Литература для самостоятельной работы 20
Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ 10
Глава 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, ЕЕ ВЫДЕЛЕНИЕ В ОСОБУЮ ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
1. Социально-экономические потребности общества в подготовке подрастающих поколений к жизни как объективная предпосылка возникновения и развития педагогической теории 10
2. Вычленение педагогики в особую отрасль научного знания и её виднейшие деятели 13
3. Влияние политики и идеологии общества на развитие педагогической теории 16
4. Предмет педагогики и важнейшие проблемы ее исследования 20
Литература для самостоятельной работы 21
Глава 2. РОЛЬ МЕТОЛОЛОГИИ, СВЯЗИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПЕДАГОГИКИ 21
1. Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической теории 21
2. Связь педагогики с другими науками и использование их идей о развитии человека и воспитании 23
3. Развитие методов исследования как условие совершенствования педагогической теории 24
4. Дифференциация педагогики на отдельные научные дисциплины и расширение границ ее исследования 28
5. Педагогика как теоретическая наука и педагогическая деятельность как искусство 29
Литература для самостоятельной работы 30
Глава 3. РАЗРАБОТКА В ПЕДАГОГИКЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ И ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ 31
1. Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и методических основ воспитания 31
2. Абстрактно-философский подход к определению целей воспитания в различные периоды развития общества 32
3. Социально-экономическая обусловленность одностороннего воспитания в эпохи домашинного производства и зарождение идеи о всестороннем развитии личности 33
4. Развитие машинного производства и возникновение объективных предпосылок, обусловливающих необходимость всестороннего и гармоничного развития личности 34
5. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его составные части 36
6. Конкретизация в педагогике содержания воспитания всесторонне и гармонично развитой личности 38
7. Реализация целевых установок в практической работе школы и учителя 39
Литература для самостоятельной работы 40
Глава 4. ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ, ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 40
1. О разработке в педагогике проблемы развития и воспитания личности. Понятия: личность, ее развитие и формирование 40
2. Анализ преформистских теорий развития личности 43
3. Идеи прогрессивных мыслителей прошлого о развитии личности 47
4. Научная трактовка проблемы об основных факторах развития личности 48
5. Роль активности самой личности в собственном развитии. Внешние и внутренние факторы развития личности. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания 50
Литература для самостоятельной работы 52
Глава 5. СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ЕГО ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ 53
1. Воспитание как специально организованный и сознательно осуществляемый педагогический процесс 53
2. Направленность воспитания на овладение личностью общественным опытом как его глубинная сущностная характеристика 54
3. Понятие воспитания в широком и узком смысле 56
4. Понятие о закономерностях воспитания 57
5. Общие закономерности воспитания и их психолого-педагогические основы 58
6. Переход закономерностей воспитания в принципы воспитательной работы 64
Литература для самостоятельной работы 65
Глава 6. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ 65
1. Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания личности в педагогике 65
2. Особенности развития и воспитания младших школьников 66
3. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста 69
4. Особенности развития и воспитания старших школьников 72
5. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания 74
Литература для самостоятельной работы 75
Раздел II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА) 76
Глава 7. ОБУЧЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ И ЕГО ИССЛЕДОВАНИЕ В ДИДАКТИКЕ 76
1. Понятие о дидактике и ее исследование в педагогике 76
2. Сущность образования как отражение единства развивающей и воспитательно-формирующей функций обучения 76
3. Важнейшие проблемы, которые разрабатывает дидактика 77
4. Выделение из дидактики частных методик и ее влияние на их развитие 78
Литература для самостоятельной работы 78
Глава 8. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 79
1. Понятие «содержание образования» и необходимость разработки его научных основ 79
2. Важнейшие объективные и субъективные факторы, влияющие на разработку содержания образования 79
3. Теории формального и материального образования и их односторонность 80
4. Разработка в педагогике научных основ определения содержания образования и его совершенствования 82
Литература для самостоятельной работы 87
Глава 9. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ЕГО ЗАДАЧИ И ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА 87
1. Сущность обучения как педагогического процесса и его задачи. Понятия: «знание», «умение», «навык», «способности» 87
2. Внутренняя структура процесса обучения и отражение в ней характера учебно-познавательной деятельности учащихся 89
3. Определение целевого компонента обучения 90
4. Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения. Понятие о движущих силах учения 91
5. Определение содержания учебных занятий 92
6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом (операционно-деятельностный компонент обучения) 93
7. Придание процессу обучения эмоционально-волевого характера 100
8. Регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности 101
9. Оценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом 101
10. Развитие учащихся в процессе обучения 102
11. Воспитание в процессе обучения 103
Литература для самостоятельной работы 104
Глава 10. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ 104
1. Закономерности обучения, присущие ему как органической части воспитания (в широком смысле) 104
2. Специфические закономерности обучения 105
3. Принципы обучения 111
Литература для самостоятельной работы 112
Глава 11. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 112
1. Понятие о методах и приемах обучения. Проблема классификации методов обучения 112
2. Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала 114
3. Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником 120
4. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные занятия 122
5. Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике: упражнения, лабораторные работы 127
6. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за учебной работой учащихся; устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный; выставление поурочного балла; контрольные работы, проверка домашних работ; программированный контроль, тестирование 130
