Учебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы предварительного расследования» для специальности 021100 юриспруденция (для всех форм обучения)

Лекция 1. Личность в уголовном судопроизводстве (2 часа)

Понятие и структура личности. Установочные или социально-демографические признаки личности, их характеристика. Уголовно-правовые признаки личности, их характеристика. Социально обусловленные свойства личности, их характеристика. Психологические признаки личности, их характеристика. Медико-биологические свойства как признак личности, их характеристика. Требование к установлению данных о личности в УПК РФ. Естественные права – основа правового статуса личности. Ограничение прав и свобод личности государством в уголовном судопроизводстве. Установление прав и определение круга обязанностей государственных органов и должностных лиц в отношении личности в сфере уголовного судопроизводства.

Лекция 2. Патология личности, ее значение для уголовного судопроизводства (6 часов)

Понятие патологии личности. Физические и психические патологии, их понятие. Психическое здоровье, его критерии. Влияние патологий на поведение личности. Предмет доказывания в судебной психопатологии. Патопсихологические и психопатологические синдромы личности, их понятие и характеристика. Влияние патопсихологических синдромов на поведение личности. Уголовно-процессуальное значение данных по изучению лиц (подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших), имеющих психические аномалии. Понятие психопатий, ее типы и критерии. Влияние психопатии на поведение личности в процессе производства по уголовному делу. Особенности противоправных действий возбудимых психопатических лиц. Психопатические особенности личности преступников-алкоголиков. Уголовно-процессуальное значение изучения личностных черт алкоголиков. Психопатические особенности личности преступников-наркоманов. Уголовно-процессуальное значение изучения личностных черт наркоманов. Понятие и виды умственной отсталости. Значение олигофрении для процесса расследования и судебного разбирательства. Значение деменции для процесса расследования и судебного разбирательства. Понятие мотивационной тенденции поведения человека, особенности ее установления в процессе производства по уголовному делу. Основные типы мотивации преступного поведения лиц с психическими аномалиями. Основные психологические механизмы мотивообразования при личностной патологии. Акцентуации характера, их понятие и уголовно-процессуальное значение.

Лекция 3. Усмотрение в уголовном судопроизводстве (4 часа)

Субъективное начало в деятельности дознавателя, следователя, прокурора. Понятие и значение усмотрения. Соотношение усмотрения следователя с другими элементами субъективного характера. Функции мотивации, их характеристика. Механизм формирования усмотрения. Пределы усмотрения. Соотношение усмотрения и произвола. Влияние практики на формирование усмотрения. Влияние ведомственных показателей на формирование усмотрения. Соотношение усмотрения следователя и усмотрения прокурора.

Лекция 4. Проблемы реализации полномочий участниками стороны обвинения в ходе досудебного производства (4 часа)

Понятие дискреционных полномочий. Особенности реализации дискреционных полномочий следователем, дознавателем и прокурором при принятии решений на стадии возбуждения уголовного дела. Особенности реализации дискреционных полномочий следователем, дознавателем и прокурором при принятии решений на стадии предварительного расследования. Проблема реализации полномочий дознавателем. Проблема реализации полномочий следователем. Полномочия начальника органа дознания, проблема их определения и реализации. Проблемы реализации полномочий начальника следственного отдела. Полномочия прокурора. Влияние судебных решений на реализацию полномочий дознавателя, следователя, прокурора. Процессуальные формы взаимодействия следователя с органами дознания. Непроцессуальные формы взаимодействия следователя с органами дознания.

Лекция 5. Формы досудебного производства, их характеристика (4 часа)

Дифференциация досудебного производства по уголовным делам, ее понятие и предпосылки. Значение диспозитивных и частных начал для дифференциации досудебного производства по уголовным делам. Проблемы сочетания основного и особого производств на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Формы досудебного судопроизводства: основное, упрощенное и производство с более сложной формой. Виды упрощенного производства: основная форма дознания и упрощенная форма дознания; их характеристика. Место неотложных следственных действий в системе досудебных производств. Производство с усложненной процессуальной формой: производство по делам о применении принудительных мер медицинского характера, производство в отношении отдельной категории лиц. Место производства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних в системе уголовно-процессуальных производств.

