Программа А. Г. Кутузова Учебник А. Г. Кутузова Тема урока : Виктор Драгунский «Девочка на шаре»

Урок литературы 5 класс

Программа А.Г.Кутузова

Учебник А.Г.Кутузова

Тема урока: Виктор Драгунский «Девочка на шаре»

Как становятся взрослее.

Форма урока: беседа с элементами ИКТ

Тип урока: углубление в мир произведения

Задачи урока: познакомить учащихся со сборником В.Драгунского «Денискины рассказы», проверить знание текста произведения, развивать навык ориентирования в прочитанном тексте произведения по плану, развивать речь учащихся и умение высказывать свои мысли и взгляды, помочь понять тему взросления и проблем, связанных с данной порой в жизни каждого человека,

помочь понять учащимся проблему взросления и смену взглядов взрослеющего человека, воспитывать чувство уважения и тактичности в отношении этого периода жизни .

Оборудование: компьютер, портрет В.Драгунского, запись песни Ю. Шатунова» Детство», карточки.

Ход урока.

1.Организационный момент (Звучит отрывок из песни Ю. Шатунова» Детство»)

2.Сообщение темы урока

3.Сообщение цели и задач урока

4.Пролог

- Душа ребёнка, как скрипка. 1 слайд

Играть на ней нужно бережно и осторожно, чтобы не порвать струны – струны души. Раненая душа – это боль на всю жизнь. Порванная струна – это рубец, который никогда не зарубцуется. К моим словам мы ещё вернёмся в конце урока.

5.Вступительное слово учителя

- Вы прочитали дома рассказ В.Драгунского «Девочка на шаре». 2 слайд

Этот рассказ входит в книгу В.Драгунского «Денискины рассказы». 3 слайд

Это» сорок пять удивительных и забавных историй», рассказанных от лица их главного героя – Дениса Кораблёва. В первых рассказах он ещё дошкольник, а в последних – твой ровесник. Первые истории - действительно забавные, смешные. А последние – нет. Потому что Дениска вырос. Рассказ «Девочка на шаре» - это последний рассказ из сорока пяти. И нам уже не смешно, нам немного грустно. Почему? Попробуем разобраться.

6.Работа с эпиграфом: чтение, запись в тетрадь, разбор. 4 слайд

«Как мир меняется!

И как я сам меняюсь!

Лишь именем одним я называюсь-

На самом деле то, что именуют мной-

Не я один. Нас много.

Я - живой»

(Н.Заболоцкий)

- Как вы понимаете две первые строчки эпиграфа?

-А последние?

- О чём этот эпиграф?

-В последних строках найдите антонимы. Подчеркните их.

-Для чего Заболоцкий их использует?

7.Работа с текстом по плану

1)Душевное состояние Дениски в цирке.5 слайд с картинкой (арена)

-Чтение и анализ отрывка

2)Сцена выступления.6 слайд с картинками (жонглёр, девочка на шаре)

-Чтение и анализ отрывков

-Найдите слова, которыми описывает автор девочку, т.е даёт нам портрет девочки.

-Запишите в тетрадь (синие – синие глаза, серебряное платье, воздушный плащ…)

Эпитет – яркое, красочное, образное описание чего – либо.7 слайд

-а теперь найдите слова, при помощи которых автор описывает движение девочки (стояла, побежала, захотела спрыгнуть, ехала…)

-Какая часть речи помогает описать действие? Глагол. Запишите.

3)Поведение героя после выступления девочки. 8 слайд (клоун, девочка на шаре, львы)

-Чтение и анализ отрывков

4)Дениска после цирка. 9 слайд (девочка на шаре)

-Чтение и анализ отрывков

5)Второе посещение цирка.10 слайд (артисты)

-Чтение и анализ отрывков

6)Возвращение домой .11 слайд (общая картинка цирка)

-Чтение и анализ отрывка

8.Физкультминутка (классики по песню Ю.Шатунова «Детство»)

9.Сравнительный анализ отрывков. 12 слайд (карточка)

Душевное состояние и настроение папы в цирке и после посещения цирка

Душевное состояние и настроение Дениски в цирке и после посещения цирка

1.Не мешай, пожалуйста. Это очень интересно! Самое то!

2.Он был весёлый и довольный.

3.Пошли, Дениска! Сейчас будут львы! Косматые, рыжие – ужас! Бежим смотреть.

4.Папа молчал. Ему видно было не до меня.

5.Зайдём в кафе»Мороженое». Смутузим по две порции, а?

6.Он прибавил шагу и крепко сжал мою руку. Он шёл очень быстро. У него было очень серьёзное и грустное лицо.

1.Да ну. Это ерунда на постном масле! Это не то.

