Проектная работа как важный фактор контроля

Суслова Ольга Васильевна

МОУ «Алексеевская средняя общеобразовательная школа»

Проектная работа как

важный фактор контроля

знаний учащихся в системе

личностно-ориентированного подхода

Автор опыта:

Суслова Ольга Васильевна Учитель английского языка МОУ «Алексеевская СОШ»

Корочанский район

I. Теоретическая интерпретация опыта

1.Цель

Цель данного опыта состоит в том, чтобы изучить, обобщить и практически применять в работе проектный метод, осуществлять выбор структур проекта.

2.Сущность

Выбор темы данного опыта обусловлен, во-первых, слабой мотивацией у учащихся к изучению иностранного языка; во-вторых, новизной данного метода.

Передо мной стоит проблема, как заинтересовать учащихся своим предметом, как лучше показать и доказать им значимость изучения английского языка на современном этапе.

В основу моего опыта положены идеи ведущих педагогов Е.С.Полат, В.П.Кузовлева, Е.И.Пассова.

3.Новизна

Состоит в том, что проектный метод еще не глубоко изучен, и имеет много разновидностей.

4.Результативность

Метод проекта позволяет повысить мотивацию общения на английском языке, преодолеть языковой барьер.

5.Трудоемкость

Трудоемкость опыта состоит в совершенствовании разнообразия проектных форм работы.

6.Доступность

Опыт может быть использован учителями общеобразовательных школ, средне - специальных учебных заведений.

Сущность теоретической базы

Автором метода проектов считается американский философ и педагог Джон Дьюи (1859-1952), идеи которого развивались и распространялись впоследствии его учениками и последователями. Первые проекты ставили своей задачей приобщение учащихся к реальной трудовой деятельности на производстве и в сельском хозяйстве и носили комплексный характер. Новое рождение метода проектов как альтернативного классно-урочной системе произошло в 60-70 годы. В настоящее время он имеет широкое распространение в обучении, в том числе и иностранному языку и методике.

Содержание любого метода раскрывается через его принципы. Рассмотрим ряд принципов метода проектов применительно к методике обучения иностранным языкам. К важнейшим из них можно отнести:

  1. связь идеи проекта и реальной жизнью;

  2. интерес к выполнению проекта со стороны всех его участников;

  3. ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя;

  4. самоорганизация и ответственность участников проекта;

  5. нацеленность на создание конкретного продукта;

  6. монопредметный и межпредметный характер проектов;

  7. временная и структурная завершенность проекта.

1. Связь идеи проекта с реальной жизнью

Идея всякого проекта должна быть связана в той или иной форме с реальной жизнью. Это главное требование метода проектов, призванного восстановить связи между теорией и практикой. В ходе выполнения монопредметных проектов, то есть ограниченных рамками одной учебной дисциплины, обучаемые более глубоко знакомятся со сторонами реальной жизни, с которыми связан данный учебный предмет. Для методики обучения иностранным языкам - это практика обучения иностранным языкам в средней школе и все, что с этим связано. Главным каналом приобщения к школьным реалиям происходит через педагогическую практику, а также через изучение опыта преподавания других и приобретение своего собственного опыта.

2. Интерес к выполнению проекта со стороны всех его

участников

Наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех участников -одно из необходимых условий высокого качества его исполнения и, соответственно, эффективности его обучающего воздействия. Найти идею проекта, интересную для всех его участников, - самая сложная задача проектного обучения. При первичном обращении к методу проектов преподавателю зачастую самому приходится инициировать его идею. При обсуждении ее в группе, где ранее не велась работа данным методом, необходима предварительная вводная беседа, раскрывающая его основные принципы. В противном случае может возникнуть ситуация непонимания и равнодушия со стороны обучаемых.

Важную роль играет также убедительная мотивация со стороны преподавателя и коллективное обсуждение выдвинутой идеи. Мотивация с помощью выставления оценки, баллов, зачета не дает требуемого эффекта, так как при отсутствии интереса к выполняемой работе снижается ее качество.

