Исследовательский проект «о рейн, великий и могучий! В чем же сила твоя?» на уроке немецкого языка

Косарева Н.Н., учитель немецкого языка

муниципального общеобразовательного учреждения

Горкинская основная общеобразовательная школа

Пыщугского муниципального района

Исследовательский проект «О Рейн, великий и могучий!

В чем же сила твоя?» на уроке немецкого языка

Обоснование актуальности проекта

Наш исследовательский проект называется «О Рейн, великий и могучий! В чем же сила твоя?». Сколько в этих словах завораживающей и бездонной глубины, уверенности в завтрашнем дне, надежды на благополучие и одновременно загадочности. В процессе работы над проектом учащиеся должны были сами найти ответ на этот непростой вопрос. Но для этого необходимо было провести большую исследовательскую работу.

Проект был посвящен изучению культуры народов стран, по территории которых протекает Рейн. В наше время эта тема очень актуальная, так как в последние годы заметно выросла роль иностранного языка в плане заимствования зарубежного опыта в различных отраслях науки и культуры. В настоящее время Германия больше, чем какая-либо другая страна, оказывает финансовую помощь и поддержку России. Поражают своей мощью и размахом совместные германско-российские проекты, способствующие модернизации отечественной экономики. Более того, именно земля Северный – Рейн – Вестфалия показывает пример активного сотрудничества с нашей Костромой, вкладывая большие инвестиции в создание совместных предприятий.

Главными целями международной деятельности администрации Костромской области стало создание и поддержание положительного образа Костромы, повышение ее привлекательности в международном сообществе, а также привлечение международных инвестиций.

Общая сумма средств, выделенных иностранными партнерами Костроме в 2009 году, составила 28, 5 млн. рублей. Лидерами по инвестициям в город стали немцы; только на финансирование Центра обучения и повышения квалификации «Кострома Северный Рейн – Вестфалия немецкая сторона затратила в прошлом году более 16 млн. рублей.

Благодаря содействию Мюнстерской ремесленной палаты был разработан проект Тасис «Мастер – менеджер». Реализация этого проекта привела к появлению в Костроме 10 новых предприятий малого и среднего бизнеса в сфере производства.

При участии администрации немецкого города Ахен, являющегося побратимом Костромы, разработан исследовательский проект «Реформирование сферы водоснабжения и канализации в Костроме».

В земле Северный Рейн – Вестфалия проходят гастроли Национального балета «Кострома», хора Костромской епархии, студии «Молодежная мода», выставки костромских художников. В Костроме была организована выставка немецкого фотохудожника Г. Шмидта.

Долгое время Западная Германия была закрытой для нас страной. Мы даже не мечтали о том, что сможем свободно гулять по долине Рейна и наслаждаться историей многовековой давности, запечатленной в памятниках древней архитектуры. И вот после падения Берлинской стены это чудо свершилось. К сожалению, в учебниках по немецкому языку эта тема раскрыто слабо.

Миром правит разум. Но этот разум заложен в культуре людей. Поэтому наша исследовательская деятельность в рамках проекта посвящена культуре и традициям народов, живущих на берегах Рейна.

Проект был предназначен для учащихся 7 – 9 классов. Учитывая размах исследования, в нем оказались задействованными широкие слои местного социума: родители учащихся, бывшие выпускники, представители различных профессий, носители языка (семья Грецингер).

В ходе проекта значительно расширилось наше представление о стране Гёте и Шиллера. Мы открыли для себя лучшие образцы немецкой готики, соборы в романском стиле, замки и монастыри, памятники древнеримской архитектуры, церкви в византийском стиле, попытались узнать, какие люди населяли этот край в древности, а также выявить экологические проблемы, нависшие над великой и могучей рекой Рейн в сравнении с нашей Волгой и предложить научно обоснованные пути решения этих проблем.

