«Социальная психология»

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

FIFTH EDITION

Social Psychology

David G. Myers

McGRAW-HILL, INC.

New York St. Louis San Francisco Auckland Bogota

Caracas Lisbon London Madrid Mexim

NewDe,hi Paris San Juan Singapore SyXy Tokyo ToronTo

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов

и аспирантов психологических факультетов,

а также слушателей курсов психологических

дисциплин на гуманитарных факультетах

ВУЗов РФ

Санкт-Петербург

Москва • Харьков • Минск 1997

Дэвид Майерс

Давид Майерс Социальная психология

Перевели с английского В. Гаврилов, С. Шпак, С. Меленевская, Д. Викторова

Главный редактор В. Усманов

Заведующий редакцией М. Чураков

Научный редактор А. Свенцицкий

Литературные редакторы М. Шахтарина,

В. Рыжков, В. Попов

Художественные редакторы П. Кудряшов, С. Лебедев

Художник А. Суворов

Корректоры Л. Конорова, Е. Рогозина

Оригинал-макет подготовила М. Шахтарина

ББК 88.5 УДК 159.9:301 Майерс Д.

М14 Социальная психология/Перев. с англ. — СПб.: Питер, 1997. — 688 с: ил. ISBN 5-88782-141-8

Учебник Дэвида Майерса «Социальная психология» воспитал не одно поколение американских студентов. Пятое издание этого фундаментального труда появилось в США в 1996 году. Живой язык автора, обзор широкого спектра теорий и гипотез, разнообразие экспериментов — все это привлечет внимание не только студентов гуманитарных факультетов, но, безусловно, заинтересует психологов, социологов, философов.

© 1996,1993,1990,1987,1983 by The McGraw-Hill Companies, Inc. All rights reserved.

© Перевод на русский язык С. Меленевская, В. Гаврилов, Д. Викторова,

С. Шпак, 1996.

© Обложка, издательство «Питер Пресс», 1997.

Published by arrangement with the original publisher, McGraw-Hill, U.S.A.

Подготовлено к печати издательством «Питер Пресс» по лщензионному договору с McGraw-Hill, США.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было срздствами без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-88782-141-8

ISBN 0-07-044377-7 (англ.)

Все упомянутые в данном издании товарные знаки и зарегистрированные товарные знаки принадлежат своим законным владельцам.

Издательство «Питер Пресс». 194044, С.-Петербург, Выборгская наб., 27. Лицензия ЛР № 063798 от 26.12.94.

Подписано в печать 20.10.97. Формат 70Х1О0'/16. Усл. п. л. 55,9. Доп. тираж 10 000 экз. Заказ № 960.

Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный Двор» Государственного комитета РФ по печати.

197110, С.-Петербург, Чкаловский пр., 15.

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ..............................27

в Социальная психология и смежные науки.................................................30

Социальная психология и социология................................................30

Социальная психология и психология личности..................................31

Уровни объяснения...........................................................................31

Резюме ............................................................................................33

■ Социальная психология и человеческие ценности...................................33

Очевидное влияние ценностей............................................................34

Завуалированное влияние ценностей..................................................34

Субъективные аспекты науки.........................................................34

Завуалированные ценности в психологических концепциях.............36

Нельзя соединить «есть» и «должно быть» ....................................38

Резюме ............................................................................................38

■ «Я знал это!»: не является ли социальная психология

аналогом здравого смысла?.........................................................................40

Резюме ............................................................................................46

■ Социальная психология: как это делается.................................................46

Корреляционное исследование: нахождение естественных связей..........46

Противостояние: взаимосвязь — причинность ................................47

Опрос..........................................................................................49

Нерепрезентативные выборки....................................................50

Последовательность вопросов ....................................................51

Право выбора ответа.................................................................52

Формулировка .........................................................................52

Экспериментальное исследование: поиск причины и следствия.............53

Контроль: манипулирование переменными.....................................53

Случайное распределение: великий уравнитель...............................55

Этика экспериментального исследования........................................56

Объяснение и прогноз: использование теорий.....................................58

Из лаборатории — в жизнь...............................................................60

Резюме ............................................................................................60

ЧАСТЬ 1. СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ________________________62

ГЛАВА 2. «Я» В СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ...........................................................64

■ Я-концепция....................................................................................................64

Самопознание...................................................................................67

■ Социальная психология

Объяснение нашего поведения.......................................................67

Прогноз нашего поведения............................................................68

Мудрость и заблуждения самоанализа...........................................69

Я и культура....................................................................................71

Резюме ............................................................................................73

■ Самоэффективность.......................................................................................74

Локус коргтроля................................................................................74

Приобретенная беспомощность — самоопределение............................75

Коллективная эффективность............................................................77

Резюме ............................................................................................79

■ Предрасположение в пользу своего Я.........................................................79

Объяснения позитивных и негативных событий..................................79

Можем ли мы все быть выше среднего?..............................................82

Нереалистичный оптимизм................................................................83

Ложный консенсус и уникальность ....................................................85

