Пояснительная записка. Рабочая учебная программа по литературе составлена для общеобразовательной школы на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ моин РФ от 05. 03. 2004, №1089)

Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа по литературе составлена для общеобразовательной школы на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004, № 1089)

  • программы общеобразовательных учреждений допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.Я. Коровиной, Просвещение, 2008 год

  • Приказа Минобрнауки РФ от 23.12.2009 N 822 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год"

  • Учебного плана МОУ «Гимназия» г. Мензелинска РТ на 2010/2011 учебный год.

  • Учебника для общеобразовательных учреждений («Русская литература XIX века. 11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учреждений (автор – В.Чалмаева, С.Зинин. М. «Просвещение», 2009г.),

  • Базисного учебного плана на 2010-2011 учебный год.

  • Обязательного минимума содержания образования.

Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстовхудожественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Структура курса

  • Литература начала ХХ века

  • Серебряный век русской поэзии.

  • Литература 20-х годов ХХ века.

  • Литература 30-х годов ХХ века.

  • Литература « потерянного поколения».

  • Литература периода Вов.

  • Литература 50-90-х годов ХХ века.

  • Из литературы народов России.

  • Литература конца ХХ начала ХХ1 века.

  • Из зарубежной литературы.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература на этапе среднего (полного) общего образования. В X - XI классах выделяется по 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Методы и формы обучения

Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей.

В этом плане особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, т.к. от типа и формы зависит структура и методика урока. Но ни в дидактике, ни в частных методиках нет в настоящее время единой общепринятой классификации типов урока, и существует ряд принципиально различных подходов при обосновании типов уроков литературы.

  1. Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.

  2. Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей

  3. Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям

  4. Уроки внеклассного чтения.

Учебно-методический комплект.

Примерная программа по литературе 2007 года.

Методическое пособие для учителя: Золотарева И.В., Михайлова Т.И.. Поурочные разработки по литературе I – II половины XX века – М., «ВАКО», 2003 год.

Учебник: русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч.

Под ред. В.П. Журавлева. – М: Просвещение,2007.

Учебно-тематическое планирование

по литературе

Класс 11

Учитель: Гильмиева Алсу Миннезагировна

Количество часов

Всего 105 часов; в неделю 3 часа

Плановых контрольных уроков 7_, зачетов -_4_, тестов 2 ;

Административных контрольных уроков 2 ч.

Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной, М., «Просвещение», 2008г.

Учебник

«Литература для 11 кл. общеобразовательных учреждений», В.А.Чалмаев, С.А.Зинин,М., «Русское слово»,2009 г.

Дополнительная литература

Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 11 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

Литература: 11 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 10-11классы. - М.: Дрофа, 2006.

Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 11 класс. - М.: Просвещение, 2005.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 11 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Тумина Л.Е. Творческие задания. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2007

Егорова Н.В.. Поурочные разработки по литературе. -М.: Вако, 2005.

  1. Литература 10 – 11 классы Рабочая учебная программа

    Рабочая учебная программа
    программы общеобразовательных учреждений допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией Ю.В.Лебедев(М.: «Просвещение», 2009 г.
  2. Пояснительная записка. Статус документа Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ моин РФ от 05. 03. 2004, №1089)

    Пояснительная записка
    Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического
  3. Рабочая учебная программа по математике. 9 класс Базовый уровень

    Рабочая учебная программа
    воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  4. Рабочая учебная программа по математике. 8 класс Базовый уровень

    Рабочая учебная программа
    Настоящая программа по алгебре для основной общеобразовательной школы 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.
  5. Рабочая учебная программа по литературе Класс 5-9

    Рабочая учебная программа
    Предлагаемая рабочая программа составлена на основе примерной программы по литературе, соответствует федеральному ком­поненту Государственного стандарта среднего (полного) образования по литературе,
  6. Методическое письмо о преподавании учебных предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования

    Методическое письмо
    «Об утверждении ФБУП и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования» Приказ МО РФ от 09.03.04г.
  7. Рабочая учебная программа по алгебре для 9 класса на 2009-2010 учебный год

    Рабочая учебная программа
    Настоящая программа по алгебре для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.
  8. Программа по литературе 2011-2012 учебный год 5-9 классы

    Программа
    - приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации,
  9. Рабочая программа по литературе Зиновой О. Г

    Рабочая программа
    - федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего,

Другие похожие документы..