Ф.М.Достоевский писал: «Красота спасет мир». Но нужно уметь эту красоту чувствовать, любить и беречь, делать все для ее сохранения. Наши учащиеся должны выходить во взрослую жизнь именно с таким мировоззрением. Это было целью нашего проекта. «Так в чем же сила твоя, Рейн?» Над этим вопросом учащиеся размышляли на протяжении всего проекта, и лишь в конце его они были близки к истине: только тогда, когда человек живет в гармонии с природой, с миром, он способен творить и созидать (примером тому являются замечательные памятники архитектуры в долине Рейна). Природа благодарит людей за это, давая им силу и разум, вдохновляя на героические поступки («Песнь о Нибелунгах»), но и ошибки людям природа не прощает (вспомните знаменитую Лорелею, которая обрекала людей на гибель в водах Рейна).

Цели проекта:

  • углубление в страноведение за счет сбора и обработки необходимой информации, встреч с интересными людьми, носителями языка;

  • развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности в процессе совместных экспериментов при работе над объектом исследования. В нашем проекте это немецкий героический эпос, история памятников архитектуры (замки, дворцы, крепости);

  • формирование нравственного потенциала участников проекта, а именно: эстетического восприятия окружающей среды и ответственности за ее экологическое состояние.

Основные задачи проекта:

  • создание условий для изучения школьниками культурно-исторических ценностей стран, по территории которых течёт Рейн. Организация работы «творческих мастерских», изостудии, «поэтической гостиной»,кружка иностранного языка, драматического кружка во внеурочное время, а также на уроках иностранного языка;

  • методическое обеспечение реализации основных направлений проекта за счет мобилизации ресурсов;

  • вовлечение участников проекта в различные виды деятельности (ролевые игры, театрализованные представления и др.).

Представление результатов исследовательской деятельности, проведенной в рамках проекта, осуществляется на заключительном этапе – тематическом празднике для гостей, родителей и приглашенных. На празднике презентуются продукты деятельности школьников:

– коллажи;

– тематические карты достопримечательностей Рейна;

– исследовательские мини-проекты;

– экологические программы улучшения экосистемы Рейна;

– презентации;

– страноведческий альбом по теме проекта.

Ожидаемые результаты

• В результате исследовательской деятельности у учащихся расширится образовательный и нравственный потенциал, у школьников появится возможность узнать о культуре и традициях народов Германии, заимствовать у них опыт решения важных экологических проблем, все это, в конечном счёте, будет способствовать повышению мотивации к изучению иностранного языка.

• Углубление в страноведение за счет встреч с интересными людьми, носителями языка, а также работа в творческих группах позволит собрать и обработать богатый аутентичный материал, на основе которого будет оформлен страноведческий альбом с его, что очень важно, последующим применением в практике учебной деятельности.

• В процессе совместной групповой работы будет сформирована способность к рефлексии опыта, его интерпретации.

• Благодаря проекту мы научимся мыслить и работать масштабно, осуществлять свои мечты, разрабатывать проекты и находить пути их реализации, что необходимо каждому человеку, вступающему во взрослую жизнь. В будущем для нас реализованный проект станет показателем того, что мы сумеем осуществить свою мечту.

Этапы работы над проектом

«Шаги» 1 – 8

І.Подготовка учащихся

к работе над проектом

Изучение проблемы


І

Социологические опросы разных групп населения

.

І

ІІ. Выбор проблемы

І.

ІІІ. Сбор и анализ информации

(исследование проблемы)

Анализ материалов СМИ


ІІІ.

1 этап (шаги 1, 2) – проектно – аналитический.

2009 уч. год (сентябрь – октябрь).

Оформление замысла проекта (подготовка и планирование).

Выбираем тему проекта, определяем цели, формируем состав групп.

Распределяем роли и обязанности.

Формируем творческие лаборатории искусствоведческой, театральной, экологической, страноведческой и языковой направленности.

Составляем план исследования культуры народов Рейна:

  • знакомство со странами, по территории которых протекает Рейн (Nordrhein – Westfalen, Rheinland Pfalz, Hessen);

  • исследование средневековой культуры народов Рейна (немецкий героический эпос);

  • исследование культурно-исторических ценностей долины Рейна (архитектурных памятников, замков, монастырей (Deutsches Eck), объектов природы (Loreleifelsen – скала Лорелеи), центров туризма (Heidelberg, Koblenz));

  • исследование экологической обстановки в районе Рейна.