Лекция 6. Проблемы возбуждения уголовного дела (6 часов)

Возбуждение уголовного дела в системе стадий уголовного судопроизводства: дискуссионные вопросы. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела: понятие, содержание. Заявление о готовящемся и совершенном преступлении: дискуссионные вопросы. Явка с повинной: проблемы принятия и проверки. Сообщения, полученные из иных источников: понятие, виды, характеристика. Проблемы проверки поводов для возбуждения уголовного дела. Права и обязанности участников стадии возбуждения уголовного дела. Участие адвоката по оказанию квалифицированной юридической помощи участникам стадии возбуждения уголовного дела. Проблемы принятия процессуального решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. Проблемы возбуждения дел частного и частнопубличного обвинения.

Лекция 7. Проблемы производства дознания (4 часа)

Проблемы производства дознания в основной форме. Проблемы производства дознания в сокращенной форме. Проблемы подследственности уголовных дел органам дознания. Особенности применения мер пресечения при производстве по уголовным делам в форме дознания. Уголовное преследование подозреваемого в процессе производства дознания: проблемы и пути разрешения. Уведомление о подозрении: понятие, значение. Соотношение уведомления о подозрении и постановления о привлечении в качестве обвиняемого. Проблема защиты прав потерпевших при производстве по уголовным делам в форме дознания. Передача дел по подследственности в органы предварительного следствия: проблемы и пути их разрешения. Проблемы окончания производства по уголовным делам в форме дознания.

Лекция 8. Проблемы производства предварительного следствия (8 часов)

Проблемы подследственности уголовных дел, пути их разрешения. Понятие и значение отраслевого расследования. Процессуальные проблемы взаимодействия органов дознания и органов предварительного следствия. Проведение неотложных следственных действий: проблемы и пути их разрешения. Проблемы применения иных мер уголовно-процессуального принуждения в процессе производства расследования. Проблемы применения, изменения и отмены мер пресечения: дискуссионные вопросы. Возмещение вреда, причиненного лицу незаконным применением иных мер процессуального принуждения. Проблемы восстановления утраченных уголовных дел. Процессуальный порядок восстановления утраченных уголовных дел в ходе досудебного производства. Проблемы восстановления утраченных уголовных дел в ходе судебного производства. Процессуальные проблемы проведения следственных действий, пути их разрешения. Проблемы окончания предварительного следствия, пути их разрешения.

Лекция 9. Проблемы реализации прав участников в ходе досудебного производства (6 часов)

Проблемы реализации прав представителей стороны обвинения, защищающих личный интерес в уголовном судопроизводстве. Проблемы реализации прав представителей стороны защиты. Проблемы обеспечения процессуальных гарантий сторон посредством привлечения иных участников уголовного процесса. Участие переводчика по уголовным делам в ходе досудебного производства: проблемы и пути их решения. Проблемы участия понятых при производстве следственных действий, пути их разрешения. Участие адвоката по оказанию квалифицированной юридической помощи иным участникам уголовного процесса. Участие специалиста в ходе предварительного следствия: дискуссионные вопросы. Свидетельский иммунитет, проблемы его преодоления.

Лекция 10. Проблемы производства по уголовным делам в отношении отдельной категории лиц (4 часа)

Неприкосновенность отдельных категорий лиц как специальный институт уголовно-процессуального права. Производство в отношении отдельной категории лиц в системе уголовно-процессуальных производств. Особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности в отношении депутата, судьи, прокурора, следователя и адвоката, члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса. Лица, в отношении которых определен специальный порядок возбуждения уголовных дел, привлечения к уголовной ответственности и применения мер пресечения. Проблемы задержания лиц, в отношении которых применяется особый порядок возбуждения уголовных дел, по подозрению в совершении преступления. Особенности возбуждения уголовных дел в отношении отдельной категории лиц. Проблемы рассмотрения вопросов, связанных с возбуждением уголовных дел в отношении отдельной категории лиц. Особенности избрания меры пресечения в отношении отдельной категории лиц. Особенности привлечения в качестве обвиняемого отдельной категории лиц.

