Учебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы предварительного расследования» для специальности 021100 юриспруденция (для всех форм обучения)

Лекция 3. Усмотрение в уголовном судопроизводстве (3часа)

Субъективное начало в деятельности дознавателя, следователя, прокурора. Понятие и значение усмотрения. Соотношение усмотрения следователя с другими элементами субъективного характера. Механизм формирования усмотрения. Пределы усмотрения. Соотношение усмотрения и произвола. Влияние практики и ведомственных показателей на формирование усмотрения. Соотношение усмотрения следователя и усмотрения прокурора.

Лекция 4. Проблемы реализации полномочий участниками стороны обвинения в ходе досудебного производства (3 часа)

Понятие дискреционных полномочий. Особенности реализации дискреционных полномочий следователем, дознавателем и прокурором при принятии процессуальных решений. Проблема реализации полномочий дознавателем. Проблема реализации полномочий следователем. Полномочия начальника органа дознания, проблема их определения и реализации. Проблемы реализации полномочий начальника следственного отдела. Полномочия прокурора. Влияние судебных решений на реализацию полномочий дознавателя, следователя, прокурора.

Лекция 5. Формы досудебного производства, их характеристика (2 часа)

Дифференциация досудебного производства по уголовным делам, ее понятие и предпосылки. Значение диспозитивных и частных начал для дифференциации досудебного производства по уголовным делам. Проблемы сочетания основного и особого производств на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Формы досудебного судопроизводства: основное, упрощенное и производство с более сложной формой.

Лекция 6. Проблемы возбуждения уголовного дела (2 часа)

Возбуждение уголовного дела в системе стадий уголовного судопроизводства: дискуссионные вопросы. Заявление о готовящемся и совершенном преступлении: дискуссионные вопросы. Явка с повинной: проблемы принятия и проверки. Проблемы проверки поводов для возбуждения уголовного дела. Права и обязанности участников стадии возбуждения уголовного дела. Участие адвоката по оказанию квалифицированной юридической помощи участникам стадии возбуждения уголовного дела. Проблемы принятия процессуального решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.

Лекция 7. Проблемы производства дознания (2 часа)

Проблемы производства дознания. Проблемы подследственности уголовных дел органам дознания. Особенности применения мер пресечения при производстве по уголовным делам в форме дознания. Уведомление о подозрении: понятие, проблемы. Передача дел по подследственности в органы предварительного следствия: проблемы и пути их разрешения. Проблемы окончания производства по уголовным делам в форме дознания.

Лекция 8. Проблемы производства предварительного следствия (4 часа)

Проблемы подследственности уголовных дел, пути их разрешения. Понятие и значение отраслевого расследования. Процессуальные проблемы взаимодействия органов дознания и органов предварительного следствия. Проведение неотложных следственных действий: проблемы и пути их разрешения. Проблемы применения, изменения и отмены мер пресечения: дискуссионные вопросы. Возмещение вреда, причиненного лицу незаконным применением иных мер процессуального принуждения. Проблемы восстановления утраченных уголовных дел. Процессуальные проблемы проведения следственных действий, пути их разрешения. Проблемы окончания предварительного следствия, пути их разрешения.

Лекция 9. Проблемы реализации прав участников в ходе досудебного производства (2 часа)

Проблемы реализации прав представителей стороны обвинения, защищающих личный интерес в уголовном судопроизводстве. Проблемы реализации прав представителей стороны защиты. Участие адвоката по оказанию квалифицированной юридической помощи иным участникам уголовного процесса. Участие специалиста в ходе предварительного следствия: дискуссионные вопросы. Свидетельский иммунитет, проблемы его преодоления.

Лекция 10. Проблемы производства по уголовным делам в отношении отдельной категории лиц (2 часа)

Неприкосновенность отдельных категорий лиц как специальный институт уголовно-процессуального права. Особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности в отношении депутата, судьи, прокурора, следователя и адвоката. Проблемы задержания лиц, в отношении которых применяется особый порядок возбуждения уголовных дел, по подозрению в совершении преступления. Проблемы рассмотрения вопросов, связанных с возбуждением уголовных дел в отношении отдельной категории лиц. Особенности избрания меры пресечения в отношении отдельной категории лиц. Особенности привлечения в качестве обвиняемого отдельной категории лиц.

Лекция 11. Проблемы производства по уголовным делам с участием несовершеннолетних (2 часа)

Производство по делам несовершеннолетних в системе уголовно-процессуальных производств. Производство по делам о применении принудительных мер воспитательного характера в отношении несовершеннолетних, не являющихся субъектами уголовной ответственности в системе уголовно-процессуальных производств. Проблемы подследственности уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних. Предмет и пределы доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Участие педагога и психолога по делам с участием несовершеннолетних. Проблемы определения процессуального статуса несовершеннолетнего, не являющегося субъектом уголовной ответственности, в отношении которого осуществляется производство о применении принудительных мер воспитательного воздействия. Проблемы производства следственных действий с участием несовершеннолетних, не являющихся субъектами уголовной ответственности.