2.Папа, пойдём скорей узнаем, где же девочка на шаре!

3.Пойдём домой, папа.

4.Владивосток- это на самом конце карты. Туда, если поездом, целый месяц проедешь…

5.Не хочется что-то, папа.

6.Он шёл очень быстро, и я еле-еле поспевал за ним. Почему он не разговаривал со мной?

- Мы видим, как автор постоянно противопоставляет нам состояние и поведение Дениски и папы. С противопоставлением мы уже знакомы – это антонимы. Но здесь противопоставляются не слова, а целые предложения и фразы. Такой приём называется антитеза. Запишите в тетрадь.

Антитеза – художественный приём противопоставления. 13 слайд

10 Тест 14 слайд

1.По дороге домой папа молчит. Он понял, что Дениска…

а) хочет стать эквилибристом в) влюбился

б) заболел г) повзрослел

2.Какое чувство испытывает папа по отношению к сыну?

а) радости в) гордости

б) страха г) вины

11.Фотосессия «Детство, детство, ты куда бежишь?» 15 слайд

(Фотографии учеников класса, на которых видно, как они повзрослели)

12 Картинки из детства 16 слайд

(Рисунки разного возраста: в 5 лет, в 8 лет, в 11 лет)

13.Рефлексия

-А сейчас давайте вернёмся к эпиграфу. 4 слайд

Верно ли подметил Заболоцкий, что мы не одни в этом мире, не одиноки. И поддержка других, их понимание и внимание нам очень важно и нужно.

13 Эпилог

-А теперь вспомним слова о душе ребёнка и о скрипке. Папа испытывает чувство вины, потому что по его вине надорвались душевные струны Дениски, а чувство , которое испытал Дениска останется у него на всю жизнь, и , конечно же, боль от первой несостоявшейся любви …

13.Д/з: Нарисовать рисунок к рассказу, подобрать к нему отрывок из текста.

  1. Методика преподавания курса "Твоя профессиональная карьера" Год издания 1997 Издательство Просвещение Арефьев И. П

    Документ
    К. Основы безопасности жизнедеятельности Год издания 1 Издательство Просвещение Методика преподавания курса "Твоя профессиональная карьера" Год издания 1997 Издательство Просвещение Арефьев И.
  2. Наступают апокалипсические дни. Одно за другим сбываются грозные пророчества: железной пятой на мир наваливается предсказанная система глаболизации; наша высшая

    Документ
    Наступают апокалипсические дни. Одно за другим сбываются грозные пророчества: железной пятой на мир наваливается предсказанная система глаболизации; наша высшая церковная иерархия,
  3. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
  4. Курс на «коренизацию» кадров 53 Евреи и большевистский режим

    Решение
    Антисемитизм — это не еврейская проблема. Это—наша проблема. Поскольку мы еще не стали его жертвами — да, мы тоже — мы, должно быть, поистине слепы, если не видим, что это наше дело, как никакое другое.
  5. Оригинал находится на сайте

    Документ
    На очень холодной площади в декабре месяце тысяча восемьсот двадцать пятого года перестали существовать люди двадцатых годов с их прыгающей походкой. Время вдруг переломилось; раздался хруст костей у Михайловского манежа - восставшие
  6. Т Родоса, когда налетел шторм. Подхваченные течением, они в конце концов оказались на почти необитаемом скалистом острове Антикитира, расположенном северо-запад

    Документ
    На Пасху 1900 г. группа греческих ловцов губок возвращалась из своих традиционных мест промысла в Северной Африке домой на остров Сими, находящийся неподалеку от Родоса, когда налетел шторм.
  7. Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, эк (16)

    Книга
    MK0706b001at Аземша А.Н. Большая хрестоматия любимых русских сказок Пер. 368 стр., 2007 год, (978-5-17-039561-3), издательство АСТ, Москва. . В нашей книге собраны все самые лучшие, самые любимые детьми русские народные сказки.
  8. В 1973 г на городском туре московской лит олимпиады среди других заданий ученикам VIII, IX и Xклассов была предложена тема: “Какое произв-ие совр лит-ры мн

    Документ
    «В 1973 г. на городском туре московской лит. олимпиады среди других заданий ученикам VIII, IX и X классов была предложена тема: “Какое произв-ие совр.
  9. Дор-Баглир ап Аменго. Звучное имя но что в нем толку для изгнанника? Тем более для ссыльного в совершенно чужой мир. Мир, из которого невозможно вернуться

    Документ
    Дор-Баглир ап Аменго. Звучное имя - но что в нем толку для изгнанника? Тем более для ссыльного в совершенно чужой мир. Мир, из которого невозможно вернуться.

Другие похожие документы..