Определяем способы сбора и обработки информации, критически анализируем научную литературу, источники.

Выдвигаем гипотезу, предполагающую пути решения намеченных задач.

2 этап (шаги 3, 4) – исследование и результаты.

2009 уч. год (ноябрь – декабрь).

Адаптация и конструирование

Выбираем необходимые методики исследования.

Оцениваем степень разработанности проблемы, выделяем существенные стороны научной проблемы.

Проводим интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.

Участвуем в Интернет-форумах.

Организуем литературные чтения.

Организуем работу поэтических гостиных.

Исследуем творчество немецких поэтов-романтиков.

Оформляем исследовательские работы.

Создаем презентации (компьютерные), запечатлевая живописные руины старинных замков в районе Семигорья, изваяния каменных драконов, скалу Лорелеи.

Участвуем в ролевых играх, изучая проблемы Рейна, вырабатываем экологическую программу санации Рейна.

Оформляем коллажи, тематические карты, схемы, графики.

Проводим внешнюю экспертизу в соответствии с критериями.

Готовим страноведческий альбом.

Разрабатываем сценарий тематического праздника по теме проекта.

3 этап (шаг 5) – презентационный.

2010 уч. год (январь).

Представление результатов исследовательской деятельности.

Результат исследовательской деятельности представляем в форме тематического праздника, на котором проходит защита коллажей, исследовательских работ, экологических программ с использованием всех форм группового взаимодействия.

Во время презентации результатов исследовательской деятельности я практикую использование различных инновационных технологий:

  • информационно-коммуникационные;

  • коллаж и коллажирование;

  • ролевые игры;

  • «круглые столы»;

  • защита рекламных проспектов;

  1. Кол-во баллов

    Документ
    государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Костромской областной центр научно-технического творчества "Истоки"
  2. Впотоке изданий книг о Третьем Рейхе скромные воспоминания министра вооружений Шпеера как бы теряются. Но это для читателя недалекого. На самом деле именно Шпее

    Документ
    В потоке изданий книг о Третьем Рейхе скромные воспоминания министра вооружений Шпеера как бы теряются. Но это для читателя недалекого. На самом деле именно Шпеер занимался тем делом, которое было наиглавнейшим в период войны.
  3. Сто великих пророков и вероучителей

    Документ
    религиозного чувства и религиозной жизни Принципы, которыми мы руководствовались при ее
  4. Стех пор как атакующий флот Расы прибыл на Тосев-3, адмирал Атвар множество раз собирал капитанов кораблей. Лишь немногие из этих заседаний прошли спокойно; тос

    Документ
    С тех пор как атакующий флот Расы прибыл на Тосев-3, адмирал Атвар множество раз собирал капитанов кораблей. Лишь немногие из этих заседаний прошли спокойно; тосевиты оказались гораздо более многочисленными и технически подготовленными,
  5. Книга «100 великих военных тайн»

    Книга
  6. Сто великих композиторов

    Документ
    звучала на театральных представлениях, помогала трудиться Многие греки умели петь и играть на струнных инструментах Каждый век рождал замечательных музыкантов - кумиров своего времени, и трудно среди них выбрать достойнейших из достойных.
  7. Карл Густав Юнг (3)

    Документ
    Не looked at his own Soul with a Telescope. What seemed all irregular he saw and shewed to be beautiful Constellations and he added to the Consciousness hidden worlds within worlds.
  8. Карл Густав Юнг (4)

    Реферат
    Coleridge. Note book. [Он взглянул на свою душу в телескоп. То, что раньше представлялось совершенно беспорядочным, оказалось прекрасными созвездиями, ему открылись скрытые миры внутри миров.
  9. Карл Густав Юнг (8)

    Документ
    Он взглянул на свою душу в телескоп. То, что раньше представлялось совершенно беспорядочным, оказалось прекрасными созвездиями, ему открылись скрытые миры внутри миров.

Другие похожие документы..