Лекция 12. Проблемы производства по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера (2 часа)

Производство по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера в системе уголовно-процессуальных производств. Проблемы определения процессуального статуса лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера. Особенности проведения следственных действий с участием лиц, в отношении которых осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера. Применение мер уголовно-процессуального принуждения к лицам, признанным нуждающимися в применении принудительных мер медицинского характера.

Лекция 13. Противоречия в уголовном процессе на досудебных стадиях (12 часов)

Понятие противоречий в уголовном процессе. Формы выражения противоречий в уголовном процессе: вопрос, парадокс, абсурд и конфликт, их понятия и характеристика. Сущность противоречий в уголовном процессе. Противоречия в механизме уголовно-процессуального регулирования. Виды противоречий в механизме уголовно-процессуального регулирования: объективные (диалектические) и субъективные (формально-логические) их характеристика. Отраслевые и межсистемные противоречия, их понятие и значение. Характеристика отраслевых противоречий. Пути устранения противоречий.

Учебно-методические материалы

Нормативные акты и основная литература

  1. Конституция РФ.

  2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

  3. Уголовный кодекс РФ.

  4. Таможенный кодекс РФ.

  5. Декларация прав и свобод человека и гражданина: Принята 22 ноября 1991 г. Постановлением № 1920-1 Верховного Совета РСФСР) // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.

  6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. ( ETS № 5) // СПС «Консультант Плюс».

  7. Всеобщая декларация прав человека: Принята 10 декабря 1948 г. Генеральной ассамблеей ООН // СПС «Консультант Плюс».

  8. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Международные акты о правах человека: Сб. док. М., 2002.

  9. Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы от 9 декабря 1998 г. // Там же.

  10. Резолюция комиссии ООН по правам человека об укреплении участия населения, равноправия, социальной справедливости и недискриминации как важнейших основ демократии от 22 апреля 2002 г.

  11. Резолюция комиссии ООН по правам человека от 19 апреля 2004 г. «Целостность судебной системы».

  12. Рекомендация № 6 R (87) 18 от 17 сентября 1987 г. Комитета министров Совета Европы «Относительно упрощения уголовного правосудия» // Сб. док. Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998.

  13. Рекомендация Комитета министров Совета Европы № R (2000) 19 от 6 октября 2000 г. «Роль прокуратуры в системе уголовного правосудия»: Принята на 724-м заседании представителей министров).

  14. Типовой кодекс служащих публичной власти, утвержденный Рекомендацией Комитета министров Совета Европы государствам членам № R (2000)10.

  15. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью: Принята 29 ноября 1985 г. Резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «Консультант Плюс».

  16. Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы от 9 декабря 1998 г. // Международные акты о правах человека: Сб. док. М., 2002.

  17. Рекомендация Комитета министров Совета Европы № R (2000) 19 от 6 октября 2000 г. «Роль прокуратуры в системе уголовного правосудия»: Принята на 724-м заседании представителей министров).

  18. Рекомендация Комитета министров Совета Европы № R (94) 13 октября 1994 г. «О независимости, эффективности и роли судей».

  19. Типовой кодекс служащих публичной власти, утвержденный Рекомендацией Комитета министров Совета Европы государствам членам № R (2000)10.

  20. Основные принципы независимости судебных органов, одобренные Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября и 13 декабря 1985 г. // Международные акты о правах человека. М., 2002.

  21. Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы ХХI века, принятая десятым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 15 апреля 2000 г.

  22. Рекомендация № R (85) 11 от 28 июня 1985 г. Комитета министров Совета Европы «О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса» // Сб. док. Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998.

  23. О милиции: Закон РФ от 18 апреля 1984 г. // СПС «Консультант Плюс».

  24. О прокуратуре Российской Федерации: Закон РФ от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. 22.08.2004) // Там же.

  25. Об оперативно-розыскной деятельности: ФЗ от 12.08. 1995 г. // Там же.

  26. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: ФЗ от 31.05.2002. № 63-ФЗ (ред. 22.08.2004) // Там же.

  27. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1.

  28. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон РФ от 24 июня 1999 г.

  29. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.95г. (по состоянию на 2007 г.)

  30. О порядке рассмотрения обращений граждан РФ: Федеральный закон от 2 мая 2006 г.

  31. Азаров В.А., Ревенко Н.И., Кузембаева М.М. Функция предварительного расследования в истории, теории и практике уголовного процесса России. Омск, 2006.