3. Ведущая роль консультационно-координирующей функции

преподавателя

Роль преподавателя на разных этапах выполнения проекта меняется. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи

проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном рамочном планировании, то есть преобладает регулятивно-организационная функция. На этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. Так, например, при выполнении проекта «Речь учителя на уроке иностранного языка», целью которого являлось изучение особенностей речи учителя на уроке иностранного языка и составление частного словаря, наиболее употребительной лексики, задачей преподавателя являлась координация работы между отдельными исследовательскими группами студентов и учителей средних школ, между исследовательскими и аналитической группами студентов, между отдельными участниками проекта. То есть на данном этапе ведущей функцией преподавателя является консультационно-координирующая. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так как преподавателю следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта. Таким образом, преподаватель при общем руководстве проектом должен постоянно уметь «переключаться» от выполнения одной функции к другой или совмещать их. В этом заключается сложность руководства проектом. Не все преподаватели умеют или хотят отказаться от функции лидера и стать консультантом и координатором, то есть предоставить своим обучаемым реальную автономию и возможность проявления инициативы и самостоятельности. Однако это также является одним из главных принципов работы по методу проектов.

4. Самоорганизация и ответственное отношение участников

проекта

Планирование при разработке стратегии реализации проекта имеет двухэтапный характер. Первый этап - это общее, рамочное планирование совместно с преподавателем и всеми участниками проекта. Оно касается таких вопросов, как выделение отдельных этапов работы и установление последовательности их выполнения, определение количества участников в микрогруппах и вида заданий для каждой микрогруппы, а также сроков выполнения и форм предъявления промежуточных и конечных результатов работы. Второй этап - это самоорганизация работы в микрогруппе, то есть планирование работы в микрогруппе без участия преподавателя, например, распределение обязанностей между членами одной микрогруппы, установление сроков выполнения того или иного вида заданий, форм и порядка отчетности. Для успешного выполнения проекта большое значение имеет уровень проявления личной ответственности отдельными его участниками. Практика применения проектов показывает, что чем выше уровень личной ответственности участников, тем выше качество конечного итогового продукта. При самоорганизации работы в микрогруппе наиболее ответственные задания поручаются тем учащимся, которые имеют наиболее развитое чувство ответственности. Хотя процесс самоорганизации и

протекает без участия преподавателя, тем не менее, он не должен от него самоустраняться, так как в микрогруппах могут возникнуть разного рода осложнения, например, если в одной группе окажутся два лидера и между ними начнется борьба за лидерство, или наоборот, появятся аутсайдеры, то есть такие учащиеся, которых не хочет принять ни одна микрогруппа. Чтобы обезопасить себя от таких явлений, многие преподаватели самостоятельно осуществляют распределение учащихся по микрогруппам с помощью простых приемов: вытягивания номера группы, фрагменты открытки, по которому можно найти других членов микрогруппы. Избежать проблемы лидеров и аутсайдеров можно также путем сочетания коллективных и индивидуальных форм документации и презентации конечного продукта. Так, например, проект «Путеводитель по школе, где я (мы) прохожу (проходим) педпрактику» позволяет комбинировать коллективную работу над проектом с индивидуальной, так как над созданием путеводителя может работать как микрогруппа, так и отдельные студенты.

5. Нацеленность на создание конкретного продукта

Целью выполнения каждого проекта является создание конкретного продукта, который отличается от традиционного результата обучения своей связью с реальной жизнью, необходимость. Формы и самостоятельностью изготовления. Выполнение методических проектов предполагает создание методических материалов, представляющих собой различные формы документирования: аннотация, рецензия, анкета, таблица, описание, фото-, аудио- или видеоотчет, коллаж, комикс, сценарий, дневник, журнал, справочник, программа, резюме, экспертное заключение, каталог, словарь, статья, стенгазета, выставка. Они могут иметь различные формы, такие как: дискуссия, просмотр, выставка, демонстрация, обсуждение, ролевая игра, сообщение, доклад, конференция, репортаж, драматизация и многое другое.

