи курса – формирование умений находить актуальные проблемы для исследования; формулировать цели и задачи исследования; выдвигать и проверять гипотезы; осуществлять поиск необходимых источников информации; обрабатывать, используя ИКТ, информационные массивы с целью анализа и структурирования информации; планировать и проводить эксперимент; обрабатывать экспериментальные данные; интерпретировать полученные результаты.

Мы предлагаем следующую структуру курса:

  • ИКТ: современное состояние и возможности использования в исследовательской деятельности,

  • основные принципы и методы организации исследовательской деятельности,

  • овладение технологиями учебного и научного исследования,

  • обучение поиску научной информации в сети Интернет,

  • использование Интернет-коммуникаций в исследовательской деятельности,

  • обработка результатов эксперимента в Excel,

  • презентация исследования с использованием PowerPoint,

  • технология написания научной статьи, доклада, тезисов, аннотации,

  • практика оппонирования и выступления с докладом,

  • написание заявок на конкурсы, на получение грантов.

Приобщение к исследовательской деятельности происходит и через участие в студенческих конференциях, что способствует развитию таких важных для исследователя умений, как выявление актуальных проблем, формулирование и обоснование своей точки зрения на исследуемую проблему, студенты получают навыки публичного выступления перед аудиторией, а также имеют возможность общения со студентами других вузов и приобретения новых друзей на научных конференциях. Написание научных статей даёт студентам опыт письменного выражения своих мыслей, развивает умения структурировать текст и выстраивать его в логической последовательности. Участие студентов в конкурсах научных работ способствует профессиональному росту молодежи, стимулирует их творческую инициативу, уверенность в своих силах, позволяет им реализовать творческий потенциал, способствует формированию у них ответственности, даёт им возможность дальнейшего укрепления взаимосвязи научной работы с учебным процессом, учит планировать свою работу и оформлять её в соответствии с установленными требованиями.

В оптимальном сочетании всех вышеназванных активных форм и методов учебной и внеучебной работы в условиях развитой информационной среды вуза нам видится залог успешной практической организации исследовательской деятельности студентов.

  1. Название доклада (29)

    Доклад
    Пирогова Елена Павловна, кандидат исторических наук, заведующая отделом редких книг Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. Белинского
  2. Название доклада (11)

    Доклад
    Название докладов, фамилии авторов, организации располагаются по центру. Фамилия докладчика выделяется подчеркиванием. Объем тезисов докладов не более 4-х страниц формата А4 с полями 2.
  3. Название доклада (13)

    Доклад
    Приглашаем профессорско-преподавательский состав, докторантов, аспирантов, магистрантов, инструкторов и тренеров принять участие в международной научно-методической конференции «Здоровый образ жизни – основа профессионального и творческого
  4. Название доклада (25)

    Доклад
     1 Развитие теории, методики, аппаратуры и интерпретации геофизических методов (электроразведка, сейсморазведка, геоакустика, гравимагниторазведка) при решении широкого спектра инженерно-геологических задач.
  5. Название доклада (1)

    Доклад
    Необходимость применения электронных ресурсов для обучения иностранным языкам в вузе заключается в том, что грамотное использование ИКТ в образовательном процессе способно не только усилить мотивацию к изучению иностранного языка и
  6. Название доклада (2)

    Доклад
    Приглашаем принять участие в работе II Международной научно-практической конференции «Современная семья и проблемы семейного воспитания», которая состоится 20 марта 2012 года в УО «Могилевский государственный университет им.
  7. Название доклада (18)

    Доклад
     Обработка сейсмических данных.  3 Примеры обработки сейсмических данных, полученных в условиях сильной неоднородности верхней части разреза.
  8. Название доклада (3)

    Доклад
    На сегодняшний день многие системы управления вузом представляют собой сложные интеграционные решения, которые состоят из множества комплексов по различным направлениям деятельности (учебный процесс, управление персоналом, научная
  9. Название доклада (4)

    Доклад
    В настоящее время в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) увеличивается потребность в специалистах высшей квалификации, способных эксплуатировать крупные инженерные разработки, проектировать инновационные технологии

Другие похожие документы..