7. Критерии оценки успеваемости учащихся 133
Литература для самостоятельной работы 135
Глава 12. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ РАЗВИТИЕ В ДИДАКТИКЕ. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 135
1. Понятие о формах организации (организационных формах) обучения. Соотношение между формами организации обучения и его методами 135
2. Краткие сведения о развитии организационных форм учебной работы в школе 136
3. Важнейшие формы организации учебной работы в школе 138
4. Урок как основная форма организации учебной работы. Классификация уроков. Нестандартные, инновационные формы урочных занятий 138
Литература для самостоятельной работы 139
Глава 13. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ 139
1. Смешанные, или комбинированные, уроки 139
2. Уроки изложения нового материала учителем 152
3. Уроки закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков 152
4. Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала 153
5. Уроки-семинары. Уроки-конференции 154
6. Поиски инновационных форм урочных занятий 155
7. Уроки проверки и оценки знаний 156
8. Индивидуальная работа с учащимися на уроках 156
9. Развитие и воспитание учащихся на уроках 157
Литература для самостоятельной работы 158
Глава 14. ДРУГИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 158
1. Учебные экскурсии 158
2. Факультативные занятия 160
3. Формы внеклассной учебной работы 161
Литература для самостоятельной работы 162
Глава 15. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 162
1. Компьютер как орудие деятельности человека 162
2. Основные проблемы компьютеризации обучения 163
3. Содержание компьютерного обучения 167
Литература для самостоятельной работы 169
Глава 16. ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ 169
1. Сущность домашней учебной работы школьников и ее роль в овладении знаниями 169
2. Основные недостатки домашней учебной работы школьников 170
3. Правила домашней учебной работы школьников 171
4. Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы 174
Литература для самостоятельной работы 177
Раздел III. Теоретические и методические основы воспитания 177
Глава 17. ВОСПИТАНИЕ ОТНОШЕНИЙ КАК ПРОЦЕСС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ И ЕГО ИССЛЕДОВАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ 178
1. Специфика воспитания в отличие от процесса обучения и необходимость разработки его теоретических основ. Формирование отношений как важнейшая задача воспитания 178
2. Содержание отношений, которые необходимо формировать в системе всестороннего развития личности 180
3. Сущность отношений как предмета воспитания и их переход в личностные качества. Структура личностного качества и ее значение для процесса воспитания 180
4. Интегративный и целостный характер формирования личностных качеств. Явление генерализации при формировании личностных качеств 182
5. Реализация общих закономерностей воспитания в процессе формирования отношений (личностных качеств) 183
Глава 18. ОБЩИЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ 183
1. Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания 183
2. Утверждение в педагогике гуманного подхода к воспитанию учащихся и преодоление методов авторитаризма 185
3. Убеждение как важнейший метод воспитания 187
4. Метод положительного примера 188
5. Метод упражнений (приучения) 189
6. Методы одобрения и осуждения 192
7. Методы требования и контроля за поведением. Метод переключения. Комплексное использование методов воспитания 194
Литература для самостоятельной работы 195
Глава 19. ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА И УСИЛЕНИЕ ЕГО ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ 195
1. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания 195
2. Понятие о воспитательном коллективе и основные стадии его развития 197
3. Структура воспитательного коллектива в школе 198
4. Важнейшие средства и методические основы воспитания ученического коллектива 199
5. Предъявление требований к учащимся как фактор создания и воспитания коллектива 200
6. Организация ученического самоуправления и воспитание актива 201
7. Закон развития (движения) коллектива 202
8. Формирование в коллективе здорового общественного мнения 203
9. Накопление и развитие положительных традиций совместной деятельности учащихся 204
Литература для самостоятельной работы 20 (1)
Литература1. Социально-экономические потребности общества в подготовке подрастающих поколений к жизни как объективная предпосылка возникновения и развития педагогической теории 10Литература для самостоятельной работы Обязательная Литература Всемирная история. Учебник для вузов
ЛитератураКазань, 190 . Гордон А.В. Новое время как тип цивилизации: научно-аналитический обзор. М. 199 . История Европы. В 5 т. М. 1988- .Литература для самостоятельной работы 21
ЛитератураГлава 3. РАЗРАБОТКА В ПЕДАГОГИКЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ И ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ 31Задачи 20. 11. 09 23. 11. 09 Трусова Е. Л. История изобразительного искусства задания для самостоятельной работы
ДокументИзучите, выше обозначенную литературу. Проведите анализ информации, сделайте выводы об источниках возникновения товарищество передвижных художественных выставок.Для самостоятельной работы студентов Iкурса всех специальностей и бакалавров
Документvi – принимать (товар) покупать (партии товара) уменьшаться, сокращаться, ослабевать abrufbar – отзываемый, изымаемый, востребованный Absatz (m) – сбыт (товара), реализация, продажа Absatz finden – находить сбыт Absatzsteuer (f) –Самостоятельная работа 20 Основная цель курса «Русский язык и культура речи» выработать у студентов умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в различных речевых ситуациях. После изучения данного курса студент должен
Самостоятельная работаОсновная цель курса «Русский язык и культура речи» – выработать у студентов умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в различных речевых ситуациях.Самостоятельная работа-20 часов
Самостоятельная работаОт студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, обязательное участие в аттестационно - тестовых испытаниях, выполнение заданий преподавателя.Темы курсовых работ Литература для подготовки работ по всем темам: > Алексеев С. С. Общая теория права. Курс в 2 т. М., 1981, 1982. Алексеев С. С. Теория права. М., 1995
ЛитератураОсновы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. акад. О.Е. Кутафина. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2004.Вопросы и задания для самостоятельной работы: Что такое групповая психотерапия (консультирование)?
ДокументОсновное содержание, цели и виды групповой психотерапии (консультирования). Терапевтические факторы группового воздействия. Этапы групповой психотерапии.