Другие тенденции в пользу своего Я..............................................86

Мотивация самоуважения..................................................................88

Размышления о самоэффективности и предрасположении в пользу

своего Я...........................................................................................89

Предрасположение в пользу своего Я как адаптация.......................90

Предрасположение в пользу своего Я как плохая адаптация...........91

Резюме ............................................................................................93

■ Самопрезентация............................................................................................94

Ложная скромность ..........................................................................94

Препятствия, которые мы создаем себе сами........................................95

Управление впечатлениями ...............................................................96

Резюме ............................................................................................98

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ И СУЖДЕНИЯ.......................,........99

■ Интерпретация других..................................................................................100

Кому приписать причину: человеку или ситуации............................. 100

Предполагаемые черты................................................................ 102

Атрибуции здравого смысла........................................................ 103

Интеграция информации............................................................. 104

Почему мы изучаем ошибки атрибуции............................................. 104

Фундаментальная ошибка атрибуции............................................... 105

Фундаментальная ошибка атрибуции в повседневной жизни..........107

Почему мы совершаем ошибку атрибуции?...................................109

Перспектива и ситуационное осознание .................................... 109

Культурные различия .................................................... \\2

Насколько фундаментальной является фундаментальная ошибка атри­буции? ..............................'............................................................. \\2

Резюме ................................................................. \ •] 5

■ Наши суждения о других............................................................................U5

Интуиция: наш потенциал внутреннего знания .................................115

Сила интуиции............................................................. j j g

Содержание ш

Границы интуиции...................................................................... 117

Конструирование интерпретаций и воспоминаний..............................118

Восприятие и интерпретация событий..........................................119

Стойкость убеждений ................................................................. 122

Конструирование воспоминаний ..................................................123

Реконструирование прошлых установок ................................... 124

Реконструирование прошлого поведения...................................126

Реконструкция прежнего опыта ............................................... 127

Самонадеянность в суждениях.........................................................128

Лекарство от самонадеянности .................................................... 131

Эвристика...................................................................................... 132

Эвристика репрезентативности.................................................... 132

Игнорирование базовой оценочной информации ...........................133

Доступность эвристики ............................................................... 134

Иллюзорное мышление................................................................... 136

Иллюзорная взаимосвязь............................................................ 136

Иллюзия контроля..................................................................... 138

Азартные игры ....................................................................... 138

Возврат к среднему................................................................. 138

Настроение и суждения................................................................... 140

Резюме .......................................................................................... 142

■ Убеждения самореализации........................................................................143

Ожидания преподавателя и поведение студента ................................144

Что мы ждем от других, то и получаем ............................................. 145

Резюме .......................................................................................... 147

  1. Социальная психология лапчинская И. В. Вопросы к зачету

    Документ
    Природа общественных отношений. Социальная психология как наука. Предмет и объект социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии на современном этапе: задачи, связанные с экономической реформой и социальными
  2. Социальная психология (Симоненко С. И., Воронин.) и Психология (Крысько)

    Документ
    Для того, чтобы понять, что предшествует развертыванию реального действия, необходимо прежде всего проанализировать потребности и мотивы, побуждающие личность к деятельности.
  3. Социальная психология XXI столетия. Т. 1 / Под редакцией Козлова В. В. – Ярославль, 2005 316с (1)

    Документ
    Этот Конгресс, да и сборник, который предваряет статья, посвящен 70-летию выдающегося ученого нашего времени - доктору психологических наук, профессору Виктору Васильевичу Новикову.
  4. Социальная психология XXI столетия. Т. 1 / Под редакцией Козлова В. В. – Ярославль, 2005 316с (2)

    Документ
    Человек, рождаясь, не выбирает ни Время, ни Отечество, в которых он потом живет и творит. Но каждый человек, в конце - концов, самостоятельно строит собственную судьбу в том времени и пространстве, которые дарованы ему природой.
  5. Социальная психология юнита 1

    Документ
    Важнейшей характеристикой жизнедеятельности людей является то, что она протекает в форме социального взаимодействия. Социальное взаимодействие людей побуждается индивидуальными, групповыми и общественными потребностями.
  6. Социальная психология (1)

    Документ
    Социальная психология - это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включённостью их в социальные общности, а также психологические
  7. Социальная психология (2)

    Документ
    В пособии излагаются основные исторические вехи становления социальной психологии как науки. Выделены основные методы и принципы социально-психологического исследования.
  8. Социальная психология (3)

    Документ
    Социальная психология - это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включённостью их в социальные общности, а также психологические
  9. Социальная психология (4)

    Учебное пособие
    Учебное пособие представляет собой системный курс социальной психологии, изложенный с позиции личностного подхода. Рассматриваются проблемы социального контроля, общения, лидерства и руководства, межгрупповых и внутригрупповых отношений,
  10. Социальная психология (5)

    Программа
    Данная программа и методические рекомендации представляют собой основу современного изучения курса «Социальная психология». Методические указания адресованы студентам – психологам и предусмотрены в содержании курса.

Другие похожие документы..