6. Монопредметный и межпредметный характер проектов

В методике обучения иностранным языкам могут также использоваться межпредметные проекты. Это происходит при интеграции методики с другими областями знаний - страноведением, регионоведением, литературой; родным языком и другими предметами. Примером межпредметного проекта может служить проект «Страноведческая викторина». Его целью является подготовка вопросов, иллюстративного материала, позволяющих выявить уровень страноведческих знаний учащихся на конкретной ступени обучения иностранному языку, их инициативу и активность и наметить при необходимости меры коррекции.

7. Временная и структурная завершенность проекта

Проекты могут делиться по длительности выполнения на малые, средние и большие.

Рассмотрение метода проектов показывает, что при его применении происходит отказ от традиционной схемы авторитарного обучения, когда главным источником информации и жизненного опыта выступает преподаватель. Метод проектов предлагает самостоятельное добывание знаний и опыта обучаемыми из непосредственного личного общения с

реальной жизнью, развивая у них, таким образом, независимость и самостоятельность, инициативу и рефлексию, в том числе и в профессиональной сфере.

Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает всё больше сторонников. Основная идея подобного метода к обучению иностранного языка заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Вот почему я обратилась к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимися проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом (выделить главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. Формирование многих из названных умений являются задачами обучения различным видам речевой деятельности.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;

  2. практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;

  3. самостоятельная деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время;

  4. структурирование содержательной части проекта;

  5. использование исследовательских методов.

Можно определить этапы разработки структуры проекта и проведения его:

  1. представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

  2. выдвижения гипотез решения поставленной проблемы, обсуждения и обоснования каждой их гипотез.

  1. обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах, оформления результатов.

  2. работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

  3. защита проектов каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих;

  4. выявление новых проблем.

В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника. Главное - это сформировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы.

  1. Впоследние годы между ведущими промышленно развитыми государствами резко обострилась борьба за первенство в области науки, образования и технологии как важнейш

    Документ
    В последние годы между ведущими промышленно развитыми государствами резко обострилась борьба за первенство в области науки, образования и технологии как важнейших факторов сохранения экономической независимости, удержания прочных позиций
  2. Проектная деятельность как технология формирования информационной культуры учащихся сорокина Галина Алексеевна (1)

    Документ
    Информатизация общества является одной из закономерных примет современного социального прогресса. Фактически мы можем говорить о том, что на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной,
  3. Л. В. Антипова Становление продуктивных взаимодействий дошкольников с ровесниками как важное направление их успешного развития

    Документ
    Этот номер мы решили посвятить объявленному в 2010 г. Году Учителя, поэтому рубрика «Наука» представлена статьями по психологии и педагогике. Спектр рассматриваемых проблем чрезвычайно широк, что свидетельствует о бьющейся в этом направлении
  4. Работа участника всероссийского интернет-проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки» всероссийского педагогического портала методкабинет. Рф (2)

    Документ
    Общеобразовательная школа должна формировать «новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции».
  5. Как известно, каждая научная конференция является своеобразной площадкой для презентации и обсуждения идей, мнений, проектов не только известных учёных, но и молодых исследователей.

    Документ
    Как известно, каждая научная конференция является своеобразной площадкой для презентации и обсуждения идей, мнений, проектов не только известных учёных, но и молодых исследователей.
  6. 1. Педагогика как наука. Основные категории педагогики. Педагогика

    Документ
    Педагогика – 1) особая сфера человеческой деятельности, связанная с передачей молодому поколению всего человеческого опыта, сохранение преемственности поколений подготовкой к самостоятельной жизни и деятельности 2) система Педагогические категории:
  7. Проектных работ

    Документ
    работы опытно - экспериментальной деятельности в рамках муниципальной площадки. Внедрение метода проекта в учебный процесс учителя иностранного (немецкого) языка I квалификационной категории МОУ-СОШ с.
  8. Отчет о работе Северо-Западного окружного управления образования и окружного методического центра за 2009-2010 учебный год

    Содержательный отчет
    Во исполнение постановления Правительства Москвы «О ходе подготовки образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы к новому 2010-2011 учебному году» управлением образования, префектурой, управами районов,
  9. Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

    Документ
    В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться.

Другие похожие документы..