Лекция 11. Проблемы производства по уголовным делам с участием несовершеннолетних (4 часа)

Производство по делам несовершеннолетних в системе уголовно-процессуальных производств. Производство по делам о применении принудительных мер воспитательного характера в отношении несовершеннолетних, не являющихся субъектами уголовной ответственности в системе уголовно-процессуальных производств. Проблемы подследственности уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних. Предмет и пределы доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Гарантии защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Проблемы участия законных представителей несовершеннолетних. Окончание производства по делам о преступлениях несовершеннолетних. Участие педагога и психолога по делам с участием несовершеннолетних. Проблемы определения процессуального статуса несовершеннолетнего, не являющегося субъектом уголовной ответственности, в отношении которого осуществляется производство о применении принудительных мер воспитательного воздействия. Проблемы производства следственных действий с участием несовершеннолетних, не являющихся субъектами уголовной ответственности. Особенности окончания производства по уголовному делу в отношении несовершеннолетних, не являющихся субъектами уголовной ответственности.

Лекция 12. Проблемы производства по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера (4 часа)

Производство по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера в системе уголовно-процессуальных производств. Проблемы определения процессуального статуса лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера. Предмет доказывания по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера. Особенности проведения следственных действий с участием лиц, в отношении которых осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера. Применение мер уголовно-процессуального принуждения к лицам, признанным нуждающимися в применении принудительных мер медицинского характера. Особенности окончания и принятия решения по делам о применении принудительных мер медицинского характера.

Лекция 13. Противоречия в уголовном процессе на досудебных стадиях (12 часов)

Понятие противоречий в уголовном процессе. Формы выражения противоречий в уголовном процессе: вопрос, парадокс, абсурд и конфликт, их понятия и характеристика. Сущность противоречий в уголовном процессе. Противоречия в механизме уголовно-процессуального регулирования. Виды противоречий в механизме уголовно-процессуального регулирования: объективные (диалектические) и субъективные (формально-логические) их характеристика. Отраслевые и межсистемные противоречия, их понятие и значение. Характеристика отраслевых противоречий. Пути устранения противоречий.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы предварительного расследования» для специальности 021100 юриспруденция (для всех форм обучения) (1)

    Учебно-методический комплекс
    понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» содержит методические рекомендации к изучению курса, программу курса, планы семинарских занятий, методические рекомендации по работе
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право (ч. Особенная)» Специальность 030501. 65 «юриспруденция» Согласовано: Рекомендовано кафедрой (1)

    Учебно-методический комплекс
    Понятие Особенной части уголовного права. Характеристика составов преступлений, указанных в Особенной части Уголовного кодекса РФ. Зарубежное уголовное законодательство
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право (ч. Особенная)» Специальность 030501. 65 «юриспруденция» Согласовано: Рекомендовано кафедрой (2)

    Учебно-методический комплекс
    После изучения теоретических разделов курса и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должен усвоить понятие и признаки составов конкретных преступлений, предусмотренных Особенной частью Уголовного закона, правила
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право (ч. Особенная)» Специальность 030501. 65 «юриспруденция» Согласовано: Рекомендовано кафедрой (3)

    Учебно-методический комплекс
    После изучения теоретических разделов курса и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должен усвоить понятие и признаки составов конкретных преступлений, предусмотренных Особенной частью Уголовного закона, правила
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине судебная практика по уголовным делам: (для специальности 021100 юриспруденция (очная форма обучения)

    Учебно-методический комплекс
    До настоящего времени остается дискуссионным вопрос о том, является ли судебная практика источником права или нет. Поскольку Россия исторически традиционно относится к государствам романо-германской системы права, то роль судебного
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Уголовное право" Нижний Новгород 2010

    Учебно-методический комплекс
    Дать обучающимся развернутое представление об уголовном законодательстве как главном содержании правовой основы борьбы с преступлениями и преступностью.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовный процесс» для специальности 030501 юриспруденция (1)

    Учебно-методический комплекс
    Программа учебной дисциплины «Уголовный процесс» предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки выпускников по специальности «Юриспруденция», рассчитана на 140 часов (из них 68 – практические занятия) для
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине история государства и права зарубежных стран для специальности 021100 юриспруденция Составитель умкд (1)

    Учебно-методический комплекс
    сущность и социальную значимость своей профессии, характер и взаимодействие правовых явлений, знает основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение

Другие похожие документы..