  32. Баев М.О., Баев О.Я. Уголовно-процессуальный кодекс РФ: Научно-практический анализ основных достижений и проблем. СПб., 2003.

  33. Барабаш А.С. Природа российского уголовного процесса, цели уголовно-процессуальной деятельности и их установление. СПб., 2005.

  34. Баранов А.М. Обеспечение законности в досудебном производстве по уголовным делам. Омск, 2006.

  35. Батуев Н.В. Решения Конституционного Суда Российской Федерации в механизме уголовно-процессуального регулирования. Ижевск, 2003.

  36. Васильева Е.Г. Правовые и теоретические проблемы прекращения уголовного преследования и производства по уголовному делу. М., 2006.

  37. Гаврилов Б.Я. Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в досудебном производстве. М., 2003.

  38. Глухарева Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование). М., 2003.

  39. Деришев Ю.В. Концепция уголовного досудебного производства в правовой доктрине современной России. Омск, 2004.

  40. Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. М., 2003.

  41. Николюк В.В., Деришев Ю.В. Оптимизация досудебного производства в уголовном процессе России. Красноярск, 2003.

  42. Петрухин И.Л. Теоретические основы реформы уголовного процесса в России. М., 2004. Ч. 1.

  43. Писарев А.В. Производство следственных действий, ограничивающих право граждан на личную неприкосновенность. Омск, 2006.

  44. Францифоров Ю.Ф. Противоречия уголовного процесса М., 2006.

  45. Химичева Г.П. Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности. М., 2003.

Дополнительная литературапо теме № 1

  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.

  2. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.

  3. Багаутдинов Ф.Н. Обеспечение публичных и личных интересов при расследовании преступлений. М., 2004.

  4. Волженкина В.М. Нормы международного права в российском уголовном процессе. СПб., 2001.

  5. Гуськова А.П. Теоретические и практические аспекты установления данных о личности обвиняемого в уголовном процессе. Оренбург, 1995.

  6. Дан Н. Особенности показаний малолетних и несовершеннолетних свидетелей и тактика их допроса. М., 1963.

  7. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 1982.

  8. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 2000.

  9. Зелинский А.Ф. Осознаваемое и неосознаваемое в преступном поведении. Харьков, 1986.

  10. Корнуков В.М. Конституционные основы положения личности в уголовном судопроизводстве. Саратов, 1987.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы предварительного расследования» для специальности 021100 юриспруденция (для всех форм обучения) (1)

    Учебно-методический комплекс
    понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» содержит методические рекомендации к изучению курса, программу курса, планы семинарских занятий, методические рекомендации по работе
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право (ч. Особенная)» Специальность 030501. 65 «юриспруденция» Согласовано: Рекомендовано кафедрой (1)

    Учебно-методический комплекс
    Понятие Особенной части уголовного права. Характеристика составов преступлений, указанных в Особенной части Уголовного кодекса РФ. Зарубежное уголовное законодательство
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право (ч. Особенная)» Специальность 030501. 65 «юриспруденция» Согласовано: Рекомендовано кафедрой (2)

    Учебно-методический комплекс
    После изучения теоретических разделов курса и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должен усвоить понятие и признаки составов конкретных преступлений, предусмотренных Особенной частью Уголовного закона, правила
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право (ч. Особенная)» Специальность 030501. 65 «юриспруденция» Согласовано: Рекомендовано кафедрой (3)

    Учебно-методический комплекс
    После изучения теоретических разделов курса и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должен усвоить понятие и признаки составов конкретных преступлений, предусмотренных Особенной частью Уголовного закона, правила
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине судебная практика по уголовным делам: (для специальности 021100 юриспруденция (очная форма обучения)

    Учебно-методический комплекс
    До настоящего времени остается дискуссионным вопрос о том, является ли судебная практика источником права или нет. Поскольку Россия исторически традиционно относится к государствам романо-германской системы права, то роль судебного
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Уголовное право" Нижний Новгород 2010

    Учебно-методический комплекс
    Дать обучающимся развернутое представление об уголовном законодательстве как главном содержании правовой основы борьбы с преступлениями и преступностью.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовный процесс» для специальности 030501 юриспруденция (1)

    Учебно-методический комплекс
    Программа учебной дисциплины «Уголовный процесс» предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки выпускников по специальности «Юриспруденция», рассчитана на 140 часов (из них 68 – практические занятия) для
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине история государства и права зарубежных стран для специальности 021100 юриспруденция Составитель умкд (1)

    Учебно-методический комплекс
    сущность и социальную значимость своей профессии, характер и взаимодействие правовых явлений, знает основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение

Другие похожие документы..